6B01703 Русский язык и литература в ГУ им. Шакарима
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров по русскому языку и литературе, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью, способных осуществлять профессиональную деятельность в следующих направлениях: формирование всесторонне развитой личности обучающегося, а также систематизированных знаний в области русского языка и литературы, организация учебного процесса по русскому языку и литературе на современном научно-методическом уровне, осуществление научных исследований.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Университет имени Шакарима города Семей
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в специальность "Учитель русского языка и литературы"
Курс призван дать представление о педагогической профессии, личности учителя и особенностях его профессиональной деятельности. В результате изучения курса студентам будут даны сведения об общей и профессиональной культуре учителя, о теоретических основах педагогической профессии, о педагогических способностях и умениях современного педагога. Также в рамках изучения курса дается представление о системе среднего образования в Республике Казахстан и законодательстве в области образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Возрастная психология и физиология
Курс позволяет сформировать представление об анатомии и физиологии человека, специфике и особенностях возрастного развития, рассматриваются закономерности высшей нервной деятельности и функциональные особенности нервной системы человека. Формирует у обучающихся системное представление о психическом и физиологическом развитии в онтогенезе, основных закономерностях развития и новообразований возраста, важнейших психических особенностях формирующейся личности ребенка на основе учета психофизиологических норм.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы экономики и предпринимательства
Дисциплина изучает фундаментальные экономические принципы, рыночные механизмы, формы собственности и закономерности хозяйственной деятельности. Курс охватывает ключевые аспекты спроса и предложения, конкуренции, налогообложения, финансирования, инвестирования и бизнес-планирования. Особое внимание уделяется развитию предпринимательского мышления, анализу рисков и стратегиям управления бизнесом, что помогает сформировать у обучающихся практические навыки ведения бизнеса, принятия экономически обоснованных решений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Формирование ценностей инклюзивного общества
Дисциплина направлена на развитие у студентов понимания ценностей инклюзии, уважения к многообразию и равенству возможностей и доступа к образованию лиц с ОПП. В ходе изучения курса обучающиеся осваивают принципы инклюзивной практики, анализируют правовые и этические аспекты инклюзии, а также формируют навыки эффективного взаимодействия в мультикультурной-инклюзивной среде. Программа способствует развитию социальной ответственности и толерантности как ключевых профессиональных компетенций.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Пропедевтический курс русского языка
Курс формирует основные знания по отдельным разделам современного русского языка, таких, как орфоэпия, орфография, основы пунктуации, культура речи, также курс направлен на развитие языковых и коммуникативных компетенций будущих специалистов. Сведения, полученные в результате изучения курса призваны помочь обучающимся овладеть навыками грамотной устной и письменной речи. Основу упражнений составляют отрывки из разнообразных по жанрам и тематике произведений классиков мировой литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы литературоведения
Курс носит пропедевтический характер. Дисциплина обладает глубокой научной ценностью и эстетическим и воспитательным потенциалом. Дисциплина направлена на приобщение обучающихся к шедеврам русской и мировой словесности и в то же время дает четкий понятийный и терминологический аппарат для правильного интерпретирования произведений художественной литературы. Учебная дисциплина включает исторический и теоретический аспекты изучения художественной литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в литературоведение
Курс нацелен на ознакомление студентов с основными литературоведческими категориями и понятиями. В рамках курса изучаются особенности литературоведения как науки, ее связь со смежными науками, отличие литературы от других видов искусства, проблемы происхождения искусства слова, специфики художественного образа и поэтики литературных произведений, категории формы и содержания литературного произведения, формируются представления литературных методах и направлениях, навыки различных видов анализа произведения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Устойчивое развитие, экология и основы безопасности жизнедеятельности
Данная дисциплина сосредоточена на обучении основам безопасности в различных аспектах жизни, а также на исследовании взаимодействия человека с природой. Она охватывает проблемы охраны окружающей среды и включает в себя навыки оценки и разработки стратегий для решения глобальных экологических и социальных вызовов. В рамках курса рассматриваются вопросы безопасности водных ресурсов, качества воздуха, деградации земель, продовольственной безопасности, а также природных и техногенных катастроф, вызванных человеческой деятельностью, и методов защиты от них в контексте целей устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика
Содержание дисциплины направлено на формирование у обучающихся целостного представления о теоретико – методологических основах педагогической науки и сущности профессионально – педагогической деятельности. Изучение курса позволяет сформировать необходимые знания о содержании, принципах, формах и методах организации целостного педагогического процесса в образовательной среде. Изучение курса формирует у обучающихся необходимые компетенции, для успешной реализации современных подходов в обучении и преподавании.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по орфографии и пунктуации
