Действующая образовательная программа

6B01505 Биология в АркПИ им. Алтынсарина

Дисциплины

  • Биология растений

    Осваивает основные биологические понятия о строении, жизнедеятельности и систематике растений. Учится классифицировать живые организмы по царствам, отделам, классам. Понимает суть физиологических процессов, таких как фотосинтез, дыхание, газообмен, испарение, рост. Выполняет работу с микроскопом, наблюдает анатомическое строение растений. Проводит лабораторный анализ строения листа, стебля, корня. Умеет определять возраст дерева по годовому кольцу. Понимает роль растений в природе и жизни человека. Относится ответственно к вопросам сохранения биологического разнообразия и охраны окружающей среды

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 14
  • Возрастные и физиологические особенности развития детей

    Будущие учителя знакомы с формированием психики, ее функционированием и закономерностями развития. Будущие учителя могут наблюдать за развитием своих обучающихся и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Будущие учителя действуют творчески и адекватно в различных ситуациях и поддерживают обучение и благополучие обучающихся.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Биология животных

    Формируется представление о животных. Изучается классификация животных (таксономия): вид, порода, класс, отряд и другие уровни систематики. Студенты учатся систематизировать на уровне классов. Описываются дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная системы, нервная система и органы чувств, опорно-двигательная система, а также способы полового и бесполого размножения животных. Сравниваются внешнее и внутреннее строение беспозвоночных и позвоночных животных. Учащиеся могут различать особенности скелета, конечностей и покровов тела. Создаются модели, например: структурные модели позвоночных и беспозвоночных животных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации

    Будущие учителя владеют знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Они могут применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и коммуникации в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Искусственный интеллект в системе образования

    Обучающиеся в образовательном процессе изучают основы использования искусственного интеллекта и нейросетей; понимают принципы работы нейронных сетей, их архитектуру, алгоритмы и сети ассоциативной памяти; управляют языковыми моделями ИИ с помощью эффективных промптов; визуализируют и анализируют образовательные данные; применяют методы геймификации с помощью ИИ; исследуют практические аспекты моделирования мыслительных процессов и использования нейросетей для решения прикладных задач.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Внеклассная работа по биологии

    Этот курс организует внеклассные занятия по биологии. Виды и методы внеклассной работы, внеклассной работы по биологии: характеризуют публичную, групповую и индивидуальную работу. Обучение формированию навыков организации внеурочной деятельности по биологии предполагает умение учащихся развивать и использовать в дальнейшем творческую работу.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 9
  • Основы генетики и селекции

    Студент понимает генетическую изменчивость и может описать распределение признаков с помощью вариационного ряда и кривой. На основе цитологических основ объясняет процесс наследования. Анализирует наследование, сцепленное с полом, а также взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Понимает сложные формы наследования, такие как множественный аллелизм, комплементарность и полимерия. Отличает виды генетических мутаций. Может построить вариационный ряд и кривую для изучения модификационной изменчивости. Решая задачи, определяет генотип и фенотип, вероятность наследования, а также анализирует методы селекции и понимает их применение в сельском хозяйстве.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 9
  • Наука об образовании и ключевые теории обучения

    Будущие учителя владеют ключевыми теориями обучения, образовательными концепциями, современными технологиями обучения необходимо для эффективного осуществления педагогической деятельности в системе среднего образования. Будущие учителя рассматривают основы педагогической науки, концептуальные представления о природе человека, изучают теории обучения и педагогические модели. На основе понимания теоретических концепций будущие учителя могут сделать педагогически обоснованный выбор в зависимости от различных учебных ситуаций. Они также осваивают технологии обучения, виды образовательных технологий, используемых в профессиональной деятельности учителя (традиционные, инновационные, цифровые).

