6B01903 Специальная педагогика (IP) в КРУ им. Байтурсынова
-
Цель образовательной программы Подготовка педагога-профессионала, востребованного и конкуретноспособного на рынке труда, обладающего современными предметными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями, навыками реализации инклюзивного образования, способного к созданию высококачественного обучающего контента и организации образовательного процесса.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B020 Специальная педагогика
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B019 Специальная педагогика
Дисциплины
-
Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности
Дисциплина направлена на изучение анатомии и физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, их влияния на речь и познавательные процессы; студенты учатся анализировать результаты скринингов раннего развития; понимать влияние нарушения ЦНС и ВНД на характер и степень нарушения; использовать адаптационные возможности организма при планировании коррекционной развивающей работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Данная дисциплина направлена на наблюдение за развитием обучающихся, планирование и внедрение соответствующих возрасту процессов обучения, учитывая индивидуальные потребности учащихся, творческое поддерживание всеобщего обучения и благополучия учеников.Студенты учатся распознавать индивидуальные отправные точки разных школьников, их потенциал в обучении и потребности в конкретной поддержке; рассматривать индивидуальные потребности своих школьников в конкретной поддержке, руководстве, обучении и оценке;знакомить с различными методологическими решениями для оказания конкретной поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи
Изучение дисциплины направлено на знакомство с закономерностями строения и функционирования анализаторных систем и центральной нервной системы в норме и при нарушениях; этиологией, течением, механизмами, последствиями заболеваний органов зрения, слуха, речи; методами профилактики нарушений; возможностями адаптации организма при поражении сенсорных систем и ЦНС. Студенты учатся анализировать результаты скрининга раннего развития; выявлять и преодолевать препятствия к дальнейшему развитию и обучению.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная психология
При изучении дисциплины студенты осваивают общие и специфические закономерности развития детей имеющих физические и/или психические нарушения; классификации нарушений и особенности диагностики; причины нарушений в психическом и психофизическом развитии; учатся размышлять и интерпретировать учения Л.С. Выготского (взаимодействие биологического и социального, структура нарушенного развития и др.); сравнивать и оценивать познавательные процессы и личностную сферу различных категорий детей с ООП.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы невропатологии
Изучение данной дисциплины направлено на формирование целостного представления о центральной нервной системе и высшей нервной деятельности; влиянии анатомии и физиологии на речь, сенсорные системы и познавательные процессы и норме и при нарушениях; знание адаптивных механизмов при поражении центральной нервной системы; анализ скринингов раннего развития в Республике Казахстан, изучение методов профилактики нарушений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальная педагогика
Данная дисциплина направлена на знание теоретических основ и истории специального образования; изучение принципов, форм, методов, современных трендов специального образования; студенты учатся сопоставлять систему государственной поддержки детей с особыми образовательными потребностями в РК и в мире; понимать суть, организацию цели и содержание деятельности специальных организаций образования: психолого-медико-педагогической консультации, реабилитационного центра, специальных дошкольных организаций, специальных школьных организаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции; изучают методы обучения и воспитания лиц с ООП.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями
Дисциплина направлена на изучение теоретических основ психолого-педагогической диагностики; овладение приемами комплексного, междисциплинарного обследования ребенка с целью выявления его особых образовательных потребностей с соблюдением профессионально-этических норм и принципов диагностики; овладение современными подходами, методами психолого-педагогической диагностики; умению правильно оценивать состояние обследуемого с педагогической точки зрения; понимание роли деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в консультировании семьи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина направлена на совершенствование педагогической компетентности в области педагогики и дидактики. Студенты изучают основы педагогической науки, такие как концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная дошкольная педагогика
Дисциплина направлена на изучение теории и практики раннего и дошкольного развития норме и при нарушениях; формирование понимания у студентов возможностей компенсации организма в раннем возрасте; важности проектирования развивающей среды и пространства для детей раннего и дошкольного возраста. Студенты учатся критически анализировать и работать с типовыми учебными программами для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, сложными нарушениями; на их основе составлять и реализовывать индивидуальные развивающие программы, овладевают методами, приемами и технологиями работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогические исследования
Данная дисциплина направлена на овладение навыками поиска, критического отбора знаний из различных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики Студенты учатся осознавать природу педагогики и ее основную терминологию,признавать центральные области исследований в педагогике и понимают разницу между повседневным мышлением и научными знаниями,различать культурные представления о человеческой природе и их значении для работы учителяпринимать изменения в области образования с учетом перспектив их развития.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум по дифференциальной диагностике
