6B01613 История и регионоведение в ППУ имени Ә.Марғұлан
-
Цель образовательной программы Целью образовательной программы «6В01613-История и регионоведение» является подготовка учителей-историков способных заниматься профессиональной образовательной деятельностью и проводить региональные научные и педагогические исследования в Казахстане и Узбекистане.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 246
-
Группа образовательных программ B015 Подготовка учителей по гуманитарным предметам
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам
Дисциплины
-
История первобытного общества
Дисциплина, изучающая ранние этапы развития человечества от появления первых людей до возникновения общества и государственности. Рассматриваются проблемы, связанные с происхождением человека и человеческих рас, хозяйственную, социально-политическую и духовную жизнь первобытных людей. Курс направлен на усвоение студентами системы знаний о первобытном обществе, включая его хронологию, периодизацию, эволюцию, на получение представления об исторических источниках и историографии по истории первобытности. Обучающиеся учатся анализировать археологические и антропологические источники, выявлять закономерности развития первобытных обществ, применять навыки критического осмысления истории первобытного общества , применять основные методами работы с историческими источниками и археологическими находками.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Введение в педагогическую профессию
Дисциплина раскрывает важность образования в современных социокультурных условиях, подчеркивая его роль как системы профессиональной деятельности, способствующей формированию компетентного специалиста. Изучаются цели и задачи модернизации образовательной системы РК. Дается общая характеристика педагогической профессии, рассматриваются исторические истоки педагогической деятельности, ее развитие в условиях преобразования общества. Описана структура педагогической деятельности, важность профессиональной идентичности педагога, а также роль системы педагогического образования в подготовке специалистов. Студенты ознакомятся с различными видами компетентности, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Данный курс направлен на ознакомление будущих учителей (педагогов) с формированием психофизиологических особенностей, функционированием и закономерностями развития детей в разные возрастные периоды. Студенты смогут наблюдать за развитием детей и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая их индивидуальные потребности. На практических занятиях обучающиеся учатся творчески и адекватно подходить к решению различных кейсов и готовятся поддерживать обучение и благополучие детей. Во время самостоятельной работы будут распознавать индивидуальные отправные точки разных обучающихся, их потенциал в обучении и потребности в конкретной поддержке; знакомятся с различными методологическими решениями для инклюзии и оказания конкретной поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История древнего мира
Цель изучения дисциплины является формирование у обучающихся целостного профессионального понимания процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории Древнего мира, возникновения новой формы общественного устройства государства, пришедшего на смену первобытным родоплеменным структурам. Изучив дисциплину, обучающийся должен знать этапы развития стран Древнего Востока и античности, ход исторических событий древнего мира, политическую, социальную, экономическую и культурную эволюции древних обществ, а также их влияние на дальнейшую историю человечества. Изучив дисциплину обучающийся должен уметь выделять внутри одной дисциплины 3 самостоятельных части – историю Древнего Востока, Греции и Рима, объяснять ход исторических событий в древнем мире, выявлять закономерности в развитии общества стран Востока и античных государств, понимать исторические закономерности и влияние древних цивилизаций на современность, применять навык анализа исторических источников и критического мышления, анализировать исторические события и их взаимосвязи, работать с историческими источниками и научной литературой, выявлять причины и последствия ключевых процессов в истории Древнего мира, владеть основными методами исторического исследования и культурно-исторической грамотностью для дальнейшего изучения истории.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Педагогические исследования
Данная дисциплина направлена на овладение навыками поиска, критического отбора знаний из различных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики. Студенты учатся осознавать природу педагогики и ее основную терминологию, признавать центральные области исследований в педагогике и понимают разницу между повседневным мышлением и научными знаниями, различать культурные представления о человеческой природе и их значении для работы учителя, принимать изменения в области образования с учетом перспектив их развития.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Древняя и средневековая история Казахстана
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления о древней и средневековой истории Казахстана, умения делать анализ, оценивать исторические события и исторические процессы эпохи древности и средневековья, демонстрируя их связь с современностью. Дисциплина содержит проблемы появления и развития человеческого общества эпохи камня, бронзы, раннего железного века и средневековья. Будут изучены проблемы историко-культурного взаимодействия оседлой и кочевой цивилизаций, этнические, социально-экономические процессы при освещении истории тюркских каганатов, Улуса Джучи, Золотой Орды, Ак Орды, Ногайской Орды, Государства кочевых узбеков и Казахского ханства. На практических занятиях студенты проанализируют различные социально-экономические, политические и культурные процессы, повлиявшие на становление Қазақ елі, используя комплекс исторических источников от вещественных и письменных до этнографических. Предусмотрено прослеживание междисциплинарных связей с археологией и этнографией при выполнении заданий для самостоятельной работы в форме защиты научно-образовательных проектов в форме презентаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 10
-
Методы и технологии преподавания
