6B01711 Узбекский язык и литература в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка педагогов узбекского языка и литературы, способных формировать знания, умения и навыки, интеллектуальное, нравственное развитие личности, способных к профессиональному росту и обучению на протяжении всей жизни.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B016 Подготовка учителей казахского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Казахский язык и Казахская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в литературоведение
Цель: овладевает методологическими закономерностями изучения и дифференциации литературных понятий и явлений. Содержание: формирует представление о фабуле и сюжетном развитии литературного произведения, портретах и образах героев, теме и идее литературного произведения, языковых образах в произведении, сравнительной оценке произведения с жизнью, учит анализировать пути написания эссе, идеи и пафоса литературного произведения с точки зрения национального интереса; развивает критическое и системное мышление в соответствии со спецификой анализа.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исторические основы языкознания
Цель: объяснить изменения в одном языке за определенный период; реконструировать доисторическую историю языков и определить их классификацию по языковым семействам (сравнительная историческая лингвистика); Содержание: историческое или диахроническое языкознание. Научная дисциплина, изучающая языковые изменения во времени. Основными задачами данной области языкознания являются развитие общих теорий изменения языка; изучение истории языковых ассоциаций; изучение истории происхождения слов, т. е. этимологии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Введение в языкознание
Цель: познакомить с основами науки о языке, показать тесную связь языкознания с различными областями науки. Объясняет внутреннюю структуру языка и его связь с мышлением, обществом, историей развития общества, функциональными и структурными альтернативами языка. Содержание: предмет языкознания. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Язык как системно-структурная формация. Понятие о системе и структуре. Структурные отношения в языке. Понятие языкового уровня, основные языковые уровни и единицы языковой системы. Синхронность и диахроническая лингвистика. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие языкового знака. Языковые функции. Владеет классификацией языков мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Анализ по языковым уровням
Цель: обобщение материалов по видам аудирования, чтения, письма единиц языка, а также по видам лексико-грамматической структуры. Содержание: языковой анализ или лингвистический анализ - дифференциация особенностей закономерностей характера единиц языка, способов разделения, способов общения друг с другом. Знакомство с важнейшими условиями языкового анализа, его основными закономерностями и особенностями. Привыкает мыслить самостоятельно на основе языковых фактов, на основе признаков того же явления вырабатывать собственное правило.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практический узбекский язык
Цель: систематическое закрепление знаний, умений и навыков узбекского языка, совершенствование письменной грамотности, культуры речи. Содержание: Фонетика и Орфография. Орфоэпия и проблемы с правильной речью. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Владеет лингвистическим анализом слова.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследования в литературоведении
Цель: овладение приемами исследования, основными принципами, актуальными проблемами истории литературоведения и его эпохализации с анализом особенностей художественной литературы. Содержание: рассмотреть основные положения теории и практики творческого процесса, охарактеризовать общие принципы образного мышления и восприятия искусства, оценить значимость художественного творчества в творческой жизни человека. Развитие знаний и умений эстетического вкуса и способностей в оценке произведений искусства. Учить оценивать идею художественного творчества как сознательного процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонетика современного узбекского языка
Цель: на основе законов правильной речи и грамотного письма дать студентам систематическое теоретическое знание звуковой системы языка, гласных, согласных звуков, звукового состава и особенностей узбекского языка, закона созвучия, орфоэпии и орфографии, а также законов фонетического развития узбекского языка. Содержание: список звуков узбекского языка состав, виды звуков в зависимости от места и способа их исполнения, различать детали предложения: словосочетание, такт. Объясняет вопросы о видах слогов и ударений, их функциях, фонетических явлениях. Овладевает фонетическим анализом с практической точки зрения, учит формулировать фонетические закономерности посредством анализа на основе достижений науки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казақтану» на основе творчества А.Кунанбаева Содержание: Исторический обзор истории Кзахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значиость .
