7M01901 Специальная педагогика: Сурдопедагогика в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих знаниями сурдопедагогики в соответствии с высокими академическими стандартами в конкурентной образовательной среде, имеющих гражданскую позицию, способных формулировать и решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять педагогическую, научно-исследовательскую и управленческую деятельность в системе специального и инклюзивного образования.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M021 Специальная педагогика
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M019 Специальная педагогика
Дисциплины
-
Методология и методы научных исследований в специальной педагогике
Цель: изучение методологических основ научного исследования в области специальной педагогики. Содержание: Общие теоретические вопросы методологии психолого-педагогического исследования. Понятие методология, методы, методики исследования. Методы психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Б.Г. Ананьева). Обработка данных психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Интерпретация и представление результатов исследования в специальной педагогике и психологии. Компетенции: теоретико-методологическая компетентность и готовность к проведению научного исследования в специальной педагогике.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Дисциплина "История и философия науки" знакомит с генезисом науки, показывает все этапы ее развития с древности до наших дней. Рассматриваются классическая, неклассическая, постнеклассическая этапы науки. Изучаются философские и методологические проблемы естественных, социо – гуманитарных, технических наук; основные идеи, положения позитивизма, постпозитивизма; Дисциплина направлена на формирование у магистрантов культуры научно - философского мышления, на усовершенствование методологических навыков, на развитие независимого критического и креативного мышления, что в целом формирует научную картину мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания специальных дисциплин в Вузе
Цель: знание методики преподавания специальных дисциплин в вузе. Содержание: Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе». Научные основы конструирования специальной педагогики как учебного предмета. Методические аспекты преподавания различных отраслей специальной педагогики и психологии. Технологии обучения. Основные формы учебных занятий по специальной педагогике и методика их проведения. Организация СРО по психолого-педагогическим дисциплинам. Учебно-методическая документация. Виды учебных программ по специальным дисциплинам. Средства обучения специальным дисциплинам. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся. Виды контроля. Организации и контроля усвоения психолого-педагогических знаний в различных формах организации обучения с помощью соответствующих методов и средств, изучение и применение инновационного педагогического опыта. Компетенции: умеет решатьпрофессиональные задачи в интенсивно развивающейся образовательной системе применительно к различным учебным дисциплинам специальности «Сурдопедагогика».
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика и психология высшей школы
Педагогика и психология высшей школы как предмет включает в себя теоретические и практические аспекты подготовки и воспитания будущих специалистов. Предлагаемый курс направлен на формирование педагогической позиции магистра, как будущего преподавателя, подготовка к различным видам педагогической деятельности: реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов; разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения; выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе. В процессе обучения данному курсу магистранты овладевают основными теоретическими понятиями, знаниями психологических и педагогических закономерностей, принципов, механизмов профессиональной деятельности. В тоже время, дисциплина содержит темы по основным методам научных исследований, факторы развития личности, психологические и педагогические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и коммуникаций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Предмет "Иностранный язык (профессиональный)" направлен на развитие языковых навыков, необходимых для профессиональной деятельности в различных сферах. Курс включает изучение специфической лексики, профессиональных терминов, а также практическое применение языка в контексте профессиональной коммуникации. Студенты осваивают навыки общения в профессиональной среде, включая написание деловых писем, ведение переговоров, составление отчетов и презентаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Планирование научного исследования в области сурдопедагогики
Цель: освоение основ планирования и проведения научного исследования в области сурдопедагогики. Содержание: Основы методологии научного познания и методологии научного исследования в области сурдопедагогики. Методология, метод, методика исследования, их взаимосвязь. Виды методологического знания. Понятийно-категориальный аппарат сурдопедагогического исследования. Характеристика понятий: тема, актуальность, противоречие, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования. Понятие о логике исследования. Этапы психолого-педагогического исследования в области сурдопедагогики: подготовка, организация, проведение. Компетенции: умеет планировать, проектировать научное исследование и внедрять в процесс обучения лиц с нарушениями слуха результаты своего исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительная специальная педагогика
Цель: знание теории и практики сравнительной специальной педагогики. Предмет, задачи, методология и методыисследований в сравнительной специальнойпедагогике. Общие тенденции и национальная специфика развития сравнительной специальной педагогики, анализ социально значимых проблем и процессов, связанных с образованием лиц с ООП. Исторические вехи изучения зарубежной сравнительной педагогики. Теоретические основания сравнительной специальной педагогики. Место сравнительной специальной педагогики в структуре научного знания об обучении и воспитании детей с ООП. Особенности становления системы специального образования в РК и различных странах мира. Компетенции: демонстрирует знание и понимание современной научной парадигмы в области сравнительной специальной педагогики, прогнозирует перспективы и условия ее развития
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями слуха
Цель: изучение теоретических и методических основ социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха. Содержание: Научно-теоретические основы проблемы социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха. Состояние и возможности социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха в Республике Казахстан. Социально-педагогические условия эффективной реабилитации детей с нарушениями слуха в специальной коррекционной организации образования. Эффективность реализации структурно-содержательной модели социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха. Компетенции: умеет осуществлятьвзаимодействие с образовательными организациями, организациями здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных задач образования и социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в образовании детей с нарушениями слуха