Данная дисциплина направлена на повышение компетенций в области педагогики и дидактики. Студенты имеют целостное представление о методической системе обучения, могут моделировать стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, умеют использовать знания, формы, методы и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Регионоведение
Цель изучения дисциплины: формирование объективного представления о регионоведении как комплексной дисциплины изучающей историческую , экономическую, политическую, социальную и культурную специфику регионов. Дисциплина направлена на обеспечение студентов всесторонними знаниями об истории региона и помощи в приобретения ими навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В рамках курса студенты изучат теорию регионоведения, историю, культуру и экономику Средней Азии и Казахстана, культурные особенности региона. На практических занятиях будут реализованы научно-образовательные проекты, написание научных работ в форме статей на конференциях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История тюркских народов
Цель дисциплины: приобщение студентов к изучению богатейшей истории и культуры тюркских народов, раскрыть единство тюркской общности, показать органическую связь отечественной истории с историей тюркских народов. Задачи курса: показать историю формирования тюркских народов; изучить становление тюркских государств в средневековье и новое время; раскрыть идею Тюркского мира; рассмотреть общественно-политическую жизнь тюркских государств на современном этапе. Компетенции: обучающиеся будут знать исторические корни происхождения тюркских народов; получат навыки практической работы с источниками - письменными, устными, этнографическими, лингвистическими, археологическими, уделяя при этом особое внимание тюркским письменным памятникам. В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с политической и этнической историей, социально-экономическими процессами, материальной и духовной культурой тюркских народов. Будут изучены государства древних тюрок, тюргешей, кочевых уйгуров, карлуков, кимаков, кипчаков, Караханидов. Рассмотрен процесс вхождения тюркских народов в состав Монгольской империи. Изучена древняя и средневековая история Турции (Османской империи). Уделено особое внимание Улусу Джучи, Ногайской Орде, Казахскому ханству, Казанскому ханству. Рассмотрены история узбеков, кыргызов и уйгуров в XV-ХХ вв. Будут рассмотрены процессы формирования новых независимых тюркских государств как основы Тюркого мира.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Цель дисциплины «Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации» - формирование у студентов углубленных теоретических знаний и практических навыков, связанных с психологическими механизмами, процессами и теоретическими основами, оказывающими влияние на эффективность образовательного процесса. Курс направлен на развитие компетенций в области психологического анализа взаимодействий и коммуникаций в образовательной среде, а также на освоение подходов, способствующих оптимизации межличностных и межгрупповых коммуникаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина направлена на совершенствование педагогической компетентности в области педагогики и дидактики. Студенты изучают основы педагогической науки, такие как концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Искусственный интеллект в образовании
Целью дисциплины является ознакомление обучающиехя с основами искусственного интеллекта (ИИ) и возможностями его применения в образовательной сфере. В рамках курса обучающиеся изучат принципы работы нейросетей, обработку различных типов данных (текстовых, графических, видео- и аудиофайлов), а также освоят инструменты для создания интерактивного образовательного контента. В процессе обучения особое внимание уделяется разработке эффективных промптов, адаптации ИИ-решений для учебного процесса и этическим аспектам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Обучающиеся научатся применять нейросетевые технологии для автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и повышения вовлеченности обучающихся. В ходе изучения курса студенты освоят базовые концепции искусственного интеллекта и нейросетей, а также научатся работать с инструментами ИИ для создания образовательного контента. Они смогут разрабатывать и адаптировать промпты для генеративных моделей, применять технологии обработки естественного языка и мультимедийных данных в обучении. Кроме того, студенты разберутся в этических и социальных аспектах внедрения ИИ в образовательный процесс. По завершении курса студенты получат теоретические знания и практические навыки, необходимые для внедрения ИИ в педагогическую деятельность и разработки инновационных образовательных решений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Археология Казахстана
Целями освоения дисциплины «Археология Казахстана» является формирование знаний о закономерностях развития материальной и неразрывно связанной с ней духовной культуры Казахстана; формирование систематизированных знаний о научной исторической картине развития населения Казахстана на основе анализа памятников материальной культуры; выработка практических навыков по анализу и оценке уровня развития материальной и духовной культуры древнего общества на основе вещественных источников. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать историю становления археологии Казахстана, методы исследования, терминологию, периодизацию и хронологию археологических культур, причины и следствия технических и социальных достижений населения Казахстана, яркие достижения культур ранних кочевников и тюркской цивилизаций, особенности исламской культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История Запада и Востока в средние века