Данная дисциплина направлена на изучение принципов, методов и критериев дифференциальной диагностики; формирование навыков отграничивать сходные состояния, этапы дифференциации; выявление первичного и вторичных нарушений; типов нарушения развития. Студенты овладевают современными способами и приемами дифференциальной диагностики; учатся применять базовый комплекс методик и практические методы дифференциальной диагностики; учатся оценивать особенности нарушений развития, процедуру обработки информации, системно анализировать нарушения развития.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований и академическое письмо
Дисциплина направлена на изучение методов научных исследований и академического письма в изучаемой области. Обучающиеся ознакомятся с понятийным аппаратом и основными этапами исследовательской деятельности, классификацией методов, областями их применения. Обучающиеся научатся владеть навыками количественного и качественного анализа научных исследований и представлять результаты в виде публикаций и выступлений в академической среде
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Доступность в образовании и сопровождение в инклюзии
Дисициплина направлена на формирование анализа собственной деятельности с точки зрения ценностей инклюзии, педагогической этики; понимания важности разнообразия сообществ; формирование целостного представления об аспектах доступности в образовании: психологическая доступность, социальная доступность, физическая доступность; педагогическая доступность, цифровая доступность. Студенты учаться анализировать учебную среду и учебное пространство с точки зрения доступности; понимать, учитывать разнообразие учащихся, их индивидуальные возможности при проектировании учебной деятельности; учатся выстраивать междисциплинарную работу с участниками образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Изучение дисциплины направлена на рассмотрение вопросов основных отраслей права, которые дают общее представление о роли законодательных норм, а также предусматривает изучение формирования антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры обучающихся
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Тифлопедагогика
Данная дисциплина направлена на знание исторического аспекта развития тифлопедагогики; изучение предмета, объекта и методов тифлопедагогики; функций зрения и их нарушений; особенностей функционирования организма при нарушенном зрении и возможностях компенсации; знание классификации лиц с нарушениями зрения; формирование умения планировать содержание коррекционной и учебно-воспитательной работы с учетом степени нарушения зрения (незрячие, слабовидящие); студенты учатся применять на практике специфические методы (Хандз-метод) и технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сурдопедагогика
Данная дисциплина направлена на знание исторического аспекта развития сурдопедагогики; изучение основ, предмета и методов сурдопедагогики; клинико-педагогических, психолого-педагогических классификаций лиц с нарушениями слуха; формирование умения планировать содержание образования с учетом степени нарушения слуха; учатся применять на практике принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; вести коррекционные занятия.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы экономики и предпринимательства
Дисциплина формирует экономический образ мышления, теоретические и практические навыки организации успешной предпринимательской деятельности предприятий в конкурентной среде.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Неврологические основы логопедии
Дисциплина направлена на освоение неврологических основ логопедии, базовых категорий, закономерностей психофизического и речевого развития; понимание сущности психо-речевого развития в норме и при нарушениях; знание биосоциальных предпосылок формирования речи, мозговых механизмов реализации речи, неврологических основ нарушения речи. Студенты учатся различать речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы; методы исследования нарушений речи при неврологических нарушениях; приемы коррекции речевых нарушений; профилактики нарушений речи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и основы безопасности жизнедеятельности
В дисциплине будет изучаться современное состояние и негативные факторы среды обитания, биоэкология, биосфера и человечество, проблемы безопасности в системе «Человек-среда обитания», чрезвычайные ситуации природного техногенного и военного характера, обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; идентификация вредных и опасных факторов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Будущие учителя владеют знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Они могут применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы лидерства
При изучении данной дисциплины обучающиеся овладеют методологией и практикой эффективного управления поведением и взаимодействием людей путем использования лидерских качеств, стилей, методов влияния на уровне предприятия, региона и страны в целом
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Дисциплина формирует у обучающихся рациональное финансовое поведение при принятии решений, касающихся личных финансов. В рамках дисциплины обучающиеся научаться использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, научатся исчислять налоги, правильно заполнять налоговую отчетность, принимать финансовые решения при возникновении финансовых проблем и распознавать финансовые мошенничества
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Олигофренопедагогика