Курс дает возможность будущим специалистам овладеть фонетико-орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного русского языка, повысить уровень языковой грамотности, ориентировать обучающегося на углубленное изучение дисциплин лингвистического цикла. Данный курс направлен на совершенствование и закрепление теоретических сведений в области русского языка, полученных в школе и выработку умений применять полученные знания на практике.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Цель дисциплины - изучение ключевых правовых понятий , принципов и норм, механизмов защиты прав граждан, а также формирование антикоррупционного сознания в обществе с целью предупреждения правонарушений. Курс включает анализ законодательства, механизм борьбы с коррупцией и этических стандартов. Основное внимание уделяется развитию правовой грамотности и пониманию роли каждого гражданина в поддержании правопорядка и справедливости.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практический курс русского языка
Курс ориентирован на систематизацию и обобщение знаний по основным разделам русского языка; также курс рассчитан на овладение основными теоретическими понятиями русской орфографии и пунктуации. Курс призван повысить языковую грамотность обучающихся и углубить речевую компетентность будущих специалистов. Усвоение практических и теоретических понятий дисциплины «Практический курс русского языка» является основой для последующего изучения дисциплин лингвистического цикла.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Практикум по введению в литературоведение
Дисциплина носит практический характер. В результате практической работы студенты глубже осознают сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия литературоведения как науки. Курс носит проблемный характер и предполагает обширную самостоятельную работу студентов, выполнение которой рассчитано на активное использование знаний, почерпнутых из школьных курсов по литературе. С помощью анализа произведений русских и зарубежных авторов обучающиеся овладевают категориально-понятийным аппаратом литературоведения как науки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины направлена на формирование у студентов базовых знаний и практических навыков управления личными финансами. В рамках курса изучаются ключевые экономические понятия, принципы рационального бюджетирования, инвестирования, сбережений и защиты от финансовых рисков. Особое внимание уделяется вопросам кредитования, инвестирования, финансовых услуг. Освоение курса поможет студентам принимать обоснованные финансовые решения, избежать долговые ловушки, финансовые пирамиды и эффективно управлять своими средствами.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература
Дисциплина предусматривает изучение курса зарубежной литературы от античности до конца XX века, в контексте эпох и направлений, также курс призван выработать представление о характере того или иного литературного процесса, особенностях творчества поэтов и писателей. Также курс направлен на формирование навыков анализа литературного произведения с литературоведческой и культурологической точек зрения, работу с научной и критической литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Язык и общество
В курсе расширяются и углубляются знания о структуре и системе языка, об основных лингвистических понятиях, дается представление об основах теории и методологии языкознания с учетом смены научных парадигм, об основных этапах развития лингвистической науки, научных направлениях в исследовании языка и проблематике современных лингвистических исследований, рассматриваются закономерности функционирования языков в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в языкознание
В курсе дается представление о языке как «системе систем», рассматриваются предмет и задачи науки о языке, основные разделы языкознания, природа, сущность и функции языка, соотношение языка и мышления, языка и речи, происхождение и основные этапы истории письма, система и структура языков, классификации языков мира, формируются у обучающихся основы вводных лингвотеоретических знаний, необходимых для дальнейшего освоения специальных языковедческих дисциплин.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мифология и фольклор
В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия по дисциплине. Курс направлен на знакомство с русской мифологией и фольклором как основными формами художественного сознания русского этноса в древности, также курс раскрывает процесс зарождения литературы, и способствует осмыслению триединства миф - фольклор – литература. В основе курса лежит изучение мифотворчества, развития фольклорных жанров, мифопоэтики фольклорных образов и сюжетов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивное образование
Обучающиеся, изучающие данную дисциплину, получат знания о принципах и методических основах инклюзивного образования. Формируется представление о новых технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, знакомство с нормативно- правовыми документами об инклюзивном образовании, владение компетенциями организации и управления в области инклюзивной практики. Обучающиеся получат представление о моделях психолого-педагогического сопровождения детей с ограничением здоровья в образовательных организациях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Технологии обновленного содержания образования и критериальное оценивание