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинкский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История узбекской письменности
Цель: знакомство с историей узбекской письменности, которая претерпела несколько изменений, с особенностями ее написания. Содержание: руническая надпись, найденная вдоль рек Орхон-Енисей, Талас, охватывающая V-ХІІ века. Памятники Культегин, Бильге Каган. Приход мусульманской религии в узбекские степи.Арабская письменность. Переход на латинскую графику в 1929-1940 годах. Объясняет использование алфавита, основанного на кириллице, с 1940 года.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание:Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитиепрактических навыков и умений:применять инструменты ИИ; работать сбольшими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ.Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Детская литература
Цель: Формирование у обучающихся знаний о жанре детской литературы, ее историческом этапе развития, детской литературе для детей, умения применять ее на практике. Содержание: Исследования казахской детской литературы. Особенности детской литературы. Основы казахской детской литературы. Детская литература в XIX веке. Детская литература начала XX века. Детская литература 20-х и 30-х годов. Детская литература 1940-х и 1950-х годов. Детская литература 1960-х - 1980-х годов. Современная детская казахская литература.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Формирование и развитие узбекской лексикографии
Цель: лексикография научная, словари в этой науке, формирование того, как и в какой степени развивается эта наука. Содержание: изучение узбекской лексикографии, история образования. Основные принципы составления словаря. Теоретическая лексикография и экспериментальная лексикография. Словари, дающие сведения о происхождении слов и их семантическом развитии: 1. Этимологический словарь. 2. Исторический словарь.Словари, объясняющие значения слов в современных языках и рассказывающие об их использовании: 1. Толковый словарь. 2.Перевод словаря. 3. Терминологический словарь. 4. Диалектологический словарь. 5. Фразеологический словарь. 6. Словарь синонимов. Словари, дающие сведения о звуковом строении слов и их написании: 1. фонетический словарь. 2. Орфографический словарь. Словари, определяющие и объясняющие понятия предметов и явлений: 1. Энциклопедический словарь. 2. Использует иллюстративные словари
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная педагогика
Цель: формирование профессиональных компетенций будущих учителей по проектированию, конструированию и организации воспитательной работы в школе. Содержание: Генезис педагогической науки, закономерности и принципы единого педагогического процесса. Основы теории воспитания и дидактики, проблемы управления современной школой, научные принципы и закономерности киберпедагогики, методология и технология управления учебным процессом на основе информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение и методика смешанного обучения. Искусственный интеллект в современном образовании и его преимущества. Возможности и риски использования искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физиология развития школьников
Цель: дать будущим учителям современные данные об анатомо-физиологических особенностях детского и юношеского организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья учащихся, сохранения их высокой работоспособности в различных учебных действиях. Содержание: рассматриваются закономернос-ти психолого-физиологического развития учащихся, анатомо-физиологические, психологические особенности детей и подростков, формирование личности, вопросы, касающиеся сохранения, укрепления здоровья, выявления и развития способностей. Описываются способы и приемы организации работы по укреплению отношений между преподавателем и учеником, охране здоровья детей, физической культуре, трудовому обучению.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: формирование базового уровня профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в процессе совершенствования навыков устной и письменной речи, грамматического оформления высказывания. Содержание. Требования к современному специалисту со стороны работодателя и профессиональных организаций основывается на анализе социально-педагогических факторов в соответствии с дополнительной и профессиональной подготовкой. Проведение сравнительного анализа, развитие коммуникативных навыков, возможность выполнения следующих задании: научного взгляда на объективные факторы, проведение сравнительных анализов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Лексикология и фразеология современного узбекского языка
Цель: овладение общими закономерностями лексической системы казахского языка и особенностями их функционирования. Содержание: лексикология рассматривает вопросы о семантической структуре слов как языковой единицы, способах пополнения словарного состава, принципах составления словарей и способах их составления, концептуальных и теоретических основах дисциплины; овладевает анализом языковых закономерностей и правильными способами его применения на практике, связываясь с другими областями науки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Устное народное творчество узбекского народа
