6B01902 Специальная педагогика (IP) в ВКУ им. Аманжолова
-
Цель образовательной программы Подготовка педагога-профессионала, востребованного и конкурентноспособного на рынке труда, обладающего современными предметными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями, навыками реализации инклюзивного образования, способного к созданию высококачественного обучающего контента и организации образовательного процесса.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B020 Специальная педагогика
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B019 Специальная педагогика
Дисциплины
-
Методы и содержание исследований в образовании
Целью дисциплины является формирование понимания различия между повседневным и научным мышлением; на ознакомление с понятийным аппаратом в сфере планирования и организации научных исследований; ознакомление студентов со спецификой педагогических исследований; исследованием в действии. Студенты овладевают методами исследования; умением прогнозировать результаты исследования, видеть возможности их практического применения; оценивать и презентовать результаты исследования.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Основы невропатологии
Целью дисциплины является формирование целостного представления о центральной нервной системе и высшей нервной деятельности; о влиянии анатомии и физиологии на речь, о сенсорных системах и познавательных процессах и при норме и при нарушениях; знаний адаптивных механизмов при поражении центральной нервной системы; умений делать анализ скринингов раннего развития в Республике Казахстан, изучение методов профилактики нарушений.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Междисциплинарное взаимодействие
Целью дисциплины является овладение необходимыми знаниями о содержании командной оценки первой группы детей с ООП, деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (СППС); навыкам взаимодействия с командой специалистов с родительским и педагогическим сообществом; формирование навыков проектирования междисциплинарной деятельности по составлению индивидуальной программы и перехода на групповую, классную работ по включению ребенка с «особыми нуждами» в учебную среду; навыков саморефлексии и рефлексии у будущих педагогов.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Целью дисциплины является формирование целостного представления в области логопедической работы с детьми дошкольного возраста при фонетико-фонематических нарушениях и дислалии. Студенты учатся навыкам обследования речи ребенка, различения органических и функциональных нарушений речи; умению планировать, проводить логопедические занятия при ФФН и дислалии, используя передовые методы и технологии обучения в соответствии особенностями ребенка дошкольного возраста.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи
Целью дисциплины является знакомство с закономерностями строения и функционирования анализаторных систем и центральной нервной системы в норме и при нарушениях; этиологией, течением, механизмами, последствиями заболеваний органов зрения, слуха, речи; методами профилактики нарушений; возможностями адаптации организма при поражении сенсорных систем и ЦНС. Студенты учатся анализировать результаты скрининга раннего развития; выявлять и преодолевать препятствия к дальнейшему развитию и обучению.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Нарушения письменной речи
Целью дисциплины является формирование целостного представления о нарушениях письменной речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии и их видах; владению навыками моделирования стратегии решения конкретных логопедических задач обследования, планирования, проведения логопедических индивидуальных и групповых занятий при нарушениях чтения и письма. Студенты учатся использовать практические методы и приемы, ИКТ в обучении детей с нарушениями письма и чтения в специальных и общеобразовательных школах.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Специальная методика обучения языку
Целью дисциплины является овладение методикой и спецификой преподавания предмета с использованием традиционных, универсальных, альтернативных методов обучения. Дисциплина направлена на овладение методикой и спецификой обучения языку обучающихся с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития; студенты учатся критически анализировать типовую учебную программу по языку; овладеют принципами, методикой и этапами обучения языку в специальной школе, составлению краткосрочного и долгосрочного планирования, с учетом методических и содержательных требований; критериями оценивания достижений по предмету; приобретут навыки планирования и проведения урока по языку с использованием традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Оценивание и развитие
Целью данного курса является совершенствование следующих областей педагогической компетентности: Компетенции в области педагогики и дидактики. Будущие учителя имеют глубокое понимание значения оценки в процессе обучения и способны обеспечить конструктивную оценку в этической манере на различных этапах процесса обучения и привлечь обучающихся к оцениванию. Будущие учителя определяют, дифференцируют и используют различные технологии оценивания, принципы, этапы, инструменты оценивания своей области знаний (включая формативное и суммативное оценивание и самооценивание и взаимооценивание, и пр.). Они способны критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оцениванию, и развивать их дальше.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Искусственный интеллект и цифровые образовательные технологии