Курс призван сформировать у студентов систему научно-практических знаний о сущности и специфике критериального оценивания на уроках русского языка и литературы; показать особенности подготовки контрольно-измерительных средств учебного процесса, их назначение в системе образования. Также курс нацелен на выработку практических навыков у будущих специалистов в контексте реформы образовательной программы и внедрения системы критериального оценивания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русское народное поэтическое творчество
Дисциплина нацелена на изучение специфики русского устного народного творчества, методологии изучения фольклора, постижение поэтики и жанрового своеобразия русской словесности. Курс дает представление об историческом развитии русского фольклора, проблемах классификации жанровой системы русского фольклора, национального своеобразия поэтики, мифологизма и фольклоризма литературы, а также рассматривается сходство и различия фольклора и литературы как художественных систем.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Детская мировая литература
В курсе дается представление о процессе становления и периодах развития детской мировой литературы, а также формируется представление о детской субкультуре как культуре детства. Также курс направлен на уяснение сложности и многозначности представлений о ребенке и детстве в произведениях детских писателей, на изучение особенностей их творчества, анализ произведений, выявление художественных особенностей произведений детской мировой литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы языкознания
В курсе дается представление об основах науки о языке, сущности языка, его функциях и роли в жизни общества, об основных лингвистических методах, расширяются знания о структуре языка и природе речевых действий, формируется системное представление о языке, рассматриваются особенности основных понятий современной лингвистики, способствующих сознательному усвоению обучающимися других дисциплин языковедческого цикла.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мировая литература
Курс направлен на изучение основных этапов и особенностей развития мирового литературного процесса от древнейших времен до современности, направлений литературы и искусства, персоналий. Также изучаются художественные особенности произведений, являющихся классикой мировой литературы. Курс нацелен на выработку у студентов навыка анализа конкретных художественных произведений; постижение основных закономерностей развития историко-литературного процесса, понимание его идеологического, исторического и теоретического контекстов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русский фольклор и литература до 19 века
В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия по дисциплине, историко-культурное и идейно-художественное развитие русской словесности от фольклора до литературы 18 века. В рамках изучения дисциплины вопросы периодизации русской литературы, специфики устного поэтического творчества, древнерусской литературы и литературы 18 века, проблемы классификации жанровой системы русской словесности, национальное своеобразие поэтики, историзма, мифологизма и фольклоризма литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мир Абая
Дисциплина направлена на изучение исторических фактов, философско-художественных основ произведений Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, формирующие мировоззренческие и эстетические ценности, умение студента выражать свое мнение, практические навыки и восприятие таких человеческих качеств, как нравственность, честность, художественный характер. Определяется гениальность писателей казахской литературы и роль М. Ауэзова в изучении и популяризации наследия Абая, значение его произведений для истории, литературы и науки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Лексикография русского языка
Дисциплина предназначена для изучения основных проблем и принципов лексикографии, методов исследования лексикографических единиц русского языка, истории создания и развития лингвистических словарей. Курс дает возможность помочь будущим специалистам ознакомиться основными типами и видами лингвистических словарей русского языка, понятиями и терминами лексикографии, использовать лексикографические данные в учебно-научной деятельности, а также правильно и эффективно применять различные словари.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Фонетика и лексикология современного русского языка
Курс знакомит с особенностями фонетического строя современного русского языка: звуковым составом, сегментными и суперсегментными единицами, особенностями изменения звуков в речи. Дисциплина дает представление об основах лексикологии как науки, о процессах архаизации и обновления русской лексики. В целом, дисциплина направлена на изучение основных понятий фонетики, лексикологии и фразеологии современного русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Художественная культура России XIX в (1 пол.)
Дисциплина нацелена на формирование представления о процессе зарождения и протекания русской художественной культуры и искусства 1 половины 19 века, о ключевых направлениях этого периода – сентиментализме, романтизме и реализме, воплощении тенденций этих художественных методов в различных сферах искусства – музыке, литературе, живописи, театре. Изучая характерные особенности образцов классического русского искусства, студенты более глубоко понимают и осваивают последующие литературоведческие курсы.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русской литературы XIX в (1 пол.)
В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия по дисциплине. Курс направлен на изучение литературного процесса первой половины XIX в., формирование представлений об особенностях процесса художественного творчества указанного периода, литературоцентричности русской культуры, художественного своеобразия литературных направлений, закономерностях развития литературы и творческой индивидуальности крупнейших поэтов и писателей первой половины XIX в.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская литература 19 в. (1 пол.)
