7M01702 Подготовка педагогов русского языка и литературы в ТарГУ им. Дулати
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированного специалиста – филолога, преподавателя русского языка и литературы, способного осуществлять разные виды деятельности (профессиональную, управленческую, социальную); способного демонстрировать знания в области фундаментальных наук;способного заниматься научно-исследовательской деятельностью в сфере языкознания и литературоведения.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Таразский университет имени М.Х.Дулати
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
История и философия науки
Цель дисциплины – формирование общей научной, философско-методологической, мировоззренческой и дисциплинарно-теоретической базы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей. Результаты изучения дисциплины: магистрант сможет выбирать и применять методы научного исследования; формулировать и решать основные задачи научно-исследовательской деятельности; развивать навыки логического, системного и критического мышления; использовать теоретические знания для обоснования и аргументации собственной позиции по научным проблемам. Владение знаниями о современных концепциях истории и философии науки; навыками анализировать современные проблемы истории и философии науки; концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм
Цель дисциплины - ознакомление магистрантов с основ¬ными направлениями и перспективами современной лингвистики в свете теории смены научных парадигм. Будут изучены научные принципы, направления и концептуальные основы современного языкознания. В результате освоения дисциплины магистранты познакомятся с новейшими достижениями лингвистики; обобщат знания в области смены современных научных парадигм, доминирующих лингвистических теорий с точки зрения их актуальности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения и управления образовательным процессом в высшей школе, развитие способностей к планированию и реализации преподавательской деятельности с учетом современных требований образования. Будут изучаться: нормативно-правовые основы деятельности вуза и преподавателя, трансформация высшего образования в условиях цифровизации и глобализации, образовательный процесс в высшей школе, коммуникация, взаимодействие и управление в образовательной среде, психолого-педагогическая диагностика и сопровождение, оценка результатов и педагогическая рефлексия. В результате освоения дисциплины магистранты приобретут навыки планирования, проведения учебных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, использования цифровых и активных методов обучения, осуществление диагностики и сопровождение образовательной деятельности, владение навыками педагогического планирования, методами профессионального общения и психолого-педагогической поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика и технология преподавания профильных дисциплин
Цель дисциплины – научить будущих специалистов владеть теоретико-методологическими основами и практическими навыками психологии управления, уметь решать психологические, профессиональные и межличностные проблемы коллектива с помощью эффективных методов воспитания и развития. Результаты обучения: владение знаниями о фундаментальных понятиях, процессах и формах психологических теорий управленческой деятельности; дифференциаия своих индивидуальных психологических особенностей и определение направлений развития; применение на практике современных методов управления персоналом, профессиональное взаимодействие и эффективное проведение организационно-воспитательной работы; разработка практических рекомендаций по профессиональному росту и карьере; принятие стратегических решений, анализ проблемных ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новые технологии в обучении русскому языку и литературе
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов компетенции, способствующие использованию новых технологий в обучении русскому языку и литературе. Будут изучены традиционные и инновационные технологии, приемы в обучении русскому языку и литературе. В результате освоения дисциплины магистранты овладеют новыми технологиями в обучении русскому языку и литературе; смогут разрабатывать индивидуальные методики преподавания русского языка и литературы с применением новых технологий обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Функциональные направления в современной лингвистике
Цель дисциплины - усвоение основных школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, изучающих функционирование языка как средство общения, и понимание языковой формы через ее функцию. Будут изучены следующие вопросы: основные этапы становления функционализма в лингвистике; значение термина «функциональная лингвистика»; основные представители функционального и коммуникативного направлений в мировой лингвистике; формализм и функционализм в лингвистике. В результате освоения дисциплины магистранты овладеют представлениями о функционализме как лингвистической парадигме; сформируют понимание языковой формы через ее функцию; систематизируют представления о специфике функционализма в лингвистике и других науках.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы современного литературоведения
Цель дисциплины - дать представление об основных тенденциях развития современного литературоведения. Будут изучены теоретические, методологические аспекты и концепции современного литературоведения. В результате освоения дисциплины магистранты смогут дать характеристику современной научной парадигме в области литературоведения; обобщать систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; овладеют основными современными методами исследования литературоведения; применять на практике анализ языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Герменевтика как литературоведческая школа
