6B01902 Специальная педагогика(IP) в ЮКПИ
-
Цель образовательной программы Подготовка педагога-профессионала, востребованного и конкуретноспособного на рынке труда, обладающего современными предметными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями, навыками реализации инклюзивного образования, способного к созданию высококачественного обучающего контента и организации образовательного процесса.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B020 Специальная педагогика
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B019 Специальная педагогика
Дисциплины
-
Специальная педагогика
Данная дисциплина направлена на знание теоретических основ и истории специального образования; изучение принципов, форм, методов, современных трендов специального образования; студенты учатся сопоставлять систему государственной поддержки детей с особыми образовательными потребностями в РК и в мире; понимать суть, организацию цели и содержание деятельности специальных организаций образования: психолого-медико-педагогической консультации, реабилитационного центра, специальных дошкольных организаций, специальных школьных организаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции; изучают методы обучения и воспитания лиц с ООП.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи
Изучение дисциплины направлено на знакомство с закономерностями строения и функционирования анализаторных систем и центральной нервной системы в норме и при нарушениях; этиологией, течением, механизмами, последствиями заболеваний органов зрения, слуха, речи; методами профилактики нарушений; возможностями адаптации организма при поражении сенсорных систем и ЦНС. Студенты учатся анализировать результаты скрининга раннего развития; выявлять и преодолевать препятствия к дальнейшему развитию и обучению.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности
Дисциплина направлена на изучение анатомии и физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, их влияния на речь и познавательные процессы; студенты учатся анализировать результаты скринингов раннего развития; понимать влияние нарушения ЦНС и ВНД на характер и степень нарушения; использовать адаптационные возможности организма при планировании коррекционной развивающей работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Данная дисциплина направлена на наблюдение за развитием обучающихся, планирование и внедрение соответствующих возрасту процессов обучения, учитывая индивидуальные потребности учащихся, творческое поддерживание всеобщего обучения и благополучия учеников.Студенты учатся распознавать индивидуальные отправные точки разных школьников, их потенциал в обучении и потребности в конкретной поддержке; рассматривать индивидуальные потребности своих школьников в конкретной поддержке, руководстве, обучении и оценке;знакомить с различными методологическими решениями для оказания конкретной поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы акмеологии
Расширяют представления теоретико-методологические основах акмеологии, понятии, проблемы и задачи, характеристики акмеологических условий, способствующих профессиональному росту, его успешность, эффективность трудовой деятельности; методы самосовершенствования и стимулирования профессионального и личностного развития, уровни профессионализма педагога; педагогическую компетентность и ее компоненты, требования к личной и профессиональной компетентности учителя-логопеда, специальные методы и технологии развития профессионализма педагога.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Специальная дошкольная педагогика
Дисциплина направлена на изучение теории и практики раннего и дошкольного развития норме и при нарушениях; формирование понимания у студентов возможностей компенсации организма в раннем возрасте; важности проектирования развивающей среды и пространства для детей раннего и дошкольного возраста. Студенты учатся критически анализировать и работать с типовыми учебными программами для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, сложными нарушениями; на их основе составлять и реализовывать индивидуальные развивающие программы, овладевают методами, приемами и технологиями работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Деятельность специальных организаций образования
Дисциплина направлена на понимание системы государственной поддержки детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан; сути деятельности, функций, организацией, нормативно-правовым регулированием специальных организаций образования: психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической, коррекции, реабилитационных центров, специальных детских садов, специальных школ; деятельности специального педагога в данных организациях образования. Студенты учатся понимать, что система поддержки детей с ограниченными возможностями не ограничивается системой образования; важность деятельности специального педагога в системе здравоохранения и социальной защиты.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Специальная психология
При изучении дисциплины студенты осваивают общие и специфические закономерности развития детей имеющих физические и/или психические нарушения; классификации нарушений и особенности диагностики; причины нарушений в психическом и психофизическом развитии; учатся размышлять и интерпретировать учения Л.С. Выготского (взаимодействие биологического и социального, структура нарушенного развития и др.); сравнивать и оценивать познавательные процессы и личностную сферу различных категорий детей с ООП.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями
