Новая образовательная программа

7M01550 Биология и естествознание в ЮКГУ им. М. Ауезова

Дисциплины

  • История и методология биологии

    Цель: Ознакомление с основами биологического знания, важнейшей проблематикой в области биологии, а также формирование представления об исторической ретроспективе становления биологии и об основных тенденциях ее развития. Содержание: История биологии от античности до наших дней. Характеристика процесса становления отдельных биологических наук. Методология научного познания. Структура естественно-научного познания. Методы естественно-научного познания. Взаимодействие методологий философского, общенаучного и частнонаучного методологических уровней. Основные направления развития современной биологии XX - XXI в.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Альгология

    Цель: Углубление знаний в области раздела ботаники и развитие практических навыков самостоятельной исследовательской работы. Содержание: Особенности строения клетки водорослей, классификация и основные группы. Основные типы жизненных циклов водорослей. Типы морфологической дифференциации таллома водорослей. Типы размножения и жизненные циклы водорослей. Смена форм развития и ядерных фаз. Экологические группы и экология водорослей. Роль водорослей в природе и их практическое значение. Методы сбора и изучения водорослей. Техника микрос-копирования и методика приготовления временных препаратов водорослей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История и философия науки

    Цель дисциплины: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте. Содержание: Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественноннаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества. Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивных способностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель дисциплины: Овладение знаниями в области психологического менеджмента и развитие навыков управления человеческими ресурсами организации. Содержание: Развитие психологических теорий управления. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Микология

    Цель: Изучение особенностей, многообразие и распространение грибов. Содержание: Строение вегетативного тела грибов. Особенности строения клетки грибов. Механизм вегетативного, бесполого и полового размножения. Характеристика основных классов грибов. Основные представители аскомицетных дрожжей. Представители семейства спороболомицетовых и криптококковых дрожжей. Методы выделения чистых культур микромицетов. Выделение микромицетов методом Коха. Методы определения количества микромицетов

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: Системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Содержание: Уровни В2, С1 представлены в виде прагма-профессиональной направленности для профессиональных и академических целей на продвинутом уровне: научно-информационная база, интерпретация научной информации, аргументация, убеждения, научная полемика, академическое письмо. Использование инновационных методов и технологий, привлечение современных средств, Интернет-ресурсов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Методика преподавания профильных дисциплин

    Цель: Формирование профессионально-педагогической компетентности и методической подготовки магистрантов к будущей педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях. Содержание: Особенности построения целей, содержания, применение современных методов, методологий и организационных форм обучения профильных дисциплин. Студентоцентированное обучение. Методика организации и проведения различных видов занятий. Разработка УМКД через интеграцию образования, науки и инноваций. Организация НИРМ и воспитательной работы студентов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель : формирование у магистрантов навыков и способностей эффективной организации профессионально-педагогической деятельности в вузе на основе современных психолого-педагогических знаний. Содержание: Современные парадигмы высшего образования. История, тенденции и стратегии развития высшего образования в Казахстане. Предмет, задачи, категории педагогики и психологии высшей школы. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Коммуникативные компетенции преподавателя вуза. Дидактика высшей школы. Психологические особенности студенческого возраста. Процесс обучения в вузе и его закономерности. Содержание образования в вузе. Формы организации учебного процесса в вузе. Технологии организации и реализации учебно-воспитательного процесса в вузе. Особенности кредитной системы обучения. Методика и методы преподавания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные проблемы науки и образования

    Цель: Формирование мировоззренческо-методологической общенаучной компетенции магистра в области образовательной деятельности в системе профессионального образования. Содержание: Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "Образование". Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания. Взаимопроникновение наук в современных условиях. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века. Современные ориентиры развития образования. Сущность инновационных процессов в образовании. Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современная экология и глобальные экологические проблемы

