Действующая образовательная программа

6B01701 Казахский язык и литература в ГУ им. Шакарима

Дисциплины

  • Возрастная психология и физиология

    Курс позволяет сформировать представление об анатомии и физиологии человека, специфике и особенностях возрастного развития, рассматриваются закономерности высшей нервной деятельности и функциональные особенности нервной системы человека. Формирует у обучающихся системное представление о психическом и физиологическом развитии в онтогенезе, основных закономерностях развития и новообразований возраста, важнейших психических особенностях формирующейся личности ребенка на основе учета психофизиологических норм.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в специальность

    Курс «Введение в специальность» предназначен для студентов, обучающихся по специальности бакалавр 1 курса ОП «Казахский язык и литература». В данном курсе рассматриваются терминология будущей специальности, научные основы специальности «Казахский язык и литература», особенности профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, сферы профессиональной деятельности, общетеоретические проблемы современного казахского языкознания и литературоведения, достижения и проблемы языкознания и казахской литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Формирование ценностей инклюзивного общества

    Дисциплина направлена на развитие у студентов понимания ценностей инклюзии, уважения к многообразию и равенству возможностей и доступа к образованию лиц с ОПП. В ходе изучения курса обучающиеся осваивают принципы инклюзивной практики, анализируют правовые и этические аспекты инклюзии, а также формируют навыки эффективного взаимодействия в мультикультурной-инклюзивной среде. Программа способствует развитию социальной ответственности и толерантности как ключевых профессиональных компетенций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы экономики и предпринимательства

    Дисциплина изучает фундаментальные экономические принципы, рыночные механизмы, формы собственности и закономерности хозяйственной деятельности. Курс охватывает ключевые аспекты спроса и предложения, конкуренции, налогообложения, финансирования, инвестирования и бизнес-планирования. Особое внимание уделяется развитию предпринимательского мышления, анализу рисков и стратегиям управления бизнесом, что помогает сформировать у обучающихся практические навыки ведения бизнеса, принятия экономически обоснованных решений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Введение в литературоведение

    Дисциплина направлена на освоение теоретико-методологических основ литературоведения. В содержании дисциплины рассматриваются основные отрасли и этапы развития литературоведения, а также проблемы художественного образа и образности, темы и идеи, содержания и формы, сюжета и композиции как структурные компоненты художественного произведения. Обучающиеся, всесторонне изучив природу и особенности художественного произведения, овладевают литературно-теоретическим анализом литературных произведений, у них формируются навыки научного анализа.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Устойчивое развитие, экология и основы безопасности жизнедеятельности

    Данная дисциплина сосредоточена на обучении основам безопасности в различных аспектах жизни, а также на исследовании взаимодействия человека с природой. Она охватывает проблемы охраны окружающей среды и включает в себя навыки оценки и разработки стратегий для решения глобальных экологических и социальных вызовов. В рамках курса рассматриваются вопросы безопасности водных ресурсов, качества воздуха, деградации земель, продовольственной безопасности, а также природных и техногенных катастроф, вызванных человеческой деятельностью, и методов защиты от них в контексте целей устойчивого развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины направлена на формирование у студентов базовых знаний и практических навыков управления личными финансами. В рамках курса изучаются ключевые экономические понятия, принципы рационального бюджетирования, инвестирования, сбережений и защиты от финансовых рисков. Особое внимание уделяется вопросам кредитования, инвестирования, финансовых услуг. Освоение курса поможет студентам принимать обоснованные финансовые решения, избежать долговые ловушки, финансовые пирамиды и эффективно управлять своими средствами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы права и антикоррупционной культуры

    Цель дисциплины - изучение ключевых правовых понятий , принципов и норм, механизмов защиты прав граждан, а также формирование антикоррупционного сознания в обществе с целью предупреждения правонарушений. Курс включает анализ законодательства, механизм борьбы с коррупцией и этических стандартов. Основное внимание уделяется развитию правовой грамотности и пониманию роли каждого гражданина в поддержании правопорядка и справедливости.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Введение в языкознание

    Курс «Введение в языкознание» излагает основные проблемы о языке и тем языкознания, к которым относятся такие лингвистические проблемы, как язык и общество, язык и мышление, взаимодействие языка и закономерности их развития и т. п. Этот курс дает студентам первые сведения о языкознании как науке и его связях с другими науками, о происхождении и сущности языка, особенностях его структуры.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Педагогика

    Содержание дисциплины направлено на формирование у обучающихся целостного представления о теоретико – методологических основах педагогической науки и сущности профессионально – педагогической деятельности. Изучение курса позволяет сформировать необходимые знания о содержании, принципах, формах и методах организации целостного педагогического процесса в образовательной среде. Изучение курса формирует у обучающихся необходимые компетенции, для успешной реализации современных подходов в обучении и преподавании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская народная устная литература

