6B01710 Казахский язык и литература в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка квалифицированных и востребованных на рынке труда учителей казахского языка и литературы, способных вести эффективную педагогическую деятельность, обладающими профессиональными ценностями.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B016 Подготовка учителей казахского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Казахский язык и Казахская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в языкознание
Цель: Познакомить с основами языкознания, показать тесную связь языкознания с различными областями науки. Внутренняя структура языка и ее связь с мышлением, обществом, история развития общества, функциональные и структурные альтернативы языка. Содержание: Предмет языкознания. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синхроническое и диахроническое языкознание. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. Теоретическое и прикладное языкознание. Язык как особое общественное явление. Функции языка. Владеет классификацией языков мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Введение в литературоведение
Цель: Овладеть методологическими принципами исследования и разграничения литературных понятий и явлений. Содержание: Литературоведение, три его ветви: теория литературы, история литературы, литературная критика; история становления науки казахского литературоведения; теоретические выводы А. Байтурсынова; понимание литературы; понятие имиджа; содержание и форма; язык художественной литературы; теория поэзии; литературные течения и направления; объясняет литературный процесс.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практический казахский язык
Цель: Совершенствовать грамотность письма и культуру разговорной речи путем систематического обобщения знаний и умений, полученных на казахском языке. Содержание: Фонетика и орфография. Проблемы орфографии и правильной речи. Словарный запас. Создание слова. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Лингвистический анализ слов. Работа с текстом на основе грамматических правил; Сравнение, анализ фонетических особенностей, правильные схемы орфографии и немедленно отключить похожие формы; Моделирование модели простого анализа и нового метода параллельного анализа защиты образцов для наиболее сложных моделей анализа; Выполнять задачи уровня.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследования в литературоведении
Цель: Представить и проанализировать новые научные исследования в области литературы. Содержание: вопросы модернизации истории литературы, литература эмиграции в советское время, творчество Мажита Айтбаева, представители казахской литературы национально-либерального направления, представители литературы национально-социального направления, писатели национально-социально-религиозного направления, творчество Мади Меркишулы, концепция 60-х годов в литературе, период «теплоты» литературного процесса, текстологические новации в абаеведении, новые транскрипции текстов Абая, использует научную работу «Китабу тасдик»
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исторические основы языкознания
Цель: Объяснение изменений на одном языке за определенный период; определяет преобразование доисторической истории языков и их классификацию по языковым семьям (сравнительная историческая лингвистика) Содержание: Знание исторического или диахронического языка. Научная дисциплина, изучающая изменения языка во времени. Основными задачами данной области языкознания являются развитие общих теорий изменения языка; изучение истории языковых объединений; изучение истории происхождения слов, то есть этимологии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Анализ по языковым уровням
Цель: Модернизация материалов, связанных с прослушиванием, чтением, подпискими на языковые единицы, а также связана с типами лексической и грамматической структуры. Содержание: Анализ языка или лингвистический анализ - изучение специфики характеристик языковых единиц, чтобы дифференцировать специфику отличия, отличительные методы общения. Познакомьтесь с важными условиями, его основными законами и особенностями анализа языка, чтобы мыслить независимо на основе языковых фактов на следующем этапе, чтобы установить независимые правила на основе признаков этого явления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А. Кунанбаева Содержание: Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай — великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай — составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай — мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауэзова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской письменности
Цель: Познакомиться с историей казахской письменности, и особенностями этих письменностей, которая претерпела ряд изменений. Содержание: Руническая письменность, найденная по рекам Орхон, Енисей, Талас, охватывающая V-XII вв. Памятники Культегина и Бильге кагана. Приход мусульманской религии в казахскую степь в VIII-IX вв. Арабская графика. Использование арабской графики такими великими личностями, как Ш. Уалиханов, А. Кунанбаев, Машхур Жусип, Шакарим. А. Байтурсынов – реформатор казахской письменности. Произведения Магжан, Абай, Мухтара, написанные на основе этого алфавита. Переход на латинскую графику в 1929-1940 гг. объясняет использование алфавита на основе кириллицы с 1940 года.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Современная педагогика
