Действующая образовательная программа

6B02311 Филология: русский язык в ЮКГУ им. М. Ауезова

Дисциплины

  • Практический курс русского языка1

    Цель: систематизация знаний по русскому языку; усвоение норм культуры устной и письменной речи. Содержание: Уровни языковой системы. Формы русского литературного языка (устная и письменная). Нормированность речи. Принципы русской орфографии. Орфограмма. Система правил русской орфографии. Графика. Орфограммы в разных частях слова. Орфограммы в разных частях речи. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Орфоэпический минимум.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Практикум по орфографии и пунктуации1

    Цель: формирование навыков грамотной устной и письменной речи, соблюдения орфоэпических и орфографических норм русского языка. Содержание: Язык как система. Литературный язык. Фонетика. Нормы языка. Графика. Орфография. Система орфографических правил. Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Словообразование. Орфограммы в разных морфемах и на стыке морфем. Правописание приставок. Морфология. Правописание разных частей речи. Окончания имен существительных. Правописание имен числительных. Не с разными частями речи. Н и нн в разных частях речи. Правописание наречий. Морфологические нормы русского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Основы академического письма

    Цель: усвоение базовых принципов и приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских. создания целостного представление об академической грамотности и ее значении для эффективной профессиональной деятельности. Содержание: Основные жанры академического письма (реферат, отзыв, аналитический обзор, научное сообщение) Функциональная стилистика. Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов. Оформление письменной работы. Правила цитирования. Прямое и косвенное цитирование. Варианты оформления сносок. Исследовательская работа: введение, заключение, основная часть, библиография. Основные признаки научного стиля.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы теории изучаемого языка

    Цель: Ознакомление с целями и задачами, основными понятиями языкознания, формирование умений лингвистического анализа. Содержание: Предмет языкознания. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синхроническое и диахроническое языкознание. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. Теоретическое и прикладное языкознание. Язык как особое общественное явление. Функции языка. Классификации языков мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в литературоведение

    Цель: формирование системы знаний об основных понятиях теории литературы, навыков литературоведческого анализа и оценки литературно-художественных произведений. Содержание: предмет и задачи литературоведения. Литература как вид искусств. Литературное произведение. Понятие о художественном образе. Тема, идея, проблема и мотив произведения. Сюжет и фабула. Композиция. Художественно-изобразительные средства. Основы стихосложения. Основы методологии конкретно-исторического и структурного подхода к художественному творчеству

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фонетика современного русского языка

    Цель: формирование научного лингвистического мировоззрения, предоставления студентам научных знаний о фонетической системе современного русского языка, совершенствования культуры устной и письменной речи студентов. Содержание: Фонетика как уровень языковой системы и область научного знания. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики. Фонема и звуки речи. Система звуков и их классификация. Фонетические процессы в современном русском языке. Ведущие фонологические школы (МФШ и ЛФШ). Транскрипция текста. Процедура фонетико-фонологического и графического анализа слова. Фонетический анализ в школе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мухтароведение

    Цель: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинкский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Фонетика и фонология современного русского языка

    Цель: описание фонетической и фонологической системы современного русского языка. Содержание: Фонетика и фонология. Основные фонологические школы. Фонологическая система языка. Звуки речи и фонема. Слабые и сильные позиции фонем. Функциональная сторона явления современного русского литературного языка. Фонетический и фонологический анализ слова. Транскрипция.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы искусственного интеллекта

    Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитиепрактических навыков и умений:применять инструменты ИИ; работать сбольшими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ.Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Практикум по орфографии и пунктуации2

    Цель: формирование навыков грамотной устной и письменной речи, соблюдения орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм русского языка. Содержание: Язык как система. Литературный язык. Нормы языка. Пунктуация. Система пунктуационных правил. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения и их пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Грамматические нормы русского языка. Повторение орфограмм и пунктограмм на текстах. Повторение орфографического и грамматического минимума.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Основы антикоррупционной культуры

    Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Абаеведение

    Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание: исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай – великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай – составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Практический курс русского языка2

    Цель: систематизация знаний по русскому языку; усвоение норм культуры устной и письменной речи. Содержание: Уровни языковой системы. Формы русского литературного языка (устная и письменная). Повторение системы правил русской орфографии и ортологии. Пунктуация. Пунктограмма. Система правил русской пунктуации. Знаки препинания в простом, осложненном и сложном предложениях