Цель: расширение знаний по особенностям исследования детей с нарушениями слуха. Содержание:Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха как выборки исследования. Основные принципы обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха. Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха. Особенности психолого-педагогического изучения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха. Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики. Мониторинг в системе специального образования. Компетенции: способен разрабатывать психолого-педагогическую характеристику выборки детей с нарушениями слуха.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные информационные технологии обучения детей с нарушениями слуха
Цель: овладение информационными технологиями обучения детей с нарушениями слуха. Содержание: Понятие информационные технологии обучения. Информационные технологии в специальном (коррекционном) образовании. Компетентность педагогов в вопросах использованияинформационных технологии. Программное обеспечение и технические средства для работы с детьми с нарушениями слуха. Специализированные компьютерные программы. Компетенции: использует информационные технологии в специальном (коррекционном) образовании, разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушением слуха на основе современных информационных образовательных технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Комплексный подход к изучению детей с нарушениями слуха
Цель: изучение особенностей комплексного подхода к исследованию дейте с нарушениями слуха.Содержание: Понятие комплексный подход. Медицинское обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями слуха. Психологическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями слуха. Педагогическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями слуха. Психолого-медико-педагогические консилиумы в организациях образования, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации. Компетенции: использует комплексный подход в выборе методов диагностики и оценки образовательных результатов обучающихся с нарушениями слуха.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социально-педагогическая профилактика для лиц с нарушениями слуха
Цель: расширение профессиональной компетентности в области организации социально-педагогической профилактики с лицами с нарушениями слуха. Содержане: социально-педагогическая профилактика как разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку с нарушениями слуха в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Объективные и субъективные аспекты, направленность на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания. Микросоциум ребенка (педагоги, законные представители, окружающие дети), характер их отношения, воздействие на ребенка. Позиция ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие). Уровня социальной профилактики. Компетенции: умеет реализовывать социальные программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха, применять эффективные социально-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации воспитания обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные научные исследования сурдопедагогики
Цель: знание основ организации и проведения различных этапов научно-исследовательской работы в области сурдопедагогики. Содержание: Исследования, научные исследования: актуальность, цели, задачи исследования. Виды и этапы исследования. Организация и проведение исследования(постановка задачи исследования, накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала, формулировка выводов по итогам исследований). Теоретические, эмпирические, диагностические методы исследования в современной сурдопедагогике. Проведение эксперимента, количественная и качественная обработка и интерпретации экспериментальных данных. Компетенции: способность к организации и проведению научного исследования, анализировать и представлять экспериментальные данные.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация научно-исследовательской работы в области сурдопедагогики
Цель: ознакомление с особенностями организации научно-исследовательской деятельности в области сурдопедагогики. Содержание: Предмет, задачи и методы исследования в сурдопедагогике. Система эмпирических мероприятий: диагностика, коррекция, компенсация, адаптация, индивидуализация и др. Сурдопедагогические исследования эмпирического типа. Теоретические исследования, ориентированных на выработку систематизированного знания в форме проблем, гипотез, концепций. Сурдопедагогические исследования теоретического и эмпирического уровня. Компетенции: умеет проектировать и проводить научное исследование в области сурдопедагогики с использованием современных методов исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Разработка программ психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха
Цель: знание особенностей работы по разработке содержания обучения детей с нарушениями слуха и проектирования индивидуальных программ сопровождения. Содержание: Основные цели и задачи, структурные компоненты психолого-педагогического сопровождения. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в различных образовательных условиях. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения. Уровни сопровождения. Этапы психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха. Определение направлений психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха. Структура и содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках индивидуальной программы сопровождения. Компетенции:проектирует и реализует адаптированные образовательные программы сопровождения, индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушением слуха на основе специальных методик и современных образовательных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха
Цель: знание основ проектирования образовательного маршрута ребенка с нарушениями слуха. Содержание: Проектирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушением слуха. Способы организации взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха. Технология проектирования коррекционно-образовательного пространства в современной образовательной организации. Способы разработки и применения методического обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха с использованием разнообразных ресурсов. Методы реализации консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с нарушениями слуха. Компетенции: проектирует индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с нарушением слуха на основе специальных методик и современных образовательных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Академическое письмо направлено на улучшение эффективных коммуникативных навыков, способствуя ясности и организации в передаче идей. Оно поощряет критическое мышление и аналитические навыки, акцентируя внимание на оценке информации и изучении основных исследовательских навыков. Цель курса – улучшить общие навыки академического письма, особенно в контексте исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методы математической статистики в специальной педагогике и психологии
