Действующая образовательная программа

7M02301 Филология: казахская в КУ им. Ш. Уалиханова

  • Цель образовательной программы Подготовка магистра гуманитарных наук, удовлетворяющего потребности общества на рынке труда Республики Казахстан, владеющего системой научных знаний в контексте парадигмы высшего образования по фундаментальным и прикладным наукам мирового и национального масштаба, основанный на антропоцентризме и направленный для формирования новых концептуальных идей в теории и практике филологических наук, способного применять свои знания в педагогической практике и в решении социальных и профессиональных задач.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Педагогика высшей школы

    Цель курса – формирование основ педагогической культуры преподавателя высшей школы, его научно-педагогических и практико-ориентированных компетенций для осуществления инновационной, профессионально-педагогической деятельности в системе образования. Задачи - на основе теоретических знаний подготовить будущего преподавателя к творческому решению профессиональных задач; сформировать навыки педагогического анализа, выбора методов планирования и организации учебно-воспитательного процесса; сформировать культуру педагогического общения. Методы: активные методы обучения, проектная работа, кейс-стади.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Функционально-коммуникативный синтаксис современного казахского языка

    Цель дисциплины - рассмотреть синтаксис как функциональную, коммуникативную единицы языка на основе дисскурса, акта общения, жанра общения, языковой ситуации.Он анализирует такие составляющие дисскурса, как акт общения, жанр общения, языковую ситуацию в качестве коммуникативных единиц языка. Разграничиваются понятия «значение» и «функция», выявляются транспозитивные явления в казахском синтаксисе, обусловленные стилистико-прагматическими целями коммуникации. Актуальные проблемы функционально-коммуникативного синтаксиса современного казахского языка рассматриваются на основе новых направлений филологической науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурный код

    Цель дисциплины-определение репрезентации культурных ценностей в языке на основе культурных кодов, виды культурного кода, дать им лингвистическую характеристику, рассмотреть результат познания лингвокультурного сообщества. В содержание дисциплины включены символическое значение важнейшей части национальной культуры, лингвокультурный аспект раскрытия культурной информации, пути изучения и описания культурных кодов в образной системе языка. Культурные коды в концептуализации Вселенной рассматривается определение специфики образа национального мира, признаваемого важным этническим модулем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель курса: История и философия науки представляет собой в ведение в общую проблематику философии науки, рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Дисциплина ориентирована на анализ мировоззренческих и методологических проблем. Освоение курса «История и философия науки» в дальнейшем способствует успешному освоению конкретных научно-теоретических дисциплин, согласно профилю обучения магистрантов. Цель и задачи дисциплины состоит в том, чтобы дать знания по истории науки и ее философско-методологическим проблемам. Задачи курса: знать понимание предмета и основных концепции современной философии науки; владеть возникновение науки и основные стадии её эволюции; уметь раскрытие структуры научного знания, научные традиции и научные революции, особенности современного этапа развития науки. Быть компетентными в философских проблемах естественных и технических наук.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теоретические проблемы функциональной стилистики

    Цель дисциплины-теоретическое и практическое рассмотрение функциональных стилей казахского литературного языка. Функционально разбивать языковой материал на разделы, обсуждать, раскрывать стилистические свойства текстов. Теоретические проблемы функциональной стилистики рассматриваются на основе современных тенденций научного познания. Формирование навыков применения в представлении научных выводов,креативных решений при решении задач исследования содержания знаний, накопленных в ходе изучения дисциплины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психология управления

    Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции)-способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Актуальные проблемы современной казахской терминологии

    В ходе изучения дисциплины рассматриваются пути становления, истории развития термина, изучение, критерии терминообразования, синтетические, аналитические, смешанные, кальки подходы к формированию межотраслевых, интернациональных терминов, закономерности Национального терминообразования, использование научных терминов. Теоретическое освоение терминов и подходов к терминообразованию в трудах А. Байтурсынова, К. Жубанова, Е. Омарова, А. Кайдара, Ш. Курманбая, К. Айдарбека. Анализируются труды отечественных и зарубежных ученых-исследователей терминологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Исследовательская культура и научная этика

