Действующая образовательная программа

6B01720 Русский язык и литература в ЮКГУ им. М. Ауезова

Дисциплины

  • Основы литературоведения

    Цель: познакомить с основами системного литературоведческого анализа художественного произведения Содержание: предмет и задачи литературоведения. Основные литературоведческие понятия и дефиниции. Классификация произведений по родам, стилям, жанрам и жанровым разновидностям. Сюжет, фабула и художественно-изобразительные средства. Место литературы и других видов искусств. Критическая оценка литературоведческих трудов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Практический курс русского языка1

    Цель: систематизация знаний по русскому языку; усвоение норм культуры устной и письменной речи. Содержание: Уровни языковой системы. Формы русского литературного языка (устная и письменная). Нормированность речи. Принципы русской орфографии. Орфограмма. Система правил русской орфографии. Графика. Орфограммы в разных частях слова. Орфограммы в разных частях речи. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Орфоэпический минимум.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Введение в литературоведение

    Цель: формирование системы знаний об основных понятиях теории литературы, навыков литературоведческого анализа и оценки литературно-художественных произведений. Содержание: предмет и задачи литературоведения. Литература как вид искусств. Литературное произведение. Понятие о художественном образе. Тема, идея, проблема и мотив произведения. Сюжет и фабула. Композиция. Художественно-изобразительные средства. Основы стихосложения. Основы методологии конкретно-исторического и структурного подхода к художественному творчеству

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в языкознание

    Цель: ознакомление с целями и задачами, основными понятиями языкознания, формирование умений лингвистического анализа. Содержание: Предмет языкознания. Разделы языкознания. Язык как системно-структурное образование. Уровневая организация языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синхроническое и диахроническое языкознание. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Язык как знаковая система. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. Язык и речь. Язык и общество. Функции языка. Классификации языков мира. Происхождение языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы академического письма

    Цель: усвоение базовых принципов и приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских. создания целостного представление об академической грамотности и ее значении для эффективной профессиональной деятельности. Содержание: Основные жанры академического письма (реферат, отзыв, аналитический обзор, научное сообщение) Функциональная стилистика. Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов. Оформление письменной работы. Правила цитирования. Прямое и косвенное цитирование. Варианты оформления сносок. Исследовательская работа: введение, заключение, основная часть, библиография. Основные признаки научного стиля.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Практикум по орфографии, пунктуации и ортологии1

    Цель: формирование навыков грамотной устной и письменной речи, соблюдения орфоэпических и орфографических норм русского языка. Содержание: Язык как система. Литературный язык. Фонетика. Ортология. Нормы языка. Графика. Орфография. Система орфографических правил. Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Словообразование. Орфограммы в разных морфемах и на стыке морфем. Правописание приставок. Морфология. Правописание разных частей речи. Окончания имен существительных. Правописание имен числительных. Не с разными частями речи. Н и нн в разных частях речи. Правописание наречий. Морфологические нормы русского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Практический курс русского языка2

    Цель: систематизация знаний по русскому языку; усвоение норм культуры устной и письменной речи. Содержание: Уровни языковой системы. Формы русского литературного языка (устная и письменная). Повторение системы правил русской орфографии и ортологии. Пунктуация. Пунктограмма. Система правил русской пунктуации. Знаки препинания в простом, осложненном и сложном предложениях

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Практикум по орфографии. пунктуации и ортологии2

    Цель: формирование навыков грамотной устной и письменной речи, соблюдения орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм русского языка. Содержание: Язык как система. Литературный язык. Нормы языка. Пунктуация. Система пунктуационных правил. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения и их пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Грамматические нормы русского языка. Повторение орфограмм и пунктограмм на текстах. Повторение орфографического и грамматического минимума.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Мухтароведение

    Цель: формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинкский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Современная педагогика

    Цель: вооружить будущих учителей профессиональными компетенциями по теоретико-методологическим основам современной педагогической науки, технологии организации педагогического процесса, формирование готовности студентов к проектированию и конструированию образовательного процесса на основе информационно-коммуникативных технологий с опорой на закономерности и научные принципы киберпедагогики. Содержание. Генезис педагогической науки, закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Основы теории воспитания и дидактики. Проблемы управления современной школой. Научные принципы и закономерности киберпедагогики, методология и технология управления учебным процессом на основе информационно-коммуникативных технологий, методика дистанционного обучения и смешанного обучения. Искусственный интеллект в современном образовании и его преимущества. Возможности и риски использования искусственного интеллекта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Абаеведение

    Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание: исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай – великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай – составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы искусственного интеллекта

    Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитиепрактических навыков и умений:применять инструменты ИИ; работать сбольшими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ.Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы антикоррупционной культуры

    Цель: формирование системы знаний по противодействию коррупции и выработка на этой основе гражданской позиции по отношению к данному явлению. Содержание: "Основы антикоррупционной культуры" является целостной междисциплинарной системой знаний для всех специальностей и направлений подготовки бакалавров. В процессе изучения дисциплины даются комплексные знания о сущности и факторах коррупции, ее различных проявлениях, дает возможность развить правовую культуру личности, способствующую противодействию коррупции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Профессионально-ориентированный иностранный язык

    Цель: формирование базового уровня профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в процессе совершенствования навыков устной и письменной речи, грамматического оформления высказывания. Содержание. Требования к современному специалисту со стороны работодателя и профессиональных организаций основывается на анализе социально-педагогических факторов в соответствии с дополнительной и профессиональной подготовкой. Проведение сравнительного анализа, развитие коммуникативных навыков, возможность выполнения следующих задании: научного взгляда на объективные факторы, проведение сравнительных анализов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Фонетика современного русского языка

    Цель: формирование научного лингвистического мировоззрения, предоставления студентам научных знаний о фонетической системе современного русского языка, совершенствования культуры устной и письменной речи студентов. Содержание: Фонетика как уровень языковой системы и область научного знания. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики. Фонема и звуки речи. Система звуков и их классификация. Фонетические процессы в современном русском языке. Ведущие фонологические школы (МФШ и ЛФШ). Транскрипция текста. Процедура фонетико-фонологического и графического анализа слова. Фонетический анализ в школе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Предпринимательство и финансовая грамотность

    Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фольклор и русская литература XI-XVIII веков

    Цель: формирование у будущих филологов представлений о фольклоре, социально-исторических корнях становления древнерусской литературы и литературы Нового времени. Содержание: Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь. Основные закономерности развития фольклора, мифологии и древнейших формах мышления. Национальное и интернациональное в фольклоре. Своеобразие фольклорных представлений о мире. Древнерусская литература как основополагающее звено в историко-литературном образовании, рассматривающего древнейший этап литературного письменного творчества. Особенности историко-культурной ситуации в России ХVIII в., основные явления литературного процесса, особенности и творческая манера писателей данного периода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Писатели мира детям

    Цель: формирование представлений о творчестве писателей мира детям и воспитательном значении их произведений, формирование навыков идейно-художественного анализа данных текстов. Содержание: Детская литература. Анализ сказок народов мира, в том числе русских и казахских сказок. Творчество и художественное своеобразие произведений детских писателей русской литературы. Творчество и художественное своеобразие произведений детских писателей казахской литературы. Творчество и художественное своеобразие произведений детских писателей зарубежной литературы. Анализ художественных текстов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Фонетика и фонология

    Цель: описание фонетической и фонологической системы современного русского языка. Содержание: Фонетика и фонология. Основные фонологические школы. Фонологическая система языка. Звуки речи и фонема. Слабые и сильные позиции фонем. Функциональная сторона явления современного русского литературного языка. Фонетический и фонологический анализ слова. Транскрипция.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Русское устное народное творчество и история русской литературы ХI-ХVIII веков

    Цель: формирование знаний о фольклоре и его основных жанрах, закономерностях историко-литературного процесса в России ХI-ХVIII веков, выработка умения определять анализировать отдельные фольклорные и художественные тексты. Содержание: Специфика и жанровая система фольклора. Общая характеристика мифологического мышления. Поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой. Основные признаки фольклорных жанров и этапы их развития. Основные памятники древнерусской литературы. Особенности историко-культурной ситуации в России ХVIII в. Направления и жанровое своеобразие русской литературы XVIII века. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы данного периода, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Детская литература