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов сумму знаний по концептуальным и теоретическим основам формирования и развития герменевтики как литературоведческой школы, её место в общей системе наук и ценностей. Будут изучены современные варианты герменевтики, общенаучные лингвистические функции герменевтики как литературоведческой школы, активные методы и приемы изучения герменевтики в преподавании лингвистических дисциплин. В результате освоения дисциплины магистранты познакомятся с философскими основами герменевтики, ее основными течениями, характерными для них принципами и приемами интерпретации текстов, получения знаний о формировании герменевтического дискурса; овладеют навыками работы с учебно-методической литературой, связанной с появлением герменевтики как литературоведеческой школы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины – системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Результаты изучения дисциплины: применение навыков устной коммуникации на иностранном языке; чтения иностранной литературы по соответствующей специальности и статей общественно-политической направленности с последующей обработкой и интерпретацией извлеченной информации; письменного изложения научной информации на иностранном языке в общепринятых основных формах; перевода текстов с иностранного языка на язык обучения и с языка обучения на иностранный язык на материале аутентичных текстов общенаучной и профессиональной направленности; аудирования на материале профессионально-ориентированного содержания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психологическая школа литературоведения
Цель дисциплины - изучение истории возникновения и развития психологической школы литературоведения, значения психологической школы литературоведения; понимания концептуальных и теоретических основ психологической школы, ее место в общей системе лингвистических наук. Будут изучены философские основы психологической школы литературоведения и психоанализ; охарактеризованы психологические аспекты художественного текста. В результате освоения дисциплины магистранты овладеют основными закономерностями исторического развития литературы, усвоив основные этапы развития психологической школы в литературоведении; смогут разрабатывать и применять современные образовательные технологии, связанные с формированием и развитием психологической школы литературоведения; овладеют навыком анализировать и сопоставлять историю развития и современное состояние психологической школы литературоведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Художественный мир литературы Казахстана XX-XXI веков
Цель дисциплины – формирование у магистрантов знаний в области художественного мира произведений представителей литературы Казахстана периода XX-XXI веков. В рамках дисциплины будут изучены: творчество казахстанских писателей; особенности и этапы развития казахстанской литературы; культурные и исторические контексты, оказавшие влияние на творчество авторов данного периода; ключевые произведения, жанры, течения, а также важнейшие события и явления, связанные с литературой Казахстана. В результате освоения курса магистранты овладеют навыками аналитического и критического подхода к оценке текстов, получат углубленные знания в области восприятия художественного мира и культурной идентичности, отраженной в литературе Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Психолингвистика
Цель дисциплины – ознакомление магистрантов с основными этапами развития психолингвистики, положениями, проблемами, задачами и терминами психолингвистики. Будут изучены труды Л.В. Щербы, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.Н. Горелова, А.А. Залевской, И.А. Зимней; психолингвистические вопросы речевой деятельности и языковой способности в контексте различных психолингвистических подходов и школ; современные парадигмы изучения психологии языка и речи. В результате освоения дисциплины магистранты овладеют методами психолингвистического исследования речевой деятельности, языкового материала, языковой личности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии в образовательном пространстве современной школы и вуза
Цель дисциплины – способствовать формированию у магистрантов системы знаний, умений, навыков и необходимых компетенций, обеспечивающих целостное представление о сущности и роли цифровых технологий в образовательном пространстве современной школы и вуза, определении их преимуществ и возможных путей его развития; выработать понимание основных цифровых образовательных технологий (облачная технология, платформы онлайн-обучения, веб-квест, мультимедийный элемент, игрофикация и др.) и понимание ими практических возможностей применения цифровых технологий в образовательной деятельности. Будут изучены сведения об аппаратно-программных средствах современных цифровых технологий, основных направлениях использования цифровых технологий в образовании; методики и технологии проведения обучения с использованием цифровых технологий. В результате освоения дисциплины магистранты получат целостное представление об основных видах цифровых образовательных технологий и их применения в учебном процессе и педагогической деятельности на основе овладения их возможностями в решении педагогических задач и понимания рисков, сопряженных с их применением.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Корпусная лингвистика
Цель дисциплины – ознакомление магистрантов с основами корпусной лингвистики. Будут изучены основы, достижения и проблемы корпусной лингвистики в языкознании, определен ее междисциплинарный характер. В результате освоения дисциплины у магистрантов сформируются навыки и умения работы с лингвистическими корпусами, необходимыми для проведения лингвистичкских исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературоведение и межкультурная коммуникация