Дисциплина направлена на формирование целостного представлений об истории и тенденциях образования и воспитания лиц с нарушениями интеллекта. Студенты изучают объект, предмет, задачи олигофренопедагогики; методы исследования в олигофренопедагогике; клинико-педагогические и психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями интеллекта; принципы, формы, методы, технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями интеллекта; оказание психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями интеллекта в различных организациях образования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы и технологии преподавания в специальной педагогике
Данная дисциплина направлена на повышение компетенций в области педагогики и дидактики. Студенты имеют целостное представление о методической системе обучения, могут моделировать стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, умеют использовать знания, формы, методы и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Комплексная оценка детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы
Изучение дисциплины направлено на получение знаний о современных подходах, этапах и методах обследования развития детей; умение осуществлять оценку особых образовательных потребностей в соответствии с критериями и алгоритмом нормативно-правовых актов РК; владение методическим инструментарием психолого-педагогического обследования ребенка в соответствии с профессионально-этическими нормами и принципами диагностики; умение консультировать семьи с ООП.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Деятельность специальных организаций образования
Дисциплина направлена на понимание системы государственной поддержки детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан; сути деятельности, функций, организацией, нормативно-правовым регулированием специальных организаций образования: психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической, коррекции, реабилитационных центров, специальных детских садов, специальных школ; деятельности специального педагога в данных организациях образования. Студенты учатся понимать, что система поддержки детей с ограниченными возможностями не ограничивается системой образования; важность деятельности специального педагога в системе здравоохранения и социальной защиты.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация службы психолого-педагогического сопровождения
Дисциплина направлена на глубокое понимание организационной и содержательной структуры и цели службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольной и школьной организации; нормативно-правовой документации СППС; роли каждого специалиста СППС; формирование представления о командной работе и навыках внутрикомандного взаимодействия; способности критически оценивать и анализировать собственную профессиональную деятельность в соответствии с принципами инклюзии; овладение этапами оценки особых образовательных потребностей ребенка и практическими навыками сопровождения в различных условиях; рекомендаций по сокращению индивидуальных программ и надомного обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Искусственный интеллект в образовании
Курс направлен на изучение применения современных технологий искусственного интеллекта в педагогической деятельности. Студенты изучат принципы работы и возможности использования технологий ИИ (индивидуализированное обучение, создание персонализированных программ). В результате изучения дисциплины студенты будут готовы эффективно применять современные технологии в своей будущей педагогической практике, способствуя повышению качества образования и индивидуализации процесса обучения
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
Данная дисциплина направлена на принятие разнообразие обучающихся, их поддержку, умение выявлять препятствия на пути к участию и обучению, возникающие в школах; определять приоритеты развития и планировать мероприятия для поддержки разнообразия (адаптация программного материала, разработка дифференцированных заданий; содействовать сотрудничеству в школьном сообществе в целях создания основы инклюзивных ценностей и поддержки участия и успеваемости обучающихся в устойчивых школьных системах, уметь использовать вспомогательные средства и ИКТ для поддержки всех обучающихся в инклюзивной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Логопедия
Дисциплина изучается с целью формирования знаний о предмете, цели, задачах логопедии, ее теоретических и методических основах; о развитии речи в норме; этиологии, механизмах и структуре нарушений речи; классификации нарушений речи; влиянии нарушения речи на когнитивные процессы, эмоционально-волевую сферу; формирование практических навыков организации логопедической работы в различных условиях. Студенты учатся планировать и организовывать логопедическую работу с разными категориями детей: при нарушениях речи, слуха, зрения, интеллектуальных, моторных расстройствах и аутизме.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная методика обучения математике
Дисциплина направлена на формирование знаний о принципах, методике и специфике обучения математике различных категорий детей с особыми образовательными потребностями; умение работать с типовой учебной программой по математике: составлению краткосрочного и долгосрочного планирования в соответствии с методическими и содержательными требованиям к разработке урока по математике; критериями оценивания достижений по предмету. Студенты приобретут навыки планирования и проведения урока математики в пропедевтический период и начальных классов; учатся грамотному использованию ИКТ, традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения на уроке математике в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная методика обучения языку