Цель: Вооружить будущих учителей профессиональными компетенциями по теоретико-методологическим основам современной педагогической науки, технологии организации педагогического процесса, формирование готовности студентов к проектированию и конструированию образовательного процесса на основе информационно-коммуникативных технологий с опорой на закономерности и научные принципы киберпедагогики. Содержание. Генезис педагогической науки, закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Основы теории воспитания и дидактики. Проблемы управления современной школой. Научные принципы и закономерности киберпедагогики, методология и технология управления учебным процессом на основе информационно-коммуникативных технологий, методика дистанционного обучения и смешанного обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программыAI-Sana. Содержание:Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитиепрактических навыков и умений:применять инструменты ИИ; работать сбольшими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ.Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовной позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фонетика современного казахского языка
Цель: Дать обучащимся систематизированные знания о звуковом строе и особенностях языка, законе сингармонизма, орфографии и правописания, а также о фонетическом развитии казахского языка на основе законов правильного письма и правильной речи. Содержание: Особенности образования звуков языка. Виды и свойства звуков языка. Звуковой ритм, сила звука, звуковая мелодия, активная и пассивная части речи. Свойства фонемы, различия и связи со звуками языка. Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных. Типы слогов и ударения. Особенности закона интонации и гармонии. Орфографическая, орфографическая норма. Правописание гласных и согласных. Звук, буква, фонема. Транспорт. Закон гармонии. Звуковая гармония. Виды влияния. Позиции казахской орфографии (морфологические, фонетические, традиционные). Познает законы ассимиляции и диссимиляции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Устное народное творчество казахского народа
Цель: Рассматривать казахское устное творчество в историческом контексте, подчеркивая его синкретичность, традиционность и многовариантность, изучать его художественные, познавательные и образовательные особенности как великого культурного наследия. Содержание: Особенности устной словесности; фольклор и фольклористика; история возникновения фольклора, его принадлежность к народному искусству; Виды устного творчества: народные песни, легенды, эпические произведения, героические песни, лиро-эпические песни, сказки, айтысное искусство и его виды.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель:Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание:Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие,цели и задачи финансовой грамотности.Деньги, расчеты и платежи.Личные финансы: доходы,расходы, бюджет.Налоги и налогообложение физических лиц.Пенсии и страхование.Банковское обслуживание населения.Банкротство физических лиц и финансовые риски.Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лексикология современного казахского языка
Цель: Усвоить общие правила лексической системы казахского языка и особенности их действия. Содержание: Рассматривает разные типы слов, словарное понятие, характер, общественную функцию. Использование лексики и фразеологии в художественной литературе, научные взгляды на этапы формирования и развития казахской лексики. Основные категории лексикологии рассматриваются как особые внутренние уровни современного казахского языка. Сопоставляет парадигматические и синтагматические отношения в лексике и фразеологии. Проводит лексический анализ слова. Использует лексикографические источники. Анализирует взаимосвязь и взаимообусловленность лексических единиц как номинативно-информационных единиц. Словарное понятие, характер, социальная функция, типы. Развитие значения слова. Семасиология. Слово и смысл. Многозначность слов, способы их появления: метафора, метонимия, синекдоха. Лексические омонимы, их отличие от многозначных слов. Табу и эвфемизмы. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике и фразеологии. Структура, источники, формирование и развитие лексики современного казахского языка. Активный и пассивный слои казахской лексики. Неологизмы. Старые слова. Фразеология. Овладевает навыком различать эти разделы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Физиология развития школьников
Цель: Дать будущему педагогу современные сведения о анатомо-физиологических особенностях организма детей и подростков, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Содержание: Рост и развитие организма; развития нервной системы, формирование высшей нервной деятельности и ее становление в процессе развития ребенка. Особенности развития сенсорных ;эндокринной; опорно-двигательного аппарата; системы дыхания ; пищеварительной; кровь и сердечно-сосудистой системы . Основы охраны здоровья школьников, приобщение к правилам здорового образа жизни.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Формирование и развитие казахской лексикографии
Цель: Получить информацию о становлении и развитии казахской лексикографии как науки. Содержание: Изучение казахской лексикографии, история формирования. Основные принципы построения словарного запаса. Теоретическая лексикография и практическая лексикография. Словари, дающие сведения о происхождении слов и их смысловом развитии: 1. Этимологический словарь. 2. Исторический словарь. Словари, объясняющие значения слов в современных языках и дающие информацию об их употреблении: 1. Толковый словарь. 2. Переводной словарь. 3. Терминологический словарь. 4. Диалектический словарь. 5. Фразеологический словарь. 6. Словарь синонимов. Словари, дающие информацию о звуковом строении слов и их правописании.1. Фонетический словарь. 2. Орфографический словарь. Словари, определяющие и объясняющие понятия о вещах и явлениях: 1. Энциклопедический словарь. 2. Иллюстративный словарь. Использует эти словари.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: Знание функциональных особенностей устных и письменных профессионально ориентированных текстов, в том числе научно-технического содержания. Содержание: Понимание устной речи по профессиональным темам и составление достоверных сообщений по профессиональным темам. Умение делать устные сообщения с использованием мультимедийных технологий. Владение профессиональной терминологией. Понимание текстов по будущим специальностям.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Детская литература