    Дисциплина направлена на углубленное изучение устного творчества, социального и культурного значения, традиционного фольклора, жанров, видов казахского народа. Кроме того, будут проанализированы основы и особенности казахской устной литературы, объяснены методы и приемы ее изучения. Будут рассмотрены и проанализированы современные фольклорные тенденции, мемы, интернет-легенды и влияние новых медиа, жанры и виды современного фольклора.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инклюзивное образование

    Обучающиеся, изучающие данную дисциплину, получат знания о принципах и методических основах инклюзивного образования. Формируется представление о новых технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, знакомство с нормативно- правовыми документами об инклюзивном образовании, владение компетенциями организации и управления в области инклюзивной практики. Обучающиеся получат представление о моделях психолого-педагогического сопровождения детей с ограничением здоровья в образовательных организациях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Фунциональная фонетика

    Предмет направлен решать задачи прикладного обучения, описывать функции языковых единиц, фонетических уровней казахского языка, определять, основана ли фонетика на произношении слов, определять произношение и написание слов, употребимость звуков, их появление в повседневном общении, их значение и характер. Рассматриваемые вопросы: звуки языка, слоговая структура слов, звукосочетания, слоги, ударение, интонация, артикуляционные и акустические особенности произношения, правописания и орфоэпические нормы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Семасиология казахского языка и основы его преподавания

    Предмет направлен на исследование семасиологической характеристики современной лексической системы казахского языка, особенностей словарного состава. А так же рассмотривает значений слов, семантических связей между элементами слова, макро- и микрокомпонентов структуры значения, а также закономерностей развития типов значений слов. Вопросы для рассмотрения: макро- и микрокомпоненты значения слова, полисемия, способы изменения значения слова, типы значения слова, семантическое поле, связь со школьной программой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История фольклора

    Дисциплина дает обучающимся глубокие знания о происхождении устной литературы населения, процессе ее развития, жанровых видах и их роли в общественной и культурной жизни. Направлен на изучение основных элементов духовного наследия народа и раскрытие его исторических, социально-эстетических аспектов. Рассматриваются вопросы изучения фольклористики, связи между историей фольклора и письменной литературой, основы знаний об истории казахского народного фольклора, диалектологии, этнографии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахский фольклор и основы его преподавания

    Формировать теоретические знания об истории казахского фольклора и науке фольклористики, ее изучении, поэтике традиционного фольклора, идейно-эстетических ценностях фольклорного наследия, современном представлении и использовании фольклорного наследия, направленные на совершенствование навыков его применения на практике. Всесторонне анализируются и рассматриваются вопросы социальной значимости, особенности фольклора, взаимосвязи фольклорной и письменной литературы, виды народной литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексикология и фразеология современного казахского языка

    Предмет направлен на изучение актуальных вопросов лексикологии и фразеологии современного казахского языка, слов и понятий, значения и его видов, способов развития значений слов, семантических изменений слов, происхождения слов, способов пополнения и развития словарного запаса, характера употребления слов в языке, их экспрессивно-стилистического значения, особенности фразеологизмов. Рассматриваемые вопросы: слово, понятие, значение, семантические изменения слов, происхождение слов, пути формирования и развития лексики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные тенденции в системе среднего образования

    Предмет посвящен рассмотретнию вопросов обновления философии и методологии образования, а также анализу метода создания образовательного контента. Рассматриваемые вопросы: обновление образовательной системы, особенности обновленного содержания образования, структура, содержание и цели обновленной образовательной программы, система критериального оценивания, иерархия образовательных целей по таксономии Блума, междисциплинарная коммуникация, исследование уроков, критическое мышление, функциональная грамотность, совместное обучение, цифровые технологии в образовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фонетика современного казахского языка

    Предмет направлен на получение базовых теоретических знаний по изучению звуковой системы современного казахского языка, состава и особенностей звуков языка, закона сингармонизма, слога, ударения, перехода, интонации, а также освоение фонетического анализа. Рассматриваемые вопросы: звуковой строй казахского языка, звукообразование, закономерности фонетического развития казахского языка, проблемы орфоэпии и орфографии, значение, взаимосвязь и место речи и письма в языке.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фонология казахского языка и основы его преподавания

    Предмет направлен на изучение проблем фонологии в казахском языкознании, фонологических закономерностей, закономерностей развития языковых элементов, входящих в состав звуков языка, слоговой структуры слов, звукосочетаний, слогов, ударения, просодии слова, интонации, просодической фонологии, связи со школьной программой. Рассматриваемые вопросы: звук, буква, фонема, фонологические закономерности, функция фонологических закономерностей, фонологические особенности казахского языка, просодия слова, слоговая структура слова, звукосочетания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фунциональная лексикология