    Цель: формирование системы знаний о детской литературе как художественной и педагогической составляющей русской, зарубежной и казахской литературы, обозначенной в школьной программе. Содержание: Специфика содержания и формы детской литературы. Фольклор и детская литература. Мифы и сказки народов мира. Литературная сказка. Сказка и фэнтези. Автобиографическая повесть о детстве. Литература путешествий и приключений. Детская поэзия. Русские писатели для детей. Зарубежные писатели для детей. Казахские писатели для детей. Анализ художественных произведений русских писателей и поэтов, вошедших в круг детского чтения и отраженных в школьной программе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Экосистема и право

    Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия – стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы общей и возрастной психологии

    Цель: развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения знаний разнообразных психических явлений, с учетом возрастных особенностей развития психики человека. Содержание: введение в психологию. Сознание. Личность. Деятельность. Познавательные процессы. Психология воли, эмоций, чувств. Темперамент. Характер. Способности. Структура, функции, закономерности психики, познавательные процессы, условия, факторы, механизмы развития психики в онтогенезе. Методологические основы возрастной психологии, понятия, категории, механизмы, природа возрастных преобразований. Особенности, причины и факторы, условия и перспективы позитивного развития личности на разных возрастных этапах развития психики человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Лексикология и словообразование современного русского языка

    Цель: освоение общих закономерностей лексической и словообразовательной систем русского языка и особенностей их функционирования. Содержание: Лексикология, предмет и задачи, системно-семасиологический и ономасиологический подходы к исследованию словарного состава языка. Лексическое значение слова и его структура. Типология значений. Системные отношения в лексике и фразеологии. Социолингвистический аспект лексики. Лексикография. Предмет и задачи словообразования современного русского языка. Морфемика. Морфема. Морф. Типология морфем. Исторические изменения в структуре слова. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова в школе и вузе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Русская литература золотого века (XIX в.)

    Цель: формирование представлений о процессе развития русской литературы XIX века и наиболее выдающихся явлениях как знаний, формирующих миросозерцание современных филологов, мировоззренческих основ их мышления, понимания ими законов и традиций работы со словом. Содержание: Историко-литературный процесс XIX века. Период русской литературы первой и второй половины XIX века. Специфика литературы данного периода. Основные художественные направления, течения, методы и стили, термины и понятия. Творчество поэтов и писателей, внесших вклад в развитие поэзии и прозы. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы данного периода, внесших вклад в развитие литературы данного периода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История русской литературы XIX века

    Цель: постижение закономерностей и особенностей поэзии и прозы историко-литературного процесса XIX века. Содержание: история русской литературы XIX в. Направления, стили и жанровое своеобразие русской литературы XIX века. Романтизм и реализм. Золотой век русской поэзии. Творчество А.С. Пушкина: лирика, проза и драматические произведения. М.Ю. Лермонтов и его творческое наследие. Литературная критика и В.Г. Белинский. Литература 2-й и 3-й трети русской литературы XIX века. Творчество И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и других представителей реализма XIX века. Психологизм в русской литературе. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Идейно-художественное своеобразие произведений ярких представителей русской литературы данного периода, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Активные процессы в лексике и словообразовании современного русского языка

    Цель: выработка представлений о лексико-фразеологической и словообразовательной системе языке как о постоянно изменяющемся объекте, в то же время объекте стабильном и устойчивом. Содержание: Лексикология и фразеология. Лексико-фразеологический уровень языка как составная часть единой языковой системы. Внешние и внутренние факторы развития. Социально-политические процессы в обществе и лексические преобразования слова. Особенности употребления жаргонной лексики. Пути освоения иноязычной лексики. Словообразование и языковая игра. Окказиональное словообразование. Аббревиация и универбация в языке. Языковой анализ единиц словообразования; функционирующих в тексте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Физиология развития школьников

    Цель: дать будущему педагогу современные сведения о анатомо-физиологических особенностях организма детей и подростков, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Содержание: Рост и развитие организма; развития нервной системы, формирование высшей нервной деятельности и ее становление в процессе развития ребенка. Особенности развития сенсорных функций, опорно-двигательного аппарата; системы дыхания и эндокринной, пищеварительной; кровеносной и сердечно-сосудистой систем. Основы охраны здоровья школьников, приобщение к правилам здорового образа жизни.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Казахская литература