Цель: Формирование у обучающихся знаний о жанре детской литературы, ее историческом этапе развития, детской литературе для детей, умения применять ее на практике. Содержание: Исследования казахской детской литературы. Особенности детской литературы. Основы казахской детской литературы. Детская литература в XIX веке. Детская литература начала XX века. Детская литература 20-х и 30-х годов. Детская литература 1940-х и 1950-х годов. Детская литература 1960-х - 1980-х годов. Современная детская казахская литература.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахской литературы V-XV веков
Цель: Рассмотреть историю казахской литературы V-XV вв. в связи с наследием тюркской литературы в целом. Освоить идеи и художественные особенности таких письменных памятников, как «Культегин», «Тоныкок», «Огуз каган», «Кутты билик» и др. Содержание: Орхонские письменные памятники. Енисейские письменные памятники. Таласские письменные памятники. Письменные памятники на территории Казахстана: Древнесакская письменность, Древнеканглийская письменность. Иртышские письменные памятники. Аулие-Атинские письменные памятники. Сырдарьинские письменные памятники и т.д. Объясняет связь древней литературы с древней историей и кочевой культурой.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История литературы древней эпохи и Средневековья
Цель: Формирование объективного представления об истории казахской литературы на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей, самобытности исторического развития Казахстана. Ознакомление с историко-эпическими произведениями и этико-дидактическими произведениями с рунической письменностью. Содержание: Всесторонний обзор истории нашей родной литературы, процесса ее формирования, различных этапов развития, а также ее изучения и исследования. Классификация древней литературы А. Кыраубаевой. «Досовременные сочинения, легенды и поэмы» (VII в. до н.э. - IV в. до н.э.), «Литература эпохи Тюркского каганата» (V-V вв.), «Литература эпохи Огузского каганата» (IX-X вв.), «Литература исламской эпохи» (X-XII вв.), «Литература эпохи Золотой Орды» (XII-XIV вв.)
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Изучение языковых особенностей на казахском языке
Цель: Дифференцировать фонетические, лексические и грамматические особенности, характерные для местного языка, учить различать роль диалектов в развитии языка и обогащении литературного языка. Содержание: Изучить и всесторонне рассмотреть диалекты и местные особенности нашего языка. Создание диалектологической карты и атласа казахского языка. Исследование и изучение местных лингвистических особенностей народного языка. Сбор богатства национального языка оказывает большое влияние на обогащение нашего языка. Понимает демонстрацию места диалектов в обогащении языка и обогащении литературного языка.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы общей и возрастной психологии
Цель: Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения знаний разнообразных психических явлений, с учетом возрастных особенностей развития психики человека. Содержание: Введение в психологию. Сознание. Личность. Деятельность. Познавательные процессы. Психология воли, эмоций, чувств. Темперамент. Характер. Способности. Структура, функции, закономерности психики, познавательные процессы, условия, факторы, механизмы развития психики в онтогенезе. Методологические основы возрастной психологии, понятия, категории, механизмы, природа возрастных преобразований. Особенности, причины и факторы, условия и перспективы позитивного развития личности на разных возрастных этапах развития психики человека.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История казахской литературы XV-XVIII веков
Цель: Рассмотреть историю казахской литературы XV-XVIII веков в контексте литературы Золотой Орды. Содержание: Вопросы нового подхода к казахской литературе XV-XVIII вв., поэтике казахских ногайских жырау в ней с опорой на труды Ш. Уалиханова, А. Маргулана, М. Е. Осмонова, А. Коныратбаева, К. Омарилева, в том числе труды М. Е. Осмонова «Ногайские и кумыкские тексты», профессора А. Коныратбаева «Казахский эпос и тюркология», К. Омарилева «Язык казахской поэзии XV-XVIII вв.», текстологический анализ новых поэм Казтугана, внимание А. Маргулана к проблеме искоренения казахской литературы объясняют это.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Литература эпохи казахского ханства
Цель: Различать жанры и идеи литературных произведений, рожденные в эпоху Казахского ханства. Содержание: Формирование родной литературы казахского народа в эпоху Казахского ханства; что литература жырауов есть продолжение древней тюркской литературы; терминологические особенности имен жырау, певцов и поэтов; Отношение к ногайской эпохе наследия Асан Кайгы, Казтугана, Шалкииза; песни Жиембет, Маргаска, Актамберди, Татикара, Бухар; отношения хана и жырау; философско-мудрые стихи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Современная казахская диалектология
Цель: Определить объект исследования казахской диалектологии, показать пути возникновения и формирования диалектов, сообщить об истории изучения казахской диалектологии. Содержание: Определение объекта исследования казахской диалектологии. Показать пути возникновения и формирования диалектов. Информировать об истории изучения казахской диалектологии. Учить различать роль диалектов в обогащении языка и обогащении литературного языка. Общая структура диалектов казахского языка. Объясняет особенности фонетического, лексического, морфологического, синтаксического уровней современных казахских диалектов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инклюзивное образование