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Русское устное народное творчество

    Цель: формирование у студентов четкого представления о специфике устной и письменной культур, их различиях и взаимовлияниях; углубление знаний о фольклоре и его основных жанрах; выработка умения определять основные жанры фольклора и нализировать отдельные фольклорные. Содержание: Специфика и жанровая система фольклора. Общая характеристика мифологического мышления. Поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой. Основные признаки фольклорных жанров и этапы их развития. Обрядовый фольклор. Необрядовый фольклор. Рабочий фольклор.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература

    Цель: дать представление об историко-литературном процессе казахской литературы, ведущих жанрах и ключевых именах казахской литературы, а также сформировать понимание русско-казахских литературных связях. Содержание: Устное народное творчество. Тюркская мифология. Древнетюркская литература. Поэзия жырау. Поэзия Зар Заман. Творчество Абая Кунанбаева. Абай и Пушкин. Литература 20 века. Творчество Магжана Жумабаева, С. Торайгырова. Басни И. Крылова и А. Байтурсунова. Литература советского периода. Творчество М.Ауэзова. Современная казахская проза и поэзия. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов казахской литературы, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Русскоязычные писатели Казахстана

    Цель: сформировать систему знаний о русскоязычной литературе Казахстана. Содержание: Взаимосвязь русской и казахской литератур. Казахский фольклор как объект внимания русских деятелей культуры.Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и их просветительская и творческая деятельность в свете русско-казахских связей. Поэзия П. Васильева. Проза И. Шухова. Юрий Домбровский и Казахстан. Творчество М. Симашко. О. Сулейменов. «АзиЯ». Произведения Ю. Герта. Постсоветская русскоязычная литература Казахстана. Лауреаты Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт». Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов русской литературы Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексикология и фразеология современного русского языка

    Цель: освоение общих закономерностей лексического уровня русского языка как подсистемы общей системы русского языка и особенностей его функционирования. Содержание: Лексикология, предмет и задачи, системно-семасиологический и ономасиологический подходы к исследованию словарного состава языка. Лескическое значение слова и его структура. Типология значений. Типы системных отношений. Основания общих закономерностей организации лексического уровня русского языка и особенностей его функционирования. Системные отношения в лексике и фразеологии. Социолингвистический аспект лексики. Лексикография

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство и финансовая грамотность

    Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Активные процессы в лексике и фразеологии современного русского языка

    Цель: выработка представлений о лексико-фразеологической системе языке как о постоянно изменяющемся объекте, в то же время объекте стабильном и устойчивом. Содержание: Лексикология и фразеология. Лексико-фразеологический уровень языка как составная часть единой языковой системы. Внешние и внутренние факторы развития. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования слова. Процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Издержки в освоении иноязычной лексики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фольклор

    Цель: формирование основных понятий и функций фольклора. Содержание: Фольклор как синтетическое искусство, фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь. Основные закономерности развития фольклора, мифологии и древнейших формах мышления. Социально-бытовая природа народного творчества, синкретизм фольклора. Понятие о художественной традиции. Коллективное и индивидуальное в фольклоре, устность и вариативность. Национальное и интернациональное в фольклоре. Своеобразие фольклорных представлений о мире.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экосистема и право

    Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия – стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Профессионально-ориентированный иностранный язык

    Цель: формирование базового уровня профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в процессе совершенствования навыков устной и письменной речи, грамматического оформления высказывания. Содержание: Требования к современному специалисту со стороны работодателя и профессиональных организаций основывается на анализе социально-педагогических факторов в соответствии с дополнительной и профессиональной подготовкой. Проведение сравнительного анализа, развитие коммуникативных навыков, возможность выполнения следующих задании: научного взгляда на объективные факторы, проведение сравнительных анализов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Научно-исследовательская работа студентов

    Цель: обеспечение углубленной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики и литературоведения, формирование навыков проведения и оформления научного исследования. Содержание: Изучение механизма проведения научного исследования. Знакомство с основными актуальными направлениями литературоведческих и лингвистических исследований. Работа с научной, справочной литературой и электронными ресурсами. Алгоритм проведения научного исследования (постановка задач, сбор и анализ материала, описание результатов исследования, цитирование, оформление списка использованной литературы, оформление презентации и др.).