    Цель: дать представление об историко-литературном процессе казахской литературы, ведущих жанрах и ключевых именах казахской литературы, а также сформировать понимание русско-казахских литературных связях. Содержание: Устное народное творчество. Тюркская мифология. Древнетюркская литература. Поэзия жырау. Поэзия Зар Заман. Творчество Абая Кунанбаева. Абай и Пушкин. Литература 20 века. Творчество Магжана Жумабаева, С. Торайгырова. Басни И. Крылова и А. Байтурсунова. Литература советского периода. Творчество М.Ауэзова. Современная казахская проза и поэзия. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов казахской литературы, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Основные направления русской литературы ΧΧ века

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая природизаций развития русской литературы ХХ века. Литературные направления, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов, внесших значительный вклад в развитие русской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Морфология современного русского языка

    Цель: углубление теоретических знаний и формирование целостного представления о морфологии как системном обусловленном явлении, морфологической системе русского языка. Содержание: Системное описание морфологического строя русского языка в его современном состоянии. Основные понятия морфологии. Система частей речи и принципы их классификация. Именные части речи. Глагол и глагольные формы. Наречие и слова категории состояния. Служебные части речи. Модальные слова, междометия и звукоподражания. Морфологический разбор слова. Основные проблемы морфологии русского языка с учетом современных достижений в области русистики и развития лингвистических учений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Интерактивные методы преподавания литературы

    Цель: формирование системы знаний о современных подходах и методах преподавания литературы, формирование профессиональных качеств будущего учителя-словесника (активная жизненная позиция, уважение к своей будущей профессии, осознание любви к детям, умение общаться с ними). Содержание: понятие об интерактивных методах, теоретические основы изучения и использования интерактивного метода при обучении литературе. Особенности интерактивных методов обучения, дидактические принципы интерактивных методов обучения, в том числе при обучении литературе детей с ООП. Критическое мышление и стратегии чтения. Цифровые инструменты обучения литературе. Применение искусственного интеллекта при обучении литературе. Методика организации семейного чтения и вовлечения родителей и детей в данный процесс

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Русскоязычные писатели Казахстана

    Цель: сформировать систему знаний о русскоязычной литературе Казахстана. Содержание: Взаимосвязь русской и казахской литератур. Казахский фольклор как объект внимания русских деятелей культуры.Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и их просветительская и творческая деятельность в свете русско-казахских связей. Поэзия П. Васильева. Проза И. Шухова. Юрий Домбровский и Казахстан. Творчество М. Симашко. О. Сулейменов. «АзиЯ». Произведения Ю. Герта. Постсоветская русскоязычная литература Казахстана. Лауреаты Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт». Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов русской литературы Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современные методики преподавания литературы

    Цель: овладение современными методами и приемами преподавания литературы, реализация на практике воспитательных функций литературы как учебного предмета. Содержание: основные понятия и категории методики преподавания литературы. Этапы изучения литературного произведения в школе. Урок как основная форма организации изучения литературы, развития речи, внеклассное чтение. Цифровые ресурсы. Платформы Bilimland, Kundelik. Искусственный интелект. Семейное чтение. Обучение чтению детей с ООП.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История русской литературы ΧΧ века

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая периодизация развития русской литературы ХХ века. Литературные направления, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов писателей и поэтов, внесших значительный вклад в развитие русской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инклюзивное образование

    Цель: ознакомление с современными мировыми и отечественными теориями инклюзивного образования, формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций по проектированию и организации инклюзивного обучения. Содержание. Социальная значимость и особенности инклюзивного образования. Закономерности, принципы и модели инклюзивного обучения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по инклюзивному образованию в условиях массовой школы. Подходы и технологии организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях. Методика психолого-педагогического сопровождения и создания комфортной среды для инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы создания инклюзивно-образовательной среды.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Функциональная морфология

    Цель: вооружение студентов теорией морфологии, отражающей и лингвистические традиции, и функциональные подходы к ее содержанию. Содержание: Функционализм в лингвистике. Описание грамматических классов слов и морфологических категорий русского литературного языка с позиций системно-структурного и функционального подходов. Функционирование имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений в тексте. Глагол и его функциональные особенности. Понятие функционально-семантического поля. Анализ морфологических единиц, функционирующих в тексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика обучения и оценивания (русский язык)