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Экология и основы безопасности жизнедеятельности

    Дисциплина «Основы экологии и безопасности жизнедеятельности» рассматривает основные закономерности функционирования живых организмов и экосистем на различных уровнях организации, их устойчивость, взаимодействие компонентов биосферы, а также экологические последствия деятельности человека в условиях интенсификации природопользования. В рамках курса изучаются современные концепции, стратегии и практические цели устойчивого развития в различных странах мира и в Республике Казахстан. Кроме того, освещаются основные принципы безопасности жизнедеятельности, риски и чрезвычайные ситуации, а также методы их анализа и управления. Особое внимание уделяется современным дестабилизирующим факторам в обществе — социальным, религиозным, политическим и экономическим угрозам, а также опасностям, возникающим в повседневной жизни. Рассматриваются система деятельности учреждений безопасности и вопросы правового регулирования их работы. Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мышления, культуры безопасности и способности действовать в соответствии с глобальными целями устойчивого развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Исследовательские подходы. Индуктивные и дедуктивные методы. Качественные, количественные, смешанные методы исследования. Первичное и вторичное исследование. Action research. Дизайн исследования - описательный, корреляционный, экспериментальный, квазиэкспериментальный, перекрестный, лонгитюдный, case study, этнографический, эксплоративный, объяснительный. Переменные и гипотезы. Надежность и валидность исследования. Воспроизводимость и повторяемость. Случайная и систематическая ошибка. Триангуляция. Выборка. Критерии включения и исключения при формировании выборки. Методы выборки. Сбор данных - опросы, интервью, эксперименты, обсервационные исследования, систематический обзор. Проверка данных. Транскрибирование интервью. Анализ данных - статистический анализ, контент-анализ, дискурс-анализ, тематический анализ, текстовый анализ. Исследовательская этика. Коллегиальное рецензирование.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биологическая экология и многообразие

    Определяет разнообразие живых организмов и этапы формирования жизни на Земле. Составляет филогенетическое древо, кладограммы и универсального общего предка, моделируя эволюционные связи между живыми организмами. Сравнивает структурные особенности и различия кладограмм и филогенетических деревьев, описывая их значение в эволюционном процессе. Анализирует различные формы филогенетических диаграмм и на их основе делает научные выводы о стадиях формирования жизни и родственных связях между организмами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы предпринимательства и финансовой грамотности

    Курс развивает у учащихся навыки ведения бизнеса, управления фина нсами и принятия рациональных экономических решений, что способствует их успешной адаптации в реальной экономической среде. Этот предмет направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков в области предпринимательской деятельности, основ экономики, управления финансами и принятия обоснованных финансовых решений. В ходе курса студенты анализируют вопросы финансового планирования и бюджетирования. Приобретают навыки управлениия личными финансами и ведение семейного бюджета.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы антикоррупционой культуры

    Дисциплина рассматривает проблемы формиро¬вания антикоррупционной культуры как в историческом, так и в современном контекстах. Помимо раскрытия универсальной сущности, природы происхождения, причины устойчивости коррупции, также анализируются социально-экономические, правовые, культурные, нравственно-этические аспекты противодействия коррупции в Республике Казахстан. В ходе курса рассматриваются проблемы правового просвещения граждан, процесс формирования институтов антикорупционного контроля и прозрачности. Целью курса является формирование у студентов антикорупционного сознания и правовых ценностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Эволюционное развитие и основы селекции

    Они могут описывать виды наследственной изменчивости и объяснять их роль в эволюции. Анализируют влияние основных эволюционных факторов, таких как естественный отбор, борьба за существование, генетический дрейф и популяционные волны, на эволюцию организмов. Приводят палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и генетические доказательства эволюции и научно их объясняют. Описывают процесс антропогенеза, его этапы и анализируют особенности биологического развития человека. Умеют применять методы селекции для выведения продуктивных пород и сортов, полезных для сельского хозяйства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Анатомия человека и основы физиологии

    Курс направлен на изучение анатомии человека и физиологических механизмов жизнедеятельности живых организмов. Студенты описывают строение органов и систем человеческого организма, обсуждают взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций, сравнивают механизмы поддержания постоянства внутренней среды и нейрогуморальной регуляции, процессы анаэробного и аэробного дыхания, транспорта веществ, выделения и питания живых организмов. Практическая направленность курса нацелена на развитие исследовательских навыков при изучении влияния внешних и внутренних факторов на процессы жизнедеятельности организма человека, животных и растений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 9
  • Эволюционное учение