Студенты овладеют методикой и спецификой преподавания предмета с использованием традиционных, универсальных, Дисциплина направлена на овладение методикой и спецификой обучения языку обучающихся с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития; студенты учатся критически анализировать типовую учебную программу по языку; овладеют принципами, методикой и этапами обучения языку в специальной школе, составлению краткосрочного и долгосрочного планирования, с учетом методических и содержательных требований; критериями оценивания достижений по предмету; приобретут навыки планирования и проведения урока по языку с использованием традиционных, альтернативных и вспомогательных средств обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Междисциплинарное взаимодействие
Дисциплина направлена на овладение необходимыми знаниями о содержании командной оценки первой группы детей с ООП, деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (СППС); навыкам взаимодействия с командой специалистов с родительским и педагогическим сообществом; формирование навыков проектирования междисциплинарной деятельности по составлению индивидуальной программы и перехода на групповую, классную работ по включению ребенка с «особыми нуждами» в учебную среду; навыков саморефлексии и рефлексии у будущих педагогов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оценивание и развитие
Данная дисциплина направлена на понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивное оценивание учебных достижении на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оценивания. Студенты учатся хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка); применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся; признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Логопедическая работа при системных нарушениях речи (алалия, афазия)
При изучении дисциплины у студентов формируется целостное представление о системных нарушениях речи (алалии, афазии), их видах. Студенты учатся планировать решение конкретных логопедических задач по обследованию, диагностике, проведению индивидуальных, групповых логопедических занятий с детьми/взрослыми, с учетом вида нарушения (алалии, афазии); формируются навыки использовать методы, приемы коррекционно-развивающей работы при афазии и алалии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальная методика обучения цикла предметов «Технология и искусство»
Данная дисциплина направлена на овладение методикой, спецификой и приемами преподавания предмета «Технология и искусство» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; овладевают навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать учебные задания, контрольные материалы с учетом образовательных потребностей и возможностей конкретного ребенка; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Нейропсихологические подходы в специальном образовании
Данная дисциплина направлена на изучение основ теории нейропсихологии и возможностей ее применения в деятельности специального педагога; формирование навыков практической работы с учетом принципов нейродиагностики и нейропсихологии. Студенты учатся использовать нейропсихологические подходы при коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работе: контроле восприятия и запоминания материала, фиксации внимания, предупреждении утомляемости и негативных явлений у детей; применении методов профилактики невротических состояний.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Логопедическая работа при нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления о нарушениях звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи (дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание); учатся дифференцировать сходные состояния, решать конкретные задачи обследования, проведения логопедических занятий с детьми при дизартрии, ринолалии, брадилалии, тахилалии, заикании; учатся использовать передовые методики и ИКТ при коррекции и обучении детей с нарушениями звукопроизносительной и темпо-ритмической стороны речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Семейно-центрированная поддержка лиц с особыми образовательными потребностями
Дисциплина направлена на формирование и понимания специфики взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с “особыми нуждами”: модели семей, формы поддержки семьи; овладение навыками организации педагогико-психологического сопровождения, консультирования семьи; приемы взаимодействия и активного вовлечения семьи в коррекционно-педагогическую работу, воспитывающей ребенка дошкольного или школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предметно-практическое обучение
Изучение дисциплины направлено на понимание роли предметно-практической деятельности для ребенка с нарушениями слуха; владение методикой и спецификой преподавания предмета «Предметно- практическое обучение» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных средств;владение навыками адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного ребенка с нарушением слуха; владеют навыками планирования и проведения уроков по предмету
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения в специальной педагогике
Данная дисциплина направлена на формирование навыков индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований. Студенты учатся понимать требования компетентности, предпринимательства и устойчивого развития в своей педагогической и предметной области при планировании и проведении обучения; планировать и прогнозировать и другие условия, которые влияют на обучение; применять принципы индивидуального обучения и руководства на практике, учитывать потребности своих учеников, поддерживать развитие их личности и самооценки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Тифлотехнические средства и технологии обучения детей с нарушениями зрения
