7M01705 Подготовка педагога по русскому языку и литературе в ЮКПИ
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных научно-педагогических кадров в сфере преподавания русского языка и литературы, владеющих общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями рынка труда.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
Актуальные проблемы языкознания / литературоведения
Дисциплина рассматривает проблематику лингвистических школ, течений мирового языкознания / литературоведения на основе внутридисциплинарных связей; изучает актуальные проблемы европейских, мировых концепций, определивших научные доминанты языкознания / литературоведения в условиях смены научных и культурно-исторических парадигм; переходные процессы интегрирования метапредметных знаний для формирования собственных суждений о теоретико-методологических и структурных особенностях русского языкознания / литературоведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методология и методы современного литературоведения
Дисциплина направлена на освоение развивающихся знаний об эпистемологии науки: методология – метод – методика, для самостоятельного продолжения обучения в области литературоведения; понимания методологии как совокупности правил познания человеком окружающего мира и одновременно как совокупности форм, путей познания предметной области литературоведения. Рассматриваются способы формирования компетентности в выборе методологии и методики организации литературоведческих исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Преподавание языковых дисциплин в вузе и школе
Дисциплина изучает теорию и методику преподавания лингвистических дисциплин в условиях высшего профессионального и среднего образования. Дисциплина направлена на формирование профессиональной компетенции магистрантов – будущих работников высшей школы; формирование готовности к практическому применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности в области преподавания лингвистических дисциплин.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научного исследования (на английском языке)
Дисциплина рассматривает актуальность научного исследования, новизна исследовательской работы, умение четко и ясно излагать цели и задачи, формирование компетенций профессионального иностранного языка в сфере научного исследования. Анализирует особенности педагогического исследования, соблюдение принципов академической честности. Виды методов исследования в научно-исследовательских работах: анализирует количественные и качественные виды исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Информационные технологии в научно-педагогической деятельности филолога-русиста
Дисциплина рассматривает теоретико-методологические и практические аспекты использования информационных технологий в сфере филологии. Изучаются вопросы интеграции информационных технологий в научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность филолога-русиста; анализируются причины и условия применимости методов и средств ИКТ в филологических исследованиях и современной образовательной среде; развиваются информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Предмет формирует у магистрантов культуру научного мышления, развивает аналитические способности, навыки исследовательской деятельности. Курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки, о закономерностях развития науки и структуре научного знания, о науке как профессии и социальном институте, о методах ведения научных исследований, о роли науки в развитии общества, интегрирует межпредметные знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Стратегии обучения в высшей школе
Изучаются стратегии обучения, цифровые и интерактивные технологии, методы оценки, педагогический дизайн, инклюзивные и персонализированные подходы, методы повышения учебной активности студентов, развитие критического мышления и рефлексии. Осуществляется организация учебного процесса, применение современных педагогических моделей, развитие самостоятельности магистрантов и формирование профессиональных компетенций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Управление проектами
Дисциплина формирует целостное представление о проектной деятельности как способе инновационного преобразования разных типов действительности. Изучаются теоретические основы проектной деятельности; методология, инструменты проектного управления в профессиональной деятельности; разработка, выбор и реализация различных видов проектов; рефлексивная оценка хода проектирования, эффективность проектного продукта; использование программных технических средств и информационных цифровых технологий в управлении проектами.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Философско-эстетические проблемы русской литературы
Дисциплина изучает разрабатываемые в современном литературоведении вопросы, связанные, с представлениями о тексте как многомерном феномене и с художественным текстом, выполняющим коммуникативную и эстетическую функции, в результате чего интегрируются научные знания об истории, современном состоянии и тенденциях развития литературоведения на основе решения философско-эстетических проблем, актуальных для современного развития русской литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Русский язык в научном освещении
Дисциплина направлена на углубление знаний по теории русского языка для дальнейшего самостоятельного проведения научных исследований в области русского языка, а также использования полученных знаний в профессиональной деятельности. Систематизируются знания о лингвистических школах русистики, базисных принципах выявления и описания единиц современного русского языка; формируются комплексные представления о законах функционирования языка в речи и взаимообусловленности их реализации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проектирование и экспертиза в образовании
Дисциплина направлена на развитие проектной компетенции магистранта посредством освоения теории и практики проектирования и экспертизы образовательных систем. Формируются представления о системе основных теоретических понятий в области педагогического проектирования и экспертизы, совершенствуются проектировочные и экспертные умения, необходимые для самостоятельной разработки и оценки педагогических проектов, осваивается опыт проектирования и экспертизы различных уровней и компонентов образовательной системы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология личностной, социальной и профессиональной успешности
Изучаются психологическая структура, функции, уровни и цели общения. Рассматриваются субъекты общения и их взаимодействие, пути конструктивного разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в личностной, социальной и профессиональной коммуникации, тайм-менеджмент, переговоры и техники делового общения, а также этические принципы и нормы, применяемые в построении эффективного взаимодействия.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Академическое письмо (на английском языке)
Дисциплина направлена на формирование компетенций в области владения профессиональным иностранным языком через развитие навыков академического письма на английском языке, критического мышления, структурированного изложения научных идей, а также умений работы с англоязычными научными и научно-информационными источниками. Особое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций магистрантов с учетом специфики академического дискурса и совершенствованию письменной научной речи.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Когнитивно- дискурсивная парадигма современного языкознания