    Цель курса: Формирование базовых знаний и умений поиска необходимой научной литературы по теме исследования, их практического использования в научно-педагогической деятельности. Содержание: Понятия методологии и методики научного исследования. Принципы этики научного исследования. Научная добросовестность исследователя и проблема плагиата. Принципы и культура научного цитирования. Нормы и механизм этики исследования. Международно-признанные стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Активные методы обучения: ризома-метод, метод проектов, кейс-стади. В результате освоения дисциплины магистрант будет знать основные научные этические принципы и то как они применяются в педагогической и исследовательской деятельности; сможет применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности; сможет идентифицировать этическую дилемму и предложить аргументированное решение по ее разрешению; будет знать последствия неэтического поведения; будет уметь составлять информированное согласие для своего исследования; будет знать требования выдвигаемые научными рецензированными журналами к соблюдению этического стандарта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы теории номинации

    Цель дисциплины-рассмотреть названия предметов и понятий в бытии в антропоцентрической парадигме. Название изучает выражение слова через триаду жизнь-познание-имя. В содержание дисциплины включены вопросы словообразования, многогранности, словообразования в языкознании, теоретико-познавательной основы номинации, изучение новых слов в соотнесении с условиями номинации, тесное рассмотрение в связи с новыми направлениями языкознания в определении социокультурной и политической идентичности каждого народа.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методика высшей школы

    Цель дисциплины-методическая деятельность, связанная с типом обучения в высшем учебном заведении, ориентация на ознакомление с теорией и технологией специальности, создание условий для выявления и обсуждения актуальных исследовательских проблем в области методики Высшей школы, рассмотрение того, что методологическая наука находится в единстве с развитием общества, постоянно формируется и развивается с изменениями в науке. В содержание дисциплины включены технологии критериального оценивания, коммуникативные технологии субъективного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Контекстная категория части речи

    Цель дисциплины-рассмотреть пути развития и формирования, связи, применения класса слов до древнетюркского, среднетюркского, современного родственных тюркских языков. Рассматривается связь казахского языка с алтайскими эпохальными языками. В содержание дисциплины включены способы проведения всестороннего этимологического, языкового анализа тюркоязычных языков с точки зрения типовых языков, теоретических выводов класса слов на общенаучной основе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Лингвистика текста

    Цель дисциплины-различать типы текста, рассматривать их формирование и причастность, прагматическую сущность, методы и технологии исследования текстоведения, закономерности формирования текста, категории текста. Лингвистика текста, правописание текста, абзац, сложная синтаксическая целостность, микротекст, макротекст, функционально-стилевая типология текста. Стилевая функция синтаксических структур в тексте, осваиваются актуальные (актуальные) проблемы современной текстовой лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы мотивологии в современном казахском языкознании

    Цель дисциплины – выявить проблемы мотивации в казахском языкознании, раскрыть значение терминов внутренняя форма слова, мотив, мотивация, демотивация, ремотивация, неомотивация, мотивационная форма, мотивационный смысл, мотивационная парадигма, рассмотреть связь трех именно – мотивационно-словообразовательной триады. В содержание дисциплины включены различия между тем, что теория мотивации определяется в лексикологическом, лексикографическом, когнитивном, ономасиологическом аспектах, проводится мотивационный анализ, процесс систематизации языковых тем в современном казахском языке.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Региональное литературоведение

    Цель дисциплины-формирование и развитие региональной поэзии, прозы, драматургии, сатиры, специфика региональной литературы, ее познавательно-воспитательное, эстетическое значение, художественные состояния, научное наследие региональных литературоведов, место в литературном процессе. Определяется место регионального литературоведения в развитии национального литературоведения. Проводится анализ регионального литературоведческого наследия в сравнении с национальным литературоведением.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Новые направления литературоведения

    Цель дисциплины-раскрыть сущность переходных процессов в методологии современного литературоведения, рассмотреть основные теоретические закономерности ведущих научных школ современного западного и национального литературоведения, взаимосвязь их взаимовлияния. Задача дисциплины-изучить труды ведущих ученых-литературоведов, предлагающих различные подходы к методике анализа художественного текста; показать возможности наиболее актуальных принципов анализа литературного произведения на современном этапе развития науки о литературе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История мировой литературы