    Цель: овладение современными методами и приемами преподавания русского языка и оценивания достижений обучающихся. Содержание: основные понятия и категории методики преподавания русского языка. ведущие направления лингводидактической науки, традиционные и новые методы обучения, новейшие технологии современного обучения, технология критериального оценивания. Формативное и суммативное оценивание. Методика развития чтения, письма, аудирования и говорения. Методика обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий обучения, цифровых образовательных платформ, в том числе Bilimland, Kundelik. Применение искусственного интеллекта при обучении русскому языку. Планирование и проведение уроков с использованием новых образовательных технологий и возрастных особенностей учащихся, а также принципов инклюзивного образования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория и методика воспитательной работы

    Цель: формирование профессиональных компетенций по проектированию, конструированию и организации воспитательной работы в школе. Содержание. Сущность и особенности воспитательного процесса, воспитательной работы, систем воспитания школы и класса. Функции и содержание деятельности классного руководителя. Навыки планирования воспитательной работы в школе и классе, организация классного коллектива и индивидуальной воспитательной работы с учащимися. Навыки педагогической поддержки, работы с трудными и одаренными детьми, методика сотрудничества с родителями учащихся. профориентационная работа с учащимися. Методам диагностики эффективности воспитательной работы

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История русского языка

    Цель: изучение фонетических, грамматических и лексических изменений, пережитых русским языком с общевосточнославянского периода до эпохи формирования русского национального языка, развитие умения производить исторический комментарий текста. Содержание: История русского языка как учебная дисциплина, ее предмет и задачи. Связь с другими учебными дисциплинами. Источники исторического изучения русского языка. Методы исторического изучения русского языка. Периодизация истории русского языка. Фонетические процессы в древнерусском языке на разных этапах развития. Историческая морфология. Имя и особенности его склонения. Глагол и его формирование глагольных категорий. Исторический синтаксис. Исторический комментарий текста. Историческая лексикология.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Коммуникативный синтаксис

    Цель: изучение синтаксической системы современного русского литературного языка с позиции коммуникативного аспекта. Содержание: Структурно-семантические и коммуникативные аспекты синтаксических единиц. Предложение и высказывание. Актуальное членение русского предложения. Пропозиция. Коммуникативная парадигма предложений. Средства выражения различных функционально-семантических отношений в предложении. Проблемы синтаксической модальности, порядка слов. Дискурсообразующие возможности текста. Использование функционального синтаксиса в прикладных целях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Синтаксис современного русского языка

    Цель: формирование представлений о синтаксической системе современного русского языка, отражающих как лингвистические традиции, так и общепризнанные достижения современной теории синтаксиса. Содержание: Предмет и задачи синтаксиса. Основные понятия синтаксиса. Единицы синтаксиса. Понятие о синтаксеме. Средства построения синтаксических единиц в современном русском языке. Понятие о синтаксической форме и синтаксическом значении. Аспекты изучения синтаксических единиц. Типология словосочетаний. Предложение и его аспекты. Члены предложения. Типология предложения. Осложненное предложение. Типология сложного предложения. Синтаксический анализ словосочетания, предложения и сложного предложения в школе и вузе. ССЦ. Текст и дискурс.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Историческая грамматика русского языка

    Цель: формирование историко-лингвистического представления о становлении и развитии языка. Содержание: Предмет и задачи дисциплины. Связь исторической грамматики с другими дисциплинами. Периодизация развития русского языка. Именные части речи в древнерусском языке. Склонение существительного и унификация типов склонения. Имя прилагательное и его краткие и полные формы. Местоимение. Формирование имен числительных. Глагол и глагольные формы в древнерусском языке. Инфинитив и супин. Время в древнерусском языке. Развитие категории вида и ее отражение на системе временных форм. Причастие и деепричастие. Простое и сложное предложение в древнерусском языке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Литература рубежа ΧΧ-ΧΧI веков