    Предмет описывает проблемы прикладного обучения, особенности, вытекающие из характера употребления слов в языке, стилистические типы, экспрессивно-стилистические характеристики, часто употребляемые (активные) или редко употребляемые (пассивные) группы слов, а также функции языковых единиц лексических уровней казахского языка. Рассматриваемые вопросы: Проблемы семантизации лексического значения, определение функционально-семантических признаков лексем, типы группировки лексических единиц, функционально-семантическое поле, функционально-коммуникативный парадигмы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Система морфем казахского языка и основы его преподавания

    Дисциплина направлена на ознакомление с теоретическими основами, научными выводами о сложном понятии - морфемах в казахском языке и рассмотрение системы его преподавания. Рассматриваемые вопросы: система морфов в языке, ее лексико-грамматический характер, семантические особенности и функции, морфонология морфов, грамматическое значение, нулевая форма, анатитические единицы и отражение в школьной программе системы морфем, основы ее преподавания, методы практического закрепления теоретических знаний.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Тюркское литературное наследие и казахский эпос

    Дисциплина направлена на изучение богатого литературного наследия тюркских народов и истории становления и развития казахского эпоса. В курсе рассматриваются образцы письменной и устной литературы начальных периодов тюркской литературы, а также художественные особенности, тематическое содержание казахского эпоса. В ходе изучения дисциплины обучающийся овладевает теоретическим анализом литературных произведений, у него формируются навыки применения полученных теоретических знаний на практике.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Словообразование и морфология современного казахского языка

    Дисциплина рассматривает вопросы, словообразования и морфологического строения современного казахского языка, исследование, теоретические основы морфологического строения слов, основные грамматические понятия, словообразовательную систему языка, словообразовательную способность слов, лексическое и грамматическое значение и части речи. По окончании изучения содержания дисциплины студентом приобретаются навыки словообразовательного и морфемного разбора, морфологического анализа самостоятельных и служебных частей речи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Функциональная грамматика

    Дисциплина направлена на изучение основных понятий, методов и приемов функциональной грамматики и сопоставление с традиционной грамматикой. Рассматриваемые вопросы: научное описание функциональной грамматики, исслевания в общей лингвистике, термин функция, основные принципы и методы функционального изучения грамматики в казахской лингвистике, теория поля в лингвистике, функционально-семантические категории, аспектно-семантическая категория, взаимосвязь и особенности функциональной грамматики и структурной грамматики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Литература ханской эпохи и основы его преподавания

    Дисциплина направлена на изучение формирования и художественной системы жырауской традиции в казахской литературе XV–XVIII веков. Жанровые, стилевые, идейные особенности и историко-философское содержание поэзии жырау рассматриваются в преемственности с мировоззрением народа. Тексты песен анализируются как представители устной традиции и эпической культуры, в творчестве жырау широко рассматриваются социально-политические проблемы, вопросы героизма, единства страны и справедливости.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Поэзия жырау в казахской литературе

    Изучение формирования и художественной системы жырауских традиций в казахской литературе XV-XVIII веков позволяет раскрыть глубокие и многогранные черты казахской поэзии. Поэзия жырау поднимает исторические и социальные проблемы своей эпохи и определяет духовное мировоззрение народа. Псалмы часто составляют важную часть устной традиции и эпической культуры, затрагивая такие темы, как социальная несправедливость, героизм, единство страны. Многие из этих творческих художественных подходов широко рассматриваются и анализируются.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Литература древней эпохи и основы его преподавания

    Дисциплина предназначена для ознакомления с истоками древнетюркской литературы и методами ее преподавания в школьной программе. Содержание дисциплины охватывает все, от записей древних сакских, гуннских племен до древнетюркских письменных памятников VI-XIV веков, литературного наследия огузо-кипчакского периода, литературных образцов исламского периода и литературных и исторических произведений периода Золотой Орды. Рассматриваются пути освоения литературы данного периода в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Литература древней эпохи

    Дисциплина направлена на изучение этапов развития тюркской письменной литературы в период с VI по XIV века, начиная с письменных рисунков саков и гуннов. В содержании дисциплины рассматриваются древнетюркские письменные памятники, литературное наследие огузо-кыпчакской эпохи, литература исламской эпохи, а также литературные и исторические произведения, написанные в период Золотой Орды. Исследуя культуру и литературу древнетюркских народов, их духовное наследие, изучает преемственность между древней историей и культурой кочевников.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература ХV-ХVІІІ веков