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Словообразование современного русского языка

    Цель: изучение морфемно-словообразовательной системы современного русского языка в аспекте как лингвистических традиций, так и общепризнанных достижений современной морфемики и словообразования. Содержание: Предмет и задачи словообразования современного русского языка как научной и учебной дисциплины. Словообразование как особая подсистема языка. Общая характеристика разделов словообразования. Морфемика. Морфема. Морф. Типология морфем. Асемантема. Исторические изменения в структуре слова. Словообразование. Производное слово и отношения производности. Способы словообразования. Комплексные единицы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова в школе и вузе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История русской литературы ХI-ХVII и ХVIII веков

    Цель: постижение студентами закономерностей и особенностей историко-литературного процесса в России ХI-ХVIII веков как в типологическом аспекте, так и в отдельных творческих судьбах. Содержание: история древнерусской литературы. Основные памятники древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» и варианты его интепретации в литературоведении. Особенности историко-культурной ситуации в России ХVIII в. Направления и жанровое своеобразие русской литературы XVIII века. Классицизм и эпоха Просвещения, сентиментализм. Творчество М.В. Ломоносова, И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева и др. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы данного периода, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Спецсеминар по литературе

    Цель: углубление знаний о методологии и методике комплексного изучения художественного произведения на основе исследования текста писателей, драматургов, поэтов (по выбору студентов). Содержание: Обучение анализу системы содержания и формы в произведениях лирики, эпоса и драмы. Методы и приемы выявления жанра в эпосе и драме. Методы и приемы выявления соответствия художественного произведения критерию художественности по содержанию и форме.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История литературы Древней Руси и Нового времени

    Цель: формирование у будущих филологов представления о социально-исторических корнях становления древнерусской литературы и литературы Нового времени. Содержание: Принцип историзма: поэтапное изучение литературы. Древнерусская литература как основополагающее звено в историко-литературном образовании, рассматривающего древнейший этап литературного письменного творчества. Особенности историко-культурной ситуации в России ХVIII в., основные явления литературного процесса, становление и развитие классицизма и сентиментализма в 18 в., особенностии и творческая манера писателей в контексте художественных открытий эпохи Просвещения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Функциональное словообразование

    Цель: формирование целостного представления о словообразовании как системном и функциональном явлении. Содержание: описание языковых единиц и словообразовательных категорий русского литературного языка с позиций системно-структурного и функционального подходов. Словообразование и теория номинации. Словообразование и языковая игра. Словообразование имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, наречия, служебных частей речи. Языковой анализ единиц словообразования; функционирующих в тексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проза и поэзия русской литературы XIX века

    Цель: формирование представлений о процессе развития русской литературы XIX века и наиболее выдающихся явлениях как знаний, формирующих миросозерцание современных филологов, мировоззренческих основ их мышления, понимания ими законов и традиций работы со словом. Содержание: Историко-литературный процесс XIX века. Период русской литературы первой и второй половины XIX века. Специфика литературы данного периода. Основные художественные направления, течения, методы и стили, термины и понятия. Творчество поэтов и писателей, внесших вклад в развитие поэзии и прозы. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы, внесших вклад в развитие литературы данного периода.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Спецсеминар по русскому языку

    Цель: обеспечение углубленной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики. Содержание: Знакомство студентов с ключевыми принципами современного языкознания. Смежные научные дисциплины, в основе которых находится принцип антропоцентризма. Современные направления лингвистики: межкультурная коммуникация, лингвокультурология, концептология, психолингвистика, социолингвистика, медиалингвистика и др. (1-2 направления по выбору). Ключевые понятия изучаемых научных направлений. Методы исследования в рамках выбранных направлений. Особенности и закономерности функционирования языка в речи.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История русской литературы XIX века

    Цель: постижение закономерностей и особенностей поэзии и прозы историко-литературного процесса XIX века. Содержание: история русской литературы XIX в. Направления, стили и жанровое своеобразие русской литературы XIX века. Романтизм и реализм. Золотой век русской поэзии. Творчество А.С. Пушкина: лирика, проза и драматические произведения. М.Ю. Лермонтов и его творческое наследие. Литературная критика и В.Г. Белинский. Литература 2-й и 3-й трети русской литературы XIX века. Творчество И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и других представителей реализма XIX века. Психологизм в русской литературе. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы данного периода, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История зарубежной литературы