    Цель дисциплины-формирование знаний об истории, этапах развития, литературном направлении литературы народов западных стран, ценном художественном наследии в мировой литературе, своеобразии прозы и поэзии, драматургии в зарубежной литературе, явлениях подъема на новые высоты в тематическом, идейном, жанровом, художественном плане. Рассматриваются вопросы проведения сравнительно-типологического анализа материалов мировой литературы с целью популяризации достижений национальной литературоведческой науки, комплексного анализа литературных произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Вспомогательные слова и система аналитических форм

    Цель дисциплины-комплексное рассмотрение пути и формирования историко-лингвистического развития, статистики употребления, фонетической, лексической, грамматической областей вспомогательных слов от древнетюркского языка рунических письменных памятников до среднетюркского, современного родственного тюркского языков. Цель состоит в том, чтобы непосредственно сравнить, объяснить с казахским языком теоретические выводы, аналитические форманты и значения и синтаксис вспомогательных слов в выражении жестов на общенаучной основе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Сравнительное литературоведение

    Цель дисциплины - изучение различной национальной, региональной литературы, их взаимосвязей, сходств и особенностей. Эта область расширяет границы литературоведения и культурологии, раскрывая тематические, стилистические и жанровые связи литературных произведений. Сравнительное литературоведение анализирует историческое, культурное и языковое взаимодействие между литературными традициями, изучая, как творческие процессы реализуются на международном уровне. Эта дисциплина помогает глубже понять роль литературы в мировом контексте, её связь с национальными и универсальными человеческими ценностями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Тюркский фольклор и литературные связи

    Цель дисциплины - углубленное изучение устной литературы и фольклорного наследия тюркоязычных народов. Рассматриваются фольклорные жанры, мифология, эпос, легенды и другие виды народного творчества тюркских народов. Анализируется взаимовлияние литературы и фольклора, их историко-культурные связи и национальные особенности. Изучаются общие черты и региональные различия, оказавшие влияние на становление и развитие тюркской литературы. Тюркский фольклор и литературные связи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История казахского языкознания

    Цель дисциплины-изучение истории становления и развития казахской языковой науки, социально-общественного значения казахского литературного языка. В содержание дисциплины включены научные труды основоположников казахской языковой науки А. Байтурсынова, К. Жубанова, С. Аманжолова, г. Мусабаева, их нововведения в каждой области языка, научно-теоретические классификации. Различия между процессом систематизации языковых тем в современном казахском языке, знания по истории казахского языкознания интегрируются на основе знаний, полученных из других дисциплин.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературная редакция

    Цель дисциплины-формирование профессиональных компетенций выпускников в практической деятельности, связанной с использованием знаний и навыков в литературном редактировании в области казахской литературы, межкультурной коммуникации. Задачи курса– знакомство с теоретическими основами стилистики и литературного редактирования; - изучение понятия текста и типологии текста; ознакомление обучающихся с различными видами коррекции текстов при Литературном редактировании; привитие умения анализировать различные речевые ошибки в тексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История казахской фольклористики

    Цель дисциплины-рассмотреть в истории казахской фольклористики этапы становления, развития казахского фольклора, принципы исторического исследования, классификация фольклора по жанрам, его происхождение. В содержание дисциплины включены психологические особенности устной народной литературы народа с типологическим, поэтическим обоснованием причин встречи образцов казахской устной литературы с другими народами, вопросы о коренных представителях творцов устной литературы, образцово-нравственное отношение народа к искусству слова будущим поколениям.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Новые направления лингвистики: психолингвистика и социолингвистика

    Цель дисциплины-изучение актуальных проблем и теоретических основ психолингвистики и социолингвистики. В содержание дисциплины систематически включаются антропоцентрическая, когнитивная, гендерная, функциональная позиция, специфика мышления нации, историко-социальная, когнитивная идентичность, ментальность, целостность культуры. Знания, накопленные на основе научных направлений в психолингвистике и социолингвистике, интегрируются и реализуются в междисциплинарной связи с исследовательскими позициями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Социальное значение современного казахского литературного языка