Курс призван способствовать системному уяснению закономерностей литературного развития и художественных достижений русской классической литературы XIX века с учетом современных научных концепций и методик исследования. Содержание курса направлено на раскрытие закономерности развития русской литературы 1 половины XIX столетия, выявление философских и эстетических особенностей русского романтизма и реализма, изучение своеобразия художественного мастерства наиболее значительных писателей эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческая грамматика русского языка
В курсе рассматриваются внутренние и внешние законы развития языка,особенности его исторического развития, раскрываются основные закономерности развития фонетического и грамматического строя, объясняются факты современного языка путем выявления их места в общем историко-языковом процессе, рассматриваются методы и приёмы сравнительно- исторического языкознания, правила чтения и комментирования древнерусских текстов, источники изучения исторической грамматики русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русского литературного языка
Курс призван сформировать представление об исторической эволюции русского литературного языка, изменениях в языке на всех уровнях: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе, начиная с эпохи принятия крещения на Руси и заканчивая современностью; рассматриваются сведения из истории развития русского литературного языка, этапах становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка, проблеме происхождения русского литературного языка, особенностях языковой ситуации Древней Руси.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русского языка
В курсе рассматриваются основные источники изучения и периодизация истории русского языка, основные этапы истории славянских языков, славянской письменности, важнейшие особенности фонетического строя, факторы развития морфологического строя и основные особенности синтаксиса древнерусского языка, история развития русского литературного языка, этапы становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка, реформаторская деятельность писателей и ученых для развития русского литературного языка.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лексикология и фразеология современного русского языка
Курс направлен на ознакомление студентов с основами лексикологии современного русского языка как науки, а также с процессами архаизации и обновления русской лексики; описанием лексики и фразеологии с точки зрения происхождения, стилистической дифференциации; изучение основных понятий лексикологии и фразеологии. Данный курс ориентирован на использование лингвистических словарей русского языка разных типов; анализ слов, фразеологизмов и словарных статей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Активные процессы в словообразовании
В ходе изучения дисциплины обучающиеся рассматривают, как образуются слова в настоящее время; дают характеристику общественных процессов, сфер жизни, новых явлений, которые отображаются в языковой картине мира общества и располагаются в словообразовательном пространстве языка; выделяют и описывают принципы образования новых слов; в качестве практических заданий предлагается к анализу изучение языка города, языка СМИ и других объектов с точки зрения словообразования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика обучения литературе
В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи методики обучения литературе, основные направления работы учителя-словесника. Курс направлен на формирование методических умений будущих специалистов, на подготовку их к учебной и культурно-просветительской деятельности, на выработку представления об историческом развитии технологий и методики преподавания литературы, о современных способах проведения урока литературы, формах и приемах обучения с учетом специфики литературы как учебного предмета.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика обучения русскому языку
Изучение данной профильной дисциплины предполагает подготовку студентов к практической деятельности в учреждениях образования. Также курс призван сформировать у обучающихся научно-методические знания о процессе обучения русскому языку и реализации воспитательной функции средствами предмета. Курс способствует совершенствованию профессионально-методических умений, способствует подготовке специалистов, умело использующих имеющиеся средства и методы обучения, традиционного и инновационного опыта работы в условиях обновленного содержания среднего образования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Художественная культура России XIX в. (2 пол.)
Курс нацелен на формирование целостного представления об особенностях и основных направлениях развития художественной культуры России второй половины XIX века, о той роли, которую играет русская художественная культура в контексте мирового культурного процесса; дать понятие о ведущих тенденциях эстетического развития художественной культуры; познакомить с основными течениями в русской художественной культуре второй половины XIX века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Русская литература 19 в. (2 пол.)