Целью дисциплины является формирование практических навыков применения методов и технологий искусственного интеллекта в управлении обучением. Содержание дисциплины направлено на ознакомление обучающихся с основами искусственного интеллекта, изучение практического применения диагностики качества обучения и организационно-управленческой деятельности учебных заведений, изучение сервисов искусственного интеллекта для для построения индивидуальных образовательных траекторий и аналитики образовательного процесса.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Основы дактилологии и жестовой речи
Целью дисциплина является формирование понимания студентами, что дактильная и жестовая речь являются средствами коммуникации неслышащих; освоение дактильной структуры слова как основной единицы словесного языка и особенности жестовой речи как кинетической невербальной системы коммуникации неслышащих. Студенты учатся понимать своеобразие словесно-жестового двуязычия детей с нарушениями слуха; овладевают дактилологией и жестовой речью, навыками обучения жестово-дактильной речи неслышащих детей; навыками преподавания с использованием жестовой речи.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционной культуры
Целью дисциплины является формирование правовой культуры и сознательной добропорядочности будущих специалистов. Дисциплина направлена на формирование знаний по противодействию коррупции и навыков выработки гражданской позиции по отношению к данному явлению в будущей профессиональной деятельности, ознакомление обучающихся с основными путями правового регулирования социальных процессов, роли права в государственном управлении и в обеспечении правопорядка.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Доступность в образовании и сопровождение в инклюзии
Целью дисциплины является формирование анализа собственной деятельности с точки зрения ценностей инклюзии, педагогической этики; понимания важности разнообразия сообществ; формирование целостного представления об аспектах доступности в образовании: психологическая доступность, социальная доступность, физическая доступность; педагогическая доступность, цифровая доступность. Студенты учатся анализировать учебную среду и учебное пространство с точки зрения доступности; понимать, учитывать разнообразие учащихся, их индивидуальные возможности при проектировании учебной деятельности; учатся выстраивать междисциплинарную работу с участниками образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Неврологические основы логопедии
Целью дисциплины является освоение неврологических основ логопедии, базовых категорий, закономерностей психофизического и речевого развития; понимание сущности психо-речевого развития в норме и при нарушениях; знание биосоциальных предпосылок формирования речи, мозговых механизмов реализации речи, неврологических основ нарушения речи. Студенты учатся различать речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы; методы исследования нарушений речи при неврологических нарушениях; приемы коррекции речевых нарушений; профилактики нарушений речи.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Тифлотехнические средства и технологии для обучения детей с нарушениями зрения
Целью дисциплины является изучение тифлотехнических средств обучения, их классификацию, знание альтернативных форм предъявления учебных материалов для детей с нарушениями зрения; умение использовать тифлотехнические средства в обучении и социализации незрячих и слабовидящих; овладение анализом и планированием индивидуальных и групповых занятий с использованием тифлотехнических средств в учебной и коррекционно-развивающие.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Логопедическая работа при системных нарушениях речи (алалия, афазия)
Целью дисциплины является формирование целостного представления о системных нарушениях речи (алалии, афазии), их видах. Студенты учатся планировать решение конкретных логопедических задач по обследованию, диагностике, проведению индивидуальных, групповых логопедических занятий с детьми/взрослыми, с учетом вида нарушения (алалии, афазии); формируются навыки использовать методы, приемы коррекционно-развивающей работы при афазии и алалии.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Поддержка в образовании детей с особыми образовательными потребностями
Целью дисциплина является изучение нормативно-правовой базы Республики Казахстан в области образования и прав человека; формирование понимания основных принципов и этапов поддержки детей с особыми образовательными потребностями в учебной среде; умения проектировать объем педагогической поддержки в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка. Студенты овладевают формами, методами и приемами сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в различных условиях; учатся способствовать формированию школьной культуры, демонстрирующей участие, благополучие, толерантность и устойчивое развитие; учатся выстраивать междисциплинарную работу с членами образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Нейропсихологические подходы в специальном образовании