Дисциплина направлена на изучение теоретических основ психолого-педагогической диагностики; овладение приемами комплексного, междисциплинарного обследования ребенка с целью выявления его особых образовательных потребностей с соблюдением профессионально-этических норм и принципов диагностики; овладение современными подходами, методами психолого-педагогической диагностики; умению правильно оценивать состояние обследуемого с педагогической точки зрения; понимание роли деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в консультировании семьи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Изучение данной дисциплины направлено на освоение современных психологических теорий и моделей, функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Будущие педагоги способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Практикум по дифференциальной диагностике
Данная дисциплина направлена на изучение принципов, методов и критериев дифференциальной диагностики; формирование навыков отграничивать сходные состояния, этапы дифференциации; выявление первичного и вторичных нарушений; типов нарушения развития. Студенты овладевают современными способами и приемами дифференциальной диагностики; учатся применять базовый комплекс методик и практические методы дифференциальной диагностики; учатся оценивать особенности нарушений развития, процедуру обработки информации, системно анализировать нарушения развития.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Логопедия
Дисциплина изучается с целью формирования знаний о предмете, цели, задачах логопедии, ее теоретических и методических основах; о развитии речи в норме; этиологии, механизмах и структуре нарушений речи; классификации нарушений речи; влиянии нарушения речи на когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу; формирование практических навыков организации логопедической работы в различных условиях. Студенты учатся планировать и организовывать логопедическую работу с разными категориями детей: при нарушениях речи, слуха, зрения, интеллектуальных, моторных расстройствах и аутизме.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Поддержка в образовании детей с особыми образовательными потребностями
Дисциплина направлена на изучение нормативно-правовой базы Республики Казахстан в области образования и прав человека; формирование понимания основных принципов и этапов поддержки детей с ООП в учебной среде; умения проектировать объем педагогической поддержки в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка. Студенты овладевают формами, методами и приемами сопровождения детей с ООП в различных условиях; учатся способствовать формированию школьной культуры, демонстрирующей участие, благополучие, толерантность и устойчивое развитие; учатся выстраивать междисциплинарную работу с членами образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методы и технологии преподавания
Данная дисциплина направлена на повышение компетенций в области педагогики и дидактики. Студенты имеют целостное представление о методической системе обучения, могут моделировать стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, умеют использовать знания, формы, методы и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы невропатологии
Изучение данной дисциплины направлено на формирование целостного представления о центральной нервной системе и высшей нервной деятельности; влиянии анатомии и физиологии на речь, сенсорные системы и познавательные процессы и норме и при нарушениях; знание адаптивных механизмов при поражении центральной нервной системы; анализ скринингов раннего развития в Республике Казахстан, изучение методов профилактики нарушений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Основные законы устойчивости живых организмов, экосистем на различных уровнях организации, а также биосферы в целом; взаимодействие компонентов биосферы и экологические последствия человеческой деятельности, особенно в условиях усиленного природопользования; проблемы экологии, охраны окружающей среды, устойчивого развития. Безопасность жизнедеятельности и её основные принципы. Опасности, чрезвычайные ситуации. Оценка рисков, управление рисками. Системы обеспечения безопасности человека. Социальные угрозы, угрозы в духовной сфере, политика и защита от них; экономические угрозы, угрозы в быту и повседневной жизни.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина направлена на совершенствование педагогической компетентности в области педагогики и дидактики. Студенты изучают основы педагогической науки, такие как концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Комплексная оценка детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы
Изучение дисциплины направлено на получение знаний о современных подходах, этапах и методах обследования развития детей; умение осуществлять оценку особых образовательных потребностей в соответствии с критериями и алгоритмом нормативно-правовых актов РК; владение методическим инструментарием психолого-педагогического обследования ребенка в соответствии с профессионально-этическими нормами и принципами диагностики; умение консультировать семьи с ООП.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогические исследования
Данная дисциплина направлена на овладение навыками поиска, критического отбора знаний из различных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики Студенты учатся осознавать природу педагогики и ее основную терминологию,признавать центральные области исследований в педагогике и понимают разницу между повседневным мышлением и научными знаниями,различать культурные представления о человеческой природе и их значении для работы учителяпринимать изменения в области образования с учетом перспектив их развития.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Дисциплина «Основы права и антикоррупционной культуры» направлена на повышение правовой грамотности студентов, признание верховенства закона и формирование антикоррупционного мировоззрения. Студенты изучают принципы законности, справедливости и честности. Курс способствует формированию гражданской ответственности и укреплению правосознания, а также развитию уважения к закону и справедливости в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Дисциплина направлена на формирование основ экономики, предпринимательских навыков и финансовой грамотности. Студенты изучают рыночные отношения, основы ведения бизнеса, управление личным и семейным бюджетом. Курс развивает инициативность, учит финансовому планированию и оценке рисков. В результате обучающиеся становятся способными осознанно и эффективно действовать в условиях современной экономики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