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность анализировать произведения художественной литературы в контексте межкультурной коммуникации. В рамках дисциплины будут изучены особенности современного межкультурного пространства и его влияния на развитие и восприятие художественного творчества. В результате освоения курса магистранты будут способны формировать теоретико-методологические основы сравнительно-типологического исследования произведений литературы, понимать и интерпретировать литературу как фактор межкультурной коммуникации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теория текста и дискурса
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов необходимые компетенции, обеспечивающие представление о тексте и дискурсе как обьектах лингвистического исследования, выработать понимание сущности текста и дискурса, их базовых понятий и категорий; познакомить с типологией текстов и дискурсов; выработать понятие о тексте и дискурсе как явлении многомерном и многоаспектном. Будут изучены современные направления исследования теории текста и дискурса; проблемы интерпретации текста и дискурса с позиций традиционного и современного языкознания. В результате освоения дисциплины магистранты получат целостное представление о современной текстологии и дискурсологии; овладеют различными научными методиками анализа текста и дискурса.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Дискурсивные исследования: история и перспективы
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов необходимые компетенции, обеспечивающие представление об истории и перспективах дискурсивных исследований в лингвистике. Будут изучены основные этапы истории и перспективы дискурсивных исследований в лингвистике. В результате освоения дисциплины магистранты ознакомятся с категориальным аппаратом текста и дискурса; овладеют основными концепциями дискурсивного анализа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теория языковой личности в Русистике
Цель дисциплины - ознакомление магистрантов с основными положениями теории языковой личности в русистике. Будут изучены актуальные аспекты, основные понятия теории языковой личности в русистике. В результате освоения дисциплины магистранты познакомятся с когнитивными, лингвокультурологическими и коммуникативными направлениями исследования теории языковой личности в русистике.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Когнитивное направление в современной лингвистике
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов знания об основ¬ных теоретических положениях современной когнитив¬ной лингвистики, базовых понятиях и категориях, выработать понимание концепта как основы языковой картины мира. Будут изучены вопросы понимания и осмысления понятий «концепт», «значение», исследованы проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта. В результате освоения дисциплины магистранты должны усвоить базовые вопросы когнитивной лингвистики, овладеть навыками изучения концептов и их описания, понимания сути языковой коммуникации; применять полученные знания на практике по разработке конкретных концептов и методики его описания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Жанровая система современного литературного процесса
Цель дисциплины – формирование у магистрантов системного представления о закономерностях развития современного литературного процесса, понимание основных жанровых и художественных стратегий, определяющих своеобразие литературы данного периода. В рамках дисциплины будут изучены: классификация и дифференциация современного литературного процесса, гибридизация жанровых форм, трансформация жанрово-типологических признаков в современном литературном процессе. В результате освоения курса магистранты будут способны к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; овладеют навыками жанровой классификации современного литературного процесса; познакомятся с гибридизацией жанровых форм, сопряженной с определенной селекцией жанровых признаков и параметров (роман-интенций, роман-сказка, роман-пенталогия, роман-пунктир и др.).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Языковая личность и задачи ее изучения
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов знания об основных положениях, задачах и терминах теории языковой личности. Будут изучены основные понятия и терминологический аппарат, связанный с формированием языковой личности; структура языковой личности (по Ю.Н.Караулову); лингводидактические подходы к формированию языковой личности в полиэтнической среде. В результате освоения дисциплины магистранты познакомятся с разными способами осмысления и критического анализа современных проблем теории языковой личности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современный литературный процесс в Казахстане
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов представление о нынешнем состоянии современного литературного процесса в Казахстане; основных закономерностях и тенденциях развития современного литературного процесса, о множественности эстетических тенденций современной литературы; факторах, влияющих на формирование современного литературного процесса в Казахстане. Будут изучены основные закономерности и тенденции к изучению истории литературы и литературного процесса, охватывающего последние два десятилетия в Казахстане. В результате освоения дисциплины у магистрантов сформируется системное представление о закономерностях развития современного литературного процесса в Казахстане.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Художественный метод как эстетическая категория