елью дисциплины является изучение основ теории нейропсихологии и возможностей ее применения в деятельности специального педагога; формирование навыков практической работы с учетом принципов нейродиагностики и нейропсихологии. Студенты учатся использовать нейропсихологические подходы при коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работе: контроле восприятия и запоминания материала, фиксации внимания, предупреждении утомляемости и негативных явлений у детей; применении методов профилактики невротических состояний.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Основы академического письма и научных исследований
Целью дисциплины является углубление и осмысление системы методологических и теоретических знаний по подготовке научных исследований, формирование основы фундаментальных знаний об особенностях, критериях, концепциях академического письма и способах организации научно-исследовательской деятельности. В ходе курса обучающиеся знакомятся с основными понятиями исследовательской деятельности, такими как объективность, точность, последовательность и ясность мысли, осваивают метапредметные и коммуникативные компетенции, которые играют важную роль в будущей профессиональной деятельности обучающегося.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением слуха
Целью дисциплины является дифференциация профессиональной деятельности специального педагога (сурдопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования, понимание различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения. Студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением слуха с учетом степени нарушения и возраста; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладевают навыками мониторинга индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Методика обучения предмета «Познание мира»
Целью дисциплины является формирование значений предмета для расширения кругозора детей с особыми образовательными потребностями; студенты овладевают методикой и спецификой преподавания предмета «Познание мира» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного учащегося; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету, специфическими умениями формирования знаний об окружающем мире у детей с "особыми нуждами”.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Логопедия
Целью дисциплины является формирование знаний о предмете, цели, задачах логопедии, ее теоретических и методических основах; о развитии речи в норме; этиологии, механизмах и структуре нарушений речи; классификации нарушений речи; влиянии нарушения речи на когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу; формирование практических навыков организации логопедической работы в различных условиях. Студенты учатся планировать и организовывать логопедическую работу с разными категориями детей: при нарушениях речи, слуха, зрения, интеллектуальных, моторных расстройствах и аутизме.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Целью дисциплины является ознакомление будущих учителей с образовательной программой в своей области преподавания, а также с руководящими педагогическими принципами и сквозными темами развития определенного уровня образования, такими как предпринимательство и устойчивое развитие. Будущие учителя обладают навыками индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия обучающихся и принципами инклюзии в процессе обучения, и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Целью дисциплины является формирование у обучающихся системы знаний об основах экологии и безопасной среды жизнедеятельности. Дисциплина направлена на формирование навыков экологического мышления, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения от возможных последствий угроз природного и техногенного характера, знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Коррекция познавательной деятельности
Целью дисциплины является изучение сути механизмов, лежащих в основе формирования и нарушения познавательной деятельности; признаков и симптомов нарушения познавательной деятельности; студенты овладевают навыками проведения психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта на индивидуальных и групповых занятиях, с использованием универсальных, альтернативных, вспомогательных методик и приемов работы.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Логопедическая работа при нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи
Целью дисциплины является формирование целостного представления о нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи (дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание); учатся дифференцировать сходные состояния, решать конкретные задачи обследования, проведения логопедических занятий с детьми при дизартрии, ринолалии, брадилалии, тахилалии, заикании; учатся использовать передовые методики и ИКТ при коррекции и обучении детей с нарушениями звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Дизайн и технология работы с детьми с множественными нарушениями
Целью дисциплины является изучение детей, имеющих два и более первичных нарушения; знакомство с общими и специфическими закономерностями развития детей с множественными нарушениями. Студенты учатся разграничивать понятия «сложное нарушение» и «сложная структура нарушения»; овладевают проектированием и реализацией индивидуальной развивающей программы для конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей; специфическими приемами и алгоритмом коррекционной работы с детьми при множественных нарушениях, вовлечению детей с множественными нарушениями в групповую, классную работу.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Специальная методика обучения цикла предметов «Технология и искусство»
