7M01702 Подготовка педагога по русскому языку и литературе в ЮКПИ
-
Цель образовательной программы подготовка конкурентоспособных научно-педагогических кадров в области преподавания русского языка и литературы, владеющих общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями рынка труда.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
Методы научного исследования (на английском языке)
Дисциплина рассматривает актуальность научного исследования, новизна исследовательской работы, умение четко и ясно излагать цели и задачи, формирование компетенций профессионального иностранного языка в сфере научного исследования. Анализирует особенности педагогического исследования, соблюдение принципов академической честности. Виды методов исследования в научно-исследовательских работах: анализирует количественные и качественные виды исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Философско-эстетические проблемы русской литературы
Дисциплина изучает разрабатываемые в современном литературоведении вопросы, связанные, с представлениями о тексте как многомерном феномене и с художественным текстом, выполняющим коммуникативную и эстетическую функции, в результате чего интегрируются научные знания об истории, современном состоянии и тенденциях развития литературоведения на основе решения философско-эстетических проблем, актуальных для современного развития русской литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Информационные технологии в научно-педагогической деятельности филолога-русиста
Дисциплина рассматривает теоретико-методологические и практические аспекты использования информационных технологий в сфере филологии. Изучаются вопросы интеграции информационных технологий в научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность филолога-русиста; анализируются причины и условия применимости методов и средств ИКТ в филологических исследованиях и современной образовательной среде; развиваются информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Преподавание языковых дисциплин в вузе и школе
Дисциплина изучает теорию и методику преподавания лингвистических дисциплин в условиях высшего профессионального и среднего образования. Дисциплина направлена на формирование профессиональной компетенции магистрантов – будущих работников высшей школы; формирование готовности к практическому применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности в области преподавания лингвистических дисциплин.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методология и методика современного литературоведения
Дисциплина направлена на освоение развивающихся знаний об эпистемологии науки: методология – метод – методика, для самостоятельного продолжения обучения в области литературоведения; понимания методологии как совокупности правил познания человеком окружающего мира и одновременно как совокупности форм, путей познания предметной области литературоведения. Рассматриваются способы формирования компетентности в выборе методологии и методики организации литературоведческих исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Новые направления современного языкознания
Дисциплина рассматривает культурно-историческую обусловленность новейших междисциплинарных направлений филологии, в результате чего осваиваются механизмы воздействия на язык социальных факторов, типы языковых ситуаций, языковые контакты, социолингвистические проблемы дву- и полиязычия, значимость русского языка для формирования информационной культуры и самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в условиях полиэтнического государства.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Стратегии обучения в высшей школе
Изучаются стратегии обучения, цифровые и интерактивные технологии, методы оценки, педагогический дизайн, инклюзивные и персонализированные подходы, методы повышения учебной активности студентов, развитие критического мышления и рефлексии. Осуществляется организация учебного процесса, применение современных педагогических моделей, развитие самостоятельности магистрантов и формирование профессиональных компетенций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История и философия науки
Предмет формирует у магистрантов культуру научного мышления, развивает аналитические способности, навыки исследовательской деятельности. Курс вводит в проблематику феномена науки как предмета специального философского анализа, формирует знания об истории и теории науки, о закономерностях развития науки и структуре научного знания, о науке как профессии и социальном институте, о методах ведения научных исследований, о роли науки в развитии общества, интегрирует межпредметные знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инновационные методы преподавания литературы в вузе
Дисциплина изучает теорию и практику педагогической инноватики, специфику реализации инновационных технологий в образовательном пространстве. Систематизируются знания и инновационные методы организации научно-исследовательской работы; формируются умения, связанные с отбором и структурированием литературоведческого материала на основе интерактивных технологий; расширяется объем метапредметных знаний с учетом социально-этической и научной значимости.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы русского литературоведения
Дисциплина изучает актуальные проблемы русского литературоведения на основе внутридисциплинарных связей; переходные процессы в методологии литературоведения для формирования собственных суждений о теоретико-методологических и структурных особенностях литературоведения, его периодизации, идеях, стилях, диахронии и синхронии; интегрирования метапредметных знаний, характеризующих смену научных парадигм в современном русском литературоведении.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теоретические аспекты языкового анализа в вузе
Дисциплина направлена на систематизацию базисных теоретических положений и лингвистических понятий, освоение методики научно-грамматического анализа языкового материала с учетом последних достижений языкознания; совершенствование умений исследования конкретных языковых фактов как прочной основы для практического овладения нормами литературного языка и письма; творческого использования навыков лингвистического анализа в обучении русскому языку.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Преподавание литературоведческих дисциплин в вузе
Дисциплина рассматривает многообразие теорий, школ литературоведения; достижения разных направлений литературных исследований; расширяет понятийно-терминологический аппарат, интегрирующий научные знания об истории литературоведческих учений. Формируются умения разрабатывать теоретическую базу собственного исследования в рамках определенной научной отрасли и демонстрировать информационную культуру в ходе представления собственных выводов и решений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Когнитивно- дискурсивная парадигма современного языкознания