Цель: рассмотреть узбекскую устную литературу в историческом контексте, сделать акцент на том, что синкретическое искусство, традиционность, многообразие и изучить его художественно-познавательные, воспитательные особенности как огромное культурное наследие. Содержание: обучает исторически сложившимся литературным, лингвистическим школам и учениям узбекского фольклора, классическим и современным методам, их важнейшим особенностям, мифологическому мировоззрению в узбекском фольклоре, исполнительскому мастерству фольклора, измерениям жанровых отношений, умению применять знания, предлагать свои идеи, анализировать произведение. Определяет основные закономерности литературных явлений, типичные явления и переходные ситуации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Узбекская диалектология
Цель: установить объект изучения узбекской диалектологии, показать пути возникновения, формирования диалектов, информировать об истории изучения узбекской диалектологии. Содержание: узбекский литературный язык, его нормы, местные особенности в языке, профессиональные слова, говоры, диалекты информируют о путях возникновения, становления, истории изучения; убеждаются в связи с другими науками, в результате анализа формулируют языковые закономерности, учат правильному использованию литературного языка на практике.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы общей и возрастной психологии
Цель: развитие психологического мышления учащихся на основе изучения и усвоения знаний о различных психических явлениях с учетом возрастных особенностей развития психики человека. Содержание: Введение в психологию. Сознание. Личность. Активность. Когнитивные процессы. Психология воли, эмоций, чувств. Темперамент. Персонаж. Возможности. Структура, функции, закономерности психики в онтогенезе, когнитивные процессы, ситуации, факторы, механизмы развития психики. Методологические основы, понятия, категории, механизмы психологии развития, Характер возрастных изменений. Особенности, причины и факторы, условия и перспективы позитивного развития личности на разных возрастных этапах развития психики человека.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История узбекской литературы XV-XVIII веков
Цель: научный анализ образцов поэзии и ораторского искусства, имеющих свое место в узбекской литературе VIII-XVI веков. Содержание: VIII-XVI-ученые-энциклопедисты: Ал-Бухорий, Абу Райхан Беруний, Аль-Форобий, Ибн Сино, Аль-Хоразмий... Н.Кубро, Рабгузий, Дурбек, Кутб, С. Сарои, Хоразми, Атои, Лутфи, Саккокий, З. Бобур, М. Солик, Ходжа и др. учат анализировать творчество поэтов, критически соотносить его с национальными интересами, применять полученные знания на практике, интерпретировать текст.нуды, мәтінді интерпретацтялауды үйретеді.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Науаиведение
Цель: изучение происхождения новой узбекской письменной литературы ХV века, ее предпосылок. Содержание: изучение литературного наследия А. Навои, его теоретических и педагогических основ, история произведения “Хамса”, изучение интеграционных подходов в изучении произведений поэтов-хамсаши; произведения Навои; рассматривает формирование представлений о развитии жанра поэзии, развитии мировой литературы и литературы тюркских народов, критический анализ своих мыслей о произведениях поэта, развитие идейно-художественного учит анализировать основные концепции изучения особенностей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Узбекская классическая литература
Цель: рассмотрение литературы в контексте литературы Золотой Орды. Содержание: формируется система знаний о произведениях М. Кашгари, Ю. Х. Ходжиба, А. Югнаки, А. Яссави и др. Х-ХІІ вв.; проводит критический анализ интересующей проблемы, тренирует развитие игры, интерпретацию текста через построение,
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Исследование особенностей местного языка в узбекском языке
Цель: дифференцировать фонетические, лексические и грамматические особенности, характерные для местного языка, учить различать роль диалектов в развитии языка и обогащении литературного языка. Содержание: вопросы, связанные с особенностями местного языка, значением диалектологических понятий, внутренней смысловой структурой слова, основными понятиями, связанными с закономерностями узбекского языка в системе языковых предметов; База данных по узбекской грамматике формирует систему знаний о нормативной и практической информации о программах преподавания и оценки узбекской грамматики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История древней литературы
Цель: чтение оригиналов наследия, относящихся к литературе Античности, в сравнении с современными вариантами перевода и умение классифицировать их общую и только присущую им специфику, относящуюся к каждому историческому периоду. Содержание: в основе межпредметных связей лежат произведения, написанные в памятниках “Авесто”, “Орхун-Енисей”, “Турмарис”, “Ширак” и Күлтегин Туникок, героические эпосы восемнадцатого и ІХ веков и т.д. о мировоззрении и убеждениях народа и т.д.; Учит гуманистическому анализу личности в литературном произведении, рисованию эпизодов и образов в произведении, интерпретации художественного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория и практика речевой культуры