Цель: Ознакомление с современными мировыми и отечественными теориями инклюзивного образования, формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций по проектированию и организации инклюзивного обучения. Содержание: Социальная значимость и особенности инклюзивного образования. Закономерности, принципы и модели инклюзивного обучения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по инклюзивному образованию в условиях массовой школы. Подходы и технологии организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях. Методика психолого-педагогического сопровождения и создания комфортной среды для инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы создания инклюзивно-образовательной среды.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика обучения в малокомплектной школе
Цель: Ознакомление с методикой обучения в малокомплектной школе, правильная организация учебного процесса. Содержание: Самостоятельная форма организации объединенного класса-комплекта и учебных занятий. Неудобство проведения обучения в вспомогательных классах; избыточность традиционных методик обучения в малокомплектных классах; невозможность организации профессионального образования; отсутствие организаций дополнительного образования и культурных центров; отсутствие специальных научно-методических комплексов; организует процесс подготовки учителей к занятиям в объединенных классах, особенно неопытных молодых специалистов, из-за их неготовности к учебному процессу из-за особенностей малокомплектной школы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Мировая литература
Цель: Понимать закономерность процессов мировой литературы, уметь сочетать художественное значение произведений с общественными условиями, культурой и временем. Учитывая, что основные приемы и жанры, течения в литературе являются методологическим направлением для искусствоведения и литературоведения, необходимо индивидуально ознакомиться с ее специфическими характеристиками в каждом произведении. Обучение студентов анализу отдельных произведений, различать типологические особенности жанров, делать важные выводы. Содержание: Греческая литература. Эллинистический период. Древняя эра римской литературы. Средневековая литература эпохи Возрождения. Средневековая европейская литература. Средневековая драма. Немецкая литература. Французская литература. Испанская литература. Английская литература. Мировая литература XVII-XVIII веков. ХІХ в. Западноевропейская зарубежная литература. Мировая литература ХХ века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Словообразование современного казахского языка
Цель: Освоить общетеоретические проблемы словообразования: словообразовательная система, словообразовательные единицы, законы словообразования, принципы, вытекающие из способов словообразования. Содержание: Особенности словообразовательной системы казахского языка. Тенденции развития этих систем в современный период; Формирует практические навыки анализа словообразовательных и морфологических явлений казахского языка. Методы словообразования. Вербальное значение. Производные слова. Гнездо слов. Вербальная единица. Словообразовательный анализ. Словообразование классов слов. Тенденции развития словообразовательной системы в современный период. Практические навыки анализа словообразовательных и морфологических явлений казахского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Морфология современного казахского языка
Цель: Формировать знание морфологической системы языка, принципов выделения грамматических классов слов (классов речи) как классификационных единиц в казахском языке. Содержание: Системное описание морфологического строя казахского языка в его современном состоянии Основные грамматические понятия Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Состав слова и типы морфем. Словоформы и способы их образования. Морфологический анализ. Классы слов, их классификация. Система частей речи и принципы их классификация. Именные части речи. Глагол и глагольные формы. Наречие и слова категории состояния. Служебные части речи. Модальные слова, междометия и звукоподражания. Овладевает морфологическим разбором слов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахская литература ХІХ века
Цель: Изучение истоков и предпосылок возникновения новой казахской письменной литературы в XIX веке Содержание: Возникновение казахской литературы в ХІХ веке в период национального историко-политического кризиса, литературные представители того времени разоблачали колониализм; Честолюбиво-боевые песни Махамбета; использование М. Ауэзовым термина «Зар заман» по отношению к произведениям Дулата, Шортанбая, Мурата; Наследие литературных представителей периода Коканского ханства: Мадели Ходжа, Кулыншак, Майлыкожа, Суйынбай; Представители просветительской литературы: Шокан, Ыбырай, Абай.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика обучения и оценивания (казахский язык)
Цель: Познакомить с методикой обучения казахскому языку и критериями оценки в сфере современного образования. Содержание: Рассмотрение современных технологий обучения. Сравнение и оценка различных методов обучения. С учетом требований обновленных программ, создание возможности создания краткосрочных и долгосрочных программ на казахском языке, новых программ по современным технологиям обучения казахскому языку. Классификация современных технологий в обучении казахскому языку. Объясняет развитие умения создавать уроки с использованием новых образовательных технологий
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика преподавания казахской литературы