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов понимания ключевых исторических процессов Средневековья на Западе и Востоке, развитие навыков анализа цивилизаций и использование современных педагогических и цифровых технологий (SMART) для работы с историческими источниками и моделирования событий. Дисциплина охватывает важнейшие события Средневековья в Европе и Азии, включая германские племена, варварские королевства, роль папства, изменения в раннем Средневековье, церковь в Западной Европе, формирование монархий и развитие Восточных цивилизаций. Студенты изучат социальные и экономические процессы в Китае, Индии, Османской империи, а также роль арабских халифатов в развитии ислама. На практических занятиях студенты анализируют Западную и Восточную цивилизации с использованием хроник, законодательных актов и архитектурных памятников. Работают с цифровыми архивами и картами, применяют SMART и STEM-технологии для создания карт и анализа данных, готовят презентации и доклады по историческим процессам, включая варварские государства и исламское завоевание Индии. Дисциплина завершается экзаменом в виде тестирования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Методика преподавания истории
Методика преподавания истории направлена на приобретение будущими учителями современных знаний теоретических основ методики преподавания истории, современных образовательных технологий и их применения в школьном курсе истории; знакомит студентов с новейшими достижениями данной науки, тенденциями развития исторического образования как в нашей стране, так и за рубежом, с различными концепциями отбора содержания школьных курсов истории; способствует выработке практических умений и навыков, необходимых для обеспечения высокой эффективности обучения истории.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История зарубежных стран в средние века
Цель изучения дисциплины: формирование исторического мышления через изучение истории зарубежных стран в средние века. Дисциплина нацелена на обеспечение студентов всесторонними знаниями об исторических процессах, явлениях и фактах в период с падения Римской империи до Великих географический открытий. В результате освоения дисциплины будут развиты навыки работы с источниками, навыки аналитического мышления и исследовательской работы. Дисциплина содержит темы, раскрывающие проблемы становления феодальных отношений, формирования иерархического общества, становление монархий и процесс ограничение власти монархов, формирование западноевропейской и восточных цивилизаций. На практических занятиях через активные методы обучения будет осуществлен сравнительный анализ социально-экономического, политического и культурного развития стран Запада и Востока.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Археология
Курс «Археология» предполагает изучение истории человека и общества со времен их возникновения до сложения современной цивилизации на основании преимущественно материальных остатков деятельности людей, обнаруживаемых в погребенном или открытом виде. Освоение программы предусматривает изучение дисциплины как важнейшего раздела исторической науки на основании археологических источников, представленных во всем разнообразии предметов материальной и духовной культуры прошлого. Курс базируется на общепринятой в современной науке археологической периодизации: каменный век, энеолит – бронзовый век, ранний железный век, средние века. Изучение этой дисциплины является теоретической подготовки студентов к будущей профессиональной практической работе. Студенты знакомятся с археологическими артефактами хранящимися в музеях города. Основной формой контроля знаний является тестирование, которое позволит определить уровень освоения содержания дисциплины.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальные исторические дисциплины (Этнология и этнография)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся системных знаний о проблемах и методах современной этнологии и этнографии, процессах этногенеза, историческом многообразии культур, роли этнического фактора в эволюции мировой культуры, этнической идентичности, формирование компетенций. На практических занятиях у студентов появится возможность познакомиться с обозначенными проблемами, с языковыми, культурными, расовыми особенностями народов мира и Казахстана, расширить кругозор, понять динамику этнических процессов, выполнить творческие задания. Дисциплина завершится итоговым контролем в форме тестирования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Трансформация казахского общества: историческая динамика 1
Курс предусматривает формирование у будущих учителей профессиональных компетенций через изучение истории Казахстана нового времени (XVIII- начала XX вв.) на основе теорий социальной истории и новой имперской истории. Курс развивает способность определять более глубокий смысл и значение трансформации казахского общества в XVIII – начале XXвв.. Будущие учителя совершенствуют навыки анализа исторических процессов, повлиявших на трансформацию казахского социума; понимают сходства и различия между ценностями и убеждениями своей культуры и культуры других народов; интерпретируют и используют различные виды источников, включая фольклорные, необходимые при написании исследовательской работы; определяют влияние культурных аспектов на историческое развитие страны и развивают когнитивные и метакогнитивные навыки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Этнология (Низами)
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления об истории развития этнологии, о целях и задачах данной отрасли исторической науки. Студенты изучают основные методы сбора полевого этнологического материала, овладеют знаниями в области теории и практического овладения этнологическим инструментарием, анализируют проблематику межэтнической коммуникации, критически оценивают мировые, региональные, национальные религии, особенности развития традиционных религиозных верований, развивают социальные навыки, такие, как эмпатия, толерантность. Совершенствуются способности к самостоятельному обучению через выполнение исследовательских проектов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Данная дисциплина направлена на формирование навыков индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований. Студенты учатся понимать требования компетентности, предпринимательства и устойчивого развития в своей педагогической и предметной области при планировании и проведении обучения; планировать и прогнозировать и другие условия, которые влияют на обучение; применять принципы индивидуального обучения и руководства на практике, учитывать потребности своих учеников, поддерживать развитие их личности и самооценки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Прикладное краеведение