    Курс включает в себя изучение современных представлений об эволюционной теории. В ходе курса студенты критически оценивают причины и движущие силы эволюции организмов и описывают механизмы развития приспособлений (адаптации) организмов к условиям их обитания. Вместе с этим, студенты логически выявляют факторы ведущие к эволюционному прогрессу нарастающему усложнению и совершенствованию организации живых существ, составляют филогенетические карты и сравнивают различные подходы к классификации живых организмов, описывают этапы формирования жизни на Земле.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Оценивание и развитие

    Будущие учителя имеют глубокое понимание значения оценки в процессе обучения и способны обеспечить конструктивную оценку в этической манере на различных этапах процесса обучения и привлечь обучающихся к оцениванию. Будущие учителя определяют, дифференцируют и используют различные технологии оценивания, принципы, этапы, инструменты оценивания своей области знаний (включая формативное и суммативное оценивание и самооценивание и взаимооценивание, и пр.). Они способны критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оцениванию, и развивать их дальше. Будущие учителя, которые демонстрируют компетентность, могут: • хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (формирующая и итоговая оценка); • применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности обучающихся; • понимать важность и поддерживать развитие навыков самооценки обучающихся и коллег.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Новые технологии в образовании

    Предлагаемый курс включает в себя принципы обновления содержания среднего образования, эффективные методы обучения и обучения и технологии критериального оценивания. Студенты определяют роль лидерства в образовании, позицию и компетенции учителя в управлении обучением. Критически анализирует современные стратегии, основанные на принципах диалогического обучения, обучения одаренных и талантливых детей, критического мышления, применения цифровых технологий. Курс исследует и разрабатывает механизмы и приложения систем искусственного интеллекта, позволяя студентам эффективно использовать STEM-и Smart-образование.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Инклюзивная образовательная среда

    На этом курсе будущие учителя будут понимать разнообразие учащихся в учебном процессе и учитывать их в учебной ситуации. Будущие учителя научатся поддерживать обучение учащихся с ООП используя соответствующие ИКТ, учебные и ассистивные технологии. А также будут сотрудничать с сообществами (учителями, учащимися, родителями/опекунами) для поддержки психологического и этического благополучия учащихся с ООП. Курс вооружает будущих учителей необходимыми профессиональными компетенциями которые направлены на обеспечение в инклюзивном образовании удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ООП.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогические исследования и инновации

    Будущие учителя получают новые знания, основанные на исследованиях, осваивают инновационные подходы к обучению с целью совершенствования знаний и профессии учителя, а также проводят практические этические исследования в различных областях обучения и управления учащимися. Здесь под понятием инновационных подходов понимаются решения, направленные на приведение системы образования в соответствие с современными требованиями путем внедрения в процесс обучения новаторских, эффективных и творческих методов и технологий. Это понятие отличается от традиционных моделей обучения и предполагает внесение изменений и открытий в педагогическую среду с использованием методов опытного, экспериментального и конструктивного мышления. Курс знакомит студентов с основами педагогических исследований как важнейшего инструмента профессионального развития учителя. Он включает в себя основные методы педагогического исследования – количественный, качественный и комбинированный подходы, а также основные этапы научного исследования в области образования (от формулировки проблемы до анализа результатов). Кроме того, курс ориентирован на современные исследовательские подходы (Lesson study, Action research, Case study, Mixed methods research). Особое внимание уделяется критическому анализу научной литературы, четкой формулировке исследовательских вопросов, выбору наиболее подходящих методов для сбора и анализа данных, а также соблюдению этических принципов в исследовательской деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания биологии

    Курс направлен на освоение важнейших проблем воспитания и обучения биологии в рамках обновленного содержания среднего образования. Во время прохождения курса студенты критически практикуют организационные формы учебно-воспитательного процесса, современные методы и методические приемы проведения уроков (критическое мышление, критериальное оценивание, интегрированное обучения, CLIL-технологии, другие), логически различают учебно-программные документации. Кроме того, курс приведет к формированию практических навыков по самостоятельному проведению и анализу учебных и внеклассных занятий, экскурсии, применению цифровых технологий и дидактики.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Химические основы жизни

    Курс нацелен на формирование у студентов правильного представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах ферментативного катализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией. Кроме того, студенты самостоятельно практикуют исследование молекулярных основ жизни – вопросов наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции, современных концепций о происхождении и сущности жизни. Курс способствует развитию научного мировоззрения и познанию химических явлений биотрансформации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Организация научно-исследовательской работы и академическое письмо