Данная дисциплина направлена на изучение тифлотехнических средств обучения, их классификацию, знание альтернативных форм предьявления учебных материалов для детей с нарушениями зрения; умение использовать тифлотехнические средства в обучении и социализации незрячих и слабовидящих; овладение анализом и планированием индивидуальных и групповых занятий с использованием тифлотехнических средств в учебной и коррекционно-развивающей работе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проектирование и технологии работы при кохлеарной имплантации
Изучение дисциплины направлено на понимание студентами современного метода слухоречевой реабилитации неслышащих детей как кохлеарная имплантация; знание истории метода, устройства импланта, принцип работы системы кохлеарной имплантации, процедуру диагностического обследования и отбор кандидатов на имплантацию; особенности настройки процессора импланта; этапы послеоперационной реабилитации детей. Студенты понимают кохлеарную имплантацию как комплексную систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий; овладевают методами реабилитации неслышащих детей после кохлеарной имплантации
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проектирование и технология работы с детьми со множественными нарушениями
Дисциплина направлена на изучение детей, имеющих два и более первичных нарушения; знакомство с общими и специфическими закономерностями развития детей с множественными нарушениями. Студенты учатся разграничивать понятия «сложное нарушение» и «сложная структура нарушения»; овладевают проектированием и реализацией индивидуальной развивающей программы для конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей; специфическими приемами и алгоритмом коррекционной работы с детьми при множественных нарушениях, вовлечению детей с множественными нарушениями в групповую, классную работу.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика обучения предмета «Познание мира»
Дисциплина направлена на понимание студентами значения предмета для расширения кругозора детей с особыми образовательными потребностями; студенты овладевают методикой и спецификой преподавания предмета «Познание мира» с использованием традиционных, универсальных, альтернативных, вспомогательных средств; навыками критически анализировать содержание типовой учебной программы, адаптировать задания и контрольные материалы с учетом образовательных потребностей конкретного учащегося; овладеют навыками планирования и проведения уроков по предмету, специфическими умениями формирования знаний об окружающем мире у детей с “особыми нуждами”.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по развитию слухового восприятия и формирование произношения
Изучение дисциплины направлено на понимание развития слухового восприятия как средства усиления потенциальных возможностей ребенка с нарушениями слуха, которое подчиняется общим закономерностям развития и осуществляется под влиянием целенаправленной работы. Студенты понимают значение слухового резерва и особенности развития речи; важность сохранности анализаторов на общее развитие ребенка; целостность педагогического процесса. Студенты осваивают современную систему формирования устной речи, новые продуктивные подходы к речевому развитию ребенка с нарушениями слуха в условиях коммуникативной системы обучения языку. Изучение дисциплины направлено на понимание развития слухового восприятия как средства усиления потенциальных возможностей ребенка с нарушениями слуха, которое подчиняется общим закономерностям развития и осуществляется под влиянием целенаправленной работы. Студенты понимают значение слухового резерва и особенности развития речи; важность сохранности анализаторов на общее развитие ребенка; целостность педагогического процесса. Студенты осваивают современную систему формирования устной речи, новые продуктивные подходы к речевому развитию ребенка с нарушениями слуха в условиях коммуникативной системы обучения языку.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения
Дисциплина направлена на овладение технологиями работы по формированию целостного представления об окружающем мире у незрячих; обучению незрячих обобщенным способам ориентировки в пространстве и преодолению изолированности в обществе; использованию вспомогательных средств передвижения. Студенты овладеют приемами развития зрительного восприятия в зависимости от степени и вида нарушения зрения на индивидуальных и групповых занятиях в дошкольных и школьных ораниазациях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением интеллекта
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога в условиях специального и инклюзивного образования: пониманию различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением интеллекта с учетом возраста и степени снижения интеллекта в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладевают навыками мониторинга индивидуальных программ и рекомендациями по уменьшению надомного обучения и индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие)
Освоение дисциплины направлено на формирование целостного представления в области логопедической работы с детьми дошкольного возраста при фонетико-фонематических нарушениях и дислалии. Студенты учатся навыкам обследования речи ребенка, различения органических и функциональных нарушений речи; умению планировать, проводить логопедические занятия при ФФН и дислалии, используя передовые методы и технологии обучения в соответствии особенностями ребенка дошкольного возраста.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум по социально-бытовой ориентировке
Дисициплина направлена на изучение цели и задач работы по формированию социально-бытовой ориентировки детей с особыми потребностями; студенты учатся разработке системы занятий и уроков по социально-бытовой ориентировке; методике формирования социально-бытовой ориентировки у детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста; овладевают навыками проведения занятий и уроков по СБО в дошкольных и школьных организациях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование научных исследований