Курс дисциплины «Прикладное краеведение» ориентирован на практическое применение знаний о крае в сфере науки, туризма, музейного дела, образования и культурного наследия. Цели курса: ознакомить студентов с методами изучения регионального наследия, развить навыки исследования местной истории, этнографии, экологии и экономики, сформировать практические компетенции по популяризации и сохранению культурного и природного наследия, показать роль краеведения в развитии туризма, образования и социокультурных проектов. Обучающийся учится проводить краеведческие исследования и экскурсионную деятельность, работать с архивными, музейными и полевыми материалами, использовать полученные знания в образовательной, туристической и научной деятельности. На занятиях формируются навыки презентации краеведческого материала (экскурсии, статьи, выставки), овладение технологиями цифрового краеведения (работа с картами, базами данных, 3D-реконструкцией).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Историческое наследие и туризм (Низами)
Дисциплина рассматриивается в двух аспектах: объекты исторического наследия как основа развития туризма и перспективы расширения их разнообразия; сохранность подлинных объектов исторического наследия, представленных в области туризма. Многообразие подлинных объектов культурного и природного наследия, составляющих историко-культурный потенциал страны, открывает большие возможности для развития различных форм туризма, поэтому данная дисциплина помогает выявить наиболее перспективные направления развития туристической индустрии, опираясь на исторический потенциал и культурное наследие народа. Дисциплина междисциплинарная по своему характеру объединяет археологию, этнографию, топонимику, архивоведение, музееведение со сферой туризма. Курс формирует правильное представление об особенностях развития и функционирования историко-культурной составляющей туристической отрасли, ее перспективах как в стране, так и за рубежом, способности анализировать вовлеченность объектов историко-культурного наследия, обосновывать выбор использования исторического наследия и этнокультурных традиций в качестве базы для развития регионального туризма.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История Узбекистана 1 (Низами)
Дисциплина «История Узбекистана 1» охватывает ключевые этапы становления и развития государственности, культуры, экономики и общества на территории Узбекистана с древнейших времен до эпохи Тимуридов. Курс изучает эволюцию цивилизаций, влияние Великого шелкового пути, государственные образования и их роль в мировой истории. Цель дисциплины - изучить основные этапы развития государств и обществ на территории Узбекистана до XV века, ознакомить студентов с политической, экономической и культурной историей региона, развить навыки анализа исторических источников, археологических данных и научных концепций, сформировать понимание роли древних и средневековых цивилизаций Центральной Азии в мировом историческом процессе. На занятиях обучающийся анализирует исторические процессы на основе письменных и археологических источников, выявляет причины и последствия ключевых событий в истории Центральной Азии, оценивает влияние внешних цивилизаций на развитие Узбекистана. Обучающийся использует различные цифровые инструменты и методы для исторического анализа и интерпретации данных, работает с первоисточниками и научной литературой. Данный курс помогает студентам понять глубинные процессы формирования узбекской государственности и культуры, создавая прочную основу для изучения последующих периодов истории региона.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История городов Узбекистана (Низами)
Цель дисциплины - изучение возникновения, развития и трансформации городских центров на территории современного Узбекистана. Курс охватывает ключевые этапы урбанизации, архитектурные и культурные особенности городов, их роль в политической и экономической истории региона, эволюцию городской культуры, выявления роли городов как экономических и политических центров, определение вклада городских центров в историю и современное развитие Узбекистана. На практических занятиях студенты будут изучать историю городского строительства и формирования городских центров Узбекистана на основе изучения комплекса исторических источников. В рамках курса обучающийся изучает основные этапы истории узбекских городов, архитектурные стили и градостроительные традиции, социально-экономические и культурные особенности городов, анализирует исторические процессы урбанизации, работает с историческими и археологическими источниками, определяет влияние исторических факторов на современное развитие городов, применяет навыки историко-градостроительного анализа, методы исследования городской среды и архитектурного наследия, способы критического осмысления исторических и современных урбанистических процессов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Курс предусматривает изучение различных вспомогательных, или специальных исторических дисциплин – исторической хронологии, топонимики, геральдики, нумизматики, фалеристики, ономастики и других, знакомит с историей их возникновения и развития. Будущие учителя осваивают новые умения и навыки (составления хронологических и генеалогических таблиц, классификации монет и т.п.), способности справляться с большим количеством новой информации, учатся применять междисциплинарный подход в исследованиях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Оценивание и развитие
Данная дисциплина направлена на понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивное оценивание учебных достижении на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оценивания. Студенты учатся хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка); применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся; признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Медиа-контент по истории Казахстана