Цель: знание современного математического инструментария для решения профессиональных задач. Содержание: Основные понятия математической обработки данных в психолого-педагогическом исследовании в специальной педагогике и психологии. Генеральная совокупность и выборка. Шкалы измерения. Статистические гипотезы. Статистические критерии. Методы статистической обработки данных научного исследования. Классификация задач и методов их решения. Числовые характеристики распределения. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Компетенции: способность к анализу и представлению эмпирических данных посредством аналитических и графических методов математической статистики.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Мониторинг в специальном образовании
Цель: знание организации и проведения мониторинга учебных достижений и особенностей развития детей с нарушениями слуха. Содержание: Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальной (коррекционной) организации образования. Научно-педагогические основы мониторинга. Критерии оценки качества состояния образовательного процесса. Современные теории и техники педагогического измерения уровня учебных достижений учащихся с ООП. Требования к подбору и применению стандартизированных оценочных средств и инструментов Формы педагогической оценки в специальной (коррекционной) школьной организации. Компетенции: организует и мониторит образовательные возможности детей с нарушениями слуха, проектирует индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе специальных методик и современных технологий мониторинга, использует методы диагностики и оценки образовательных результатов обучающихся.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Количественный и качественный анализ результатов исследования в специальной педагогике
Цель: знание математических основ качественного и количественного анализа результатов исследования. Содержание: Методы количественного и качественного анализа данных исследования; базовые статистические критерии. Количественные методы: методы статистической обработки (описательная статистика, сравнение выборок и рядов показателей, анализ временных рядов, расчетная оценка надежности методик), корреляционный анализ, факторный анализ, моделирование, тестирование, анкетирование. Интерпретация результатов исследования. Компетенции: способность к количественному и качественному анализу результатов эмпирического исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Менеджмент в специальном образовании
Цель:сформировать профессиональные компетенции, наиболее востребованные в менеджменте специального образования. Содержание: Сущность, содержание и особенности менеджмента в специальном образовании. Современные технологии менеджмента. Методы, средства и приемы менеджмента.Супервизия «молодого специалиста». Современные научные методы для решения исследовательских проблем в менеджменте специального образования.Компетенции: способность применять методы, организационные формы и технологические приемы управления образовательным процессом.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- демонстрировать знание и понимание современной научной парадигмы в области образования лиц с особыми образовательными потребностями, прогнозировать перспективы и условия его развития;
- способствовать к успешной, конструктивной профессиональной коммуникации и социальному взаимодействию в полиязычной, поликультурной и научной среде для решения академических и профессиональных задач; владеть научным стилем академического письма;
- иметь целостное научное мировоззрение, понимание глобальных социально-политических процессов в обществе; использовать методологию и комплекс научных методов в контексте своего исследования; проявлять себя как цифровой педагог во всех сферах научно-профессиональной деятельности;
- исследовать, проектировать, реализовать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями применяет в образовательном процессе инновационные технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
- решать профессиональные задачи в интенсивно развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ограниченными возможностями с учетом требований технологизацииобразовательного процесса;
- проектировать и внедрять эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми потребностями в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных и межконфессиональных условиях;
- проектировать, адаптировать и внедрять процесс своего научного исследования;проявлять себя как педагог-менеджер гуманной направленности, методист, эксперт; владеть навыками управления бизнес-процессов в сфере образования;
- обладать глубоким и полным пониманием передовых знаний в изучаемой области; уметь выбирать и применять основные научные концепции для решения проблем психолого –педагогической науки и образовательной практики;
- применять технологии менеджмента для обеспечения качества образовательного процесса, проектировать формы и методы организации оценивания учебных достижений обучающимися с особыми образовательными потребностями, разрабатывать системы педагогических измерителей, индикаторов, контрольно-оценочного материала на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации;
- осуществлять самостоятельные научные исследования по актуальным проблемам развития специального и инклюзивного образования с использованием концепций системного подхода, современных информационных технологии; планировать, проектировать и реализовать педагогический процесс на основе системы знаний в области педагогической теории и методологии современной педагогики высшей школы и соответствующих им технологий и методов обучения и воспитания, применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин ,разрабатывать учебные программы и соответствующее методическое обеспечение, применять в учебном процессе современные образовательные и информационные технологии;
- осуществлять взаимодействие с образовательными организациями, организациями здравоохранения и социальной защиты, зарубежными партнерами при решении актуальных задач образования, профессионализации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями;
- планировать профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
Похожие ОП
7M01901 Специальная педагогика ( 1 )
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
7M01901 Специальная педагогика (1,5 )
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
7M01901 Специальная педагогика
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
7M01901 Специальная педагогика
Южно-Казахстанский педагогический университет имени Өзбекәлі Жәнібеков (ЮКПИ)