Цель: формирование коммуникативной и межкультурной компетентности будущих студентов на основе четырех видов речевой деятельности (речь, чтение и письмо); Содержание: риторические понятия. Узбекский язык и культура речи. Культура речевого общения. Коммуникация и языковое общение. Событийные и конвенциональные сферы общения. Основные критерии культуры речи и культуры речи. Понятие о нормах литературного узбекского языка. Речевой этикет. Этикетная речь используется формулами и текстами как средство регулирования социальных и межличностных отношений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инновационные технологии и организация процесса обучения в школе
Цель: познакомить с критериями оценивания и методикой преподавания узбекского языка в сфере современного образования. Содержание: актуальные проблемы современной методической науки, современные технологии обучения, принципы и система обучения, виды уроков, методы и приемы ведения урока, основные принципы преподавания узбекского языка и литературы, способы использования информационно-коммуникативных навыков; методы использования коммуникативных приемов; методы решения проблем и принятия решений, формирование культуры общения дается представление о путях реализации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания узбекской литературы
Цель: дать представление о значении и эффективности, специфике использования новых технологий в обучении узбекской литературе. Освоение новых методов и форм преподавания узбекской литературы на основе образовательной программы. Содержание: анализирует и обучает распознавать базовые нормативные документы и учебники, учебно-методические комплексы по дисциплине; формирует навыки их руководства и использования; осваивает методическую систему преподавания материалов казахской литературы в школе; знакомит с новыми технологиями образования, обучает способам его использования в учебном процессе; непрерывно развивает профессиональные квалификации и компетенции, развивает рост способствует получению знаний, коммуникативности в общении. Использование ИИ на уроках узбекской литературы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проблемы словообразования и словообразовательные подходы в современном узбекском языке
Цель: разъяснение словообразовательной системы языка, словообразовательных единиц, закономерностей словообразования, приемов словообразования, способов словообразования, производных слов из словообразования, их видов, вопросов, связанных со словообразованием. Содержание: рассматривает особенности словообразовательных и морфологических систем узбекского языка, тенденции развития этих систем на современном этапе; формирует практические навыки анализа словарно - морфологических явлений узбекского языка. Описывает подсистемы лингвистических единиц в морфологических терминах, Основные понятия словосочетания; формирует навыки морфологического анализа. Развивает умение работать с лингвистической литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика обучения и оценивания (узбекский язык)
Цель: дать представление о предмете и предмете исследования, методолого - теоретических основах узбекской методологической науки на основе образовательной программы. Дать представление о методическом наследии и методах его анализа. Содержание: овладевает методико-теоретическими основами методики преподавания узбекского языка и знакомит с трудами и выводами ученых-методистов, заложивших основы методики, новыми принципами педагогики и методологической науки, методическими направлениями. Обучает методам эффективного применения инновационных технологий на практике; владеет теоретико-методологическими основами методики преподавания узбекского языка, обучает на протяжении всей жизни обучению с целью повышения профессионального уровня. Технологии искусственного интеллекта в обучении узбекскому языку.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Словообразование и морфология современного узбекского языка
Цель: овладение студентами теоретическими, практическими знаниями о системе словообразования и морфологии современного узбекского языка, словообразовательных и морфологических единиц, словообразовательных закономерностях, видах производных слов, проблемах каждого класса слов, касающихся словообразования и морфологии. Содержание: формирует представление о системе словообразования, словообразо-вательных единицах, методах исследования производных слов, способах словообразования, семантических особенностях производных слов, способах создания словообразовательного гнезда, истории изучения; учит делать выводы по результатам анализа, формирует навыки критического мышления. Развивает способность к изучению научных трудов по морфологии; овладевает вопросами теоретических основ морфологии и прививает умение правильно применять полученные от анализа знания на практике; научит решать актуальные проблемы морфо-логии, опираясь на последние достижения науки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и методика воспитательной работы
Цель: вооружить будущих учителей теоретическими и методическими основами современной педагогической науки, профессиональными компетенциями по технологии организации педагогического процесса, сформировать готовность студентов к проектированию и созданию образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий, опираясь на закономерности и научные принципы киберпедагогики. Содержание: сущность и особенности воспитательного процесса школы и класса, воспитательной работы, воспитательных систем, содержание, деятельность классного руководителя, планирование воспитательной работы в школе и классе, организация классного коллектива и индивидуальной воспитательной работы с учащимися, навыки оказания педагогической помощи, навыки работы с трудными и одаренными детьми, сотрудничество с родителями учащихся методы, проблемы профориентационной работы с учащимися. Методы диагностики эффективности воспитательной работы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Литература эпохи просвещения