    Дисциплина направлена на анализ историко-литературного развития процесса ХV-XVIII вв, жырауской поэзии и устной традиции, их жанровой специфики и поэтической структуры. Рассматривается место эпических и исторических произведений в национальной литературе авторского фольклора и национального идентификация художественные элементы. В рамках дисциплины анализируются национальное сознание, мировоззрение, ритуальные проявления и историческое, социальное, философское значение литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мир Абая

    Дисциплина направлена на изучение исторических фактов, философско-художественных основ произведений Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, формирующие мировоззренческие и эстетические ценности, умение студента выражать свое мнение, практические навыки и восприятие таких человеческих качеств, как нравственность, честность, художественный характер. Определяется гениальность писателей казахской литературы и роль М. Ауэзова в изучении и популяризации наследия Абая, значение его произведений для истории, литературы и науки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Казахская литература XIX века

    Дисциплина направлена на системное изучение исторического развития казахской литературы XIX века, становления просветительских, демократических и реалистических направлений. Рассматриваются творчество Шокана, Абая, Ибрая, поэты эпохи «зар заман», традиция айтыса и обновление поэтического языка в историко-культурном контексте. Особое внимание уделяется авторскому стилю и литературной эволюции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания казахской литературы

    Дисциплина направлена на обучение будущих учителей художественной литературе и развитие творческих способностей обучающихся. В ходе дисциплины изучается эффективные методы и приемы, современные цифровые технологии, инновационные методики. Также рассматриваются пути анализа художественного текста по жанровой, тематической специфике, структура урока, стратегии обучения и система оценивания. Данный предмет служит основой для повышения профессионального мастерства учителя, качественной организации учебного процесса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инновационные методы обучения казахской литературе

    Дисциплина направлена на овладение инновационными технологиями и эффективными методами обучения литературным произведениям, отвечающими современным образовательным требованиям. В содержании дисциплины рассматриваются технологии использования цифровых ресурсов и платформ, интерактивного обучения, проектного, дифференцированного, уровневого обучения. Также будут освоены методы развития навыков литературного анализа, познавательного интереса, творческих способностей, критического, исследовательского мышления учащихся. Служит основой для повышения профессионального мастерства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литература Алаш и основы его преподавания

    Дисциплина посвящена рассмотрению идейно-эстетического, общественно-политического содержания казахской литературы периода движения Алаш, ее места в литературном развитии и творческого наследия писателей Алаш. Содержание дисциплины включает общественную, просветительскую и литературную деятельность алашской интеллигенции, способствовавшую пробуждению национального сознания в начале ХХ века, тематические особенности их произведений, художественный характер и историческое значение. Рассматриваются научно-методические основы преподавания Алашской литературы в школе, способы работы с художественным текстом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Функциональный синтаксис

    Дисциплина направлена на представление научно-теоретической информации по функциональному синтаксису в казахском языкознании. Рассматриваемые вопросы: предмет и основные единицы функционального синтаксиса; лингвистико-функциональная природа синтаксиса речи; внеязыковая природа речевого акта; коммуникативная природа изолированных слов (междометия, обращение, вставные конструкций); речь и текст; обзор истории изучения функционального синтаксиса в общем языкознании и казахском языкознании.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория и технология обучения казахской литературе

    Курс направлен на профессиональную подготовку будущих учителей казахского языка и литературы. В содержании дисциплины преподаются научно-теоретические основы, методы и приемы эффективного обучения и анализа художественных произведений в школьной программе, современные, цифровые образовательные технологии. Обучающиеся осваивают способы планирования структуры урока, систематизации целей обучения, развития творческих способностей, повышения их интереса и эффективного применения видов оценивания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания казахского языка

    Предмет направлен на выявление методологических и теоретических основ методики преподавания казахского языка, анализ научных результатов и методических выводов. Рассматриваемые вопросы: история и этапы развития методики преподавания казахского языка, методы и принципы преподавания языка, методика преподавания фонетики казахского языка, грамматики и лексики, методика преподавания норм орфографии и пунктуации, эффективное использование интерактивных методов, онлайн-ресурсов и мобильных приложений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Синтаксис словосочетания и простого предложения в современном казахском языке

    Дисциплина направлена на усвоения теоретических сведений об основных признаках предложения, способов и видов сочетания слов в предложении, членов предложения и о семантических, структурных особенностях словосочетаний и простых предложений, а также направлено на развитие навыков выполнения практических заданий. Рассматриваемые вопросы: понятия синтаксической связи и синтаксического отношения; словосочетание; члены предложения; понятие о семантическом треугольнике; семантические и структурные виды простых предложений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика формирования функциональной грамотности по казахскому языку

    Дисциплина направлена на рассмотрение теоретических и практических основ методики формирования функциональной грамотности обучающихся по казахскому языку. Рассматриваемые вопросы: теоретические и практические основы формирования функциональной грамотности по казахскому языку, функционально-коммуникативная грамматика казахского языка, эффективная система организации качественного обучения казахскому языку, работа с текстом: анализ, методы правильного восприятия информации и ее эффективного использования, навыки когнитивного и творческого мышления, коммуникативная функция языка.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература І половины ХХ в.