Курс направлен на формирование у будущих учителей способности использовать основы медиапроизводства и управления контентом по истории Казахстана; умение анализировать различные медиа документы, включая аудио, графику, работать с оригинальными источниками, усовершенствовать навыки работы с электронными носителями по истории Казахстана. Курс учит разбираться в тематическом разнообразии социальных медиа, углубляет знания по правовой и этической культуре пользователей как авторов текстов; развивает способность взаимодействовать с виртуальной аудиторией; развивает грамотность в использовании новых средств коммуникации, совершенствует дизайн мышления для постановки задач, определения путей его решения, описания процессов для достижения цели.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История военного дела в Узбекистане (Низами)
Цель дисциплины – изучение возникновения, развития и трансформации военного искусства, армии и военных стратегий Узбекистана с древних времен до современности. В рамках курса дается анализ военной стратегии, тактик ведения боевых действий, роль полководцев и их влияние на военные конфликты на положение региона. Будущие учителя осваивают основные этапы развития военного дела Узбекистана, историю армии, военных стратегий и значимых сражений, влияние военного искусства на политическую и социально-экономическую историю региона, развивают навыки анализа военной истории и стратегии мышления. В рамках курса, обучающийся изучает основные этапы развития военного дела Узбекистана, значимые военные конфликты и их влияние на историю региона, тактику и стратегию узбекских правителей и полководцев, анализирует военные события и их последствия, работает с историческими источниками по военной истории, выявляет закономерности развития военного искусства, использует критический анализ военной стратегии и истории, методы исследования военной стратегии и тактики, основы военной терминологии и исторического анализа военных конфликтов. На занятиях обучающиеся организуют виртуальные экскурсии по историческим местам, используют карты и 3D-модели для изучения геополитических изменений, разрабатывают совместные проекты с инфографикой и визуализациями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История Узбекистана в XVI-XIX веках
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления об истории Узбекистана в XVI-ХIX века. Дисциплина посвящена изучению ключевых политических, социально-экономических и культурных процессов, происходивших на территории современного Узбекистана в XVI-XIX веках. Курс охватывает вопросы развития хозяйства, торговли, религии, культуры и национально-освободительных движений, приведших к вхождению территории Центральной Азии в состав Российской империи. На практических занятиях студенты проанализируют основные факторы, влиявшие на формирование и развитие региона в указанный период, основные этапы политического, социального и экономического развития Узбекистана в XVI-XIX веках, причины и последствия исторических событий, оценят влияние внешних факторов на развитие региона, использует виртуальную и дополненную реальность.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История городов Казахстана
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления об истории возникновения и становления городов и городской культуры Казахстана, также зарождение и развитие городов как экономических и политических центров, развития их до современного уровня. На практических занятиях студенты проанализируют основные факторы, влиявшие на формирование и развитие городов и городской культуры в указанном регионе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История Узбекистана 2 (Низами)
Цель изучения дисциплины «История Узбекистана 2» - дать обучающимся полное представление о важнейших событиях в истории развития узбекской государственности в период с 1917 по 1991 гг., роли и месте Узбекистана в общемировом историческом процессе, сформировать у студентов целостное представление по наиболее актуальным проблемам истории, научить оперировать научными знаниями для успешного освоения дисциплин гуманитарного цикла, сформировать мировоззрение, позволяющее профессионально ориентироваться в условиях глобализации с учётом национальной самоидентификации, обучить навыкам самостоятельного поиска информации в ходе выполнения исследования, а также использования необходимой историко-справочной литературы
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Визуальная история
Курс формирует знания о переосмыслении исторической реальности в контексте истории образов, где понятие «образ» строится на визуализации, а опора делается на чувственный опыт. Курс формирует визуальную грамотность, визуальное мышление, технологическую грамотность, визуальную культуру, навыки реконструкции и интерпретации образа. Будущие учителя изучают методы документирования визуальной информации (видео-, фотосъемка), так и технологии восприятия, анализа и интерпретации визуальных документов. Будущие учителя совершенствуют навыки применения качественных методов познания, источниковедческого анализа визуальных источников (кинодокументы, теле-, видеозаписи, фотодокументы), изобразительных источников, навыки обработки информации, способность эффективно использовать цифровые и медиатехнологии для достижения исследовательских целей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Всемирная история (Низами)
В рамках этой дисциплины обучающиеся изучает ключевые процессы и события мировой истории от древности до современности. Дисциплина охватывает эволюцию политических, экономических, социальных и культурных систем, глобальные трансформации и их влияние на развитие человечества, ключевые исторические моменты. Цель дисциплины - сформировать целостное представление о всемирной истории, ознакомить с основными историческими процессами и их закономерностями, развить навыки критического анализа исторических источников и событий, показать взаимосвязь локальной, национальной и мировой истории. На занятиях, обучающийся учится анализировать исторические события и процессы в глобальном контексте, работать с историческими источниками, сопоставлять различные точки зрения, выявлять влияние исторических событий на современность, применять методы исторического анализа, навыки критического мышления при изучении исторических материалов, использует виртуальные исторические экскурсии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся комплекса адекватных действий по охране жизни и здоровья, развитию экологической грамотности