Дисциплина направлена на ознакомление с проектированием научных исследований, позволяющим отбирать, размышлять, анализировать проблемы в образовании; студенты учатся проектной деятельности; осваивают алгоритмизацию исследования: работа с источниками; выявление противоречий; формулирование проблемы, цели и задач исследования; определение критериев анализа; сбор данных, их количественный и качественный анализ; выявление проблем на всех этапах исследования; прогнозирование результатов исследования, возможностей их применения на практике, масштабирование результатов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Обучение грамоте незрячих шрифтом Брайля
Изучение дисциплины направлено на овладение знаниями о психофизиологии письма и чтения в норме и при нарушении зрения; специфике учебного материала, изданного шрифтом Брайля; различии письма и чтения у незрячих и слабовидящих; направлено на овладение студентами шрифтом Брайля; методикой обучения грамоте шрифтом Брайля и способов преодоления трудностей, встречающихся у незрячих и слабовидящих при овладении письмом и чтением.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследования, развитие и инновации
Данная дисциплина направлена на формирование мышления, ориентированного на исследования и развитие, способности разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде. Студенты учатся развивать собственные навыки преподавания с помощью подходов, основанных на исследованиях, применять критическое мышление при сборе и использовании данных для разработки ПО, участвовать в научных исследованиях и/или развивать сотрудничество между университетами и заинтересованными сторонами, документировать собственную исследовательскую деятельность и представлять результаты, используя различные формы коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы дактилологии и жестовой речи
Дисциплина направлена на формирование понимания студентами, что дактильная и жестовая речь являются средствами коммуникации неслышащих; освоение дактильной структуры слова как основной единицы словесного языка и особенности жестовой речи как кинетической невербальной системы коммуникации неслышащих. Студенты учатся понимать своеобразие словесно-жестового двуязычия детей с нарушениями слуха; овладевают дактилологией и жестовой речью, навыками обучения жестово-дактильной речи неслышащих детей; навыками преподавания с использованием жестовой речи.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование и технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Изучение дисциплины направлено на изучение причин, механизмов, проявления расстройств аутистического спектра; формирование навыков дифференциальной диагностики аутизма и сходных состояний; анализа пространственой среды и учебных процессов в соответствии с образовательными потребностями детей с РАС; умение проектировать программы сопровождения, определять необходимые педагогические технологии для коррекционно-развивающей работы; отбирать и применять педагогических технологии по работе с детьми с РАС.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование логопедической работы при общем недоразвитии речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления об общем недоразвитии речи, причинах, механизмах, классификации, способах их преодоления; овладевают навыками планирования и реализации задач по обследованию, проведению индивидуальных и групповых логопедических занятий с детьми при разных уровнях общего недоразвития речи; студенты учатся использовать методы и приемы, информационно - компьютерные технологии в обучении детей при разных уровнях общего недоразвития речи; учатся работать с родителями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Универсальный дизайн в образовании
Дисициплина направлена на понимание термина «Универсальный дизайн» как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех детей независимо от возраста, способностей или статуса без необходимости адаптации или специального дизайна. Студенты учатся создавать среду, услуги и предметы, которыми без особой подготовки и какой-либо адаптации могли бы пользоваться как можно больше разных детей; понимать, что универсальный дизайн в образовательной сфере предусматривает предоставление информации, воспринимаемой всеми детьми, уменьшает необходимость физических усилий для доступа к ней, обеспечивает мотивацию и вовлечение всех детей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением зрения
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога (тифлопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования: пониманию различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением зрения с учетом степени нарушения и возраста в условиях КППК; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладеют навыками мониторинта индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Проектирование индивидуальных программ для детей с нарушением слуха
Дисциплина направлена на дифференциацию профессиональной деятельности специального педагога (сурдопедагога) в условиях специального и инклюзивного образования: понимания различий между индивидуально-развивающей (ИРП) и индивидуальной учебной программами (ИУП) и сферами их применения; студенты учатся проектировать и реализовывать ИРП для ребенка с нарушением слуха с учетом степени нарушения и возраста; учатся проектировать ИУП с учетом образовательных потребностей в условиях инклюзии; овладевают навыками мониторинта индивидуальных программ и рекомендациями по сокращению индивидуальных программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум по коррекции устной и письменной речи
Дисциплина направлена на формирование целостного представления о нарушениях письменной речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии и их видах; владению навыками моделирования стратегии решения конкретных логопедических задач обследования, планирования, проведения логопедических индивидуальных и групповых занятий при нарушениях чтения и письма. Студенты учатся использовать практические методы и приемы, ИКТ в обучении детей с нарушениями письма и чтения в специальных и общеобразовательных школах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Коррекция познавательной деятельности