    Цель: Формирование знаний о роли современной экологии в решении глобальных проблем современности и тенденциях дальнейшего развития жизни на планете. Содержание: Экологические проблемы – одна из глобальных угроз международной безопасности. Основные современные экологические проблемы - разрушение озонового слоя, глобальное потепление, загрязнение атмосферы, парниковый эффект, загрязнение Мирового океана, сокращение биоразнообразия. Техногенные загрязнения среды, загрязнения почвы, твердые и опасные отходы, тяжелые металлы, пестициды. Радиационные загрязнения. Глобальный экологический кризис. Зависимость экономики от ресурсов биосферы. Экономический ущерб в экологии. Затраты на охрану окружающей среды и природных экосистем. Глобальные и макрорегиональные экологические проблемы, возникающие в результате нарушения структурной организации и устойчивого функционирования природных эко- и геосистем. Основные принципы международного экологического сотрудничества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Природные катаклизмы и геодинамические процессы

    Цель. Даются представления о современных принципах и методах наблюдения, описания, объяснения и прогнозирования природных катастрофических процессов. Содержание: Механизмы, динамика, локальные закономерности формиро-вания природных и антропогенных явлений. Атмосферные циклоны. Цунами. Смерчи. Наводнения. Селевая опасность. Аномальные жара и холод. Засухи. Пыльные бури. Лавины. Водовороты. Природные пожары. Внутри- и межпопуляционные взаимодействия. Инфекции. Массовые вымирания. Проблема существования жизни.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные методы исследования биологии

    Цель: Рассмотрение основных методов исследований в биологии, с конкретными методиками изучения природных квазинатуральных биологических систем и их компонентов, формирование теоретичес-ких основ и отработка практических навыков, приемов, исследований в области биологии. Содержание: Структура и организация биологического исследования. Средства и методы научного исследования. Сравнительный метод исследования флоры и фауны. Методы геоботанических исследований. Микроскопия как метод исследования клеток и тканей: световая и электронная микроскопия. Методы исследования клетки и тканей. Молекулярные методы исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Актуальные проблемы и перспективы современной биологии

    Цель: Рассмотрение актуальных проблем современной биологии и перспективные направления развития биологических исследований. Содержание: Современные взгляды на происхождение жизни; общие закономерности развития биологической науки. Процесс формирования принципов и концепций биологии, проблемы стоящих перед современной биологической наукой. Этапы развития биологии, логика развития биологической наук. Современное состояние развития биологии и ее взаимосвязь с другими разделами естественнонаучных дисциплин и технологий. Междисципли-нарный подход к пониманию сущности биологических закономерностей в природе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Информационная биология

    Цель: Формирование целостного представления об информации, специфике информационных процессов в биологичес-ких и экологических системах, наработка опыта применения информационных подходов к анализу биологических объектов, процессов и систем. Содержание: Научно-информационная деятельность в биологии и экологии. Информационные системы в биологии и экологии. Информационные подходы (семантический, биокибернетический, семиотический) к анализу биологических и экологических процессов и систем. Биодиверсикология, информационные аспекты изучения структуры и динамики биологического разнообразия. Информа-ционные индексы. Компьютерная биология.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Прикладные аспекты современной биологии и естествознания

    Цель: Знакомство с современными направлениями и тенденциями развития биологическими науками, инновационными аспектами биологических исследований, с проблематикой экологической и биобезопасности, эффективного использования биологических ресурсов. Содержание: Проблемы и перспективы прикладных направлений биологии: в сельском хозяйстве, промышленных технологиях, медицине, охране окружающей среды. Современное состояние и перспективы применения биосенсорной техники. Методы получения и направления использования трансгенных организмов. Современные проблемы демографии. Биоэнергетические основы стабильного функционирования экосистем: теоретические и практические основы рационального использования ресурсов растительного и животного мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Территориальное планирование и управление природопользованием

    Цель: Систематизация знаний в области природопользования, закономерностях и особенно стяхтерриториального размещения природных ресурсов и их использовании, влияние природно-ресурсного потенциала на развитие территории. Содержание: Методология и принципы территорального планирования (ТП). Основные группы факторов оценки территории. Прогнозирование основных направлений природопользования и охраны окружающей среды и их влияния на экономическое развитие территории. Современная территориальная организация Казахстана. Правовое и методическое обеспечение ТП. Система планирования рационального использования природных ресурсов. Водные, почвенноземельные ресурсы, ресурсы недр, растительные и животные ресурсы мира, их размещение и возможности использования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований и академическое письмо