Данная дисциплина направлена на принятие разнообразие обучающихся, их поддержку, умение выявлять препятствия на пути к участию и обучению, возникающие в школах; определять приоритеты развития и планировать мероприятия для поддержки разнообразия (адаптация программного материала, разработка дифференцированных заданий; содействовать сотрудничеству в школьном сообществе в целях создания основы инклюзивных ценностей и поддержки участия и успеваемости обучающихся в устойчивых школьных системах, уметь использовать вспомогательные средства и ИКТ для поддержки всех обучающихся в инклюзивной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оценивание и развитие
Данная дисциплина направлена на понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивное оценивание учебных достижении на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оценивания. Студенты учатся хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка); применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся; признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование и технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Изучение дисциплины направлено на изучение причин, механизмов, проявления расстройств аутистического спектра; формирование навыков дифференциальной диагностики аутизма и сходных состояний; анализа пространственой среды и учебных процессов в соответствии с образовательными потребностями детей с РАС; умение проектировать программы сопровождения, определять необходимые педагогические технологии для коррекционно-развивающей работы; отбирать и применять педагогических технологии по работе с детьми с РАС.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Нейропсихологические подходы в специальном образовании
Данная дисциплина направлена на изучение основ теории нейропсихологии и возможностей ее применения в деятельности специального педагога; формирование навыков практической работы с учетом принципов нейродиагностики и нейропсихологии. Студенты учатся использовать нейропсихологические подходы при коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работе: контроле восприятия и запоминания материала, фиксации внимания, предупреждении утомляемости и негативных явлений у детей; применении методов профилактики невротических состояний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Данная дисциплина направлена на формирование навыков индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований. Студенты учатся понимать требования компетентности, предпринимательства и устойчивого развития в своей педагогической и предметной области при планировании и проведении обучения; планировать и прогнозировать и другие условия, которые влияют на обучение; применять принципы индивидуального обучения и руководства на практике, учитывать потребности своих учеников, поддерживать развитие их личности и самооценки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование научных исследований
Дисциплина направлена на ознакомление с проектированием научных исследований, позволяющим отбирать, размышлять, анализировать проблемы в образовании; студенты учатся проектной деятельности; осваивают алгоритмизацию исследования: работа с источниками; выявление противоречий; формулирование проблемы, цели и задач исследования; определение критериев анализа; сбор данных, их количественный и качественный анализ; выявление проблем на всех этапах исследования; прогнозирование результатов исследования, возможностей их применения на практике, масштабирование результатов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сурдопедагогика
Данная дисциплина направлена на знание исторического аспекта развития сурдопедагогики; изучение основ, предмета и методов сурдопедагогики; клинико-педагогических, психолого-педагогических классификаций лиц с нарушениями слуха; формирование умения планировать содержание образования с учетом степени нарушения слуха; учатся применять на практике принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Логопедическая работа при нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления о нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи (дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание); учатся дифференцировать сходные состояния, решать конкретные задачи обследования, проведения логопедических занятий с детьми при дизартрии, ринолалии, брадилалии, тахилалии, заикании; учатся использовать передовые методики и ИКТ при коррекции и обучении детей с нарушениями звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика обучения предмета «Познание мира»
Дисциплина направлена на понимание студентами значения предмета для расширения кругозора детей с особыми образовательными потребностями; студенты овладевают методикой и спецификой преподавания предмета «Познание мира» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного учащегося; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету, специфическими умениями формирования знаний об окружающем мире у детей с “особыми нуждами”.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальная методика преподавания цикла предметов "Технология и искусство"