в контексте целей устойчивого развития. Курс содержит все аспекты профессиональной деятельности по безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, включая современные экологические проблемы и пути решения, экологическую безопасность, а также защиты человека при чрезвычайных ситуациях. На практических занятиях студенты решат ситуационные задачи на экологическую тематику и на проблемы безопасности жизнедеятельности. Студенты примут участие в дебатах и дискуссиях по спорным вопросам экологии, участвуют в конкурсе идей по экологизации работы вуза, а также в деловых играх по технике безопасности. В рамках самостоятельной работы студенты работают в группах по подготовке проекта по минимизации влияния деятельности человека на окружающую среду. Итоговый контроль проводится в виде защиты проекта с приглашением специалистов-практиков, работающими в сфере экологии и природопользования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Народы Центральной Азии и Казахстана
Дисциплина «Народы Центральной Азии и Казахстана» предполагает изучение истории и культуры современных народов, населяющих Казахстан и Центральную Азию со времени формирования этносов до современности. При этом важное внимание обращается на этнографические особенности народов обусловленные их средой проживания и специфику материальной и духовной культуры. Освоение дисциплины углубляет знания студентов по всемирной истории. Изучение этой дисциплины позволяет выявить и осознать тесные историко-культурные связи между казахами и узбеками. Студенты получат ясное представление о этнической и политической истории и культуре казахов, узбеков, кыргызов, туркменов, каракалпаков, таджиков. На занятиях обучающийся анализирует исторические документы, сравнивает разные источники, интерпретирует карты, гравюры, инфографику, разбирает исторические карты, использует различные цифровые инструменты: базы данных и архивы, инструменты визуализации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Архивное дело (Низами)
Целью дисциплины является изучение теоретических и практических аспектов организации, хранения, учета и использования архивных документов, основных понятий работы с архивными документами. Дисциплина знакомит обучающихся с основами архивного дела, с основными принципами и методами архивного дела, нормативно-правовой базой архивного дела, развивает навыки работы с архивными документами и базами данных. Курс направлен на изучение обучающимися основных принципов архивного хранения и учета документов, законодательной базы архивного дела, современных технологий работы с архивами; организации учета и систематизации архивных документов, применения нормативно-правовых актов в архивной деятельности. На занятиях обучающиеся работают с архивными базами данных и оцифрованными документами, анализируют архивные документы, технологии архивного хранения, включая цифровые методы, используют методы поиска, обработки и представления архивной информации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Источниковедение (Низами)
Цель дисциплины "Источниковедение" дать знания о различных источниках, документах и архивах, связанных с историей Узбекистана. Студенты научатся анализировать, интерпретировать и использовать разнообразные исторические источники, включая письменные документы, археологические находки, фотографии, аудио- и видеозаписи. Они изучат методы и приемы работы с источниками, чтобы лучше понимать и реконструировать историю Узбекистана, а также проводить исследования и анализ событий прошлого этой страны. Дисциплина поможет студентам развить навыки критической оценки источников и создать более полное представление о прошлом Узбекистана.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Трансформация казахского общества: историческая динамика 2
Содержание дисциплины «Трансформация казахского общества: историческая динамика 2» охватывает ключевые социальные, политические, экономические и культурные изменения, происходившие в Казахстане с начала XX века до наших дней. Дисциплина исследует процессы советизации, независимости и национального строительства, а также влияние внешних и внутренних факторов на развитие казахского общества. Особое внимание уделяется изменениям в социальной структуре, образе жизни, традициях, институте власти, роли интеллигенции, урбанизации, индустриализации, коллективизации, репрессиям, роли женщины в обществе, миграционным процессам и формированию национального самосознания. На занятиях обучающиеся работают с различными документами эпохи, готовят презентации и доклады, анализируют явления и события.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Инклюзивная образовательная среда
Данная дисциплина направлена на принятие разнообразие обучающихся, их поддержку, умение выявлять препятствия на пути к участию и обучению, возникающие в школах; определять приоритеты развития и планировать мероприятия для поддержки разнообразия (адаптация программного материала, разработка дифференцированных заданий; содействовать сотрудничеству в школьном сообществе в целях создания основы инклюзивных ценностей и поддержки участия и успеваемости обучающихся в устойчивых школьных системах, уметь использовать вспомогательные средства и ИКТ для поддержки всех обучающихся в инклюзивной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История зарубежных стран в новое время