Цель: Помимо обновления содержания образования, рассматривается внедрение системы критериального оценивания и использование методов обучения и различных средств. Содержание: Критическое мышление, проведение исследований, экспериментов, создание гармоничной и подходящей для личности учащегося образовательной среды; вступать в коммуникативное взаимодействие, уметь работать индивидуально, в парах, в группах, уметь использовать функциональную грамотность, креативность и использовать новейшие технологии обучения, основанных на искусственном интеллекте, а так же эффективные методы обучения, (совместное обучение, моделирование, система оценивания, эффективные стратегии оценивания), необходимые для его эффективное внедрение. Организовывает навыки чтения казахской литературы (чтение, говорение, аудирование, письмо), навыки мышления (знание, понимание, применение, анализ, сравнение, оценка); обучение через навыки творческого мышления, навыки логического мышления, навыки критического мышления.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новая письменная литература ХІХ века
Цель: Рождение, становление, развитие письменной литературы. Рассмотрение письменной литературы о формировании новых жанров, появлении авторов. Содержание: Научное творчество Шокана Уалиханова, его труд «Очерки Джунгарии», разновидность жанров поэзии, труды Ибрая Алтынсарина, его труды «Казахская хрестоматия», «Шариат-ул Ислам», стихи, примеры, творчество Абая Кунанбаевича, стихи, слова назидания, примеры поэмы, переводы
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Ораторское искусство и выразительное чтение
Цель: Показать, что искусство ораторского искусства является священным и ценным достоянием народа. Содержание: Обсуждение основ ораторского искусства. Основные навыки правильной речи и умения донести ее до публики. Идеи о развитии, исторических этапах ораторского искусства. Ораторские слова. Благословение. Типичные слова. Слова завещания. Описывает устные и неустные компоненты для приема речи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теория и методика воспитательной работы
Цель: Подготовить будущих учителей теоретическими и методическими основами современной педагогической науки, профессиональными компетенциями в технологии организации педагогического процесса, сформировать у студентов готовность к проектированию и созданию образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий, опираясь на законы и научные принципы киберпедагогики.. Содержание: Сущность и особенности воспитательного процесса, воспитательной работы школы и класса, системы воспитания, содержание, деятельность классного руководителя, планирование воспитательной работы в школе и классе, организация индивидуальной воспитательной работы с классным коллективом и учащимися, навыки педагогической помощи, навыки работы с трудными и одаренными детьми, методы работы в сотрудничестве с родителями учащихся, вопросы профессиональной ориентации учащихся Методы диагностики эффективности воспитательной работы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Организация научно - исследовательской работы студентов
Цель: Обучить студентов эффективным способам организации исследовательской работы. Содержание: Рассматриваются формы, виды, особенности научного исследования, тенденции его развития в контексте литературоведения и филологических наук. Организация и планирование научно-исследовательской работы. Эмпирический метод. В нем рассматриваются методология и методы лингвистических исследований, а также способы их организации и планирования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Пунктуация современного казахского языка
Цель: Формирование грамотных навыков письма путем полного овладения пунктуационными правилами казахского языка. Содержание: Форма исследования пунктуации, цель, задачи, значение. Пунктуационная система казахского языка. Свод правил о знаках препинания казахского языка. Пути формирования и развития признаков дыхания. Виды дыхательных знаков и функция каждого из них. Пунктуация основана на значении и интонации и расставляется в соответствии с грамматической структурой, значением и интонацией предложения. Анализирует спорные аспекты вопросов пунктуации, которые не решены.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Цель: Углубление исторической и общей лингвистической подготовки языкознания. Ознакомление с образованием по вопросам онтологии в языковом образовании, с научно- познавательными закономерностями, направлениями развития современного языкового образования, соответствующими общегносеологическим изысканиям. Содержание: Знание древних языков. Возникновение семасиологических и ономасиологических направлений в изучении языка. Внутренняя и внешняя лингвистика Древняя Индия, Древняя Греция, древние арабские и тюркские языковые знания. Средневековое языковое образование (ХІІІ - ХІV вв.); Языкознание эпохи Возрождения (ХV - ХVІ вв.) - Грамматическая теория Ю. Скалигера. Языкознание XVII века - грамматика Пор-Рояля (Л). Вопросы лингвистики эпохи Возрождения. Лингвистика XIX века. Сравнительно-историческое языкознание Ф. Бопп. Лингвистические концепции В. фон Гумбольдта Лингвистика ХХ века. Слова и предметы "; эстетизм, неолингвизм, социологическая школа, Женевская социологическая школа, структурализм
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Казахская литература начала ХХ века
Цель: Глубокое понимание политико-концептуального значения литературы эпохи пробуждения, четкое различение и восприятие в ней движения алашей, литературных поэтов и творческих процессов религиозной, исторической, просветительской направленности. Содержание: Эпоха идейно-духовного пробуждения начала ХХ века, влияние политических изменений на казахскую литературу; Алашское движение и литература; Журнал «Айкап» и газеты «Казах» обществу. Объясняет значимость творчества А.Байтурсынова, М.Дулатова, С.Торайгырова, Шакарима, религиозно-исторических и просветительских трудов М.Ж.Копеева; литературных поэтов этого времени: М.Калтаева, Н.Наушабаева, Молда Муса Байзакова, Ш.Жангирова.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новые направления в языкознании