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания, умения, навыки и компетенции по проблеме художественного метода как эстетической категории; по анализу литературных произведений в творчестве современных писателей Казахстана с применением художественный метода. Будут изучены особенности художественного метода как эстетической категории в творчестве современных писателей Казахстана; выявлены индивидуальные особенности художественных произведений, используемые методы в творчестве современных авторов. В результате освоения дисциплины магистранты научаться анализировать произведения современных авторов, используя художественный метод; сопоставлять и выявлять схожие стили в творчестве разных авторов современности; различать индивидуально-авторские художественные методы; критически оценивать труды по литературоведению и эстетике; аргументировать свою точку зрения; использовать современные подходы к изучению художественого метода как эстетической категории; применять литературно-эстетические знания в анализе художественных произведений; раскрывать основные закономерности мирового литературного процесса; охарактеризовать особенности проявления художественных методов в мировой и русской литературе; интерпретировать произведения писателей разных художественных методов и направлений; критически оценивать труды по литературоведению и эстетике.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Моделирование урока литературы в современной школе
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов знание алгоритма деятельности учителя при проектировании урока литературы в современной школе. Будут изучены проблемы моделирования урока литературы в современной школе. В результате освоения дисциплины магистранты научатся применять различные методы и подходы, используемые в современном образовании, для улучшения усвоения литературных знаний и развития литературного вкуса у учащихся; применять успешные информационные технологии, интерактивные методики и онлайн-ресурсы на уроках литературы в современной школе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания русского языка и литературы в высшей школе
Цель дисциплины - обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку магистрантов в области преподавания русского языка и литературы в высшей школе. Будут изучены лингвометодические и литературоведческие основы преподавания русского языка и литературы в высшей школе. В результате освоения дисциплины магистранты научатся применять теоретические знания в практической деятельности, современные подходы к организации языкового и литературоведческого образования, принципы, средства, эффективные методы и приемы обучения русскому языку и литературе; научатся планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, осуществлять контроль над деятельностью студентов, проверкой и оценкой их знаний, умений и навыков; формировать умения самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта ведущих педагогов и творческого применения на практике достижений современной методики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Генеративное направление в лингвистике
Цель дисциплины – ознакомление с основными принципы генеративной лингвистики как одного из направлений в формальной лингвистике. Будут изучены три теории грамматики, описательные методы генеративной лингвистики, моделирование языка в генеративной лингвистике, трансформационный анализ в генеративной лингвистике. В результате освоения дисциплины магистранты научатся осуществлять моделирование языка на основе принципов генеративной лингвистики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Постмодернизм в культуре и литературе современности
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов глубокое понимание основных направлений, базовых принципов и теоретических понятий, составляющих основу постмодернизма в культуре и литературе. Будут изучены история возникновения и формирования постмодернизма и его литературной формы, методы, средства и формы изучения литературы постмодернизма. В результате освоения лисциплины магистранты будут способны выявлять основополагающие характеристики постмодернистского текста, проводить сравнительный анализ современной культуры и постмодернизма; применять филологический подход к изучению литературно-художественного материала в его историческом развитии и культуре.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрирует глубокое понимание проблем истории и философии науки. Способен аргументировать достижения мировой философской мысли и достижения по истории отрасли науки (эволюции знаний по избранной научной специальности).Демонстрирует компетентность в области психолого-педагогических наук высшей школы и в сфере межкультурной и полиязыковой коммуникации.
- РО2- Проявляет способность формулировать идеи в профессиональной, маркетинговой и управленческой сферах, готовность руководить группой единомышленников для достижения практического результата. Проявляет способность к работе с партнерами, способность создавать атмосферу психологического комфорта, поддержки, демонстрирует способность к компромиссам; эффективно организует процесс преподавания на основе методики и технологии обучения.
- Демонстрирует способности систематизировать новые знания в области лингвистики и литературоведения, интерпретировать языковедческие и историко-литературные феномены.
- Демонстрирует способность адаптировать к практике преподавания русского языка и литературы открытия передовой научной и методической мысли. Проявляет способность к новаторству и инноватике в профессиональной сфере. Проявляет готовность творчески использовать традиционный и инновационный методический инструментарий в преподавании русского языка и литературы
- Использует в профессиональной деятельности результаты исследований в области филологического образования (лингвистика, русская и зарубежная литература).
- Проявляет готовность и способности к ведению профессиональных и научных дискуссий, аргументированно отстаивает свою позицию. Проявляет способности к профессиональной деятельности: критически оценивает свою работу, работу коллег по профилю специальности, способен инициировать деловые и коммерческие предложения для улучшения качества деятельности в организациях образования, культуры, науки, издательских центрах