    Цель: формирование у студентов системы знаний о литературе Европы от античности до наших дней. Содержание: Периоды развития зарубежной литературы. Писатели и поэты зарубежной литературы от античности до наших дней. Идейно-художественное своеобразие произведений, относящихся к разным периодам. Процессы формирования художественных методов. Своеобразие национальных литератур. Анализ произведений великих имен зарубежной литературы, обозначенных в школьной программе

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Интерактивные технологии и методы преподавания русской литературы

    Цель: формирование системы знаний о современных подходах и методах преподавания литературы, формирование профессиональных качеств будущего учителя-словесника (активная жизненная позиция, уважение к своей будущей профессии, осознание любви к детям, умение общаться с ними). Содержание: понятие об интерактивных методах, теоретические основы изучения и использования интерактивного метода при обучении литературе. Особенности интерактивных методов обучения, дидактические принципы интерактивных методов обучения, в том числе при обучении литературе детей с ООП (определенные образовательные потребности). Цифровые инструменты и искусственный интеллект при обучении литературе. Методика организации семейного чтения и вовлечения родителей и детей в данный процесс.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современные методики преподавания литературы

    Цель: овладение современными методами и приемами преподавания литературы, реализация на практике воспитательных функций литературы как учебного предмета. Содержание: основные понятия и категории методики преподавания литературы. Этапы изучения литературного произведения в школе. Урок как основная форма организации изучения литературы, развития речи, внеклассное чтение. Цифровые ресурсы. Платформы Bilimland, Kundelik. Искусственный интелект. Семейное чтение. Обучение чтению детей с ООП.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инновационные методы преподавания русского языка

    Цель: подготовка будущего учителя-русиста к инновационной деятельности; формирование инновационной готовности к преподаванию русского языка в условиях обновленной программы. Содержание: объект, предмет, задачи педагогической инновации. Основные понятия педагогической инновации. Сравнительно- сопоставительные характеристики традиционного и инновационного образования. Инновационные методы преподавания русского языка. Особенности преподавания русского языка в условиях обновленной программы, в том чиcле в инклюзивной школе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Современные технологии и методы преподавания и оценивания (русский язык)

    Цель: овладение современными методами и приемами преподавания русского языка и оценивания достижений обучающихся. Содержание: основные понятия и категории методики преподавания русского языка. ведущие направления лингводидактической науки, традиционные и новые методы обучения, новейшие технологии современного обучения, технология критериального оценивания. Формативное и суммативное оценивание. Методика обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий обучения, цифровых образовательных платформ, в том числе Bilimland, Kundelik, искусственного интеллекта. Планирование и проведение уроков с использованием новых образовательных технологий и возрастных особенностей учащихся, а также принципов инклюзивного образования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы современной лингвистики

    Цель: ознакомление студентов с основными методами научного исследования в области лингвистики. Содержание: Понятие метода исследования. Общенаучные методы исследования. Наблюдение. Статистические методы. Контент-анализ. Методы исследования языка. Описательный метод. Метод компонентного анализа. Сравнительные методы. Социолингвистические методы. Опрос и анкетирование. Понятие эксперимента. .Анализ текста.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Мировая литература

    Цель: формирование навыков рассмотрения текстов художественных произведений мировой классики в единстве формы и содержания, а также их анализа с точки зрения конкретно-исторического и общечеловеческого значения. Содержание: Периоды развития мировой литературы. Великие имена мировой литературы от античности до современности. Своеобразие национальных литератур в контексте мировой литературы. Идейно-художественное своеобразие художественных произведений разных эпох, наций и периодов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История русского языка

    Цель: изучение фонетических, грамматических и лексических изменений, пережитых русским языком с общевосточнославянского периода до эпохи формирования русского национального языка, развитие умения производить исторический комментарий текста. Содержание: История русского языка как учебная дисциплина, ее предмет и задачи. Связь с другими учебными дисциплинами. Источники исторического изучения русского языка. Методы исторического изучения русского языка. Периодизация истории русского языка. Фонетические процессы в древнерусском языке на разных этапах развития. Историческая морфология. Имя и особенности его склонения. Глагол и его формирование глагольных категорий. Исторический синтаксис. Исторический комментарий текста. Историческая лексикология.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историческая грамматика русского языка