    Предлагаемый курс направлен на развитие научно-исследовательской компетентности и академической грамотности студентов. Курс позволяет студентам грамотно проводить научные исследования, включая исследования в образовании, применяя качественные и количественные методы, написать проект в соответствии с этикой научных исследований. Практические навыки проведения обработки и анализа данных полезны студентам для представления результатов исследования в различных академических формах (статья, тезис, эссе и т.д.), грамотно используя языки, функционирующие в образовательной среде. Кроме того, студенты получать возможность логически проводить исследования в действии и ситуационные исследования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биохимия

    В данном курсе изучается химический состав живых организмов, а также лежащие в основе их жизнедеятельности химические процессы. Студенты логически описывают обмен веществ в живом организме и биохимические функции клеточных органелл, определяют пути превращения (трансформация) питательных веществ. Кроме того, студенты экспериментируют особенности течения биохимических реакций в организме человека, животных и растений, такие как биосинтез жизненно важных соединений, исследуют химическую структуру, свойства и функции углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Организация обучения биологии в инклюзивной среде

    Студент формирует необходимые знания и навыки для работы с учениками, нуждающимися в особом обучении. В ходе курса он осваивает методы адаптации учебной программы, предоставления дифференцированных заданий, организации доступных практик, использования визуальных инструментов и применения методов обучения, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся. Студент также развивает навыки профессионального и эффективного преподавания химии в инклюзивном классе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Молекулярная биология

    Определяет строение, состав и биохимические особенности антител, может представить их с помощью схемы или модели. Описывает значение воды для живых организмов и определяет её основные функции для жизни на Земле. Анализирует механизм взаимодействия антигена и антитела, объясняет их роль в иммунном ответе и приводит примеры.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Биомолекулярные механизмы

    Предлагаемая дисциплина включает в себя изучение биомолекулярных механизмов реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток. Изучение курса создает базу для анализа молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания нормальных процессов жизнедеятельности, и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний. Навыки применения молекулярно-генетических методов полезны для проведения научно-исследовательских работ.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Биогеография

    В рамках курса студенты изучают важнейшие закономерности устройства сообществ и пространственной структуры и динамики растительного покрова и животных зон земной поверхности. Студенты систематизируют группы растений и животных, критически оценивают географическое распределение и экологическую значимость живых организмов, характеризуют их. Курс позволяет сформировать у студентов компетенции, необходимые для проведения самостоятельных работ по зоогеографическому и фитогеографическому районированию.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Методика проведения биологических экспериментов и решения задач

    Курс фокусируется на формирование практических навыков проведения школьного биологического опыта и решения молекулярно-генетических задач в соответствии с правилами проведения биологического эксперимента, применяя статистические и альтернативные методы исследования. Кроме того, студенты логически организуют процесс реализации биологического эксперимента, выявляют и идентифицируют природные объекты, отслеживают, фиксируют и экспериментируют биологические явления. Курс способствует усовершенствованию умения и навыков работы с биометрическими данными, анализа результатов, и графической обработки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Микробиология и биотехнология

    Определяет области применения микроорганизмов. Анализирует преимущества и недостатки использования микроорганизмов. Понимает принцип работы полимеразной цепной реакции (ПЦР). Осваивает этапы процесса генной инженерии. Характеризует значение генной инженерии в науке и обществе и сравнивает положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов (ГМО). Оценивает этические вопросы, связанные с использованием ГМО, с критической точки зрения. Анализирует социальные и этические последствия научно-технических достижений.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 8
  • Методика преподавания биомедицина и биоинформатики

    Понимает связь между биомеханикой и робототехникой: определяет структурные основы экзоскелетов и медицинских роботов. Осваивает основные принципы инженерной и медицинской биомеханики. Может объяснить физиологические механизмы автоматии и сократимости сердца. Понимает принципы электрокардиографии (ЭКГ) и её диагностическое значение. Умеет рассчитывать биофизические показатели, характеризующие сократимость сердечной мышцы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Методика развития практико-исследовательских навыков по биологии