    Дисциплина посвящена всестороннему рассмотрению этапов развития казахской литературы I половины ХХ века, направлений и течений в литературном процессе, а также творческого наследия представителей литературы. Содержание дисциплины 1900-1950 гг. включает литературное наследие поэтов и писателей, идейно-политические направления и художественный характер их произведений. Проводится анализ их литературной деятельности и произведений. Также дифференцируются особенности развития и тематическое, идейное содержание жанров поэзии, прозы, драматургии того периода.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литература колониального периода и основы ее преподавания

    Дисциплина направлена на изучение идейного содержания, стилистических особенностей и эстетических традиций в поэзии поэтов периода «Зар заман». Анализируется связь литературы с общественно-историческим контекстом, поднимаются вопросы национального сознания, судьбы и свободы. Рассматриваются произведения Актамберды, Дулата, Мурата, Шортанбая и Абубакира. Через произведения этих поэтов отражаются духовные поиски и общественные размышления того времени. Анализируется изучение произведении поэтов по школьной программе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Синтаксис простых и осложненных предложений и основы его преподавания

    Дисциплина направлена на изложение теоретической информации об основных признаках предложения, о семантико-структурных особенностях и видах простых и осложненных предложений, о роли членов предложения в формировании предложения и на основы преподавания предложении. Рассматриваемые вопросы: коммуникативная функция предложения; смысловой и структурный аспект предложения; смысло-структурные типы простых, осложненных предложений; отражение простых и осложненных предложений в школьной программе и методы их обучения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика развития языковых навыков

    Предмет направлен на анализ теоретических основ развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма и представление методологии использования практических методов и стратегий. Рассматриваемые вопросы: теоретические основы языковых теоретические основы языковых навыков, методы, виды развития навыков аудирования, говорения, чтения, письма, стратегии развития разговорных навыков, приемы и методы обучения, задания на развитие письменной речи, развитие языковых навыков с помощью цифровых ресурсов, мобильных приложений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахское языкознание и страноведение

    Дисциплина формирует представление о казахском языкознании и страноведении, дает знания и навыки, необходимые для обучения казахскому языку представителям других национальностей. В ходе изучения дисциплины предусматривается языковое представление литературно-исторического наследия, профессии, быта, обычаев казахского народа, которая отражает духовную и материальную культуру страны. Формируются навыки общения на казахском языке в различных средах, развиваются познавательные умения

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История становления казахской письменной литературы

    Дисциплина посвящена анализу художественной системы Абая, его философско-эстетических взглядов и места в литературной традиции. Тематические, стилевые и нравственные аспекты его поэзии и прозы рассматриваются в историко-культурном контексте. Особое внимание уделяется влиянию Абая на развитие казахской литературы и его феномену как национального мыслителя. Анализируется значение поэзии и философии Абая в литературе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Сопоставительная грамматика казахского и русского языков

    Дисциплина является важным предметом, необходимым для освоения государственного языка в школах с неказахским языком обучения. Дисциплина направлена на предоставление сопоставительных сведений о грамматическом строении, фонетической системе казахского и русского языков. В ходе урока будут рассмотрены генетические проблемы языка, направления развития сравнительного языкознания, сходства и различия в фонологической, морфологической, синтаксической системах, сравнение, анализ казахских эквивалентов слов-терминов в русском языке с оригиналами.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература начала ХХ в.

    Дисциплина посвящена всестороннему рассмотрению историко-социальной ситуации начала ХХ века, особенностей литературного развития и творчества писателей этого периода. Содержание дисциплины включает пробуждение национального сознания в первые десятилетия ХХ века, отражение идей Просвещения в литературе, а также особенности развития жанров поэзии, прозы, публицистики этого периода. творческое наследие представителей этого периода и их вклад в развитие национальной литературы составляют основную основу дисциплины.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психолингвистические основы обучения казахскому языку

    Предмет анализирует психологические и лингвистические аспекты, психолингвистические теории в процессе обучения казахскому языку и направлен на совершенствование методики преподавания. Рассматриваемые вопросы: психологические основы изучения языка, психологические механизмы процесса изучения языка, психологические особенности изучающего языка, особенности развития языковых способностей, связь между развитием личности и изучением языка, когнитивный процесс при изучении языка, психолингвистические аспекты языковых навыков, эффективные методы обучения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература советского периода и его основы преподавания