    Цель дисциплины – рассмотрение научно-теоретических вопросов о социальной деятельности казахского литературного языка, имеющего государственный статус, с системными, устойчивыми нормами, сортированным, переработанным, являющимся важнейшим средством общения между людьми, общественной жизни населения, его литературной деятельности в до-национальный период и национальный период. В определении статусов стилевых, жанровых ветвей литературного языка и литературного языка дается образование на основе научных исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Применять с высоким профессионализмом в научно-исследовательской работе новые концептуальные идеи и направления филологических и гуманитарных наук в контексте парадигмы высшего образования, определять роль и место науки как общественного института; владеет теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, современными методами научного исследования. Всесторонне изучать актуальные проблемы мирового литературного процесса, истории казахского языка, новых направлений языкознания и литературоведения, выявлять их особенности.
  • Применять теоретические и практические знания для определения теории номинации и мотивологии, функциональных стилей казахского литературного языка на основе сформированных научных взглядов на методологические и философские актуальные проблемы гуманитарных наук язык-человек-культура-определяет целостность этноса, функциональный и коммуникативный аспект синтаксиса, анализирует дисскурс как коммуникативные единицы языка, акт общения, жанр общения, языковую ситуацию.
  • Сопоставлять в научно-исследовательской работе современные тенденции научного познания и актуальные проблемы филологии, изучает синтаксис в функциональном и коммуникативном аспектах, историю литературы народов западных стран, фольклорных традиций в современной казахской прозе, поэзии, драматургии, осваивает процессы фрагментарности, цикличности в структуре художественного произведения. Аргументировать свои научные взгляды на научное наследие региональных литературоведов, место в литературном процессе, на изучение новых слов в соотнесении с условиями номинации, делает научные прогнозы.
  • Интегрировать знания на основе различных научных направлений, опираясь на понимание противоречий и социально-экономических последствий процессов глобализации, реализует исследовательские позиции в междисциплинарной связи; формировать навыки высокой интеллектуальной честности в исследовательской деятельности, оценивать научные взгляды о путях возникновения, этапах развития человеческого языка, тем самым формулировать свое мнение.
  • Применять и выбирать грамотно идеи необходимые по назначению, в контексте научных исследований, публиковать их результаты в виде научных статей, отчетов, аналитических записок, не искажать, не фальсифицировать научные сведения в ходе исследования, не допускать плагиата, соблюдать научные этические принципы, изучать методику и способы самостоятельного решения научно-исследовательских задач, углублять теоретические и практические знания.Применять на профессиональном уровне свои знания, понимание и способности для решения проблем в новой среде, в более широком междисциплинарном контексте.
  • Владеть теоретическими знаниями в области педагогики и методикивысшей школы по критериальному оцениванию, основанный на формативном и суммативном оценивании, критическому мышлению, индивидуальной и групповой работе, работе с одаренными учащимися и лидерству, ораторскому мастерству, основам инклюзивного образования, системе количественных знаний, осуществлять поиск и исследование последних открытий в языковых, методологических науках, применяет в педагогической практике коммуникативные, профессионально-педагогические компетенции.
  • Анализировать социальную значимость филологической специальности, постоянно совершенствовать профессиональные личностные качества педагога, интегрировать современные профессиональные знания для конкурентоспособности на рынке труда, владеть основами профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы, синтезировать последние новшества в языковых, литературных, методологических науках, формируют современную творческую деятельность. Понимать методы и технологии исследования в преподавании текстоведения и доказывает закономерности текстообразования.
  • Применять знание и понимание методики организации профессиональной деятельности, психологию познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения через принципы казахстанского патриотизма, различать психические особенности лидерства, критически сопоставлять различные технологии обучения, типологических образцов устной литературы казахского фольклора в других странах, уметь анализировать мировые и национальные научные концепции в новых направлениях лингвистики,получать научные результаты, ориентированные на решение проблем развития казахстанского общества.
  • Принимать креативные решения при выполнения задач изучения содержания знаний, накопленных на стыке дисциплин, практическое применение результатов научной работы в своей профессиональной деятельности; системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности.
  • Применять эффективно технологию критериального оценивания (ФО, СОР, СОЧ и др.) и методику специализированного обучения в соответствии с содержанием 12-летней образовательной программы, демонстрировать знания в области педагогического менеджмента, применять умения и навыки при осуществлении педагогического мониторинга. В информационно-аналитической и информационно-библиографической работе на современном уровне свободно владеет иностранным языком, формирует активные навыки и умения в профессиональной деятельности.
Top