    Цель: формирование у магистрантов навыков самостоятельной организации работы в плане постановки задачи научно-исследовательской работы, определения этапов и сроков проведения научного исследования. Содержание: Общие методологические подходы в современных биологических исследованиях. Постановка эксперимента. Математические методы в биологических исследованиях. Системный подход в биологии. Моделирование в биологии. Биологическое прогнозирование. Биологический мониторинг. Методология популяционных исследований. Методология экосистемных исследований. Методология биологического мониторинга. Методы обработки полученных результатов. Научная этика и академическая честность.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Методика и технология STEM образования

    Цель: Расширение профессиональных компетенций через использование интегрированного подхода к обучению STEM. Развитие исследовательских и лидерских навыков для разработки устойчивых планов действий по вовлечению в процесс обучения. Содержание: Концепции и современные проблемы в STEM образовании на национальном и глобальном уровнях. Современный опыт STEM и ее связь с меняющимися технологическими и социальными вызовами. Стратегии интегрированного обучения STEM на основе критического обзора истории, методов и теорий интегрированного обучения STEM в рамках современных исследований. Магистранты смогут высказывать суждения в области перспектив и направления развития STEM-подхода в образовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые образовательные технологии в процессе обучения биологии

    Цель: Формирование у магистрантов готовности в реализации современных образовательных технологий, как ресурса повышения качества преподавания биологии. Содержание: Личностно-ориентированная и развивающая образовательная парадигма. Системный подход, как эффективная технология развивающего обучения. Развитие системного мышления, навыки логического познания, стимулирование деятельностной активности обучающихся. Преемственность, логическая последовательность учебного материала. Цифровые ресурсы. Информационно-коммуникационные технологии. Качество образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Современные технологии обучения. Проектные технологии. Игровые технологии. Технология смешанного обучения. Проблемные методы обучения. Технология развития критического мышления.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научные аспекты организации учебного процесса в ВУЗе

    Цель: Представить историю и теорию обучения в высшей школе от этапов возникновения до настоящего времени. Содержание: Возникновение и развитие высшего образования за рубежом. история развития высшего образования в Казахстане. Формы обучения в высшей школе. Законы, закономерности и принципы обучения высшей школе. Компетентностный подход. Структурные компоненты учебного процесса в ВУЗе. Цели и задачи высшего профессионального образования. Сущность и научная организация учебного процесса в высшей школе. Психологические и педагогические условия эффективной организации учебного процесса в вузе. Преподаватель как организатор образовательного процесса в высшей школе. Методы и средства обучения в высшей школе. Организационные формы обучения в высшей школе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Дидактические основы методов обучения естествознанию

    Цель: Формирование целостного представления о методике преподавания естествознания, определения принципов отбора материала и содержание учебного предмета; формирование умения использовать эффективных методов, формы и средства преподавания; Содержание: История развития естествознания как учебного предмета. Характеристика естествоведческих и обществоведческих представлений и понятий. Формы организации изучения естествознания. Характеристика методов обучения естествознанию. Дидактические приемы и их применение. Дидактические возможности применения ИКТ. Компетентностный подход в естественно-научном образовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Планирование и организация научных исследований

    Цель: формирование умений в области планирования и организации научных исследований, знакомство с принципами и приемами планирования научного эксперимента. Содержание: Классификация и отраслевая структура науки. Научный потенциал государства и эффективность его использования. Методы научных исследований и их применение в решении задач в биологии. Информационный поиск, оформление и представление результатов научно-исследовательских работ. Методология теоретических и экспериментальных исследований. Методы математико-статистического планирования и обработки результатов эксперимента. Моделирование в научных исследованиях. Патентоведение. Использование искусственного интеллекта в профессиональной сфере. Искусственный интеллект анализ данных и методы биологического анализа. ИТ и цифровые образовательные инструменты. Методы математико-статистического планирования и обработки результатов эксперимента с помощью искусственного интеллекта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Междисицплинарные аспекты обучения биологии