Курс призван раскрыть исторические особенности эпохи, выявить наиболее важные закономерности развития русской литературы указанного периода, раскрыть философскую и художественную основу русского реализма, а также познакомить студентов с биографиями выдающихся писателей и поэтов второй половины 19 века, с основами литературной критической мысли, сформировать способность к самостоятельному анализу и интерпретации произведений с точки зрения принадлежности к определенному художественному направлению.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Практикум по словообразованию и морфологии русского языка
Дисциплина имеет прикладное, практическое значение, призвана помочь сформировать навыки морфемного и словообразовательного описания и характеристики языковых единиц, а также признаки распределения слов по особым классам, называемым частями речи; языковые единицы рассматриваются как структурные образования и как функционирующие в речи единицы; особое внимание уделяется разграничению переходных явлений в системе морфемного анализа и морфологического описания слов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура делового общения
Дисциплина нацелена на формирование у студентов профессиональной коммуникативной компетентности в сфере делового взаимодействия. Курс охватывает основы речевого этикета, стили деловой коммуникации, правила ведения переговоров, составления деловой документации. Особое внимание уделяется навыкам эффективного устного и письменного общения, культуре поведения в деловой среде, а также развитию эмоционального интеллекта, умения разрешать конфликтные ситуации и строить продуктивные профессиональные отношения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Словообразование и морфология именных частей речи современного русского языка
Изучаются основные вопросы морфемики и словообразования и вся словообразовательная система современного русского языка; рассматриваются активные процессы, которые происходят в словообразовательном поле, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели, порядок морфемного, словообразовательного и этимологического разборов. Описывается морфология как уровень языковой системы, рассматривается морфология именных частей речи в системном описании языковых единиц; вырабатываются навыки морфологического разбора имён.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История русской литературы XIX в (2 пол.)
Курс вырабатывает полное представление об особенностях развития русской литературы и культуры 2-й половины 19 в., знакомит обучающихся с биографией и произведениями русских писателей в контексте эпохи; отражает основные тенденции эстетического и идейного развития литературного процесса 2 половины 19 века; раскрывает основные национальные особенности русской литературы; формирует навык интерпретации художественного произведения и литературоведческого анализа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Интегративный курс выразительного чтения
Дисциплина направлена на формирование навыков художественной интерпретации текста, развития выразительной речи и актёрского мастерства. В курсе изучаются основы просодики, интонации, темпо-ритма, а также техника дыхания и артикуляции. Особое внимание уделяется анализу текста и выработке индивидуального подхода к его подаче. В программу интегрированы технологии искусственного интеллекта для тренировки произношения, интонационного моделирования, генерации альтернативных интерпретаций и анализа речевых особенностей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория литературы
Дисциплина нацелена на изучение теоретико-литературных понятий и законов художественного творчества, структуры и специфики литературного текста. В процессе освоения дисциплины обучающиеся анализируют функции литературы, её взаимодействие с другими видами искусства и роль в культурно-историческом контексте. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта для анализа и визуализации литературных текстов, генерации гипотез, что способствует развитию исследовательской гибкости и цифровой грамотности студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сопоставительная грамматика русского и казахского языков
Дисциплина направлена на сравнительное описание грамматики русского и казахского языков, на установление сходств и различий на морфологическом и синтаксическом уровнях, на выявление специфики преподавания русского языка в школах с нерусским языком обучения. Также в ходе изучения дисциплины рассматриваются вопросы билингвизма, национальной языковой картины мира, а также студенты овладевают методами и приемами сопоставительного изучения языков.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы ораторского искусства
Данная дисциплина направлена на формирование у студентов навыков публичного выступления, развития связной, выразительной и убедительной речи. В курсе изучаются принципы риторики, техника речи, структура выступления, методы удержания внимания аудитории. Особое внимание уделяется речевому этикету, управлению голосом, преодолению страха перед аудиторией, а также развитию индивидуального ораторского стиля и способности аргументировано излагать мысли в разных коммуникативных ситуациях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Русский язык как иностранный
Курс нацелен на освоение обучающимися теоретических и практических сведений из области методики преподавания русского языка как иностранного. Также курс направлен на формирование практических навыков использования современных технологий области преподавания РКИ в республике и за рубежом. Рассматриваются компетенции, формируемые в сознании обучающихся. Характеризуются уровни владения языком, свидетельствующие о сформированности компетенций у пользователя языка. Дается описание основных методов и принципов обучения РКИ.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация дифференцированного обучения и оценивания на уроках русского языка и литературы