Цель: Ознакомиться с новыми тенденциями в казахском языкознании и представить новые направления развития современного языкознания. Содержание: Рассмотрены основные принципы современного языкового образования. Раскрывается значение новых направлений казахского языкового образования на рубеже ХХ-ХХI вв. Основные правила современных антропологически ориентированных лингвистических дисциплин (функциональная грамматика, коммуникативная грамматика, семантика, лингвоконцептология, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, социолингвистика). Основные направления внутри этих научных дисциплин, их проблемы. Владеет понятийным аппаратом изучаемых дисциплин.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Синтаксис современного казахского языка
Цель: Формирование представлений о синтаксической системе современного русского языка, отражающих как лингвистические традиции, так и общепризнанные достижения современной теории синтаксиса. Содержание: Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса. Единицы синтаксиса. Понятие о синтаксеме. Средства построения синтаксических единиц в современном русском языке. Понятие о синтаксической форме и синтаксическом значении. Аспекты изучения синтаксических единиц. Типология словосочетаний. Предложение и его аспекты. Члены предложения. Типология предложения. Осложненное предложение. Типология сложного предложения. Синтаксический анализ словосочетания, предложения и сложного предложения в школе и вузе. ССЦ. Объясняет такие темы как текст и дискурс.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Action Research
Цель: формирование у студентов компетенций педагога-исследователя, навыков систематического, рефлексивного, корректирующего, аналитического исследования собственной педагогической практики и деятельности. Содержание: Action Researh - это систематическое и рефлексивное исследование, проводимое в реальных образовательных условиях для улучшения стратегий, методов и общих результатов обучения. Это непрерывный процесс, включающий наблюдение, сбор данных, размышление и совершенствование методов обучения. История возникновения в мировой педагогике метода Action Researh (исследования в действии). Вклад в развитие Action Research как исследования в действии К.Левина, Дж. Дьюи, Д.Кольер, С.Кори, В. Боргу и др. Мировая практика Action Researh: «исследование в действии», «совместное исследование», «самостоятельное исследование», «изучение действий», «контекстуальное исследование действий». Казахстанская практика Action Researh в образовании. Ведущие принципы Action Researh: единство исследования и практики обучения, коллаборация, синергия и командная работа практиков-исследователей. Этапы метода Action Researh: постановка проблемы, сбор данных, планирование дальнейших действий, реализация плана действий, анализ данных после осуществления преобразований, рефлексия. Педагогическая рефлексия педагога-исследователя как анализ и осознание педагогом собственной практической деятельности с целью ее анализа и корректировки, совершенствования и саморазвития. Метод Action Researh в практике учителя-словесника.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Медиаграмотность и применение Искуственного интеллекта
Цель: развитие у студентов медиаграмотности, критического мышления для осознанного и эффективного взаимодействия с медиаинформацией. Содержание: Медиаграмотность и ИИ. Значение медиаграмотности в современном информационном обществе. Основы digital и кибербезопасности в эпоху ИИ. Различные типы и жанры медиа. Медиа и общественное мнение. Критическое мышление как основа медиаграмотного потребления информации. Типы недостоверной информации в медиа. Основы фактчекинга в СМИ. Манипуляция и смежные категории. Этический аспект. Теории заговора, стереотипы и мифы. Языковые механизмы и средства медиаманипулирования. Инструменты ИИ по развитию медиаграмотности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Этнолингвистика
Цель: Вооружить теоретическими основами науки этнолингвистики, познакомить с новой областью языкознания, новыми научными источниками данных, необходимыми для занятия научной работой, изучающей язык в связи с самобытностью этноса, обострением творческих способностей, совершенствованием навыки. Содержание: Этнолингвистика и природа этноса. Этнолингвистика и психолингвистика, социо-лингвистика. Язык и народная ментальность Язык и мифология. Этнолингвистика и паралингвистика. Казахская этнолингвистика, исследование Принцип системности в казахской этнолингвистике. Основные понятия этнолингвистики Этнографизмы Этнические процессы. Этнолингвистические единицы
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современная казахская литература
Цель: Уметь рассматривать и различать различные литературные направления советского времени (либеральная, социальная, религиозная, литература эмиграции, 60-х годов) с хронологической и концептуальной точек зрения. Содержание: Сложность литературного направления в советское время; литературу этого периода называют «социальной насильственное навязывание метода «реализма»; произведения С.Сейфуллина, С.Муканова, И.Жансугирова, Б.Майлина, следовавших общенациональному общественному течению; вдохновленные влиянием движения «Алаш» творчество Ж.Аймауытова, М.Жумабаева; творческая жизнь М. Ауэзова; Феномен Жамбыла; И.Байзаков как поэт-импровизатор; Стихи К.Аманжолова; Эмигрантская литература в советское время: произведения М. Шокая, поэзия М.Айтбаева, Х.Абдуллина; произведения Б. Момышулы, поднявшего военную тему; «шестидесятники», появившиеся в период оттепели: И. Есенберлин, О.Сулейменов, А.Кекилбай, Ш.Муртаза, М.Магауин, А.Сулейменов, О.Бокеев, М. Шаханов и др. Стихи Мукагали Макатаева.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Педагогические исследования
