Новая образовательная программа

7M01704 Русский язык и литература в ЖУ им. Жансугурова

Дисциплины

  • Слово как основная единица текста

    Знакомит с основными типами системных отношений в лексике современного русского литературного языка, характеризует слово как основную единицу текста, анализирует коммуникативный потенциал слова, определяет функции слова в художественном тексте, формирует у обучающихся лингвистическое мировоззрение, умение видеть системные связи лексических единиц в тексте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Рассматривает новейшие методики и технологии обучения, изучает методы научного анализа, прогнозирования, планирования и управления педагогическим процессом, формирует теоретические представления о педагогике как отрасли гуманитарного знания и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История и философия науки

    Рассматривает основные философские достижения, идеи, взгляды, теории мировой философской мысли в историческом аспекте, сохраняющие свою значимость при проведении научных исследований, изучает основные принципы и методы философского и научного познания метатеоретического, теоретического, теоретико-эмпирического и прикладного (эмпирического) уровней научно-исследовательской работы, раскрывает логику научного исследования и изложения его результатов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Актуальные проблемы литературоведения и методология литературных исследований

    Направлена на изучение актуальных проблем литературоведения и методологии литературных исследований, целью которых является подготовка магистрантов к прохождению педагогической практики и к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере преподавания литературоведческих дисциплин, на установление органичной связи между учебно-методической и научно-исследовательской деятельностью вузовского преподавателя.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм

    Освещает факторы, определяющие смену парадигм в науке, знакомит с понятийным аппаратом, раскрывает понятие «научной революции» в лингвистике, наделяет знаниями об истории становления современной парадигмы в лингвистике, проводит отличительные парадигмальные черты современной лингвистики, устанавливает статус современной лингвистики как статус полипарадигмальной науки, характеризует существующие направления и концепции современной лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Теория языковой личности в русистике

    Рассматривает языковую личность как специфический объект исследования, освещает теорию языковой личности в русистике, описывает историю и основные перспективы развития, теорию языковой личности в отечественной психолингвистике, даёт представление об уровневой организации феномена «языковая личность», развивает навыки лингвистического анализа каждого уровня, знакомит с экспериментальными методами в исследовании феномена «языковая личность».

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Школы, направления, методы исследования современного языкознания

    Знакомит с параметрами научной парадигмы – объектом, предметом, методологической базой и методами исследования, раскрывает содержание основных понятий и терминов, которыми оперирует современное языкознание, рассматривает ведущие принципы современной научной парадигмы в языкознании, дает характеристику основным школам и направлениям современного языкознания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Литературные направления и школы

    Дисциплина дает представление о специфике и соотношении таких понятий как «литературное направление», «литературное течение», «литературная школа», «художественный метод», демонстрирует, как под воздействием социально-исторических причин и эстетических потребностей общества происходили формирование и смена литературных направлений и методов познания и изображения действительности, раскрывает особенности философии, эстетики и поэтики литературных направлений и школ в зарубежной и русской литературе 17 – 20 веков, анализирует творчество наиболее ярких представителей литературных направлений и школ, а также произведения разных жанров и стилей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Направлен на изучение иностранного языка. В результате освоения данной дисциплины магистранты должны уметь общаться на иностранном языке в профессиональной среде и в обществе в целом, разрабатывать документацию, представлять и защищать результаты интегрированной педагогической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Когнитивные направления в современной лингвистике

    Дает представление о когнитивизме как общенаучном направлении, раскрывает общие принципы когнитивных исследований, описывает этапы становления когнитивизма, определяет роль когнитивного направления в современной мировой лингвистике, формулирует общие цели и задачи когнитивной лингвистики, рассматривает язык как объект когнитивной лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Цифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовательном процессе

    Дисциплина «Цифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовательном процессе» изучает интеграцию цифровых инструментов и ИИ в обучение, анализирует их влияние на методику преподавания, эффективность образовательных практик и индивидуализацию обучения. Особое внимание уделяется этическим аспектам использования ИИ, цифровой грамотности педагогов и формированию новых компетенций в условиях цифровой трансформации образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Методы преподавания русского языка и литературы в ВУЗах

    Дисциплина направлена на изучение методов преподавания русского языка и литературы в высших учебных заведениях, на развитие навыков применения как традиционных, так и современных технологий преподавания русского языка и литературы, на формирование теоретико-методологических основ преподавания русского языка и литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Психология управления

    Направлена на изучение психологических закономерностей управленческой деятельности, анализирует психологические условия и особенности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления, диагностирует и прогнозирует состояние и изменение управленческой подсистемы, формирует навыки использования активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы

    Описывает теоретические и практические основы инновационных технологий обучения, раскрывает их содержание, содержит сведения об эффективном использовании инновационных технологий обучения в учебном процессе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Межкультурная коммуникация

    Направлена на раскрытие основных понятий коммуникативной лингвистики, на развитие коммуникативных и межкультурных компетенций, на развитие навыков создания текстов монологического и диалогического типа, на сопоставление русской и казахской языковых картин мира, на выявление особенностей межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Филологический анализ художественного текста

    Направлен на анализ художественного текста с широких филологических позиций, который не ограничивается односторонним изучением литературных произведений, а описывает пути комплексного филологического анализа произведений разных жанров художественной литературы с использованием необходимых методов лингвистического и литературоведческого исследования, рассматривает систему языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Дискурсивные исследования: история и перспективы