    Этот курс предназначен для развития научно-исследовательской компетенции студентов по биологии. Курс способствует формированию и развитию у студентов научного мировоззрения и естественнонаучного мышления, владению способами приобщения школьников к интеллектуально-творческой деятельности, методами выдвижения и реализации творческих идей школьников. Студенты создают научные работ и проекты по биологии, логически применяя количественные и качественные методы исследования, и в конце курса студенты оформляют и презентуют научные проекты в соответствии с предъявляемыми требованиями.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Кибер-технологии в преподавании биологии

    Курс фокусируется на творческой разработке и использовании цифровых методологий для эффективного преподавания и обучения. Студенты практикуют применение цифровых платформ и инструментов для обучения, преподавания и оценивания (Quizizz, PadLet, Google.classroom, AR-books). Кроме того, грамотно совмещают “face-to-face”, “blended” и “online” стратегии преподавания, организуют содержание, спроектируют и разработают структуру онлайн-курса в соответствии с четырехэтапным процессом (проектирование/ построение/ обучение/ пересмотр). Курс дает возможность студентам получить представление о природе онлайн-студентов для создания благоприятной и безопасной среды обучения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биомеханика и компьютерная биология

    Предлагаемый курс включает в себя изучение биомеханических явлений в организме человека и применение компьютерного программирования в биологии. Студенты оценивают значение клинической (протезирование и т.д.) и инженерной биомеханики (экзоскелетоны, робототехника и т.д.), задачи и содержание спортивной биомеханики, принципы теоретической и компьютерной биомеханики и структурированной биоинформатики для раскрытия сущности биологических явлений. Курс способствует развитию практических навыков создания баз данных ДНК и моделирования биологических процессов, как биомеханики движения, электрофизиологии сердца.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Практикум по оценке знаний и умений (ОЗП)

    Данный курс дает будущим учителям теоретическую основу для педагогических исследований. Будущие учителя обладают навыками поиска и критического отбора теоретических знаний из различных надежных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики и проявляют готовность содействовать обучению и образованию, основанным на исследованиях, а также их собственному непрерывному развитию и профессиональному росту.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Флора и фауна мира

    Предлагаемый курс фокусируется на формирование представлений о флоре и фауне мира, как комплексе живых организмов на всех уровнях их организации и неживой природы. Студенты исследуют связь абиотических факторов и биотических компонентов экосистемы и критически оценивают причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека. Кроме того, курс поможет студентам логически описывать живой покров планеты во флористическом и фаунистическом отношении. Также, студенты раскрывают природные особенности всех регионов с различным биоразнообразием.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 7

Результаты обучения

  • Демонстрирует владение теоретическими знаниями и практическими навыками по биологии и смежным дисциплинам в профессиональной среде.
  • Демонстрирует навыки работы с лабораторными инструментами, приборами, материалами в организации учебно-исследовательской деятельности, и академически грамотно оценивает экспериментальные и расчетные данные
  • Практикует эффективное преподавание и обучение на основе современных методов обучения, технологий критериального оценивания, различаетучебно-программную документацию, проводит рефлексивный анализ педагогической деятельности, педагогически грамотно осуществляет взаимодействие в профессиональной среде
  • Активно интерпретирует новые достижения с использованием цифровых технологий и дидактических средств (в том числе ИКТ) и искусственного интеллекта в процессе обучения и обучения, моделирования природных процессов в области научно-педагогических исследований
  • Использует языки, функционирующие в образовательной среде для академических и профессиональных целей, и управляет письменно и устно языковыми коммуникациями
  • Проводит психолого-педагогический анализ образовательного и воспитательного процесса, учитывает фундаментальные основы биологии и современные тенденции ее развития, принципы организации учебно-воспитательного процесса биологических систем на основе национальных идей и наследия.
  • Знает основы развития системы образования и предпринимательства в сфере образования Республики Казахстан и основы финансовой грамотности и антикоррупционной культуры для профессионального роста и саморазвития;
  • Формирует здоровую, благоприятную и безопасную образовательную среду в соответствии с возрастными особенностями, оценивает взаимодействие человека с окружающей средой, грамотность в экологически устойчивом развитии
  • Критически анализирует подходы к изучению и организации экспериментальной и проектной деятельности, формированию и развитию научного мировоззрения обучающихся
Top