Цель: получить новые знания, выявить порядок, принципы изучаемого педагогического процесса, установить закономерности, тем самым улучшить качество обучения. Содержание: Студенты знакомятся с сущностью педагогического исследования, педагогической библиографией, способами нахождения, чтения и письменной обработки научно-педагогического текста (план, конспект, тезисы, аннотации, реферат и т.п.), правилами библиографического описания источников. Изучение темы диагностическим самоисследованием студентами сформированности уровней базовых информационных умений. Оформление научно-педагогического исследования. Процедура защиты курсовой и/или дипломной работы, а также непрерывному развитию и профессиональному росту.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум специальных дисциплин
Цель: Ознакомиться с казахским языкознанием и теорией литературы, историей и этапами казахской литературы, провести ревизионную работу. Изучение знаний, полученных как специалист. Содержание: Грамматический анализ слов и предложений. Изучает основные методы изучения языковых единиц в аспекте антропологических разделов языкознания. Обладает способностью анализировать лингвистические и художественные тексты. Внедряет знания в производство и опыт бакалавриата. Владеет методом систематического анализа лингвистических и литературных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Исследования, развитие и инновации
Цель: Комплексный подход к значимости, методологии и практическому применению научных исследований, развитии и инновации в сфере образования. Содержание: Дисциплина дает новые знания для поддержания актуальности и возможности постоянного развития себя и своей профессиональной деятельности. Будущие педагоги приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят практические исследования в этическом ключе в различных областях, касающихся развития образования и профессии учителя, инновационных подходов к обучению, а также обучения и руководства обучающимися.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Научно-исследовательское наследие казахской литературной критики
Цель: Проанализировать и классифицировать казахскую литературную критику с исторической и теоретической точки зрения, используя хронологический метод. Содержание: Литературная критика советского периода, литературная критика в изданиях «Айқап» и «Қазақ», литературная платформа «Алқа», написанная Магжаном Жумабаевым, его трагическая судьба, создание и литературно-теоретические принципы КазАПП, типичные социальные критики 30-х годов, «космополитизм» в мире литературы 50-х годов последствия, процесс развития критики в период «потепления» 60-х годов, особенности развития литературной критики в период независимости
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Казахская литература в независимые годы
Цель: Изучить литературу периода независимости в рамках процесса деколонизации. Содержание: Развитие казахской литературы в период независимости; процесс деколонизации в литературе; развитие журналистского жанра; литературные издания того времени: «Жулдыз», «Казахская литература», «Жалин» и «Молодой Алаш», «Родной язык» и др. развитие литературно-исторической критики в газетах; Ш.Муртаза, К.Смаилов, А.Кекильбаев, М. Магауин, М.Шаханов и др. Опубликованные работы с новыми знаниями; Сатира К.Амирбека; рост творчества молодежи в годы независимости; Известные в 90-е годы молодые писатели:Н.Маукенулы, Г.Саликбай, А.Кемелбаева и др.; Популярные в 2000-е годы: К.Сарин, А.Елгезек, А.Калшабек, А.Темирбай, Б.Карагазиули, Е.Жунис и др.Использует развитие айтысского искусства с новым выражением, поэты айтыса, подарившие обществу мысль: М.Тазабек, М.Косымбаев, А.Алтаев, А.Турсынбаева, О.Досбосынов, Б.Имашев и др.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Lesson study
Цель: формирование у студентов компетенций педагога-исследователя, навыков планирования, наблюдения, анализа и документирования педагогического исследования в собственной педагогической практике и деятельности. Содержание: Lesson study как педагогическое исследование. История возникновения в мировой педагогике метода Lesson study (исследования урока). Мировая практика применения Lesson study. Lesson study: теория и практика применения в школе. Этапы проведения Lesson study: формирование команды, развитие целей обучения, планирование, обучение и наблюдение, анализ учения и сводка, документирование и публикация результатов исследования. Реализация Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Планирование Lesson study и определение исследуемых учащихся. Обучение, наблюдение, анализирование Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Документирование и публикация результатов исследования Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Вовлечение тренеров по Lesson study в целях содействия профессиональному обучению педагогов. Использование метода Lesson study в практике учителя-словесника.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Когнитивная лингвистика
Цель: Овладеть научными основами когнитивной теории в языкознании, расширить мышление обучащихся за счет ее основных выводов и основных принципов. Содержание: Проявление когнитивной лингвистики в обучении казахскому языку. Когнитизм и когнитология. Лингвистическая природа теологического знания. Когнитивная лингвистика и терминология. Ассоциация языка и познания. Язык и сознание. Лингвистическое познание и изучение Вселенной.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теория литературы
Цель: Систематизировать законы и принципы теории литературы и познать природу поэтических, прозаических и драматических произведений искусства. Содержание: Рассматривает систему литературных понятий. Формирует умения изучать общие черты литературы как вида искусства и закономерности ее исторического развития. Овладевает категорией поэтики (образ автора, художественное время и пространство, композиция), терминологией курса, процессом и развитием основных понятий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История казахской литературной критики