    Направлена на изучение новейших направлений дискурса, связанных с актуальной интерпретацией понятий текст, дискурс и речь, углубленное изучение основных понятий дискурсоведения, формирование навыков анализа различных типов дискурса, на анализ актуального языкового материала и выявление функциональных языковых закономерностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Функциональные направления в современной лингвистике

    Направлена на изучение основных направлений функциональной лингвистики и специфику данной области в общей системе современной филологической науки, на применение полученных знаний в процессе самостоятельного изучения и критического анализа достижений современной филологии, на использование полученных знаний в сфере собственной научной деятельности, на развитие навыков современного дискурс-анализа и анализа высказывания как коммуникативной лингвопрагматической единицы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Русский дискурс в современном культурном пространстве

    Направлена на освоение терминологии и методов исследования в области современных дискурсов, на распознавание, анализ, интерпретацию типов дискурса, отраженных в историко-культурном, социальном, литературном, профессиональном процессе и др., на оценку информации из баз данных.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Мировая литература в современном обществе

    Направлена на углубленное изучение новейших подходов в теории литературы, актуальных методов и принципов анализа литературного текста, современных историко-литературными концепций. В результате освоения дисциплины студент приобретает опыт литературоведческой и культурологической рефлексии, умения, связанные с анализом, редактированием и созданием текстов разных форм и стилей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Функциональная грамматика русского языка

    Изучает основные единицы морфологии и синтаксиса в функциональном аспекте, рассматривает учение о грамматических значениях слова, грамматических категориях, учение о словосочетании, определяет место словосочетаний в системе синтаксических единиц, описывает предложение как основную предикативную и коммуникативную единицу, анализирует сложные синтаксические конструкции, а также синтаксис текста.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 6
  • Новейшая русская литература

    Направлена на изучение произведений новейшей русской литературы, выявление их художественного своеобразия, проведение параллели с литературными достижениями предыдущих эпох, на освоение основных методов литературного анализа и использование их для сравнительной характеристики произведений русской литературы и других европейских литератур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Новейшая русскоязычная литература Казахстана

    Направлена на формирование представления о состоянии новейшей современной русскоязычной литературы Казахстана, основных закономерностях и тенденциях ее развития, даёт необходимый объем знаний по новейшей русской литературе, включая научно-теоретические и методологические проблемы, на развитие у магистрантов навыков профессионального литературоведческого анализа и критического отношения к текущему литературному процессу.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Русская литература в мировом культурном контексте

    Направлена на формирование у магистрантов представления о месте русской литературы в мировом контексте, умения видеть её в контексте художественной картины мира, быта, верований, системы ценностей, уровня научных представлений той или иной эпохи и страны, на развитие у магистранта широкого кругозора в оценке и интерпретации художественного произведения, способности совмещения синхронных и диахронных аспектов в анализе явления.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Применять знания филологических закономерностей развития и функционирования языковых систем, направлений и периодов развития языкознания, определять современные задачи лингвистики, анализировать актуальные проблемы современного языкознания.
  • Выявлять особенности основных направлений, методов и школ русской литературы, применять знания развития мирового литературного процесса, современных направлений литературоведения, интерпретировать художественные произведения новейшей русской литературы и русскоязычной литературы Казахстана.
  • Логически и системно выстраивать устное и письменное общение на иностранном языке, использовать иностранный язык как средство международного взаимопонимания и согласия в поликультурном мире, владеть иностранным языком на профессиональном уровне.
  • Организовывать обучение на основе теоретико-методических основ педагогики высшей школы, определять пути эффективного следования основным педагогическим концепциям в образовании, владеть основными методами психологии управления и теории менеджмента, использовать возможности социально-педагогического проектирования и прогнозирования, приобретать практические навыки, принимать креативные решения, устанавливать профессиональные, культурные отношения с субъектами образовательного процесса.
  • Самостоятельно обосновывать направления развития истории науки и новые концептуальные идеи, выявлять современные тенденции развития научного сознания, философские проблемы, владеть навыками системного мышления, способствующего оперативному решению практических задач, выражать свою позицию по актуальным проблемам общества, применять теоретические знания в профессиональной деятельности.
  • Производить анализ концептуальных исследований в области современной дискурсивно-когнитивной парадигмы, опираясь на принцип антропоцентризма, осуществлять лексический анализ слова и текста, владеть навыками интерпретации различного рода научных концепций, применять основные понятия дискурсоведения, навыки межкультурной коммуникации, производить анализ различных типов русского дискурса.
  • Анализировать произведения различных жанров и стилей художественной литературы с использованием необходимых методов лингвистического и литературоведческого исследования, редактировать и создавать тексты разных форм и стилей.
  • Раскрывать содержание инновационных интерактивных методов обучения, знать методологию, принципы, методы, приемы преподавания и использовать их в учебном процессе, уметь обобщать содержание инновационных подходов, осуществлять контроль за прогрессом и уровнем усвоения обучающимися содержания образования.
  • Синтезировать полученные знания в практике написания квалификационной работы, отстаивать определенную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.
  • Создавать и оценивать учебно-методические материалы для организации и проведения учебных занятий, самостоятельно осуществлять научное исследование.
Top