Дисциплина изучает когнитивные подходы к интерпретации филологических фактов, обусловленные интеграционными процессами в науке. Рассматриваются актуальные проблемы дискурсивной и когнитивной лингвистики, концептологии: дискурс как объект науки о языке; когнитивный подход к анализу художественного текста; вопросы полисемии; теория концептуальной метафоры; методы когнитивно-стилистического анализа текста; виды имплицитной информации; основные понятия теории речевых жанров и языковой личности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русский язык в научном освещении
Дисциплина направлена на углубление знаний по теории русского языка для дальнейшего самостоятельного проведения научных исследований в области русского языка, а также использования полученных знаний в профессиональной деятельности. Систематизируются знания о лингвистических школах русистики, базисных принципах выявления и описания единиц современного русского языка; формируются комплексные представления о законах функционирования языка в речи и взаимообусловленности их реализации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Академическое письмо (на английском языке)
Дисциплина направлена на формирование компетенций в области владения профессиональным иностранным языком через развитие навыков академического письма на английском языке, критического мышления, структурированного изложения научных идей, а также умений работы с англоязычными научными и научно-информационными источниками. Особое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций магистрантов с учетом специфики академического дискурса и совершенствованию письменной научной речи.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Психология личностной, социальной и профессиональной успешности
Изучаются психологическая структура, функции, уровни и цели общения. Рассматриваются субъекты общения и их взаимодействие, пути конструктивного разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в личностной, социальной и профессиональной коммуникации, тайм-менеджмент, переговоры и техники делового общения, а также этические принципы и нормы, применяемые в построении эффективного взаимодействия.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Прикладная лингвистика в науке и образовании
Дисциплина, построенная на основе авторской программы, рассматривает прикладные задачи междисциплинарных исследований в области политической, юридической и экологической лингвистики. Изучаются проблемы взаимодействия языка и среды; лингвистической конфликтологии, речевого манипулирования; речевых стратегий и тактик в политической коммуникации; направления лингвистической экспертологии; экологические аспекты культуры речи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Синтаксис текста
Дисциплина строится на основе авторской программы, ориентированной на изучение, анализ функциональной, содержательной и структурной целостности текстов. Совершенствуются навыки создания и оформления текстов произведений научной и учебной литературы разных жанров. Развиваются умения ориентироваться в структуре и логике построения научного текста, публичного представления идей, выводов и решений проблем НИРМ.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Технология интегративного обучения в школьном и вузовском литературоведении
Дисциплина представляет интегративный курс, обобщающий результаты литературоведческих исследований; устанавливает конструктивные междисциплинарные связи, находящиеся на пересечении поэтики, лингвистики текста и стилистики. Инновационные технологии и подходы к филологическому анализу художественного текста, приемы его интерпретации обеспечивают формирование информационной культуры, самостоятельность дальнейшего обучения для результативности дальнейшей педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Технологии искусственного интеллекта в филологических исследованиях
Курс направлен на развитие целостного представления будущих учителей о современном состоянии теории и практики создания интеллектуальных систем разного назначения. Изучаются возможности применения ИИ в сфере образования; использование виртуальных помощников в процессе обучения; инструменты визуализации и анализа данных с помощью нейросетей; создание обучающих материалов с мультимедиа; исследование ИИ в разработке текстовых, видео, аудиоресурсов; использование методов геймификации и мотивации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Подготовка и редактирование научных текстов
Дисциплина направлена на совершенствование профессиональных и метапредметных компетенций магистрантов. Формируются навыки письменной и устной речевой деятельности в научной сфере, редактирования и оформления научных произведений в целях формирования интеллектуально-речевой и методологической культуры, научного мировоззрения с использованием знаний в области истории науки, русского языка, философии и методологии научного исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Проблемы формирования полилингвальной личности
Дисциплина рассматривает теоретические основы полилингвального образования, аспекты языковой ситуации, языковой политики и языкового планирования в Республике Казахстан. Формируются установки толерантного сознания, представления о разнообразии культур, полиэтничности казахстанского общества, в результате чего усваиваются нестандартные способы установления контактов, выбор стратегий успешного сотрудничества с социальными партнерами в условиях поликультурной образовательной среды.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Русский язык и межкультурная коммуникация
Дисциплина изучает историю возникновения, направления современной теории межкультурной коммуникации; анализируются различные творческие подходы к решению профессиональных проблем межкультурной коммуникации в нестандартных ситуациях; рассматриваются приоритетные направления и перспективы языковой политики Республики Казахстан; формируются навыки сравнительного описания культур и миропониманий в более широком междисциплинарном контексте.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
Профессии
Результаты обучения
- Организовывает свою академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность с учетом интеграции образования, науки и инноваций.
- Глубоко понимает актуальные проблемы языкознания и литературоведения, использует свои знания, представления и творческие способности для решения профессиональных и управленческих проблем в более широком междисциплинарном контексте.
- Проявляет информационную культуру, владение иностранным языком для формирования собственных суждений с учетом социально-этических и научных идей.
- Организовывает четкое и ясное публичное информирование идей, выводов и проблемных решений, оценивает текущие проблемы и перспективы развития Казахстана, понимает современные тенденции мировой экономики, ориентируется в вопросах международной конкуренции.
- Интегрирует междисциплинарные знания для продолжения дальнейшего обучения в области преподавания русского языка и литературы.
- Обеспечивает научную и экспертную оценку текста, придерживаясь политики академической честности.