    Предмет направлен на системное исследование процессов поэтического возрождения в казахской литературе в период с советского времени, ее развитие, национальный дух и художественно-эстетические поиски, средства изображения и стилистические новшества. Рассматриваются гражданская лирика, философская рефлексия, литературные жанры и стилистические новшества (рассказ, новелла, повесть, роман) и т.д. Особенности национального сознания и метафорического мышления анализируются в историко-художественном контексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современная зарубежная литература и перевод

    Предмет направлен на изучение основных течений и направлений современной зарубежной литературы. Он предназначен для того, чтобы студенты могли понимать особенности сравнения современных произведений мировой литературы в оригинале и в переводе. Рассматриваемые вопросы: Межкультурные связи литературных произведений; Роль и значение перевода, различные литературные школы и стили; Трансформация художественного произведения с иностранного языка на казахский.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Искусственный интеллект и IT технологии в обучении казахскому языку и литературе

    Дисциплина направлена на овладение теоретическими и практическими основами использования искусственного интеллекта (AI) и информационно-коммуникационных технологий (технологияларды) в обучении казахскому языку и литературе в современном образовательном пространстве. В содержании дисциплины рассматриваются возможности искусственного интеллекта, цифровые образовательные платформы, интерактивные учебные пособия, мультимедийные ресурсы, электронные учебники и системы онлайн-оценки. Обучающиеся приобретают навыки работы с различными жестовыми инструментами, которые можно использовать на уроке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания казахского языка и литературы в школах с неказахским языком обучения

    Курс направлен на обучение теоретико-методическим основам освоения казахского языка и литературы как второго языка. В содержании рассматриваются формирование языковой среды, обучение коммуникативной направленности, жанрово-тематический анализ художественного текста, описание персонажей, обогащение словарного запаса, развитие навыков литературного восприятия и понимания. Также будут освоены творческие задания, способы эффективного использования интерактивных методов в преподавании казахского языка и литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мировой литературный процесс и основы его преподавания

    Курс направлен на литературный анализ художественных произведений зарубежной литературы и их оценку с критической точки зрения. Он предоставляет студентам возможность понять теории и методологии критики, а также исследовать эволюцию творческих процессов и критического мышления в зарубежной литературе. Рассматриваемые вопросы: Критические направления в зарубежной современной литературе; Творческие методы и направления; Литературная критика и современные критические подходы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Зарубежная литература

    Курс предназначен для изучения основных направлений истории зарубежной литературы и творчества литературных личностей разных исторических периодов. Курс направлен на изучение тематических, стилических и жанровых особенностей зарубежных произведений, а также явлений их художественного подъема и развития. Обсуждаемые вопросы: Основные представители зарубежной литературы, философские направления и идеи; Социальное и культурное влияние литературы на общество; Взаимосвязь и взаимодействие мировой литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Грамматический разбор

    Дисциплина направлена на изучение и демонстрацию того, что грамматический строй (морфологический и синтаксический) казахского языка представляет собой единую целостную систему. Вопросы для рассмотрения: роль морфологических форм в морфологической системе при образовании синтаксических единиц; систематизация значений и функций морфологических единиц в синтаксических структурах (в словосочетаниях, предложениях, членах предложения, в сложных предложениях); функции конструкций, не входящих в синтаксическую сеть.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература второй половины ХХ века

    Дисциплина направлена на формирование комплексных знаний об этапах исторического развития казахской литературы второй половины ХХ века, её литературных течениях и направлениях, художественных особенностях и идейных поисках. В историко-социальном контексте рассматриваются такие вопросы, как советская идеология, цензура, национальное самосознание, авторская позиция, морально-этические искания, социалистический реализм, литературные жанры и стилевые новации (новелла, повесть, роман).

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Интегрированная методика обучения казахскому языку и литературе

    Курс направлен на овладение теоретическими и практическими основами целостного, взаимосвязанного обучения содержанию казахского языка и литературы. В рамках дисциплины рассматриваются методы интеграции языковых и литературных знаний через художественный текст, развития навыков аудирования, речи, чтения, письма, литературно-языкового анализа, разработки творческих заданий, повышения функциональной грамотности и формирования компетенций учащихся через работу с текстом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература 1960-1990-х годов

    Предмет направлен на всесторонний анализ развития и формирования казахской литературы в условиях советской идеологии в 1960-1990 годах, ее литературных направлений, идейно-духовных поисков, художественных особенностей. Рассматриваются социальная функция литературы, гражданская позиция писателей, литературные жанры и стилистические новшества (рассказ, новелла, повесть, роман) и др. Анализируются цензура, социалистический реализм и образ человека и общества в литературе в историко-художественном контексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Стилистика казахского языка и культура речи