Данный курс нацелен на знакомство студентов с основами и принципами организации дифференцированного обучения, на осуществление целостного представления о характере и специфике дифференцированного обучения. В результате изучения курса студенты вырабатывают навыки работы с учащимися, учитывая их индивидуальные способности и учебные возможности, также в рамках курса студенты имеют возможность апробировать свой опыт на практике в школе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика обучения русскому языку в школах с нерусским языком обучения
Курс направлен на выработку теоретических знаний и методических умений у студентов-филологов в области преподавания русского языка как неродного, а также на подготовку к последующей деятельности в качестве учителя русского языка различных учебных заведений. Также курс нацелен на ознакомление с современными подходами и технологиями, методами и приемами, используемыми в обучении русскому языку с учетом специфики преподавания языка как неродного.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русской литературы XX в. (1 половина)
Курс направлен на формирование у студентов общекультурного кругозора, позволяющего обучающимся свободно ориентироваться в актуальных историко-культурных проблемах литературного процесса 1 половины ХХ века, раскрывает художественный мир, особенности и уникальность литературы неореализма, Серебряного века, модернизма, соцреализма, нацелен на выявление индивидуальности, своеобразия и культурной значимости творчества поэтов и писателей указанного периода, а также их произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литература и мировая художественная культура
Курс нацелен на формирование представлений о различных видах искусства и о культуре как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о взаимопроникновении литературы и живописи, музыки, скульптуры, кинематографа. Также курс направлен на ознакомление обучающихся с ведущими тенденциями и направлениями развития мировой художественной культуры от древнейших времен до современности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Художественная культура России XX века
Дисциплина направлена на выработку у обучающихся общего представления об основных направлениях художественного развития русской культуры ХХ века, таких, как Серебряный век, модернизм, соцреализм, постмодернизм. Также курс дает представление о культурных доминантах ХХ века и их роли в развитии мировой художественной культуры, также даются сведения о месте и значении русской художественной культуры XX в. в контексте мирового культурного процесса.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогическая риторика
Курс направлен на формирование теоретических представлений о принципах эффективной речевой деятельности учителя русского языка и литературы и на формирование соответствующихх умений и навыков, связанных с успешным речевым сопровождением учебного процесса. Также в курсе рассматриваются вопросы истории возникновения риторики как науки, сущности и видах педагогической риторики, стилях педагогического общения, теории и практики эффективного общения в сфере образования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская литература 20 в.
Курс играет большую роль в системе освоения обучающимися теоретических знаний в области литературы и практической подготовке будущего учителя к преподаванию курса литературы в школе. Содержание дисциплины направлено на формирование представлений о литературных направлениях, о месте художника и его творчества в истории и социокультурной жизни 20 века, о системно-целостном единстве художественного произведения, о путях и методах интерпретации литературных явлений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Морфология глагольных и служебных частей речи современного русского языка
При изучении дисциплины особое внимание уделяется глаголу, глагольным формам, наречиям, словам категории состояния, а также служебным частям речи; вырабатывается навык характеристики и сравнительного описания грамматических признаков изучаемых частей речи; отрабатывается порядок морфологического описания перечисленных частей речи; даётся сравнение вузовской и школьной классификации частей речи; организовано наблюдение за переходными явлениями в области частей речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Культурологический подход к изучению литературы
Курс ориентирован на формирование целостного представления об основных теоретических аспектах, связанных с методами, путями и принципами культурологического анализа произведения, на развитие общекультурного кругозора будущих специалистов, обеспечивающего главные профессиональные компетенции: свободно разбираться в актуальных проблемах современного литературного процесса, комментировать то или иное явление литературоведения, создавать собственный текст, исходя из цели и задачи коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литературное краеведение и музееведение
Курс направлен на освоение музееведческих, литературно- краеведческих знаний, формирование краеведческих и музееведческих умений и навыков, необходимых для сотрудничества с литературным отделом краеведческого музея и развития нового направления школьного музея, приобретение навыков работы с первоисточниками, выработку умений самостоятельного анализа. В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные теоретические понятия по музееведению и литературному краеведению.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История русской литературы 20 в. (2 половина) и современная русская литература
Дисциплина направлена на формирование представления о специфических особенностях и закономерностях развития русской литературы и культуры 2 половины ХХ века и рубежа ХХ-XXI вв., о творчестве поэтов и писателей указанного периода, специфике и проблематике их творчества. Дисциплина призвана обозначить основные историко-литературные и теоретические проблемы данного периода, а также выработать навык самостоятельной интерпретации, литературоведческого и культурологического анализа художественного текста.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Синтаксис современного русского языка