Цель: научить студентов эффективным способам организации научно-исследовательской работы. Содержание: жизнь и творчество и литературное наследие поэтов литературы эпохи Просвещения во II половине XIX в., З. Фуркат, Завки, Мукими, Аваз Утар, Анбар отин, Дилшоди Барно и др. объясняют картину общественно-социальных проблем в произведениях смол, сравнивая их с историческими событиями этого периода, анализируя и исследуя произведения с жанровой точки зрения учит.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Ораторское искусство и выразительное чтение
Цель: показать, что ораторское искусство является священным и ценным наследием народа. Содержание: понимает требования к составлению текста, культуре чтения, правилам, социально-историческим, духовно-нравственным, литературно-эстетическим процессам, развивает навыки устной и письменной речи; развивает пальчиковые и арузские стихи, выразительное чтение художественного текста, культуру речи и ораторское искусство в выразительном чтении, критическом мышлении, творчестве, совместном решении проблем.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инклюзивное образование
Цель: ознакомление с современными мировыми и отечественными теориями инклюзивного образования, формирование профессиональных компетенций будущих учителей в проектировании и организации инклюзивного образования. Содержание: Рассматриваются основные понятия системы инклюзивного образования, особенности инклюзивного образования в образовательной деятельности, современные модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования и пути его реализации. Учит применять педагогические инновационные технологии в соответствии с целями, ожидаемыми результатами воспитания, физиологическими особенностями обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История узбекской литературы XIX века
Цель: осмысление политико-концептуальной сущности литературы эпохи пробуждения, четкое разграничение и восприятие в ней движения алаш, литературных поэтов и творческих процессов религиозной, исторической, просветительской направленности. Содержание: в литературе XVIII века в ханскую эпоху узбекской литературы объясняются вопросы естественной преемственности поэтической поэзии, художественного, стилистического продолжения и научно-теоретического. Учит критическому и гуманистическому анализу, интерпретации текста, значимости произведений поэтов и писателей в повышении национального уровня знаний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Узбекская литература ХХ века (1930-1960 гг.)
Цель: уметь рассматривать и дифференцировать различные литературные направления советской эпохи (либеральная, социальная, религиозная, эмиграционная литература, 60-е годы) с хронологически-концептуальной точки зрения. Содержание: рассматривает связь с общественно-социальным положением в узбекской литературе начала ХХ века, формирование знаний и представлений о задачах пробуждения сознания, учит самостоятельному анализу идейно-художественных особенностей произведения через построение литературных направлений и их главных представителей через творческий поиск, традиционную литературную модель ХХ века
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Организация научно - исследовательской работы студентов
Цель: раскрыть истоки, историю, ход развития научно-исследовательской работы в контексте современных глобальных запросов. Содержание: установление классизма узбекской литературы, ее периодичности; основные направления развития, жанры с творческими стилями; закономерность истории развития узбекской литературы со спецификой, отражающей взаимосвязь общественной жизни и литературных движений. Объект, виды, особенности исследования, тенденции его развития рассматриваются в контексте литературоведения и филологических наук.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Пунктуация современного узбекского языка
Цель: формирование навыков грамотного письма путем полного овладения законами пунктуации узбекского языка. Содержание: объект исследования, цель, задачи, значение пунктуации. Пути формирования и развития знаков препинания. Система пунктуации узбекского языка. Свод правил пунктуации узбекского языка. Виды знаков препинания и функции каждого из них. Пунктуация ставится исходя из значения и интонации, исходя из грамматического строя, значения, интонации предложения. Может проанализировать спорные моменты вопросов пунктуации, которые остаются нерешенными.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Синтаксис современного узбекского языка
Цель: формирование представлений о синтаксической системе современного узбекского языка, отражающих как лингвистические традиции, так и общепризнанные достижения современной теории синтаксиса. Содержание: разъясняет теоретические основы дисциплины о видах словосочетаний в современном узбекском языке, способах их создания, формах и способах общения, членах предложений, видах предложений, знаках препинания и особенностях их употребления; овладевает особенностями синтаксического анализа и обучает правильному использованию в будущей профессии; изучает историю развития синтаксиса и привыкает делать правильные выводы текст и дискурс объясняет проблемы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Общее языкознание