    Дисциплина дает представление о стилистике казахского языкознания и теоретических основах науки о культуре языка. Объясняет стилистические средства, стилистические пункты казахского литературного языка. Рассматривает проблемы культуры языка, культуры слова, нормы литературного языка, функциональные стили и особенности литературного языка, раскрывает взаимосвязь языковой культуры и стилистики. Формирует навыки стилистического анализа текста, правильной речи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Коммуникативная грамматика казахского языка

    В содержании дисциплины рассматриваются теоретические основы, особенности коммуникативной грамматики, ее изучение в общей и казахской лингвистике. Дается информация об единицах, понятиях и направлениях коммуникативной грамматики, анализируются языковые механизмы общения. Объясняет модель грамматической системы текста и его составных частей, т. е. функционально-семантические особенности, коммуникативные типы предложений. Анализируются различия между традиционной грамматикой и коммуникативной грамматикой

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Организация и проведение научных исследований

    Содержание темы дает обзор употребления термина наука, показывает классификацию науки, знакомит с проведением научного исследования и его этапами. Обучая методу и методике научных исследований, они осваивают подготовительные этапы исследовательской работы. Формируется способность обрабатывать научную информацию. Они будут знать принципы научной этики публикации результатов научных исследований. Изучает структуру научных исследований, связанных со студентами.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория литературы

    Дисциплина направлена на глубокое понимание природы литературного произведения, а также на овладение литературно-теоретическими понятиями и категориями на научной основе. В содержании дисциплины рассматриваются основные понятия современного литературоведения, такие как этапы исторического развития эстетической и литературной мысли, особенности литературных школ и научных течений, эстетические категории, природа художественного образа, характер, архетип, мотив, мифология, интерпретация, герменевтика.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Интернет и ІТ-лингвистика

    Предмет интернет и ІТ лингвистика изучает взаимосвязь информационных технологий и языка интернет. В ходе изучения дисциплины обучающиеся проводят анализ языковых структур и терминологии в интернет-пространстве, следят за изменением языка в цифровой коммуникации; знакомятся с проблемами интернет-культуры, использования языка в социальных сетях и компьютерной терминологии; изучают структуру интернет-языка, компьютерную терминологию, кибербезопасность, мультимедийный контент и глобализацию языка.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная казахская литература

    Дисциплина направлена на раскрытие направлений развития и самобытности современной казахской литературы, а также на глубокое освоение национального духа и идеи независимости в казахской поэзии. Предоставляется возможность ознакомиться с новыми художественными поисками в жанрах прозы, поэзии, драматургии и сатиры, а также с достижениями современной литературоведения. Предусматривается обзор и анализ литературно-критических трудов, написанных в период независимости.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литература новой эпохи Казахстана

    Дисциплина направлена на систематизацию эффективных методов преподавания, основанных на идее независимости, с целью освоения обучающимися основных направлений формирования и развития казахской литературы в годы независимости, а также достижений в области прозы, поэзии, драматургии и литературной критики. Преподавание ориентировано на изучение нового этапа развития казахского национального словесного искусства, основанного на идеях свободы, независимости и патриотизма.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Синтаксическая система современного казахского языка и основы обучения

    Дисциплина направлена на рассмотрение теоретических знаний по синтаксису словосочетания, синтаксису простого предложения, синтаксису сложных предложений и основ его обучения. Рассматриваемые вопросы: способы и виды связи слов в предложении, члены предложения и их виды, специфические особенности предложения, смысловые, целевые, структурные типы, конструкции, которые в составе предложения находятся вне синтаксической сети. Рассматриваются вопросы преподавания синтаксиса в средней школе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Методика преподавания орфографии и пунктуации

    Дисциплина направлена на формирование у обучающегося навыков грамотного письма. Рассматриваемые вопросы: научно-практическое значение и психологические основы обучения принципам правописания и пунктуации, эффективные методы обучения орфографии и пунктуации в средней школе, структура орфографического словаря, орфографические и орфоэпические нормы, принципы казахской орфографии, слова, пишущие отдельно и вместе, использование заглавных букв, написание вводных слов, пунктуационные правила и история знаков препинания.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Функциональная стилистика

    Дисциплина направлена на рассмотрение специфики функциональной стилистики, закономерностей использования языка в зависимости от различных сфер общения. В процессе обучения рассматриваются функциональный стиль, его виды, их языковые особенности, закономерности использования языковых единиц в речи, основные понятия-категории, нормы литературного языка, особенности языковых средств в зависимости от стиля использования контекста. Объясняются различия структурной стилистики, функциональной стилистики, нормативной стилистики и др.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Синтаксис сложных предложений современного казахского языка