Целью дисциплины является овладение методикой, спецификой и приемами преподавания предмета «Технология и искусство» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; овладевают навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать учебные задания, контрольные материалы с учетом образовательных потребностей и возможностей конкретного ребенка; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Практикум по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Целью дисциплины является формирование понимания развития слухового восприятия как средства усиления потенциальных возможностей ребенка с нарушениями слуха, которое подчиняется общим закономерностям развития и осуществляется под влиянием целенаправленной работы. Студенты понимают значение слухового резерва и особенности развития речи; важность сохранности анализаторов на общее развитие ребенка; целостность педагогического процесса. Студенты осваивают современную систему формирования устной речи, новые продуктивные подходы к речевому развитию ребенка с нарушениями слуха в условиях коммуникативной системы обучения языку.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Проектирование научных исследований
Целью дисциплины является ознакомление с проектированием научных исследований, позволяющим отбирать, размышлять, анализировать проблемы в образовании; студенты учатся проектной деятельности; осваивают алгоритмизацию исследования: работа с источниками; выявление противоречий; формулирование проблемы, цели и задач исследования; определение критериев анализа; сбор данных, их количественный и качественный анализ; выявление проблем на всех этапах исследования; прогнозирование результатов исследования, возможностей их применения на практике, масштабирование результатов.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Семейно-центрированная поддержка лиц с особыми образовательными потребностями
Целью дисциплины является формирование понимания специфики взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с "особыми нуждами", модели семей, формы поддержки семьи; овладение навыками организации педагогико-психологического сопровождения, консультирования семьи; приемы взаимодействия и активного вовлечения семьи в коррекционно-педагогическую работу, воспитывающей ребенка дошкольного или школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Тифлопедагогика
Целью дисциплины является формирование знаний исторического аспекта развития тифлопедагогики; изучение предмета, объекта и методов тифлопедагогики; функций зрения и их нарушений; знаний классификации лиц с нарушениями зрения; особенностей функционирования организма при нарушенном зрении и возможностях компенсации; формирование умения планировать содержание коррекционной и учебно-воспитательной работы с учетом степени нарушения зрения (незрячие, слабовидящие); студенты учатся применять на практике специфические методы (Хандз-метод) и технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности
Целью дисциплины является изучение анатомии и физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, их влияния на речь и познавательные процессы; студенты учатся анализировать результаты скринингов раннего развития; понимать влияние нарушения ЦНС и ВНД на характер и степень нарушения; использовать адаптационные возможности организма при планировании коррекционной развивающей работы.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Универсальный дизайн в образовании
Целью дисциплины является формирование понимания термина «Универсальный дизайн» как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех детей независимо от возраста, способностей или статуса без необходимости адаптации или специального дизайна. Студенты учатся создавать среду, услуги и предметы, которыми без особой подготовки и какой-либо адаптации могли бы пользоваться как можно больше разных детей; понимать, что универсальный дизайн в образовательной сфере предусматривает предоставление информации, воспринимаемой всеми детьми, уменьшает необходимость физических усилий для доступа к ней, обеспечивает мотивацию и вовлечение всех детей.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Практикум по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения
Целью дисциплины является овладение технологиями работы по формированию целостного представления об окружающем мире у незрячих; обучению незрячих обобщенным способам ориентировки в пространстве и преодолению изолированности в обществе; использованию вспомогательных средств передвижения. Студенты овладеют приемами развития зрительного восприятия в зависимости от степени и вида нарушения зрения на индивидуальных и групповых занятиях в дошкольных и школьных организациях.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Проектирование логопедической работы с общим недоразвитием речи
Целью дисциплины является формирование целостного представления об общем недоразвитии речи, причинах, механизмах, классификации, способах их преодоления; овладение навыками планирования и реализации задач по обследованию, проведению индивидуальных и групповых логопедических занятий с детьми при разных уровнях общего недоразвития речи. Студенты учатся использовать методы и приемы, информационно-компьютерные технологии в обучении детей при разных уровнях общего недоразвития речи, учатся работать с родителями.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением зрения