Цель: углубляет историческую и общелингвистическую подготовку языкознания. Знакомит с изучением проблем онтологии в языкознании, научными познавательными закономерностями, направленностью развития современного языкознания, соответствующей общим эпистемологическим изысканиям. Содержание: объясняет основные положения о сущности и функциях языка, его системном характере и иерархической структуре, грамматическом строении, происхождении и развитии языка, классификации языков мира, этапах развития лингвистической науки и ее взаимосвязи с другими науками, учит правильному применению знаний на практике, способам формулирования языковых закономерностей в соответствии с результатами исследования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Новые направления в языкознании
Цель: познакомить с новыми направлениями, сложившимися в узбекском языкознании, познакомить с направлением развития современного языкознания. Содержание: основные принципы современного языкознания. Новые направления узбекского языкознания на рубеже ХХ-ХХІ веков. Основные положения современных антропологически ориентиро-ванных лингвистических дисциплин (функциональная грамматика, коммуникативная грамматика, семантика, лингвоконцептология, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, социолингвистика). Характеризует основные направления в рамках данных научных дисциплин, их проблемы, характеризует владение понятийным аппаратом изучаемых дисциплин.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История теории литературы и узбекской литературной критики
Цель: разъяснение теоретических, практических особенностей поэтики, стиля, жанра, изучения истории литературы в масштабах теории литературы, сущности, тайны предметов историографии, библиографии, текстологии и литературной критики. Содержание: выявляя идейно - художественную ценность литературного произведения, определяя его сущность и значение, побуждают к отражению ценных качеств, особенностей и недостатков произведения, посещению богатств прочитанного произведения, его правильной оценке, критике, анализу с точки зрения национальных интересов, интерпретации художественного текста путем сравнения. Рассматривает систему литературных понятий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Стилистика и культура речи
Цель: создание возможности для формирования конкурентоспособной личности, владеющей языковыми чувствами и культурой ораторской речи, владеющей языковыми признаками речевых качеств и ораторского стиля. Содержание: формулирует фундаментальные законы стилистики узбекского языка и языковые закономерности на основе систематических знаний об их теориях в соответствии с результатом исследования; объясняет основные положения об этапах развития стилистической науки, учит правильному применению знаний на практике через использование ИКТ, формулирует языковые закономерности в соответствии с результатом исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Lesson stydy
Цель: формирование у студентов компетенций педагога-исследователя, навыков планирования, наблюдения, анализа и документирования педагогического исследования в собственной педагогической практике и деятельности. Содержание: Lesson study как педагогическое исследование. История возникновения в мировой педагогике метода Lesson study (исследования урока). Мировая практика применения Lesson study. Lesson study: теория и практика применения в школе. Этапы проведения Lesson study: формирование команды, развитие целей обучения, планирование, обучение и наблюдение, анализ учения и сводка, документирование и публикация результатов исследования. Реализация Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Планирование Lesson study и определение исследуемых учащихся. Обучение, наблюдение, анализирование Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Документирование и публикация результатов исследования Lesson study на уроках казахского языка и литературы. Вовлечение тренеров по Lesson study в целях содействия профессиональному обучению педагогов. Использование метода Lesson study в практике учителя-словесника.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум специальных дисциплин
Цель: знакомство с периодами, историей узбекской литературы, теории литературы и узбекского языкознания. Изучение полученных знаний как специалиста. Содержание: уметь проводить грамматический анализ слов и предложений. Знать основные методы изучения языковых единиц в аспекте антропологических областей языкознания, обладает способностью анализировать языковой и художественный текст. Внедряет знания в производство и практику бакалавриата. Владеет методикой системного анализа лингвистических и литературных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Узбекская литература после 60-х годов ХХ века (1960-2000)
Цель: научить проверять и оценивать степень освоения литературы 1960-2000 годов. Содержание: анализирует тексты произведений поэтов и писателей узбекской литературы 1960-2000 годов: С. Зунуновой, О. Якубова, П. Кадырова, Э. Вахидова, А. Орипова, У. Умарбекова, С. Холмирзаева, У. Хашимова, Х. Токтабаева, О. Матжона. Изучает учебные работы, определяет тематическую идею произведения искусства. Студенты анализируют тексты произведений поэтов и писателей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Риторика и основы спичрайтинга