Цель: Познакомиться с историческим развитием казахского литературоведения, начиная с Аль-Фараби и заканчивая А.Байтурсыновым. литературный акцент на методологические особенности. Содержание: Этапы становления казахского литературоведения; критические мысли аль-Фараби; Поэтические мысли в произведениях Дж. Баласагуни, М. Кашкари; книга шейха Ахмета Кудайдада Тарази «Искусство слова» (1437 г.); Критические мысли Захираддина Бабура, М. Х. Дулати; Просветители 19 века: произведения Ш. Уалиханова, Ю. Алтынсарина, Абая; стихи Абая, затрагивающие литературно-теоретические вопросы, его труд «Китабу тасдик»; становление профессионального литературоведения в советское время: произведения А.Байтурсынова, Ж.Аймаутова, М.Жумабаева; Магжан собирается создать литературную организацию «Алка» и написать ее программу; деятельность С. Муканова по созданию организации КазАПП и написанию ее программы; достижения и левизна в литературоведении советского времени; М. Ауэзов заложил основы науки консервации; анализирует различные литературные дебаты во времена независимости.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новизна в теории современной казахской литературы
Цель: Познакомить с зарождением новых направлений и школ в теории литературы. Содержание: Различные литературные направления и методы; отказ от традиционных литературных направлений; процесс интеллектуализации. Влияние философских идей на литературный процесс. Чрезмерное смешение жанров. Множество различных форм и стилей. Понимает сильный спрос на жанр эссе, неомифологизм, утопические тенденции.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Стилистика и культура речи
Цель: Создать возможность для формирования конкурентоспособной личности, обладающей развитым языковым чутьем и культурой красноречия, овладевшей качествами слова и языковыми особенностями ораторского стиля. Содержание: Объяснение роли языка как общечеловеческой ценности; познакомить с этапами культуры речи, познакомить с эстетической природой языка; навыки общения в новых языковых ситуациях; совершенствование языковых вкусов по стилям; обучение ораторскому искусству, овладение структурой публичной речи; Анализирует формирование социолингвистических навыков, необходимых для красноречия, овладение нормами художественной выразительности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Использовать систему знаний и умений в области казахского языкознания и литературоведения для успешной реализации учебно-методических, учебно-воспитательных, научно-исследовательских задач.
- Собирать и анализировать информацию, свободно общаться на казахском, русском и английском языках в профессиональной среде и в обществе.
- Знать основные понятия и категории современной лингвистики и проведение лингвистической экспертизы текста; основные методы научно исследовательской деятельности в области фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа и правила их применения.
- Интегрирует богатство казахской истории, культуры и языка, других культур и языков народа Казахстана в процесс обучения и воспитания, владея теоретическими знаниями и практическими навыками эффективного преподавания.
- Владеть стратегиями создания среды и вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, учитывая возрастные, личностные, социокультурные особенности обучающихся.
- Владеть навыками применения норм казахского литературного языка, системы функционального речевого стиля на практике, свободно читая, понимая и анализируя тексты древнетюркских памятников.
- Осуществлять учебный процесс по отношению к изменениям и внедрением инновации по улучшению образовательного и воспитательного процесса, владение инновационными технологиями современности в методике обучения.
- Владеть методикой анализа фольклорных или художественных произведений на основе понимания закономерностей литературного процесса, своеобразия творчества писателя.
- Организовывает в общеобразовательных школах занятия, обеспечивая качественное преподавание предмета, языка и культурных ценностей, новые педагогические идеи и обучения в условиях нарастающего динамизма, в том числе внеклассные занятия.
- Владеть методами описания языковых фактов в синхронии и диахронии, стилями, жанрами, правилами и нормами устной и письменной коммуникации.
- Применять современные подходы педагогики и психологии для индивидуального развития обучающихся, применяя в профессиональной деятельности базовые знания, способствующие воспитанию и духовно-нравственному развитию и повышению функциональной грамотности личности обучающихся, а так же управлять и грамотно распределять финансами и временными ресурсами.
- Выполняет свою педагогическую профессиональную деятельность, основываясь на профессиональных ценностях, честности и справедливости, эффективно работая индивидуально и в команде, соблюдая принципы академической честности и нулевой терпимости к коррупции.
Похожие ОП
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Кызылординский университет имени Коркыт Ата (КУ им. Коркыт Ата)
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Таразский университет имени М.Х.Дулати (ТарГУ им. Дулати)
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Университет имени Жумабека Ахметулы Ташенева (Сырдарья)
6B01710 Казахский язык и литература
Университет Дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Halyqtar dostyǵy)
6B01710 Казахский язык и литература
Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан (ППУ имени Ә.Марғұлан)
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B01710 Казахский язык и литература (IP)
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (ЗКИТУ)