Новая образовательная программа

7M01902 Специальная педагогика: Логопедия в КазНПУ им. Абая

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих знаниями логопедии в соответствии с высокими академическими стандартами в конкурентной образовательной среде, имеющих гражданскую позицию, способных формулировать и решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять педагогическую, научно-исследовательскую и управленческую деятельность в системе специального и инклюзивного образования.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M021 Специальная педагогика
  • Область образования 7M01 Педагогические науки
  • Направление подготовки 7M019 Специальная педагогика

Дисциплины

  • Методика преподавания специальных дисциплин в вузе

    Цель: овладение методикой преподавания специальных дисциплин в вузе, умениями и навыками организации и контроля усвоения психолого-педагогических знаний в различных формах организации обучения с помощью соответствующих методов и средств, способностью к изучению и применению инновационного педагогического опыта. Содержание: Методика преподавания специальных дисциплин в вузе в Республике Казахстан. Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе». Научные основы конструирования специальной педагогики (специальной психологии) как учебного предмета. Методические аспекты преподавания различных отраслей специальной педагогики и психологии. Методы обучения. Основные формы учебных занятий по специальной педагогике и психологии и методика их проведения Организация СРО по психолого-педагогическим дисциплинам. Учебно-методическая документация. Виды учебных программ по специальным дисциплинам. Средства обучения специальным дисциплинам. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся. Виды контроля.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методология и методы научных исследований в специальной педагогике

    Цель: изучение методологических основ научного исследования в области специальной педагогики. Содержание: Общие теоретические вопросы методологии психолого-педагогического исследования. Понятие методология, методы, методики исследования. Методы психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Б.Г. Ананьева). Обработка данных психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Интерпретация и представление результатов исследования в специальной педагогике и психологии. Компетенции: теоретико-методологическая компетентность и готовность к проведению научного исследования в специальной педагогике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика и психология высшей школы

    Педагогика и психология высшей школы как предмет включает в себя теоретические и практические аспекты подготовки и воспитания будущих специалистов. Предлагаемый курс направлен на формирование педагогической позиции магистра, как будущего преподавателя, подготовка к различным видам педагогической деятельности: реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов; разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения; выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе. В процессе обучения данному курсу магистранты овладевают основными теоретическими понятиями, знаниями психологических и педагогических закономерностей, принципов, механизмов профессиональной деятельности. В тоже время, дисциплина содержит темы по основным методам научных исследований, факторы развития личности, психологические и педагогические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и коммуникаций

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Предмет "Иностранный язык (профессиональный)" направлен на развитие языковых навыков, необходимых для профессиональной деятельности в различных сферах. Курс включает изучение специфической лексики, профессиональных терминов, а также практическое применение языка в контексте профессиональной коммуникации. Студенты осваивают навыки общения в профессиональной среде, включая написание деловых писем, ведение переговоров, составление отчетов и презентаций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина "История и философия науки" знакомит с генезисом науки, показывает все этапы ее развития с древности до наших дней. Рассматриваются классическая, неклассическая, постнеклассическая этапы науки. Изучаются философские и методологические проблемы естественных, социо – гуманитарных, технических наук; основные идеи, положения позитивизма, постпозитивизма; Дисциплина направлена на формирование у магистрантов культуры научно - философского мышления, на усовершенствование методологических навыков, на развитие независимого критического и креативного мышления, что в целом формирует научную картину мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений

    Цель: овладение методами функционального взаимодействия специалистов в комплексном изучении детей с речевыми нарушениями. Содержание: Понятие комплексного подхода. Медицинское обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями речи. Психологическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями речи. Педагогическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями речи. Психолого-медико-педагогические консилиумы в организациях образования, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации. Методы функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном изучении детей с речевыми нарушениями. Компетенции: способен эффективно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи на основе комплексного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Организация научно-исследовательской работы в области логопедии

    Цель:формирование навыков планирования и организации научно-исследовательской работы в области логопедии. Содержание: Предмет, задачи и методы исследования в логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Понятие о логике исследования. Этапы психолого-педагогического исследования в области логопедии: подготовка, организация, проведение. Исследования теоретического и эмпирического уровня. Теоретические исследования, ориентированных на выработку систематизированного знания в форме проблем, гипотез, концепций. Эмпирические методы исследования в логопедии. Сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности). Педагогический эксперимент, его виды, процедура проведения. Компетенции: способность разрабатывать планы и программы проведения научных исследований на основе современных научных достижений в области логопедии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Планирование научного исследования в области логопедии

    Цель: формирование навыков проектной деятельности с учетом специфики теории и практики логопедии. Содержание:Теоретические основы метода проектов, причины его распространения, понятие проектной деятельности и метода проектирования. Требования к использованию, направленность, типологию проектов, этапы выполнения, параметры внешней оценки. Возможности применения проектирования в сфере логопедической теории и практики в контексте решения актуальных задач своей профессиональной деятельности. Типология проектной деятельности: интернет-проекты, исследовательские, информационные и прикладные проекы. Компетенции: способность создавать информационные и прикладные проекты, специфичные для теории и практики логопедии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Система логопедической работы с детьми-билингвами