Данный курс помогает студентам формировать и развивать педагогическую культуру общения и направлен на формирование у будущих филологов навыков профессиональной подготовки текстов для публичных выступлений. Будущие учителя владеют навыками аффективного речевого взаимодействия с массовым адресатом, а также стандартными методиками создания текстов выступлений и публичного произнесения подготовленной речи
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История зарубежной литературы
Цель: II основная цель производственно-педагогической практики-закрепление профессиональных компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности. Содержание: роль античной литературы; рассматривает формирование знаний и представлений о теоретических проблемах мировой литературы, формирует навыки критического анализа лучших мировых произведений, поддержки на практике полученных знаний и представлений о поэтах-писателях мировой литературы, овладевает гуманистическим анализом произведения, способами его применения на практике.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Медиаграмотность и применение Искуственного интеллекта
Цель: развитие у студентов медиаграмотности, критического мышления для осознанного и эффективного взаимодействия с медиаинформацией. Содержание: Медиаграмотность и ИИ. Значение медиаграмотности в современном информационном обществе. Основы digital и кибербезопасности в эпоху ИИ. Различные типы и жанры медиа. Медиа и общественное мнение. Критическое мышление как основа медиаграмотного потребления информации. Типы недостоверной информации в медиа. Основы фактчекинга в СМИ. Манипуляция и смежные категории. Этический аспект. Теории заговора, стереотипы и мифы. Языковые механизмы и средства медиаманипулирования. Инструменты ИИ по развитию медиаграмотности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогические исследования
Цель: получить новые знания, выявить порядок, принципы изучаемого педагогического процесса, установить закономерности, тем самым улучшить качество обучения. Содержание: Студенты знакомятся с сущностью педагогического исследования, педагогической библиографией, способами нахождения, чтения и письменной обработки научно-педагогического текста (план, конспект, тезисы, аннотации, реферат и т.п.), правилами библиографического описания источников. Изучение темы диагностическим самоисследованием студентами сформированности уровней базовых информационных умений. Оформление научно-педагогического исследования. Процедура защиты курсовой и/или дипломной работы, а также непрерывному развитию и профессиональному росту.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современная узбекская литература
Цель: изучение литературы периода независимости в рамках процесса деколонизации. Содержание: формирует представление о состоянии узбекской литературы до независимости 30-90-х годов ХХ века, историческом состоянии, развитии прессы, лозунге азатизма в литературе, борьбе литературы за независимость, представителях просветительского направления; развивает критическое мышление с целью формирования навыков анализа и выражения мнений через творческий поиск; развивает гуманистическое мышление, связывая идею текста с национальными интересами умеет анализировать с точки зрения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Action Research
Цель: формирование у студентов компетенций педагога-исследователя, навыков систематического, рефлексивного, корректирующего, аналитического исследования собственной педагогической практики и деятельности. Содержание: Action Researh - это систематическое и рефлексивное исследование, проводимое в реальных образовательных условиях для улучшения стратегий, методов и общих результатов обучения. Это непрерывный процесс, включающий наблюдение, сбор данных, размышление и совершенствование методов обучения. История возникновения в мировой педагогике метода Action Researh (исследования в действии). Вклад в развитие Action Research как исследования в действии К.Левина, Дж. Дьюи, Д.Кольер, С.Кори, В. Боргу и др. Мировая практика Action Researh: «исследование в действии», «совместное исследование», «самостоятельное исследование», «изучение действий», «контекстуальное исследование действий». Казахстанская практика Action Researh в образовании. Ведущие принципы Action Researh: единство исследования и практики обучения, коллаборация, синергия и командная работа практиков-исследователей. Этапы метода Action Researh: постановка проблемы, сбор данных, планирование дальнейших действий, реализация плана действий, анализ данных после осуществления преобразований, рефлексия. Педагогическая рефлексия педагога-исследователя как анализ и осознание педагогом собственной практической деятельности с целью ее анализа и корректировки, совершенствования и саморазвития. Метод Action Researh в практике учителя-словесника.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Стилистика узбекского языка
Цель: познакомить с теоретическими основами науки стилистики. Стилистические средства узбекского литературного языка, овладение стилистической нормой. Содержание: исследование стилистических особенностей текста. Анализ стилистических явлений. Основные категории понятия стилистики. Функциональная стилистика. Стилистические средства узбекского языка. Функциональные стили современного узбекского литературного языка. Стилистическая норма и стилистическая ошибка. Паронимы. Шэнд и оксюморон. Перифраз объясняет использование слова.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Золотой век узбекской литературы (2000 г.)