Курс направлен на изучение основных синтаксических категорий – словосочетаний и простых и сложных предложений; данные категории рассматриваются с точки зрения структурно-семантического подхода к истолкованию синтаксических явлений, позволяющего выявить их многоаспектность, раскрыть взаимосвязи и переходный характер многих явлений; предполагает учет особенностей функционирования единиц синтаксиса в различных социолингвистических условиях и анализ их стилистических характеристик.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Литературная география
Предметом литературной географии является взаимодействие литературного и географического пространств, и его отражение в словесном творчестве. В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия литературной географии, направления работы учителя-словесника, функции литературно-географической деятельности, формы, методы и демонстрации и описания литературно-географического пространства. Основы дисциплины связаны с ее интегративным характером, связью с культурной географией и литературоведением.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Русская литература рубежа 20-21веков
Курс направлен на усвоение знаний о закономерностях и особенностях протекания современного литературного процесса, о творчестве современных русских писателей, об основных подходах в исследовании современной литературы. Также курс нацелен на выработку умения использовать полученные знания в учебном процессе в школе; анализировать и интерпретировать тексты современных писателей. Курс способствует развитию критического мышления и рефлексии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Электронные образовательные ресурсы в преподавании русского языка и литературы
В курсе рассматриваются типы и функции электронных образовательных ресурсов, методика их интеграции в учебные занятия, особенности создания разнообразного медиаконтента. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, таких как генераторы текстов, интеллектуальные ассистенты, анализаторы стиля и смысловых связей — для разработки дидактических материалов, персонализации обучения и повышения мотивации учащихся. Курс способствует развитию цифровой грамотности, умения адаптировать образовательный контент под нужды конкретной аудитории.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная русская художественная культура
Курс нацелен на формирование всесторонних, системных знаний о современном процессе развития русской культуры, об основных проблемах и дискуссионных вопросах ее изучения. Также курс призван определить основные понятия и термины современной русской культуры; обозначить историко-культурные факторы, определившие смену стилистических направлений конца ХХ века. Русская культура рассматривается в контексте мировой культуры, и это позволяет выявить общее и особенное в культурных процессах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Русская разговорная речь
Курс посвящен формированию навыков говорения у учащихся, использованию их в различных речевых ситуациях и направлен на понимание научных представлений о русской разговорной речи как особой языковой системе со специфическими законами функционирования. Также в курсе дается представление о разговорной речи как одной из разновидностей живого литературного языка, объясняются особенности разговорной речи с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Региональное литературоведение
Курс направлен на формирование теоретико-культурных представлений об исторической и литературной жизни родного края, выработку умения применять эти знания при реализации образовательных программ по русскому языку и литературе. В курсе рассматриваются сущность, содержание и задачи, основные термины и понятия по дисциплине, направления работы учителя-словесника, функции краеведческой деятельности и музееведения, специфика регионального литературоведения, а также особенности творчества местных поэтов и писателей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Стилистика и креативное письмо
Курс нацелен на знакомство студентов с теоретическими основами стилистики и креативного письма, а также методами креативного письма как необходимыми звеньями работы по развитию речи. Рассматриваются функциональные стили и стилистические средства всех уровней языка. Также дисциплина формирует лингвокреативное мышление и навыки креативного письма у студентов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингводидактика
Курс нацелен на подготовку учителя родного и неродного языков. Рассматриваются вопросы частных методик: коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку, содержание обучения конкретному языку, средства и технологии обучения, организация урока, типология упражнений и др. Также дисциплина способствует формированию научно-методических знаний о развитии речи школьников, а также выработке навыков эффективной организации учебного процесса в условиях обновленного содержания среднего образования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Филологический анализ текста
В курсе рассматриваются теоретические основы филологического анализа текста как одного из современных направлений исследования языка в функциональном аспекте - основные лингвистические тенденции XX в., основные признаки, средства связи, текстовые категории и типология текстов, цель и специфика лингвистического, стилистического и литературоведческого анализа текста, лингвоцентрический, текстоцентрический и антропоцентрический подходы к изучению текста, дается характеристика его своеобразия с экстралингвистической точки зрения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литература стран СНГ
Данный курс предоставляет студентам возможность познакомиться с богатым литературным наследием стран Содружества независимых государств. В рамках курса рассматриваются ключевые произведения, авторы и направления литературного процесса данных стран, а также анализируются и интерпретируются произведения с социокультурной точки зрения. Особое внимание уделяется культурному контексту, историческим событиям и социальным изменениям, формировавшим литературный процесс, а также их влиянию на современное общество.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Практика словесного творчества