Данная дисциплина направлена на овладение методикой, спецификой и приемами преподавания предмета «Технология и искусство» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; овладевают навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать учебные задания, контрольные материалы с учетом образовательных потребностей и возможностей конкретного ребенка; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Искусственный интеллект в специальном образовании
Дисциплина предусматривает реализацию платформ и программ искусственного интеллекта для нужд инклюзивного образования; навыков разработки и использования адаптивных средств для лиц с особыми образовательными потребностями; использования средств искусственного интеллекта для решения конкретных проблем в специальной образовательной среде; психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Олигофренопедагогика
Дисциплина направлена на формирование целостного представлений об истории и тенденциях образования и воспитания лиц с нарушениями интеллекта. Студенты изучают объект, предмет, задачи олигофренопедагогики; методы исследования в олигофренопедагогике; клинико-педагогические и психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями интеллекта; принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями интеллекта; оказание психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями интеллекта в различных организациях образования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы дактилологии и жестовой речи
Дисциплина направлена на формирование понимания студентами, что дактильная и жестовая речь являются средствами коммуникации неслышащих; освоение дактильной структуры слова как основной единицы словесного языка и особенности жестовой речи как кинетической невербальной системы коммуникации неслышащих. Студенты учатся понимать своеобразие словесно-жестового двуязычия детей с нарушениями слуха; овладевают дактилологией и жестовой речью, навыками обучения жестово-дактильной речи неслышащих детей; навыками преподавания с использованием жестовой речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Логопедическая работа при системных нарушениях речи (алалия, афазия)
При изучении дисциплины у студентов формируется целостное представление о системных нарушениях речи (алалии, афазии), их видах. Студенты учатся планировать решение конкретных логопедических задач по обследованию, диагностике, проведению индивидуальных, групповых логопедических занятий с детьми/взрослыми, с учетом вида нарушения (алалии, афазии); формируются навыки использовать методы, приемы коррекционно-развивающей работы при афазии и алалии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Коррекция познавательной деятельности
Дисциплина направлена на изучение сути механизмов, лежащих в основе формирования и нарушения познавательной деятельности; признаков и симптомов нарушения познавательной деятельности; студенты овладевают навыками проведения психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта на индивидуальных и групповых занятиях, с использованием универсальных, альтернативных, вспомогательных методик и приемов работы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Практикум по социально-бытовой ориентировке
Дисициплина направлена на изучение цели и задач работы по формированию социально-бытовой ориентировки детей с особыми потребностями; студенты учатся разработке системы занятий и уроков по социально-бытовой ориентировке; методике формирования социально-бытовой ориентировки у детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста; овладевают навыками проведения занятий и уроков по СБО в дошкольных и школьных организациях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Специальная методика обучения языку
Студенты овладеют методикой и спецификой преподавания предмета с использованием традиционных, универсальных, Дисциплина направлена на овладение методикой и спецификой обучения языку обучающихся с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития; студенты учатся критически анализировать типовую учебную программу по языку; овладеют принципами, методикой и этапами обучения языку в специальной школе, составлению краткосрочного и долгосрочного планирования, с учетом методических и содержательных требований; критериями оценивания достижений по предмету; приобретут навыки планирования и проведения урока по языку с использованием традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предметно-практическое обучение
Изучение дисциплины направлено на понимание роли предметно-практической деятельности для ребенка с нарушениями слуха; владение методикой и спецификой преподавания предмета «Предметно- практическое обучение» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных средств;владение навыками адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного ребенка с нарушением слуха; владеют навыками планирования и проведения уроков по предмету.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Неврологические основы логопедии
Дисциплина направлена на освоение неврологических основ логопедии, базовых категорий, закономерностей психофизического и речевого развития; понимание сущности психо-речевого развития в норме и при нарушениях; знание биосоциальных предпосылок формирования речи, мозговых механизмов реализации речи, неврологических основ нарушения речи. Студенты учатся различать речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы; методы исследования нарушений речи при неврологических нарушениях; приемы коррекции речевых нарушений; профилактики нарушений речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по коррекции устной и письменной речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления о нарушениях письменной речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии и их видах; владению навыками моделирования стратегии решения конкретных логопедических задач обследования, планирования, проведения логопедических индивидуальных и групповых занятий при нарушениях чтения и письма. Студенты учатся использовать практические методы и приемы, ИКТ в обучении детей с нарушениями письма и чтения в специальных и общеобразовательных школах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Практикум по развитию слухового восприятия и формирование произношения