Цель: научить, что узбекская литература-это духовное, культурное наследие узбекского народа, которое из поколения в поколение дошло из глубин веков, сокровищница искусства слова. Знакомство с произведениями и историческими темами этой эпохи. Содержание: студенты узнают о произведениях, призванных проиллюстрировать прошлую жизнь, пережитую судьбу народа, а также о жизни и творчестве писателей, привлеченных к исторической теме. Студенты понимают жизненную сущность исторических произведений, знакомятся с историческими произведениями о прошлом и настоящем узбекского народа, о человеческой природе и гражданской судьбе.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новизна в теории современной узбекской литературы
Цель: формирование аналитического мышления на основе выявления теоретических и практических особенностей литературоведения. Освоение новшеств в современной узбекской литературоведческой науке. Содержание: различные литературные направления и методики, отрицание традиционных литературных направлений, тенденция к интеллектуализации. Влияние философских идей на литературный процесс. Крайнее смешение жанров. Обилие разнообразных форм и стилей. Сильная потребность в жанре Эссе, неомифологизм, овладение утопическими тенденциями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Исследования, развитие и инновации
Цель: Комплексный подход к значимости, методологии и практическому применению научных исследований, развитии и инновации в сфере образования. Содержание: Дисциплина дает новые знания для поддержания актуальности и возможности постоянного развития себя и своей профессиональной деятельности. Будущие педагоги приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят практические исследования в этическом ключе в различных областях, касающихся развития образования и профессии учителя, инновационных подходов к обучению, а также обучения и руководства обучающимися.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Свободно коммуницировать в социальной и профессиональной среде на казахском, русском и английском языках.
- Интегрировать междисциплинарные знания в области экономики, экологии, психологии, управление и грамотного распределения финансов в формирование личностных качеств, обучение в течение всей жизни для осознания значимости принципов и культуры академической честности.
- Решать педагогические задачии проблемы, возникающие в практике, втом числе инклюзивном образовании на основе знания, ответственно выполнять профессиональные обязанности педагогов.
- Осуществлять учебный процесс с использовать ИКТ, цифровые образовательных ресурсов, искусственного интеллекта в преподаваний узбекского языка и литературы.
- Планировать уроки с учетом особенностей и потребностей обучающихся, определяя соответствующие методики преподавания и инструменты оценивания.
- Проявлять активную гражданскую позицию, толерантность и открытость в межкультурной коммуникации, национальных и общечеловеческих ценностей
- Практически применять различные способы анализа текста на лингвистической, литературной, стилистической основе знаний, многообразных явлений языка и художественного мира.
- Использовать педагогические инновационные технологии, современные формы и методы воспитательной работы в соответствии с физиологическими особенностями обучающихся.
- Выявлять закономерности развития языка на основе знаний истории узбекского языка, с опорой на последние достижения лингвистической науки и методики
- Анализировать художественные тесты узбекской литературы разных период и эпох с применением критического мышления
- Уметь производить фонетический, лексический, морфологический анализ слова, синтаксический анализ словосочетания и комплексный анализ текста
- Интерпретировать художествнный текст на основе анализа образов и ситуаций с гуманистической точки зрения.
Похожие ОП
6B01711 Казахский язык и литература
Баишев Университет
6B01711 Казахский язык и литература, английский язык
Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)
6B01711 Казахский язык и литература, английский язык
Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан (ППУ имени Ә.Марғұлан)