    Дисциплина развивает у обучающихся навыки владения теоретическими вопросами, касающихся синтаксиса сложного предложения современного казахского языка. Описывает синтаксис сложных предложений в рамках общеязыковых единиц. Дает обзор работ по фундаментальному изучению закономерностей развития сложных предложений современного казахского языка. Владеет приемами и путями составления сложных предложений, научным прогнозированием при анализе смысловых групп и умеет использовать полученные знания на практике.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Казахская литература в период независимости и основы его преподавания

    Дисциплина ориентирована на всестороннее изучение этапов становления казахской литературы, охватывающих 1990-е годы XX века и последующий период XXI века. Она представляет произведения новой эпохи, пронизанные национально-патриотическим, демократическим и гуманистическим духом. Дисциплина исследует развитие современной казахской прозы, уделяя особое внимание темам патриотизма, любви к Родине, личной привязанности, рыночных отношений и экологических проблем. Особый акцент делается на отражении жизненной правды в романах через призму исторической достоверности

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Общее языкознание

    Учебная дисциплина "Общее языкознание" является теоретическим курсом, это заключительный курс, которым завершается языковая подготовка филологов. Содержание предмета охватывает основной предмет языкознания, включая теорию языка, природу и сущность языка, язык и речь, связь языка с обществом, становление и развитие языка, лингвистические школы и направления, их представителей, методы и подходы к лингвистическому анализу.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Демонстрировать социально-культурные, экономико-правовые, экологические знания, коммуникативные умения, применять информационные технологии с учетом современных тенденций развития общества.
  • Применять современные технологии обучения и критериального оценивания с учетом индивидуальных, физиологических и психологических особенностей учащихся.
  • Владеть структурными аспектами языка и литературы и умение соотносить полученные знания со школьной программой и применять их на практике.
  • Уметь решать психолого-педагогические проблемы в образовательной и профессиональной деятельности.
  • Владеть теоретическими основами языкознания и литературоведения, уметь сопоставлять его значение и место, историю развития и современное состояние.
  • Объяснять художественные явления разных эпох и анализировать структуру художественных произведений разных жанров, определяя общечеловеческие ценности.
  • Проводить исследовательские работы по истории казахского языка, казахской литературы и уметь объяснять изучение актуальных проблем филологии.
  • Уметь применять полученные знания на практике в рамках новых методов и подходов к изучению литературоведения и лингвистики и самостоятельно мыслить и анализировать познавательную направленность.
  • Анализировать методы и подходы, используемые в учебной среде для профессиональных целей, направление исследования, методы и методики исследования, последовательно и целесообразно применять технологию обучения, проводить экспертный анализ с научной точки зрения.
  • Уметь применять основные идеи, законы, закономерности, принципы процесса обучения и воспитания в профессиональной деятельности.

Похожие ОП

6B01701 Казахский язык и литература

Казахстанско-Американский свободный университет (KAFU (КАСУ))

6B01701 Казахский язык и литература

Международный Таразский инновационный институт имени Шерхана Муртазы (ТИГУ)

6B01701 Казахский язык и литература

Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)

6B01701 Казахский язык и литература

Евразийский гуманитарный институт имени А.К. Кусаинова (ЕАГИ)

6B01701 Казахский язык и литература

Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)

6B01701 Казахский язык и литература

Университет имени Сулеймана Демиреля

6B01701 Казахский язык и литература

Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)

6B01701 Казахский язык и литература

Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова (ВКУ им. Аманжолова)

6B01701 Казахский язык и литература

Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)

6B01701 Казахский язык и литература

Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)

6B01701 Казахский язык и литература

Жезказганский университет имени О.А.Байконурова (ЖезУ им. Байконурова)

6B01701 Казахский язык и литература

Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)

6B01701 Казахский язык и литература

Шымкентский университет (ШУ)

6B01701 Казахский язык и литература

Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)

6B01701 Казахский язык и литература

Кызылординский университет "Болашак"

6B01701 Казахский язык и литература (IP)

Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)

6B01701 Казахский язык и литература

Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (ЗКИТУ)

6B01701 Казахский язык и литература

Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)

6B01701 Казахский язык и литература

Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)

6B01701 Казахский язык и литература

Академия «Bolashaq» (Болашак)

6B01701 Казахский язык и литература

Аркалыкский педагогический институт имени И.Алтынсарина (АркПИ им. Алтынсарина)

6B01701 Казахский язык и литература (IP)

Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова (ЮКГУ им. М. Ауезова)

Top