Целью дисциплины является дифференциация профессиональной деятельности специального педагога (тифлопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования; понимание различий между индивидуально-развивающей и индивидуальной учебной программами и сферами их применения. Студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением зрения с учетом степени нарушения и возраста в условиях КППК; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладеют навыками мониторинга индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Педагогические исследования
Данный курс дает будущим учителям теоретическую основу для педагогических исследований. Будущие учителя обладают навыками поиска и критического отбора теоретических знаний из различных надежных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики и проявляют готовность содействовать обучению и образованию, основанным на исследованиях, а также их собственному непрерывному развитию и профессиональному росту.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Позитивное родительство
Целью дисциплины является ознакомление с закономерностями развития детско-родительских отношений с позиций позитивного родительства. Дисциплина направлена на формирование компетенций по оказанию поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Целью данного курса является совершенствование следующих областей педагогической компетентности: Компетенции в области педагогики и дидактики. Будущие учителя знакомы с формированием психики, ее функционированием и закономерностями развития. Будущие учителя могут наблюдать за развитием своих обучающихся и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Будущие учителя действуют творчески и адекватно в различных ситуациях и поддерживают обучение и благополучие обучающихся.
Год обучения - 1
Кредитов - 3
-
Специальная психология
Целью дисциплины является освоение общих и специфических закономерностей развития детей имеющих физические и/или психические нарушения; классификации нарушений и особенности диагностики; причины нарушений в психическом и психофизическом развитии; учатся размышлять и интерпретировать учения Л.С. Выготского (взаимодействие биологического и социального, структура нарушенного развития и др.); сравнивать и оценивать познавательные процессы и личностную сферу различных категорий детей с ООП.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
Целью дисциплины является формирование толерантности к проявлениям разнообразия обучающихся и определять их индивидуальные потребности в процессе обучения. Будут развиты способности поддерживать: - обучение обучающихся и их включение в образовательный процесс, используя подходящие ИКТ, обучающие и вспомогательные технологии, - благополучие обучающихся с психологической и этической точек зрения в сотрудничестве с сообществом (учителями, учащимися, родителями / опекунами), учитывая контекст жизни и обучения обучающихся
Год обучения - 1
Кредитов - 3
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Целью дисциплины является освоение современных психологических теорий и моделей, функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Дисциплина направлена на формирование у будущих учителей навыков, способствующих благоприятному развитию обучающихся, содействия диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе, взаимодействию и сотрудничеству с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства создания новых взаимосвязей, подходящих для развития их собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование и технологии работы при кохлеарной имплантации
Целью дисциплины является формирование понимания кохлеарной имплантации как современного метода слухоречевой реабилитации неслышащих детей; знание истории метода, устройства импланта, принцип работы системы кохлеарной имплантации, процедуру диагностического обследования и отбор кандидатов на имплантацию; особенности настройки процессора импланта; этапы послеоперационной реабилитации детей. Студенты понимают кохлеарную имплантацию как комплексную систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий; овладевают методами реабилитации неслышащих детей после кохлеарной имплантации.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Деятельность специальных организаций образования
Целью дисциплины является понимание системы государственной поддержки детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан; сути деятельности, функций, организацией, нормативно-правовым регулированием специальных организаций образования: психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической, коррекции, реабилитационных центров, специальных детских садов, специальных школ; деятельности специального педагога в данных организациях образования. Студенты учатся понимать, что система поддержки детей с ограниченными возможностями не ограничивается системой образования; важность деятельности специального педагога в системе здравоохранения и социальной защиты.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Организация службы психолого-педагогического сопровождения
Целью дисциплины является понимание организационной и содержательной структуры, цели службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольной и школьной организации; нормативно-правовой документации СППС; роли каждого специалиста СППС; формирование представления о командной работе и навыках внутрикомандного взаимодействия; способности критически оценивать и анализировать собственную профессиональную деятельность в соответствии с принципами инклюзии; овладение этапами оценки особых образовательных потребностей ребенка и практическими навыками сопровождения в различных условиях; рекомендаций по сокращению индивидуальных программ и надомного обучения.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями
Целью дисциплины является изучение теоретических основ психолого-педагогической диагностики; овладение приемами комплексного, междисциплинарного обследования ребенка с целью выявления его особых образовательных потребностей с соблюдением профессионально-этических норм и принципов диагностики; овладение современными подходами, методами психолого-педагогической диагностики; умению правильно оценивать состояние обследуемого с педагогической точки зрения; понимание роли деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в консультировании семьи.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование и технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Целью дисциплины является изучение причин, механизмов, проявления расстройств аутистического спектра; анализа пространственной среды и учебных процессов в соответствии с образовательными потребностями детей с РАС; формирование навыков дифференциальной диагностики аутизма и сходных состояний; умений проектировать программы сопровождения, определять необходимые педагогические технологии для коррекционно-развивающей работы; отбирать и применять педагогических технологии по работе с детьми с РАС.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Наука об образовании, ключевые теории обучения и воспитания
Целью дисциплины является развитие педагогической компетентности будущих учителей в области теории педагогики, дидактики и воспитания. В рамках курса обучающиеся изучают основы педагогической науки, включая концептуальные представления о человеке, которые лежат в основе различных теорий обучения, воспитания и педагогических моделей. Глубокое понимание теоретических концепций позволяет будущим педагогам осознанно выбирать и применять наиболее эффективные методы обучения и воспитания, адаптируя их к различным образовательным ситуациям. Это способствует формированию профессионального подхода к организации учебного процесса и созданию благоприятной воспитательной среды, направленной на всестороннее развитие личности обучающихся.
Год обучения - 1
Кредитов - 3
-
Специальная дошкольная педагогика
Целью дисциплины является изучение теории и практики раннего и дошкольного развития в норме и при нарушениях; формирование понимания у студентов возможностей компенсации организма в раннем возрасте; важности проектирования развивающей среды и пространства для детей раннего и дошкольного возраста. Студенты учатся критически анализировать и работать с типовыми учебными программами для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, сложными нарушениями; на их основе составлять и реализовывать индивидуальные развивающие программы, овладевают методами, приемами и технологиями работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Сенсорная интеграция
Целью дисциплины является формирование знаний в области сенсорной интеграции, овладение технологиями сенсорной интеграции, развитие способности оказать педагогическую помощь, обладание навыками индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся, на основе педагогических и самостоятельных исследований.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Сурдопедагогика
Целью дисциплины является формирование знаний исторического аспекта развития сурдопедагогики; изучение основ, предмета и методов сурдопедагогики; клинико-педагогических, психолого-педагогических классификаций лиц с нарушениями слуха; формирование умения планировать содержание образования с учетом степени нарушения слуха; учатся применять на практике принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Предметно-практическое обучение
Целью изучения дисциплины является формирование понимания роли предметно-практической деятельности для ребенка с нарушениями слуха; владение методикой и спецификой преподавания предмета предметно-практическое обучение с использованием традиционных, универсальных, альтернативных средств; владение навыками адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного ребенка с нарушением слуха.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением интеллекта
Целью дисциплины является дифференциация профессиональной деятельности специального педагога в условиях специального и инклюзивного образования: понимание различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; умение проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением интеллекта с учетом возраста и степени снижения интеллекта в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции; умение проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладение навыками мониторинга индивидуальных программ и рекомендациями по уменьшению надомного обучения и индивидуальных программ.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Практикум по дифференциальной диагностике
Целью дисциплины является изучение принципов, методов и критериев дифференциальной диагностики; формирование навыков отграничивать сходные состояния, этапы дифференциации; выявление первичного и вторичных нарушений; типов нарушения развития. Студенты овладевают современными способами и приемами дифференциальной диагностики; учатся применять базовый комплекс методик и практические методы дифференциальной диагностики; учатся оценивать особенности нарушений развития, процедуру обработки информации, системно анализировать нарушения развития.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Комплексная оценка детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы
Целью дисциплины является получение знаний о современных подходах, этапах и методах обследования развития детей; формирование умений осуществлять оценку особых образовательных потребностей в соответствии с критериями и алгоритмом нормативно-правовых актов РК; овладение методическим инструментарием психолого-педагогического обследования ребенка в соответствии с профессионально-этическими нормами и принципами диагностики; формирование умение консультировать семьи с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Психологическая коррекция речевых расстройств
Целью дисциплины является формирование знаний о нарушениях вербального развития, необходимых для диагностики психического состояния и психокоррекционной работы, прогнозирования дальнейшего развития, проведения профилактических мер для недопущения негативного влияния нарушений речи на формирование личности, о специфике психологической помощи в зависимости от возраста человека и характера речевого нарушения, о методах и методиках психодиагностики и психокоррекции
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Специальная методика обучения математике
Целью дисциплина является формирование знаний о принципах, методике и специфике обучения математике различных категорий детей с особыми образовательными потребностями; умение работать с типовой учебной программой по математике: составлению краткосрочного и долгосрочного планирования в соответствии с методическими и содержательными требованиям к разработке урока по математике; критериями оценивания достижений по предмету. Студенты приобретут навыки планирования и проведения урока математики в пропедевтический период и начальных классов; учатся грамотному использованию ИКТ, традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения на уроке математике в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Специальная педагогика
Целью дисциплины является формирование теоретических основ и истории специального образования; изучение принципов, форм, методов, современных трендов специального образования; студенты учатся сопоставлять систему государственной поддержки детей с особыми образовательными потребностями в РК и в мире; понимать суть, организацию цели и содержание деятельности специальных организаций образования: психолого-медико-педагогической консультации, реабилитационного центра, специальных дошкольных организаций, специальных школьных организаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции; изучают методы обучения и воспитания лиц с ООП.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Методы и технологии преподавания в специальной педагогике
Целью дисциплины является повышение компетенций в области педагогики и дидактики, формирование представлений о методической системе обучения, о системе моделирования стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, об использовании знаний, методов и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Олигофренопедагогика
Целью дисциплины является формирование целостного представления об истории и тенденциях образования и воспитания лиц с нарушениями интеллекта. Студенты изучают объект, предмет, задачи олигофренопедагогики; методы исследования в олигофренопедагогике; клинико-педагогические и психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями интеллекта; принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями интеллекта; оказание психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями интеллекта в различных организациях образования.
Год обучения - 1
Кредитов - 4
-
Обучение грамоте незрячих шрифтом Брайля
Целью дисциплины является овладение знаниями о психофизиологии письма и чтения в норме и при нарушении зрения; специфике учебного материала, изданного шрифтом Брайля; различии письма и чтения у незрячих и слабовидящих; направлено на овладение студентами шрифтом Брайля; методикой обучения грамоте шрифтом Брайля и способов преодоления трудностей, встречающихся у незрячих и слабовидящих при овладении письмом и чтением.
Год обучения - 1
Кредитов - 6
-
Исследования, развитие и инновации
Целью данного курса является совершенствование следующих областей педагогической компетентности: Область компетенции для профессионального развития; Область компетенции для взаимодействия. Для поддержания актуальности и возможности постоянного развития себя и своей профессиональной деятельности будущие учителя приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят практические исследования в этическом ключе в различных областях, касающихся развития образования и профессии учителя, инновационных подходов к обучению, а также обучения и руководства обучающимися. Будущие учителя принимают мышление, ориентированное на развитие, и способны разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
-
Практикум по социально-бытовой ориентировке
Целью дисциплины является изучение цели и задач работы по формированию социально-бытовой ориентировки детей с особыми потребностями; студенты учатся разработке системы занятий и уроков по социально-бытовой ориентировке; методике формирования социально-бытовой ориентировки у детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста; овладевают навыками проведения занятий и уроков по СБО в дошкольных и школьных организациях.