    Цель: формирование историко-лингвистического представления о становлении и развитии языка. Содержание: Предмет и задачи дисциплины. Связь исторической грамматики с другими дисциплинами. Периодизация развития русского языка. Именные части речи в древнерусском языке. Склонение существительного и унификация типов склонения. Имя прилагательное и его краткие и полные формы. Местоимение. Формирование имен числительных. Глагол и глагольные формы в древнерусском языке. Инфинитив и супин. Время в древнерусском языке. Развитие категории вида и ее отражение на системе временных форм. Причастие и деепричастие. Простое и сложное предложение в древнерусском языке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Функциональная морфология

    Цель: вооружение студентов теорией морфологии, отражающей и лингвистические традиции, и функциональные подходы к ее содержанию. Содержание: Функционализм в лингвистике. Описание грамматических классов слов и морфологических категорий русского литературного языка с позиций системно-структурного и функционального подходов. Функционирование имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений в тексте. Глагол и его функциональные особенности. Понятие функционально-семантического поля. Анализ морфологических единиц, функционирующих в тексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • История русской литературы ΧΧ века

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая периодизация развития русской литературы ХХ века. Литературные направления, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов, внесших значительный вклад в развитие русской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Основные направления русской литературы ΧΧ века

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая природизаций развития русской литературы ХХ века. Литературные направления, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов, внесших значительный вклад в развитие русской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Морфология современного русского языка

    Цель: углубление теоретических знаний и формирование целостного представления о морфологии как системном обусловленном явлении, морфологической системе русского языка. Содержание: Системное описание морфологического строя русского языка в его современном состоянии. Основные понятия морфологии. Система частей речи и принципы их классификация. Именные части речи. Глагол и глагольные формы. Наречие и слова категории состояния. Служебные части речи. Модальные слова, междометия и звукоподражания. Морфологический разбор слова. Основные проблемы морфологии русского языка с учетом современных достижений в области русистики и развития лингвистических учений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Стилистика современного русского языка

    Цель: теоретическое осмысление, обобщение и систематизация теоретических сведений по стилистике современного русского языка.Содержание: Предмет и задачи стилистики. Основные понятия и категории стилистики. Становление стилистики как лингвистической научной дисциплины. Стилистическая структура языка. Стилистическое значение языковых единиц. Целостный стилистический анализ текста.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория литературы

    Цель: углубление и расширение основных теоретических понятий и категорий, знаний о теоретических и методологических проблемах литературоведения. Содержание: Проблемы современного литературоведения. Теоретико-методологические и методические основы анализа текста. Закономерности исторического развития литературы Литературные направления, роды и стили. Методы, жанровые формы, жанры и жанровые разновидности текста. Методы и приемы анализа художественного произведения. Сходства и отличия традиционного и системного изучения художественного произведения и творчества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Сопоставительная типология

    Цель: овладение методами типологического языкознания, навыками сопоставительного описания русского и казахского языков. Содержание: Предмет, основные задачи, этапы развития лингвистической типологии. место сравнительной типологии среди других отраслей языкознания. Методы типологического анализа. Типологический, сопоставительный и сравнительно-исторический методы. Типологическая классификация языков мира. Типология фонологических систем. Типология лексических, словообразовательных и грамматических систем основных европейских языков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Стилистика и культура речи

    Цель: осмысление, обобщение и систематизация теоретических сведений о стилистике и культуре речи; формирование и совершенствование на этой основе стилистических навыков и навыков культуры речи, повышение культуры устной и письменной речи студента. Содержание: стилистика языка; орфографическая стилистика; синтаксическая стилистика; стилистика речи; функциональная стилистика; разговорный стиль, научный стиль, публицистический стиль, культура речи. Введение, норма как центральное понятие культуры речи. Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Качества хорошей речи. Культура научной и профессиональной речи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Коммуникативный синтаксис