Изучение дисциплины направлено на понимание развития слухового восприятия как средства повышения потенциальных возможностей ребенка с нарушениями слуха, которое подчиняется общим закономерностям развития и осуществляется под влиянием целенаправленной работы. Учащиеся понимают важность слухового резерва и особенностей речевого развития; важность сохранности анализаторов для общего развития ребенка; целостность педагогического процесса. Студенты осваивают современную систему формирования устной речи, новые продуктивные подходы к речевому развитию ребенка с нарушениями слуха в коммуникативной системе изучения языка.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Проектирование и технология работы с детьми со множественными нарушениями
Дисциплина направлена на изучение детей, имеющих два и более первичных нарушения; знакомство с общими и специфическими закономерностями развития детей с множественными нарушениями. Студенты учатся разграничивать понятия «сложное нарушение» и «сложная структура нарушения»; овладевают проектированием и реализацией индивидуальной развивающей программы для конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей; специфическими приемами и алгоритмом коррекционной работы с детьми при множественных нарушениях, вовлечению детей с множественными нарушениями в групповую, классную работу.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Тифлопедагогика
Данная дисциплина направлена на знание исторического аспекта развития тифлопедагогики; изучение предмета, объекта и методов тифлопедагогики; функций зрения и их нарушений; особенностей функционирования организма при нарушенном зрении и возможностях компенсации; знание классификации лиц с нарушениями зрения; формирование умения планировать содержание коррекционной и учебно-воспитательной работы с учетом степени нарушения зрения (незрячие, слабовидящие); студенты учатся применять на практике специфические методы (Хандз-метод) и технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения
Дисциплина направлена на овладение технологиями работы по формированию целостного представления об окружающем мире у незрячих; обучению незрячих обобщенным способам ориентировки в пространстве и преодолению изолированности в обществе; использованию вспомогательных средств передвижения. Студенты овладеют приемами развития зрительного восприятия в зависимости от степени и вида нарушения зрения на индивидуальных и групповых занятиях в дошкольных и школьных ораниазациях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Проектирование и технологии работы при кохлеарной имплантации
Изучение дисциплины направлено на понимание студентами современного метода слухоречевой реабилитации неслышащих детей как кохлеарная имплантация; знание истории метода, устройства импланта, принцип работы системы кохлеарной имплантации, процедуру диагностического обследования и отбор кандидатов на имплантацию; особенности настройки процессора импланта; этапы послеоперационной реабилитации детей. Студенты понимают кохлеарную имплантацию как комплексную систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий; овладевают методами реабилитации неслышащих детей после кохлеарной имплантации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Тифлотехнические средства и технологии обучения детей с нарушениями зрения
Данная дисциплина направлена на изучение тифлотехнических средств обучения, их классификацию, знание альтернативных форм предьявления учебных материалов для детей с нарушениями зрения; умение использовать тифлотехнические средства в обучении и социализации незрячих и слабовидящих; овладение анализом и планированием индивидуальных и групповых занятий с использованием тифлотехнических средств в учебной и коррекционно-развивающей работе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Освоение дисциплины направлено на формирование целостного представления в области логопедической работы с детьми дошкольного возраста при фонетико-фонематических нарушениях и дислалии. Студенты учатся навыкам обследования речи ребенка, различения органических и функциональных нарушений речи; умению планировать, проводить логопедические занятия при ФФН и дислалии, используя передовые методы и технологии обучения в соответствии особенностями ребенка дошкольного возраста.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Обучение грамоте незрячих шрифтом Брайля
Изучение дисциплины направлено на овладение знаниями о психофизиологии письма и чтения в норме и при нарушении зрения; специфике учебного материала, изданного шрифтом Брайля; различии письма и чтения у незрячих и слабовидящих; направлено на овладение студентами шрифтом Брайля; методикой обучения грамоте шрифтом Брайля и способов преодоления трудностей, встречающихся у незрячих и слабовидящих при овладении письмом и чтением.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением зрения
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога (тифлопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования: пониманию различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением зрения с учетом степени нарушения и возраста в условиях КППК; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладеют навыками мониторинта индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Междисциплинарное взаимодействие