    Цель: овладение навыками логопедической работы с детьми в условиях билингвальной среды. Содержание: Речь ребенка-билингва как объект междисциплинарного исследования. Типологическая (морфологическая) классификация языков. Онтогенез речи в условиях билингвизма.Языковая интерференция, интерферема, типы интерференции. Основные принципы построения курса коррекционных занятий, методы и формы коррекционного обучения. Коммуникативный принцип в коррекции речевого недоразвития у детей-билингвов. Структура и содержание логопедического занятия детьми-билингвами.Особенности логопедической работы с детьми в условиях билингвальной среды. Компетенции: способность эффективно решать задачи коррекционной логопедической работы на основе овладениями современными методами и технологиями.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Нейрологопедия

    Цель: овладение нейропсихологическими подходами и технологиями диагностики и коррекции речевых нарушений Содержание: Понятие нейрологопедии.Современные представления о мозговой организации высших психических функций и основные принципы нейропсихологической диагностики и коррекции. Нейропсихологические подходы к классификации нарушений речи. Нарушения речи, виды и мозговые механизмы.Нейрологопедическая диагностика и коррекция. Двигательная нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекции. Содржание занятий по нейрологопедической коррекции. Биоаккустическая коррекция головного мозга (БАК), аудиотренировки по методу «Томатис», использование в занятиях гарнитуры «FORBRAIN». Понятие сенсорной интеграция. Компетенции: способность эффективно решать задачи коррекционной логопедической работы на основе овладениями современными нейропсихологическими методами и технологиями.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные научные исследования логопедии

    Цель: формирование умений осуществлять анализ, систематизацию исследований в области логопедии,применять полученные знания для формулирования и доказательства собственных суждений по научным проблемам. Содержание: Этапы научно-исследовательской работы в области логопедии (постановка задачи исследования, накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала, формулировка выводов по итогам исследований). Теоретические, эмпирические, диагностические методами исследования проблем современной логопедии и образования. Проведение эксперимента, количественной и качественной обработки и интерпретации эмпирических данных. Компетенции:способность критического анализа и оценки различных подходов и технологий сопровождения детей с нарушением речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в образовании детей с нарушениями речи

    Цель: овладение умениями, необходимые для организации и реализации диагностической и мониторинговой деятельности, в образовании детей с нарушением речи. Содержание: Основные принципы психолого-педагогическая диагностики лиц с нарушениями речи. Психодиагностические модели в изучении лиц с нарушением речи. Методы диагностического обследования детей с нарушениями речи. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи. Дифференциальная диагностика нарушений речи и сходных состояний. Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики. Методы обработка результатов, полученных в ходе психолого- педагогического эксперимента, в том числе с использованием информационных технологий. Компетенции: способность проводить диагностические и мониторинговые исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Сравнительная специальная педагогика

    Цель: знание теории и практики сравнительной специальной педагогики. Предмет, задачи, методология и методыисследований в сравнительной специальнойпедагогике. Общие тенденции и национальная специфика развития сравнительной специальной педагогики, анализ социально значимых проблем и процессов, связанных с образованием лиц с ООП. Исторические вехи изучения зарубежной сравнительной педагогики. Теоретические основания сравнительной специальной педагогики. Место сравнительной специальной педагогики в структуре научного знания об обучении и воспитании детей с ООП. Особенности становления системы специального образования в РК и различных странах мира. Компетенции: демонстрирует знание и понимание современной научной парадигмы в области сравнительной специальной педагогики, прогнозирует перспективы и условия ее развития

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Организация образования и развития детей с нарушениями речи

    Цель: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-педагогических технологий на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с нарушениями речи. Содержание: Теоретические и нормативно-правовые основы системы образования детей с нарушениями речи.Лингво-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. Психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи в системе образования. Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи. Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям школьного возраста с нарушениями речи.Рациональный выбор и реализация коррекционно-педагогических технологий на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с нарушениями речи. Компетенции: разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Разработка программ психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи

    Цель: формирование навыков проектирования программ психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, разработки методическое обеспечение. Содержание: Понятие «психолого-педагогическое сопровождение», основные цели и задачи, структурные компоненты. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи в различных образовательных условиях. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения. Уровни сопровождения. Этапы психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением речи. Определение направлений психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи. Структура и содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках индивидуальной программы сопровождения. Компетенции:способность участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов, понимать и выполнять алгоритм оценки особых образовательных потребностей детей с нарушением речи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Менеджмент в специальном образовании

    Цель:сформировать профессиональные компетенции, наиболее востребованные в менеджменте специального образования. Содержание: Сущность, содержание и особенности менеджмента в специальном образовании. Современные технологии менеджмента. Методы, средства и приемы менеджмента.Супервизия «молодого специалиста». Современные научные методы для решения исследовательских проблем в менеджменте специального образования.Компетенции: способность применять методы, организационные формы и технологические приемы управления образовательным процессом.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Методы математической статистики в специальной педагогике и психологии