    Цель: изучение синтаксической системы современного русского литературного языка с позиции коммуникативного аспекта. Содержание: Структурно-семантические и коммуникативные аспекты синтаксических единиц. Предложение и высказывание. Актуальное членение русского предложения. Пропозиция. Коммуникативная парадигма предложений. Средства выражения различных функционально-семантических отношений в предложении. Проблемы синтаксической модальности, порядка слов. Дискурсообразующие возможности текста. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Синтаксис современного русского языка

    Цель: формирование представлений о синтаксической системе современного русского языка, отражающих как лингвистические традиции, так и общепризнанные достижения современной теории синтаксиса. Содержание: Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса. Единицы синтаксиса. Понятие о синтаксеме. Средства построения синтаксических единиц в современном русском языке. Понятие о синтаксической форме и синтаксическом значении. Аспекты изучения синтаксических единиц. Типология словосочетаний. Предложение и его аспекты. Члены предложения. Типология предложения. Осложненное предложение. Типология сложного предложения. Синтаксический анализ словосочетания, предложения и сложного предложения в школе и вузе. ССЦ. Текст и дискурс.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История развития теоретических концепций

    Цель: Углубление и расширение основных теоретических понятий и категорий в литературоведении. Содержание: Цели и задачи теории литературы. Понятийный аппарат современного литературоведения. Закономерности исторического развития литературы Основные направления и концепции в истории и теории литературы. Поэтика. Категории поэтики (содержание и форма, тема и идея, система и структура, образ автора, художественное время и пространство, сюжет и композиция).

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литература рубежа ΧΧ-ΧΧI веков

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Течения и тенденции русской словесности, творчество ведущих поэтов, прозаиков, драматургов современности, c состоянием нынешней литературно-художественной критики. Общие закономерности исторического развития отечественной литературы второй половины 1980-х гг. начала XXI вв. в социально-политическом контексте, во взаимодействии художественной словесности с другими видами искусства.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Риторика и основы спичрайтинга

    Цель: освоение необходимых для учителя основ риторики, видов и жанровых моделей спичрайтинга, а также развитие педагогической культуры общения и овладение практическими навыками создания спичрайтерского текста. Содержание: Спичрайтинг: от технологии до профессии. Жанровые модели спичрайтинга. Выбор стратегии и тактики Спичрайтинга. Организационная основа спичрайтинговых услуг. Содержание текста. Композиционное построение текста. Языковое оформление текста. Риторический анализ текстов массовой коммуникации. Специфика устного публичного выступления. Образ оратора. Ораторские практики. Дебаты. Уловки в споре

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Лингвистическая экспертиза текста

    Цель: формирование знаний и навыков проведения лингвистической экспертизы текста.. Содержание: Юрислингвистика, предмет и задачи. Законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан в области судебно- экспертной деятельности. Общая характеристика лингвистической экспертизы. Функционально-стилистическая характеристика лингвистической экспертизы как специального текста. Основные методы лингвистической экспертизы. Правовые и языковые феномены, часто встречающиеся в экспертизах различных типов. Методика проведения экспертного заключения. Выявление оскорбления в лингвистической экспертизе. Правовой и языковой экстремизм. Анализ конкретных текстов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современный литературный процесс

    Цель: формирование системного представления о современном русском литературном процессе в контексте развития мировой литературы; об основных событиях литературной жизни последних трех десятилетий в широком историко-политическом и культурно-эстетическом контексте. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая природа возникновения и развития стилей: литературный стиль, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов русской литературы рубежа XX-XXI веков, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Лингвистический анализ художественного текста

    Цель: формирование навыков анализа системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста. Содержание: Специфика лингвистического анализа художественного текста. Принципы ЛАХТ. Факторы текстообразования. Ключевые слова в тексте. Тематическая группа слов как фактор текстообразования. Методы ЛАХТ. Структура и семантика художественного текста. Образность художественного текста. Типы образных слов. Анализ лексических средств выразительности художественной речи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Медиаграмотность и применение искусственного интеллекта