    Цель: формирование умений характеризовать особенности художественной литературы и выявлять закономерности ее развития, опираясь на исторически-конкретное исследование литературного материала. Содержание: Течения и тенденции русской словесности, творчество ведущих поэтов, прозаиков, драматургов современности, c состоянием нынешней литературно-художественной критики. Общие закономерности исторического развития отечественной литературы второй половины 1980-х гг. начала XXI вв. в социально-политическом контексте, во взаимодействии художественной словесности с другими видами искусства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Современный литературный процесс

    Цель: формирование системного представления о современном русском литературном процессе в контексте развития мировой литературы; об основных событиях литературной жизни последних трех десятилетий в широком историко-политическом и культурно-эстетическом контексте. Содержание: Художественная литература как вид искусства, роды и жанры, историческая природа возникновения и развития стилей: литературный стиль, стилевые тенденции, индивидуальный стиль писателя, стиль художественной и стихотворной речи. Анализ тематического и художественного своеобразия художественных текстов русской литературы рубежа XX-XXI веков, изучаемых в школьной программе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Стилистика и лингвостилистический анализ текста

    Цель: теоретическое осмысление и обобщение теоретических сведений по стилистике современного русского языка, овладение навыками лингвостилистического анализа текста. Содержание: Предмет и задачи стилистики. Основные понятия и категории стилистики. Функциональные стили. Стилистическая структура языка. Стилистическое значение языковых единиц. Целостный лингвостилистический анализ текста, в том числе художественного текста. Методология лингвистического анализа художественного текста. Стратегии понимания художественного текста

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Мировая литература

    Цель: формирование навыков рассмотрения текстов художественных произведений мировой классики в единстве формы и содержания, а также их анализа с точки зрения конкретно-исторического и общечеловеческого значения. Содержание: Периоды развития мировой литературы. Великие имена мировой литературы от античности до современности. Своеобразие национальных литератур в контексте мировой литературы. Идейно-художественное своеобразие художественных произведений разных эпох, наций и периодов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогические исследования

    Цель: формирование у студентов мотивационной, исследовательской готовности к выполнению научного педагогического исследования, представлений о теоретической основе, содержании и структуре педагогического научного исследования, способах обработки данных исследования и их интерпретации. Содержание: Научное исследование в области педагогики: общая характеристика. Понятие о науке и научном исследовании в области педагогики. Классификация педагогических исследований. Структура педагогического научного исследования. Классификация и характеристика теоретических методов научного педагогического исследования. Методы научного педагогического исследования (опрос, анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, изучение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент и др). Наблюдение как метод педагогического исследования. Эксперимент как метод педагогического исследования. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Беседа как метод педагогического научного исследования. Социометрические методы исследования. Способы обработки данных научного исследования и их интерпретации.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История развития теоретических концепций

    Цель: Углубление и расширение основных теоретических понятий и категорий в литературоведении. Содержание: Цели и задачи теории литературы. Понятийный аппарат современного литературоведения. Закономерности исторического развития литературы Основные направления и концепции в истории и теории литературы. Поэтика. Категории поэтики (содержание и форма, тема и идея, система и структура, образ автора, художественное время и пространство, сюжет и композиция).

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые направления в языкознании

    Цель: знакомство с основами новых научных лингвистических направлений. Содержание: Основные принципы современной лингвистики. Сущность новых направлений русского языкознания на стыке ХХ-ХХI столетий. Основные положения, проблематика и научный аппарат современных антропоориентированных лингвистических дисциплин (функциональная грамматика, коммуникативная грамматика, семантика, лингвоконцептология, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика).

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Риторика и основы спичрайтинга

    Цель: освоение необходимых для учителя основ риторики, видов и жанровых моделей спичрайтинга, а также развитие педагогической культуры общения и овладение практическими навыками создания спичрайтерского текста. Содержание: Спичрайтинг: от технологии до профессии. Жанровые модели спичрайтинга. Выбор стратегии и тактики Спичрайтинга. Организационная основа спичрайтинговых услуг. Содержание текста. Композиционное построение текста. Языковое оформление текста. Риторический анализ текстов массовой коммуникации. Специфика устного публичного выступления. Образ оратора. Ораторские практики. Дебаты. Уловки в споре