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления о социально-экономической и политической истории зарубежных стран в новое время, умения проводить сравнительный анализ и оценивать социально-экономические процессы нового периода в этих регионах мира связывая их современностью. Особое внимание будет уделено соотношению цивилизационного и формационного подходов к истории. На практических занятиях студенты проанализируют различные социально-экономические процессы стран Запада и Востока в исторической динамике используя комплекс исторических источников. При выполнении заданий самостоятельной работы в форме написания эссе студенты будут специализироваться на выявлении влияния социально-экономических процессов в мире. Будут рассматривать переходный период от феодализма к капитализму, его составляющие. Буржуазные революции и их основные типы. Возникновение индустриальной цивилизации. Утверждение и развитие капитализма. Основные закономерности в развитии экономики, изменение социальных структур, эволюция политических систем, общественно-политическая мысль. Источники и историография.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Целью дисциплины является изучение права и формирование антикоррупционной культуры и развития у студентов навыков работы с различными видами информации. Содержание: Студенты изучат основы казахстанского права, законодательные акты РК по основным отраслям права и противодействия коррупции, основы антикоррупционных норм, виды организационных основ противодействия коррупции в конкретной организации, органе, структуре, понятие и структуру антикоррупционной культуры. На практических занятиях студенты, решая ситуационные задачи, выявят коррупционные риски, предложат меры профилактики и рекомендации по исправлению норм внутренних нормативных документов, примут участие в деловых играх. Предусмотрен экзамен в виде тестирования. Методы оценивания: тестирование, практическое задание, устный опрос, самооценка, взаимооценка.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Музейное дело
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления о истории развития музеев, анализу роли в обществе и их влиянию на культурные процессы. На практических занятиях студенты изучат закономерности возникновения и развития музеев, социальные функции музеев и их конкретную реализацию в различных общественных формациях, проявляющуюся в исследовательской, хранительной, образовательной и воспитательной деятельности. Исследование в этой области помогают лучше понять значение музеев как институтов, способствующих сохранению, изучению и передаче культурных ценностей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Этногенез и этническая история узбекского народа
Цель изучения дисциплины изучение происхождения, формирования и исторического развития узбекской этнической группы. Задачи курса: анализ этнографических, археологических и исторических данных лежащие в основе формирования узбекской нации; изучение культурных аспектов, языка и религии узбеков, их миграций и взаимодействия с другими этническими группами в исторической перспективе. В рамках дисциплины будут изучаться проблемы формирования, происхождения, наименования узбекского народа, процессы этногенеза и этнической истории узбекского народа. На практических занятиях студенты проанализируют этногенез и этническую историю узбекского народа, используя комплекс исторических источников от вещественных и письменных до этнографических.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы экономики и навыки предпринимательства
Целью данного курса является развитие общеобразовательных компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Данный курс дает будущим учителям (педагогам) теоретические знания для формирования навыков предпринимательской деятельности и основам экономики и навыков работы с различными видами информации (текстовая, графическая, аудио, видео), содержащими соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов. Содержание: Общественное производство. Сущность, формы, структура капитала. Виды предпринимательства. Бизнес. Финансовая система. Тайм-менеджмент и управление проектами Управление стрессом. Формируемые навыки: Навык ведения переговоров. Навык публичных выступлений. Навыки управления бизнесом. Формируемые навыки: развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию; понимать и объяснять основы социально-политических, экономических и правовых знаний, способны продемонстрировать личную и профессиональную конкурентоспособность Оценивания результатов обучения будет проходить в форме командной работы и тестирования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческое краеведение
Цель изучения дисциплины: формирование понимания что истории края есть часть истории страны и истории мира. Дисциплина направлена на обеспечение студентов всесторонними знаниями об истории края и помощи в приобретения ими навыков, необходимых в профессиональной деятельности. В рамках курса студенты изучат историю развития краеведения, историю Павлодарского Прииртышья в древности, средневековье, новое и новейшее время, сакральные места Павлодарского Прииртышья, краеведение в школе. На практических занятиях будут реализованы исследовательские проекты, предполагается проведение занятий в музеях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История зарубежных стран в новейшее время
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления о новейшей истории зарубежных стран, развитие навыков анализа и оценки исторических процессов в глобальном контексте с учетом их влияния на современность. Освоение методов исторического исследования с применением современных педагогических и цифровых технологий (SMART и STEM) для работы с источниками и моделирования социальных процессов. Дисциплина охватывает ключевые события и процессы новейшей истории, включая проблемы периодизации новейшей истории зарубежных стран, влияние двух мировых войн на формирование современной политической карты мира, геополитические изменения в условиях Холодной войны и постбиполярного мира, распад колониальной системы и формирование новых государств, вызовы глобализации, цифровой революции и международных кризисов XXI века. На практических занятиях студенты проводят анализ социальных, экономических и политических процессов в зарубежных странах, используя широкий спектр исторических источников (от документов личного происхождения до законодательных актов). Применяют цифровые инструменты и SMART-технологии для визуализации данных, моделирования исторических событий и анализа больших массивов информации. Выполняют самостоятельные задания в форме докладов, презентаций, интеллект-карт, посвященных отдельным историческим процессам в странах Востока и Запада, с акцентом на их взаимосвязь и влияние на современный мир. Дисциплина завершится экзаменом в виде тестирования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Новая и новейшая история Казахстана