Год обучения - 1
Кредитов - 7
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Целью дисциплины является формирование компетенций в области экономики, предпринимательства и финансовой грамотности. Дисциплина направлена на изучение вопросов экономической теории, тенденций развития и роли предпринимательской деятельности, организационно-финансовых основ ведения бизнеса, инструментальной и институциональной поддержки и регулирования предпринимательства, а также развитие способностей к принятию оптимальных организационно-управленческих решений в предпринимательской деятельности. В рамках курса обучающиеся также овладеют навыками работы с финансовыми инструментами, научатся планировать и управлять личным, семейным бюджетом, сохранять и приумножать накопления, анализировать финансовую информацию и выбирать инвестиционную стратегию.
Год обучения - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- оценивать окружающую действительность на основе мировозренческих позиций, сформированных знанием основ философии и общих дисциплин, которые обеспечивают научное понимание и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания с учетом глубокого понимания и анализа основных этапов, закономерностей и особенностей исторического развития Казахстана;
- развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию, действуя в соответствии с социальными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества, зная и понимая основы социально-политических, экономических и правовых знаний, демонстрируя личную и профессиональную ответственность и конкурентоспособность;
- оценивать ситуации в различных сферах межличностного, социального и профессионального общения, вступая в общение в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках, используя в своей личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий; интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации;
- ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры;
- осуществлять выбор методологии и анализа, используя научные методы и приемы исследования, для синтезирования нового знания в том числе;
- конструктивно общаться в рамках различных интерактивных, поликультурных, профессиональных взаимоотношений и сообществ как офлайн, так и онлайн с учетом целей, поставленных перед данным видом деятельности, необходимых для конструктивной собственной педагогической и общественной деятельности;
- владеть базовыми знаниями и пониманием обучения, оценки и развития образовательного процесса, учитывая разнообразие обучающихся, этической поддержки и психологического благополучия в различных типах образовательной среды, включая способность педагога использовать различные цифровые ресурсы;
- ориентироваться в международных и национальных документах, социокультурных структур общества, принципах, законодательствах и правилах национальной системы образования, влияющих на деятельность организации и собственную работу, критически оценивать свои ценности, установки, этические принципы и методы работы, а так же способность ставить новые цели для своего собственного педагогического развития, развития своей организации и профессионального благополучия;
- применяя стандартизированные методики комплексной диагностики и оценки, способны определять особые образовательные потребности обучающихся и их поддержку в соответствии с нормами, принятыми в Республике Казахстан;
- понимать психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями (первая группа детей с ООП) развития, осуществлять профессиональные функции в процессе специального и инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся, обеспечивая включение детей с ОВ в образовательную среду и способность создавать условия для их развития и саморазвития;
- реализовывать индивидуальные и специальные учебные программы для детей с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития, осуществляя динамический мониторинг, с целью оценки их эффективности в реальных образовательных условиях;
- организовывать педагогическое сотрудничество в комплексе субъективных отношений в ходе оказания консультативной помощи семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями и педагогам. работающим в условиях инклюзии (ребенок-педагоги-родитель) и деятельность по формированию положительного общественного мнения и популяризации идей и знаний в области образования лиц с особыми образовательными потребностями среди населения.
Похожие ОП
6B01902 Специальная педагогика (IP)
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)
6B01902 Специальная педагогика
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
6B01902 Специальная педагогика: Логопедия
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)
6B01902 Специальная педагогика
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01902 Специальная педагогика
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B01902 Специальная педагогика
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)
6B01902 Специальная педагогика(IP)
Южно-Казахстанский педагогический университет имени Өзбекәлі Жәнібеков (ЮКПИ)