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Action research

    Цель: формирование у студентов компетенций педагога-исследователя, навыков систематического, рефлексивного, корректирующего, аналитического исследования собственной педагогической практики и деятельности. Содеожание: Action Researh как неформальный метод систематического, рефлексивного, аналитического исследования, нацеленного на выявление проблемных вопросов в профессиональной практике. История возникновения в мировой педагогике метода Action Researh (исследования в действии). Вклад в развитие Action Research как исследования в действии К.Левина, Дж. Дьюи, Д.Кольер, С.Кори, В. Боргу и др. Мировая практика Action Researh: «исследование в действии», «совместное исследование», «самостоятельное исследование», «изучение действий», «контекстуальное исследование действий». Казахстанская практика Action Researh в образовании. Ведущие принципы Action Researh: единство исследования и практики обучения, коллаборация, синергия и командная работа практиков-исследователей. Этапы метода Action Researh: постановка проблемы, сбор данных, планирование дальнейших действий, реализация плана действий, анализ данных после осуществления преобразований, рефлексия. Педагогическая рефлексия педагога-исследователя как анализ и осознание педагогом собственной практической деятельности с целью ее анализа и корректировки, совершенствования и саморазвития. Метод Action Researh в практике учителя-словесника.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Медиаграмотность и применение искусственного интеллекта

    Цель: развитие у студентов медиаграмотности, критического мышления для осознанного и эффективного взаимодействия с медиаинформацией. Содержание: Медиаграмотность и ИИ. Значение медиаграмотности в современном информационном обществе. Основы digital и кибербезопасности в эпоху ИИ. Различные типы и жанры медиа. Медиа и общественное мнение. Критическое мышление как основа медиаграмотного потребления информации. Типы недостоверной информации в медиа. Основы фактчекинга в СМИ. Манипуляция и смежные категории. Этический аспект. Теории заговора, стереотипы и мифы. Языковые механизмы и средства медиаманипулирования. Инструменты ИИ по развитию медиаграмотности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Практикум специальных дисциплин

    Цель: актуализация и обобщение теоретических и практических основ школьного курса русского языка и литературы и методики преподавания в рамках национального квалификационного тестирования Содержание: Квалификационные требования к учителям русского языка и литературы. Процедура проведения национального квалификационного тестирования учителей Республики Казахстан. Содержание и структура тестовых заданий НКТ для учителей русского языка и литература. Тестовые задания по блоку «Педагогика и методика». Основы школьной дидактики. Методы и формы обучения, оценивания и воспитания. Планирование и организация учебного процесса. Тестовые задания по блоку «Предметные знания». Теоретические основы школьного курса русского языка и литературы. Анализ тестовых заданий. Апелляция по содержанию тестовых заданий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Общее языкознание

    Цель: систематизация знаний по теории языкознания, формирование лингвистического мышления студентов/ Содержание: Теория и история языкознания. Основные этапы истории языкознания. Основные лингво-теоретические понятия языка и речи, языка как знаковой системы. Внутренние и внешние факторы развития языка. Типология языков мира. Методы исследования в лингвистике. Направления современных лингвистических исследований: социолингвистика, психолингвистика, коммуникативная лингвистика, когнитивная лингвистика и др.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Исследования, развитие и инновации

    Дисциплина дает новые знания для поддержания актуальности о и возможности постоянного развития себя и своей профессиональной деятельности будущие учителя приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят практические исследования в этическом ключе в различных областях, касающихся развития образования и профессии учителя, инновационных подходов к обучению, а также обучения и руководства обучающимися.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Теория литературы

    Цель: углубление и расширение основных теоретических понятий и категорий, знаний о теоретических и методологических проблемах литературоведения. Содержание: Проблемы современного литературоведения. Теоретико-методологические и методические основы анализа текста. Закономерности исторического развития литературы Литературные направления, роды и стили. Методы, жанровые формы, жанры и жанровые разновидности текста. Методы и приемы анализа художественного произведения. Сходства и отличия традиционного и системного изучения художественного произведения и творчества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Lesson Study