Дисциплина направлена на изучение сути механизмов, лежащих в основе формирования и нарушения познавательной деятельности; признаков и симптомов нарушения познавательной деятельности; студенты овладевают навыками проведения психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта на индивидуальных и групповых занятиях, с использованием универсальных, альтернативных, вспомогательных методик и приемов работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Поддержка в образовании детей с особыми образовательными потребностями
Дисциплина направлена на изучение нормативно-правовой базы Республики Казахстан в области образования и прав человека; формирование понимания основных принципов и этапов поддержки детей с ООП в учебной среде; умения проектировать объем педагогической поддержки в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка. Студенты овладевают формами, методами и приемами сопровождения детей с ООП в различных условиях; учатся способствовать формированию школьной культуры, демонстрирующей участие, благополучие, толерантность и устойчивое развитие; учатся выстраивать междисциплинарную работу с членами образовательного процесса и родителями.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методы и содержание исследований в образовании
Изучение дисциплины направлено формирование понимания у студентов различия между повседневным и научным мышлением; на ознакомление с понятийным аппаратом в сфере планирования и организации научных исследований; ознакомление студентов со спецификой педагогических исследований; исследованием в действии. Студенты овладевают методами исследования; умением прогнозировать результаты исследования, видеть возможности их практического применения; оценивать и презентовать результаты исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- оценивать окружающую действительность на основе мировоззренческих позиций, сформированных знанием основ философии и общих дисциплин, которые обеспечивают научное понимание и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания с учетом глубокого понимания и анализа основных этапов, закономерностей и особенностей исторического развития Казахстана;
- развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию, действуя в соответствии с социальными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества, зная и понимая основы социально-политических, экономических и правовых знаний, демонстрируя личную и профессиональную ответственность и конкурентоспособность.;
- оценивать ситуации в различных сферах межличностного, социального и профессионального общения, вступая в общение в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках, используя в своей личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации, с применением искусственного интеллекта;
- ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры;
- осуществлять выбор методологии и анализа, используя научные методы и приемы исследования, для синтезирования нового знания в том числе;
- конструктивно общаться в рамках различных интерактивных поликультурных профессиональных взаимоотношений и сообществ как офлайн, так и онлайн с учетом целей, поставленных перед данным видом деятельности, необходимых для конструктивной собственной педагогической и общественной деятельности;
- владеть базовыми знаниями и пониманием обучения, оценки и развития образовательного процесса, учитывая разнообразие обучающихся, этической поддержки их психологического благополучия в различных типах образовательной среды, включая способность педагога использовать различные цифровые ресурсы;
- ориентироваться в международных и национальных документах, социокультурных структур общества, принципах, законодательствах и правилах национальной системы образования, влияющих на деятельность организации и собственную работу, критически оценивать свои ценности, установки, этические принципы и методы работы, а также способность ставить новые цели для своего собственного педагогического развития, развития своей организации и профессионального благополучия;
- применяя стандартизированные методики комплексной диагностики и оценки, способны определять особые образовательные потребности обучающихся и их поддержку в соответствии с нормативами, принятыми в Республике Казахстан;
- понимать психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями (первая группа детей с ООП) развития, осуществлять профессиональные функции в процессе специального и инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся, обеспечивая включение детей с ОВ в образовательную среду и способность создавать условия для их развития и саморазвития;
- реализовывать индивидуальные и специальные учебные программы для детей с особыми образовательными потребностями вследствие ограниченных возможностей развития, осуществляя динамический мониторинг, с целью оценки их эффективности в различных образовательных условиях;
- организовывать педагогическое сотрудничество в комплексе субъектных отношений в ходе оказания консультативной помощи семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями и педагогам, работающим в условиях инклюзии (ребенок -педагоги - родитель) и деятельность по формированию положительного общественного мнения и популяризации идей и знаний в области образования лиц с особыми образовательными потребностями среди населения.
Похожие ОП
6B01903 Специальная педагогика: Олигофренопедагогика
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)
6B01903 Специальная педагогика (IP)
Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан (ППУ имени Ә.Марғұлан)
6B01903 Специальная педагогика-Дефектология
Таразский университет имени М.Х.Дулати (ТарГУ им. Дулати)