Цель дисциплины Новая и новейшая история Казахстана формирование у обучающихся целостного представления о важных исторических событиях нового и новейшего времени в истории Казахстана, путем создания единой цепочки «причина - события - последствия». Переосмысление ключевых проблем периода, приобщение студентов к изучению исторических событий и процессов. происходивших в период с XVIII века по настоящее время. Показ органической связи отечественной истории с прошлым и настоящим народа Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Исторические личности Павлодарского Прииртышья
Дисциплина нацелена на формирование исторических знаний о личностях Павлодарского Прииртышья. В рамках курса студенты, получат практические навыки в изучении роли личностей в истории, освоят дополнительные знания, оставленные богатым духовным наследием предков, таких как Малайсары Тархан, Олжабай Батыр, Бухар Жырау, Муса Шорманов, Машхур Жусуп Копеев, Естай Беркимбаев и др., работая с архивным, зудожественным и публицистическим материалом лучше познают жизнь и деятельность национальной интеллигенции Павлодарского Прииртышья, оказавшей неоценимый вклад в деле построения Независимого Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социально-экономическая история стран Европы и Америки в новейшее время
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов объективного представления о социально-экономической истории стран Европы и Америки в новейшее время, умения проводить сравнительный анализ и оценивать социальные и экономические процессы новейшего периода в Европе и Америке связывая их современностью. Дисциплина содержит вопросы НТР и интернационализации экономических процессов. Особое внимание будет уделено структурным кризисам второй половины ХХ в. и процессу формирования современного информационного общества. На практических занятиях студенты проанализируют различные социально-экономические процессы стран Европы и Америки в исторической динамике используя комплекс исторических источников. При выполнении заданий самостоятельной работы в форме написания эссе студенты будут специализироваться на выявлении влияния социально-экономических процессов в Европе и Америке на формирование процесса глобализации, урбанизации, демографического роста. Дисциплина завершится экзаменом в виде тестирования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Специальные исторические дисциплины (Историография, Источниковедение)
Дисциплина направлена на изучение студентами теоретических знаний и формирование практических навыков работы с источниками, умения их анализировать. В рамках курса студенты ознакомятся с понятием «исторический источник», «историографический обзор», изучат становление и развитие источниковедения и историографии, классификацию исторических источников, методы и методику источниковедческого анализа, особенности исторических школ. На практических занятиях студенты осуществят анализ исторических источников, осуществят историографический обзор некоторых проблем истории, также подготовят научно-образовательный проект, в форме эссе и презентации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Правовые основы колонизации Казахстана
Цель дисциплины – на основе законодательной базы Российской империи раскрыть официальную колонизаторскую сущность политики, проводимой царским правительством на территории Казахстана в 18 – начале 20 вв. В ходе изучения курса будут рассмотрены вопросы объективности происхождения законодательных источников, их виды, особенности и значение. Обучающиеся на занятиях анализируют нормативно-правовую базу колонизации Казахстана, работают с цифровыми архивами и историческими базами данных, готовят презентации о последствиях правовых реформ для традиционной системы управления, земельных отношений и социального устройства, разбирают ключевые законодательные акты, проводят сравнительный анализ, используют искусственный интеллект для анализа исторических источников.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Исследования, развитие и инновации
Данная дисциплина направлена на формирование мышления, ориентированного на исследования и развитие, способности разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде. Студенты учатся развивать собственные навыки преподавания с помощью подходов, основанных на исследованиях, применять критическое мышление при сборе и использовании данных для разработки ПО, участвовать в научных исследованиях и/или развивать сотрудничество между университетами и заинтересованными сторонами, документировать собственную исследовательскую деятельность и представлять результаты, используя различные формы коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрирует понимание социально-политической и экономической ситуации в стране и мире, способен обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности.
- Знает структуру и содержание среднего образования по истории, демонстрирует знания и понимание фактов, явлений, теорий и сложных зависимостей между ними, основанные на передовых знаниях в исторической науке.
- Применяет современные педагогические и цифровые технологии для решения учебно-практических задач, организует работу в научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (SMART технологии) в соответствии с возрастными особенностями; контролирует прогресс и уровень усвоения обучающимися содержания образования
- Умеет работать с различными видами информации (текстовая, графическая, аудио, видео), содержащими соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов.
- Знает методы научных исследований и академического письма и применяет их в области исторического познания.
- Применяет теоретические и практические знания для решения профессиональных задач, конструирует учебный процесс с учетом компетентностного подхода в соответствии с актуальными задачами национальной системы образования.
- Понимает значение принципов и культуры академической честности. Умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; владеет казахским, русским и одним из иностранных языков в сфере социально-бытового, профессионального и научного общения.
- Имеет навыки для определения траектории дальнейшего обучения, формирует собственную карьерную систему.
- Разрабатывает адаптивные программы и индивидуальные траектории обучения детей с ООП.
- Использует дистанционные и информационные-коммуникационные технологии, в том числе возможности искусственного интеллекта для решения практических и творческих задач в предметной области.