Дисциплина направлена на овладение необходимыми знаниями о содержании командной оценки первой группы детей с ООП, деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (СППС); навыкам взаимодействия с командой специалистов с родительским и педагогическим сообществом; формирование навыков проектирования междисциплинарной деятельности по составлению индивидуальной программы и перехода на групповую, классную работ по включению ребенка с «особыми нуждами» в учебную среду; навыков саморефлексии и рефлексии у будущих педагогов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование логопедической работы при общем недоразвитии речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления об общем недоразвитии речи, причинах, механизмах, классификации, способах их преодоления; овладевают навыками планирования и реализации задач по обследованию, проведению индивидуальных и групповых логопедических занятий с детьми при разных уровнях общего недоразвития речи; студенты учатся использовать методы и приемы, информационно - компьютерные технологии в обучении детей при разных уровнях общего недоразвития речи; учатся работать с родителями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением слуха
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога (сурдопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования: понимания различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением слуха с учетом степени нарушения и возраста; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладевают навыками мониторинта индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы научных исследований
Исследовательские подходы. Индуктивные и дедуктивные методы. Качественные, количественные, смешанные методы исследования. Первичное и вторичное исследование. Action research. Дизайн исследования - описательный, корреляционный, экспериментальный, квазиэкспериментальный, перекрестный, лонгитюдный, case study, этнографический, эксплоративный, объяснительный. Переменные и гипотезы. Надежность и валидность исследования. Воспроизводимость и повторяемость. Случайная и систематическая ошибка. Триангуляция. Выборка. Критерии включения и исключения при формировании выборки. Методы выборки. Сбор данных - опросы, интервью, эксперименты, обсервационные исследования, систематический обзор. Проверка данных. Транскрибирование интервью. Анализ данных - статистический анализ, контент-анализ, дискурс-анализ, тематический анализ, текстовый анализ. Исследовательская этика. Коллегиальное рецензирование.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением интеллекта
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога в условиях специального и инклюзивного образования: пониманию различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением интеллекта с учетом возраста и степени снижения интеллекта в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладевают навыками мониторинга индивидуальных программ и рекомендациями по уменьшению надомного обучения и индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Организация службы психолого-педагогического сопровождения
Дисциплина направлена на глубокое понимание организационной и содержательной структуры и цели службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольной и школьной организации; нормативно-правовой документации СППС; роли каждого специалиста СППС; формирование представления о командной работе и навыках внутрикомандного взаимодействия; способности критически оценивать и анализировать собственную профессиональную деятельность в соответствии с принципами инклюзии; овладение этапами оценки особых образовательных потребностей ребенка и практическими навыками сопровождения в различных условиях; рекомендаций по сокращению индивидуальных программ и надомного обучения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Исследования, развитие и инновации
Данная дисциплина направлена на формирование мышления, ориентированного на исследования и развитие, способности разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде. Студенты учатся развивать собственные навыки преподавания с помощью подходов, основанных на исследованиях, применять критическое мышление при сборе и использовании данных для разработки ПО, участвовать в научных исследованиях и/или развивать сотрудничество между университетами и заинтересованными сторонами, документировать собственную исследовательскую деятельность и представлять результаты, используя различные формы коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Доступность в образовании и сопровождение в инклюзии
Дисициплина направлена на формирование анализа собственной деятельности с точки зрения ценностей инклюзии, педагогической этики; понимания важности разнообразия сообществ; формирование целостного представления об аспектах доступности в образовании: психологическая доступность, социальная доступность, физическая доступность; педагогическая доступность, цифровая доступность. Студенты учаться анализировать учебную среду и учебное пространство с точки зрения доступности; понимать, учитывать разнообразие учащихся, их индивидуальные возможности при проектировании учебной деятельности; учатся выстраивать междисциплинарную работу с участниками образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Универсальный дизайн в образовании
Дисициплина направлена на понимание термина «Универсальный дизайн» как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех детей независимо от возраста, способностей или статуса без необходимости адаптации или специального дизайна. Студенты учатся создавать среду, услуги и предметы, которыми без особой подготовки и какой-либо адаптации могли бы пользоваться как можно больше разных детей; понимать, что универсальный дизайн в образовательной сфере предусматривает предоставление информации, воспринимаемой всеми детьми, уменьшает необходимость физических усилий для доступа к ней, обеспечивает мотивацию и вовлечение всех детей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная методика обучения математике