Курс направлен на формирование навыков письменной и устной речи, глубокого анализа и интерпретации разных типов литературных произведений с учетом специфики искусства слова, на развитие творческого потенциала обучающихся, как в создании собственных текстов, так и в формировании компонентов профессиональной готовности к развитию художественно-речевой активности школьников и выработке у них индивидуального стиля изложения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Синтаксис текста
Курс направлен на изучение синтаксической теории построения текста в грамматическом аспекте и понимание актуальных проблемных вопросов, касающихся сложного синтаксического целого, интеграционных и дезинтеграционных процессов в синтаксисе текстов, синтаксической системы языка: структурно-семантические и коммуникативные особенности единиц и механизмов связи; внутрисистемные отношения единиц; специфики функционирования синтаксических средств в тексте; на изучение и понимание модальности текста.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Русская литература Казахстана
Дисциплина посвящена изучению русскоязычной литературы, созданной на территории Казахстана. Курс включает анализ произведений писателей, чьё творчество связано с казахстанским культурным пространством, рассматривает их вклад в развитие литературного процесса, отражение национальной идентичности, межкультурного диалога и социальных реалий в художественном тексте. Особое внимание уделяется вопросам этнокультурной самобытности, художественного осмысления истории, быта, природы и ментальности народов Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обобщающий курс русского языка
Дисциплина предназначена для систематизации и углубления знаний студентов о русском языке как системе. Курс охватывает ключевые аспекты языкознания, включая фонетику, лексикологию, морфологию, синтаксис и словообразование. Студенты получают возможность обобщить и углубить свои знания о структуре русского языка, выявить связи между различными языковыми явлениями и понять их функциональные особенности. По завершении курса студенты смогут применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы научных исследований в лингвистике
Курс призван дать представление о методологии научных исследований в лингвистике. В результате освоения курса формируется представление современном состоянии исследовательских проблем лингвистики, о новейших отечественных и зарубежных исследованиях в данной области, также закладываются основы научно-исследовательской компетентности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Литература Востока
Курс охватывает широкий спектр литературных традиций, культур и языков стран Востока. Целью курса является погружение студентов в богатое культурное наследие, духовные и философские идеи, а также исторические контексты, сформировавшие восточную литературу. В рамках изучения литературы Востока акцент делается на анализ ключевых произведений, авторов и литературных движений, а также на их влияние на мировую литературу.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Синтаксис простого предложения
Дисциплина предусматривает изучение с точки зрения структуры, семантики и функций основных коммуникативных синтаксических единиц современного русского языка – словосочетаний и их типов, простых предложений и их конструктивных компонентов. Также в курсе рассматриваются проблемные вопросы синтаксической теории: проблемы теории словосочетания; проблемы взаимоотношения словосочетания и предложения, вопрос о грамматических категориях предложения, различные стороны грамматической семантики простого предложения; основы пунктуации простого предложения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрировать социально-культурные, экономико-правовые, экологические знания, коммуникативные умения, применять информационные технологии с учетом современных тенденций развития общества.
- Применять современные технологии обучения и критериального оценивания с учетом индивидуальных, физиологических и психологических особенностей учащихся.
- Эффективно общаться в межкультурной среде в устной и письменной форме, участвовать в коммуникации в различных ситуациях разных сфер общения с целью реализации собственных намерений и потребностей, в результате уровневого изучения языковых предметов.
- Исследовать литературные и лингвистические явления в контексте социально-исторического опыта на основе интегрированного культурологического подхода.
- Оценивать возможности образовательной среды посредством научного проектирования и творческого подхода к обучению.
- Применять наиболее эффективные методы, приемы и дидактические средства обучения для достижения поставленных образовательных целей.
- Оценивать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
- Демонстрировать теоретическую подготовленность в области современного русского языка, основанную на традиционных и передовых подходах.
- Применять лингвистические знания по теории языка в соответствии с уровнями языковой системы в практике анализа языковых единиц.
- Использовать полученные сведения в области лингвистической теории по современному русскому языку в различных формах презентования как в профессионально-ориентированной аудитории, так и в аудитории обучающихся.
- Раскрывать духовно-нравственную и культурную ценности литературы и ее роль в формировании гражданственности и патриотизма; представлять специфику литературы как вида искусства, анализировать и интерпретировать произведение в контексте эпохи и биографии писателя.
Похожие ОП
6B01703 Русский язык и литература
Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)
6B01703 Русский язык и литература
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B01703 Русский язык и литература
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01703 Русский язык и литература
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
6B01703 Русский язык и литература
Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)
6B01703 Русский язык и литература
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)
6B01703 Русский язык и литература
Шымкентский университет (ШУ)
6B01703 Русский язык и литература
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)
6B01703 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (ЗКИТУ)