    Цель: знание современного математического инструментария для решения профессиональных задач. Содержание: Основные понятия математической обработки данных в психолого-педагогическом исследовании в специальной педагогике и психологии. Генеральная совокупность и выборка. Шкалы измерения. Статистические гипотезы. Статистические критерии. Методы статистической обработки данных научного исследования. Классификация задач и методов их решения. Числовые характеристики распределения. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Компетенции: способность к анализу и представлению эмпирических данных посредством аналитических и графических методов математической статистики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Мониторинг в специальном образовании

    Цель: знание организации и проведения мониторинга учебных достижений и особенностей развития детей с нарушениями слуха. Содержание: Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальной (коррекционной) организации образования. Научно-педагогические основы мониторинга. Критерии оценки качества состояния образовательного процесса. Современные теории и техники педагогического измерения уровня учебных достижений учащихся с ООП. Требования к подбору и применению стандартизированных оценочных средств и инструментов Формы педагогической оценки в специальной (коррекционной) школьной организации. Компетенции: организует и мониторит образовательные возможности детей с нарушениями слуха, проектирует индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе специальных методик и современных технологий мониторинга, использует методы диагностики и оценки образовательных результатов обучающихся.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Количественный и качественный анализ результатов исследования в специальной педагогике

    Цель: знание математических основ качественного и количественного анализа результатов исследования. Содержание: Методы количественного и качественного анализа данных исследования; базовые статистические критерии. Количественные методы: методы статистической обработки (описательная статистика, сравнение выборок и рядов показателей, анализ временных рядов, расчетная оценка надежности методик), корреляционный анализ, факторный анализ, моделирование, тестирование, анкетирование. Интерпретация результатов исследования. Компетенции: способность к количественному и качественному анализу результатов эмпирического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Академическое письмо направлено на улучшение эффективных коммуникативных навыков, способствуя ясности и организации в передаче идей. Оно поощряет критическое мышление и аналитические навыки, акцентируя внимание на оценке информации и изучении основных исследовательских навыков. Цель курса – улучшить общие навыки академического письма, особенно в контексте исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи

    Цель: овладение технологиями проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушением речи. Содержание:Алгоритм и методы педагогической оценки особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи всоответствии спринципами командного подхода. Технологии адаптации образовательного процесса для обучающихся с нарушениями речи. Способы адаптации (сокращения) учебных программ. Разработка индивидуальных учебных программ: основания для адаптации учебной программы или разработки индивидуальной учебной программы. Принципы и этапы составления программ. Способы адаптации учебной программы: изменение объема, степени сложности изучаемого материала, введение дополнительных элементов с учетом структуры речевого нарушения, уровня развития ребенка, его образовательных потребностей. Структура программ. Корректировка содержания программ. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся. Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики освоения образовательной программы обучающимися с нарушениями речи. Компетенции: проектировать индивидуальные образовательные маршруты, применять инструментарий и методы диагностики и оценки уровня освоения образовательной программы обучающимися с нарушениями речи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • исследовать и проектировать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями применяет в образовательном процессе инновационные технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
  • Иметь целостное научное мировоззрение, понимание глобальных социально-политических процессов в обществе; использовать методологию и комплекс научных методов в контексте своего исследования; проявлять себя как цифровой педагог во всех сферах научно-профессиональной деятельности;
  • Способствовать к успешной, конструктивной профессиональной коммуникации и социальному взаимодействию в полиязычной, поликультурной и научной среде для решения академических и профессиональных задач; владеть научным стилем академического письма;
  • Проектировать, внедрять процесс своего научного исследования; проявлять себя как педагог-менеджер гуманной направленности, методист, эксперт; владеть навыками управления бизнес-процессов в сфере образования;
  • Демонстрировать знание и понимание современной научной парадигмы в области образования лиц с особыми образовательными потребностями, прогнозировать перспективы и условия его развития;
  • Решать профессиональные задачи в интенсивно развивающейся образовательной системе применительно к различным категориям обучающихся, учитывать возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи;
  • Проектировать и реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением речи, применять эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся;
  • Организовывать образовательный процесс для обучающихся с нарушением речи и взаимодействие участников образовательных отношений в различных институциональных условиях;
  • Проектировать и реализовывать адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушением речи на основе специальных методик и современных образовательных технологий, использовать методы диагностики и оценки образовательных результатов обучающихся;
  • Проектировать и проводить научное исследование в области логопедии с использованием современных методов исследования; планировать и реализовать педагогический процесс на основе системы знаний в области педагогической теории и методологии современной педагогики высшей школы и соответствующих им технологий и методов обучения и воспитания;
  • Осуществлять взаимодействие с образовательными организациями, организациями здравоохранения и социальной защиты, зарубежными партнерами при решении актуальных задач образования, профессионализации и социальной адаптации лиц с нарушениями речи;
  • Планировать профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
Top