    Цель: Улучшение качества преподавания через совместное планирование, проведение и анализ уроков. Это метод профессионального развития, при котором учителя работают в группах, создавая и тестируя различные учебные практики, а затем анализируют результаты, чтобы совершенствовать свои педагогические навыки. Содержание: Метод профессионального развития для учителей, основанный на совместной работе над анализом и улучшением образовательного процесса. Обычно группа учителей работает вместе, планирует урок, проводит его, а затем анализирует результаты, чтобы улучшить свои методы преподавания.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Лингвистическая экспертиза текста

    Цель: формирование знаний и навыков проведения лингвистической экспертизы текста.. Содержание: Юрислингвистика, предмет и задачи. Законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан в области судебно- экспертной деятельности. Общая характеристика лингвистической экспертизы. Функционально-стилистическая характеристика лингвистической экспертизы как специального текста. Основные методы лингвистической экспертизы. Правовые и языковые феномены, часто встречающиеся в экспертизах различных типов. Методика проведения экспертного заключения. Выявление оскорбления в лингвистической экспертизе. Правовой и языковой экстремизм. Анализ конкретных текстов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История зарубежной литературы

    Цель: формирование у студентов системы знаний о литературе Европы от античности до наших дней. Содержание: Периоды развития зарубежной литературы. Писатели и поэты зарубежной литературы от античности до наших дней. Идейно-художественное своеобразие произведений, относящихся к разным периодам. Процессы формирования художественных методов. Своеобразие национальных литератур. Анализ произведений великих имен зарубежной литературы, обозначенных в школьной программе

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Использовать систему знаний и умений в области русского языкознания и литературоведения для успешной реализации учебно-методических, учебно-воспитательных и исследовательских задач.
  • Осуществлять эффективное преподавание русского языка и литературы в школах с русским и нерусским языками обучения, используя межпредметные связи и инновационные технологии, в том числе в условиях инклюзивного образования.
  • Демонстрировать навыки лингвистического анализа языковых единиц, лингвостилистического и литературоведческого анализа, проведения лингвистической экспертизы текста на основе глубоких предметных знаний, в том числе используя методы статистической обработки данных, теоретического и экспериментального исследования.
  • Осуществлять учебный процесс на основе базовых знаний в области педагогики, психодидактики, возрастной физиологии, поликультурного, инклюзивного образования, способствующие воспитанию и духовно-нравственному развитию и повышению функциональной грамотности и медиаграмотности личности обучающихся, в том числе с ООП.
  • Использовать второй (казахский) и иностранный (английский) языки в устной и письменной коммуникации в сфере профессиональной деятельности, в том числе и в условиях межкультурного диалога.
  • Применять в учебной, исследовательской и профессиональной деятельности методы научных исследований на основе естественнонаучных, общественных и социально-экономических знаний, демонстрируя здоровый образ жизни, проявляя активную гражданскую позицию и стремление служение обществу.
  • Применять современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии, в том числе искусственный интеллект, в учебно-исследовательской и педагогической деятельности при проектировании и проведении занятий, разработке учебно-методических материалов, мониторинге и оценивании.
  • Владеть методами описания языковых фактов в синхронии и диахронии, стилями, жанрами, правилами и нормами устной и письменной коммуникации, методикой филологического и стилистического текстов, анализа фольклорных или художественных произведений на основе понимания закономерностей литературного процесса, своеобразия творчества писателя, места русской литературы в системе национальной и мировой культуры.
  • В целях профессионального роста и самообразования применять навыки критического мышления и приобретения новых знаний, быть готовым воплощать новые педагогические идеи и обучаться в условиях нарастающего динамизма перемен с учетом вызовов настоящего и будущего.
  • Понимать высокую социальную значимость профессии педагога, демонстрируя профессиональные ценности (приверженность профессии педагога, гражданственность, профессиональная этика, ответственность и проактивность), осуществляя профессиональную деятельность на основе уважения и ответственности, честности и справедливости.
  • Принимать самостоятельные решения и применять предпринимательские навыки при реализации образовательных задач в сложных ситуациях профессиональной деятельности, в том числе в условиях неопределенности, управляя и грамотно распределяя финансами и временными ресурсами.
  • Приобщать обучающихся к системе ценностей посредством воспитательного потенциала языка и русской, казахской и мировой литературы, эффективно сотрудничая в команде, корректно отстаивая свою точку зрения, при этом проявляя толерантность к разным культурам и мнениям.
Top