    Цель: развитие у студентов медиаграмотности, критического мышления для осознанного и эффективного взаимодействия с медиаинформацией. Содержание: Медиаграмотность и ИИ. Значение медиаграмотности в современном информационном обществе. Основы digital и кибербезопасности в эпоху ИИ. Различные типы и жанры медиа. Медиа и общественное мнение. Критическое мышление как основа медиаграмотного потребления информации. Типы недостоверной информации в медиа. Основы фактчекинга в СМИ. Манипуляция и смежные категории. Этический аспект. Теории заговора, стереотипы и мифы. Языковые механизмы и средства медиаманипулирования. Инструменты ИИ по развитию медиаграмотности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Язык деловой корреспонденции

    Цель: ознакомление студентов с особенностями языковой организации текстов деловой коммуникации, принципами их составления. Содержание: Деловая коммуникация. Устная и письменная формы делового общения. Взаимопонимание в процессе делового общения, коммуникативные барьеры. Деловая корреспонденция. Этика и психология деловой переписки. Жанры деловой корреспонденции и принципы их составления. Языковые особенности деловых бумаг. Анализ особенностей текстов деловой корреспонденции.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Теоретическая и прикладная лингвистика

    Цель: формирование системы теоретических знаний в области современной теоретической и прикладной лингвистики, исследующей различные аспекты применения лингвистических данных в различных областях деятельности. Содержание: Основные цели и задачи теоретических и прикладных лингвистических дисциплин: социолингвистика, когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингвистической экспертизы, компьютерной лингвистики и др. Лингводидактические программы: проблемы экспертной оценки. Программное обеспечение квантитативной лингвистики. Частотный анализ текста. Контент-анализ в политической лингвистике и лингвокриминалистике. Лингвистическая экспертиза: виды и области применения. Автоматизированный анализ естественного языка. Лингвистические базы данных и поисковые системы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Использовать систему знаний и умений в области русского языкознания и литературоведения для определения и решения дидактических, исследовательских, просветительских, социально-коммуникативных задач.
  • Осуществлять профессиональную (учебно-воспитательную и учебно-методическую) деятельность в области преподавания русского языка и литературы и оценивания, используя межпредметные связи и инновационные технологии, в том числе в условиях инклюзивного образования и развития функциональной грамотности.
  • Демонстрировать навыки лингвистического, стилистического и литературоведческого анализа, культуру устной и письменной речи, медиаграмотность и умение работать с различными видами информации, в том числе сгенерированной ИИ, проводить лингвистическую экспертизу текста, на основе знаний законодательных и иных нормативных правовых актов РК в области судебно-экспертной деятельности.
  • Использовать второй (казахский) и иностранный (английский) языки в устной и письменной коммуникации в сфере профессиональной деятельности, проявляя способность к межкультурному диалогу.
  • Планировать индивидуальную траекторию развития с целью профессиональной самореализации, определяя собственные потребности, планируя профессиональное непрерывное образование в течение всей жизни, управляя и грамотно распределяя финансами и временными ресурсами.
  • Применять современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии, в том числе искусственным интеллектом, в исследовательской и профессиональной, в том числе педагогической, деятельности.
  • Применять в учебной, исследовательской и профессиональной деятельности методы научных исследований на основе естественнонаучных, общественных, социально-экономических и психолого-педагогических знаний, владеть методами обработки статистических данных теоретического и экспериментального исследования.
  • Осуществлять профессиональную деятельность, в том числе педагогическую, в соответствии с нравственно-этическими и правовыми нормами, демонстрируя ценностное отношение к человеку, его правам и свободам, здоровому образу жизни, родине и истории страны.
  • Владеть методикой сравнительно-исторического и типологического анализа фольклорного или художественного текста, выявляя закономерности литературного процесса, художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом, определяя место литературы в системе национальной и мировой литературы.
  • Осуществлять подготовку и правку текстов перед публикацией, применяя методы и приемы редактирования и трансформации различных стилей и жанров речевых произведений, знания правил устной и письменной коммуникации, в том числе в медиа и деловой сфере, описывать языковые факты в синхронии и диахронии.
  • Принимать самостоятельные решения в профессиональной и предпринимательской деятельности, реализуя соблюдая принципы служения обществу, антикоррупционной деятельности и академической честности.
  • Эффективно работать индивидуально и в команде, взаимодействовать с органами, назначающими экспертизу, корректно отстаивая свою точку зрения и успешно организуя командную работу для решения профессиональных задач.
Top