Дисциплина изучает когнитивные подходы к интерпретации филологических фактов, обусловленные интеграционными процессами в науке. Рассматриваются актуальные проблемы дискурсивной и когнитивной лингвистики, концептологии: дискурс как объект науки о языке; когнитивный подход к анализу художественного текста; вопросы полисемии; теория концептуальной метафоры; методы когнитивно-стилистического анализа текста; виды имплицитной информации; основные понятия теории речевых жанров и языковой личности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теоретические аспекты языкового анализа в вузе
Дисциплина направлена на систематизацию базисных теоретических положений и лингвистических понятий, освоение методики научно-грамматического анализа языкового материала с учетом последних достижений языкознания; совершенствование умений исследования конкретных языковых фактов как прочной основы для практического овладения нормами литературного языка и письма; творческого использования навыков лингвистического анализа в обучении русскому языку.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проектирование образовательного процесса
Дисциплина направлена на формирование деятельностного компонента профессиональной компетенции, систематизацию представлений магистрантов о самообразовании, профессиональной деятельности в соответствии с профилем магистерской программы. Углубляются знания о проектировании образовательного процесса с целью обучения русскому языку и литературе, развития и воспитания школьников; совершенствуются навыки наблюдения, сбора и анализа материала в процессе выполнения индивидуальных заданий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русский язык в лингвокультурологическом аспекте
Дисциплина направлена на формирование у магистрантов лингвокультурологической компетенции для получения представлений о филологии как важнейшей области гуманитарного знания, влияющего на изменение сознания носителя языка и культуры. Систематизируются знания о базовых понятиях лингвокультурологии, методах лингвокультурологического анализа текста; анализируются законы функционирования лингвокультурологических единиц в письменной / устной речи; формируются навыки сравнительного описания культур и миропониманий в междисциплинарном контексте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Современный литературный процесс
Дисциплина изучает специфику современного литературного процесса: периодизацию, основные стилевые тенденции, особенности развития эпоса, лирики и драмы на современном этапе; жанровое своеобразие, типологию героев и персоналий, особенности детской литературы. Рассматриваются предпосылки для развития современного литературного процесса – периодизация русской литературы 2-й половины ХХ в., особенности литературных течений, содержание и художественные особенности произведений писателей данного периода.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Технология интегративного обучения в школьном и вузовском литературоведении
Дисциплина представляет интегративный курс, обобщающий результаты литературоведческих исследований; устанавливает конструктивные междисциплинарные связи, находящиеся на пересечении поэтики, лингвистики текста и стилистики. Инновационные технологии и подходы к филологическому анализу художественного текста, приемы его интерпретации обеспечивают формирование информационной культуры, самостоятельность дальнейшего обучения для результативности дальнейшей педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Комплексный анализ текста и дискурса
Дисциплина направлена на формирование у магистрантов способности организовывать процесс обучения школьников разным видам анализа художественного текста на уроках литературы. Изучаются проблемы классификации и типологии текстов как объекта лингвистического, стилистического и литературоведческого анализа. Рассматриваются прикладные аспекты, связанные с вопросами комплексного филологического анализа научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных (поэтических, прозаических и драматических) текстов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Системный и функциональный подходы к преподаванию русского языка
Дисциплина направлена на углубление знаний о системе русского языка для представления о функциональном потенциале языковых единиц, об основных направлениях и методах проведения научных исследований в области функциональной и коммуникативной грамматики. Изучаются разные типы функциональных описаний; вопросы системности в исследовании языковых явлений как основы функционального направления; специфика функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка в практике преподавания русского языка как (не)родного.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Технологии искусственного интеллекта в филологических исследованиях
Курс направлен на развитие целостного представления будущих учителей о современном состоянии теории и практики создания интеллектуальных систем разного назначения. Изучаются возможности применения ИИ в сфере образования; использование виртуальных помощников в процессе обучения; инструменты визуализации и анализа данных с помощью нейросетей; создание обучающих материалов с мультимедиа; исследование ИИ в разработке текстовых, видео, аудиоресурсов; использование методов геймификации и мотивации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Подготовка и редактирование научных текстов
Дисциплина направлена на совершенствование профессиональных и метапредметных компетенций магистрантов. Формируются навыки письменной и устной речевой деятельности в научной сфере, редактирования и оформления научных произведений в целях формирования интеллектуально-речевой и методологической культуры, научного мировоззрения с использованием знаний в области истории науки, русского языка, философии и методологии научного исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
Профессии
Результаты обучения
- Владеет основными теоретическими положениями современного языкознания и литературоведения, использует свои знания, представления и творческие способности для решения профессиональных и управленческих проблем в более широком междисциплинарном контексте.
- Интерпретирует свою академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность с учетом интеграции образования, науки и инноваций, использует ИКТ в учебном процессе.
- Проявляет информационную культуру, владение иностранным языком для академического и профессионального взаимодействия в межкультурной среде, формирования собственных суждений на основе мировоззренческих принципов, социально-этических, морально-нравственных ценностей и научных идей.
- Организует четкое и ясное публичное информирование идей, выводов и нестандартных решений, оценивает текущие проблемы и перспективы развития общества, понимает современные тенденции мировой экономики, ориентируется в вопросах международной конкуренции.
- Интегрирует междисциплинарные знания и выстраивает траекторию саморазвития с учетом социальных и профессиональных потребностей в области преподавания русского языка и литературы.
- Обеспечивает научную и экспертную оценку научного исследования, придерживаясь политики академической честности, высоких стандартов академической культуры.
Похожие ОП
7M01705 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
Кызылординский университет "Болашак"
7M01705 Русский язык и литература
Университет имени Шакарима города Семей (ГУ им. Шакарима)
7M01705 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)