Дисциплина направлена на формирование знаний о принципах, методике и специфике обучения математике различных категорий детей с особыми образовательными потребностями; умение работать с типовой учебной программой по математике: составлению краткосрочного и долгосрочного планирования в соответствии с методическими и содержательными требованиям к разработке урока по математике; критериями оценивания достижений по предмету. Студенты приобретут навыки планирования и проведения урока математики в пропедевтический период и начальных классов; учатся грамотному использованию ИКТ, традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения на уроке математике в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы и содержание исследований в образовании
Изучение дисциплины направлено формирование понимания у студентов различия между повседневным и научным мышлением; на ознакомление с понятийным аппаратом в сфере планирования и организации научных исследований; ознакомление студентов со спецификой педагогических исследований; исследованием в действии. Студенты овладевают методами исследования; умением прогнозировать результаты исследования, видеть возможности их практического применения; оценивать и презентовать результаты исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Семейно-центрированная поддержка лиц с особыми образовательными потребностями
Дисциплина направлена на формирование и понимания специфики взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с “особыми нуждами”: модели семей, формы поддержки семьи; овладение навыками организации педагогико-психологического сопровождения, консультирования семьи; приемы взаимодействия и активного вовлечения семьи в коррекционно-педагогическую работу, воспитывающей ребенка дошкольного или школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- оценивать окружающую действительность на основе мировоззренческих позиций, сформированных знанием основ философии и общих дисциплин, которые обеспечивают научное понимание и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания с учетом глубокого понимания и анализа основных этапов, закономерностей и особенностей исторического развития Казахстана;
- развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию, действуя в соответствии с социальными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества, зная и понимая основы социально-политических, экономических и правовых знаний, демонстрируя личную и профессиональную ответственность и конкурентоспособность.;
- оценивать ситуации в различных сферах межличностного, социального и профессионального общения, вступая в общение в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках, используя в своей личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации. ;
- ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры;
- осуществлять выбор методологии и анализа, используя научные методы и приемы исследования, для синтезирования нового знания в том числе;
- конструктивно общаться в рамках различных интерактивных поликультурных профессиональных взаимоотношений и сообществ как офлайн, так и онлайн с учетом целей, поставленных перед данным видом деятельности, необходимых для конструктивной собственной педагогической и общественной деятельности;
- владеть базовыми знаниями и пониманием обучения, оценки и развития образовательного процесса, учитывая разнообразие обучающихся, этической поддержки их психологического благополучия в различных типах образовательной среды, включая способность педагога использовать различные цифровые ресурсы;
- ориентироваться в международных и национальных документах, социокультурных структур общества, принципах, законодательствах и правилах национальной системы образования, влияющих на деятельность организации и собственную работу, критически оценивать свои ценности, установки, этические принципы и методы работы, а также способность ставить новые цели для своего собственного педагогического развития, развития своей организации и профессионального благополучия;
- применяя стандартизированные методики комплексной диагностики и оценки, способны определять особые образовательные потребности обучающихся и их поддержку в соответствии с нормативами, принятыми в Республике Казахстан;
- понимать психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями (первая группа детей с ООП) развития, осуществлять профессиональные функции в процессе специального и инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся, обеспечивая включение детей с ОВ в образовательную среду и способность создавать условия для их развития и саморазвития;
- реализовывать индивидуальные и специальные учебные программы для детей с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития, осуществляя динамический мониторинг, с целью оценки их эффективности в различных образовательных условиях;
- организовывать педагогическое сотрудничество в комплексе субъектных отношений в ходе оказания консультативной помощи семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями и педагогам, работающим в условиях инклюзии (ребенок -педагоги - родитель) и деятельность по формированию положительного общественного мнения и популяризации идей и знаний в области образования лиц с особыми образовательными потребностями среди населения.
Похожие ОП
6B01902 Специальная педагогика (IP)
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)
6B01902 Специальная педагогика
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
6B01902 Специальная педагогика: Логопедия
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)
6B01902 Специальная педагогика
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01902 Специальная педагогика (IP)
Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова (ВКУ им. Аманжолова)
6B01902 Специальная педагогика
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B01902 Специальная педагогика
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)