    Цель: Рассмотрение и раскрытие междисциплинарных связей при обучении биологии. Содержание: Междисциплинарные связи как принцип обучения в современном образовании. Методика реализации междисциплинарных связей в обучении биологии. Виды междисциплинарных связей. Значение использования междисциплинарных связей для преподавателя биологии. Планирование и пути реализации междисциплинарных связей в обучении биологии. Применение математики, физики, химии, географии в решении биологических задач. Внутри дисциплинарные и междисциплинарные связи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инновационные тенденции обучения вВУЗе

    Цель: Формирование знаний о тенденциях, характеризующих развитие теории и практики высшего профессионального образования. Содержание: Теории и концепции высшего образования. Основные тенденции и направления развития современного образования – глобализация, фундамен-тализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Проблемы кризиса высшего образования в современном мире: общее, особенное, единичное. Актуализация и дискретный характер гуманизации сферы высшего образования. Традиции и новые парадигмы высшего образования. Образовательные инновации. Образовательные стандарты. Развитие единого образовательного пространства. Современная теория педагогической компетентности: проблемы индивидуального развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Менеджмент научно-педагогических исследований

    Цель: формирование у магистрантов системы компетенций, обеспечивающих понимание природы, принципов и логики научно-педагогического исследования, и владение методикой его организации в контексте развития способности успешно решать задачи исследовательской работы в образовательной среде. Содержание: Понятие менеджмента в науке. Методология как наука о научном познании. Педагогика как наука об образовании. Педагогика в системе современного научного знания. Структура методологии педагогики. Научно-педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды, принципы организации. Методологические характеристики научно-педагогического исследования и их особенности. Логика научно-педагогического исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов научно-педагогического исследования. Апробация и оформление результатов научно-педагогического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Растительные и животные ресурсы РК, рациональное использование, охрана

    Цель: Дать представление о методах определения состояния ресурсов растений и животных в РК, путях их восстановления и рациональных мерах по их эффективному использованию. Содержание: Состояние растительных и животных ресурсов Казахстана, структура и уровни биоразнообразия, растительного и животного мира. Возможности защиты и рационального использования растительных и животных ресурсов РК. Методы оценки состояния ресурсов растений и животных и пути их восстановления. Устойчивое использование ресурсов животных и растений. Изменение экосистем от действия человека. Особо охраняемые природные территории и биоразнообразие.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Концепция современного естествознания

    Цель: Формирование научного мировоззрения магистранта на базе усвоения наиболее важных естественнонаучных концепций и теорий. Содержание: Философия естествознания. Место естествознания в общей системе науки. Познание и научное познание. Определение математики. Роль математики в естественных науках. Физика – основы естествознания. Химия в системе естественных наук. Концептуальные системы химической науки. Концепции познания на уровне биологии. Философские основания ранних концепций происхождения живого. Диалектическое решение происхождения жизни. Философские аспекты основных современных решений проблемы происхождения живого. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Сущность дарвиновского решения проблемы развития органического мира. Главные направления развития эволюционной теории и идейная борьба с антидарвинизмом. Научное прогнозирование будущего.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающие в науке на современном этапе ее развития, оценивать различные факты и явления, основываясь на положениях и категориях философии науки.
  • Использовать знание иностранного языка в межличностном общении, профессиональной деятельности, написании научных трудов.
  • Оценивать развитие и эффективное использование персонала в организации, владеть социально-психологическими технологиями управления массовым поведением.
  • Проводить научно- экспериментальные исследования с формулировкой их задач, разрабатывая и осуществляя новые методические подходы, обсуждая их со специалистами и более широкой аудиторией.
  • Проектировать и осуществлять комплексные исследования с помощью искусственного интеллекта в области биологии, естествознания и методики преподавания на основе целостного системного научного мировоззрения.
  • Применять методологию педагогической науки в организации целостного педагогического процесса для обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся.
  • Осуществлять учебной процесс на профессиональном уровне демонстрировать знание искусственного интеллекта в создании интерактивных учебных материалов и его применении в образовательной деятельности.
  • Объяснять причинно-следственные связи экологических, эволюционных и природных явлений, влияние человека на данные явления.
  • Применять при обучении биологии и естествознания современные достижения науки и образования, описывая биологические процессы, наблюдаемые в природе.
  • Обобщать и применять результаты современных исследований биологии и достижений науки при обучении дисциплинам биологии и естествознании в организациях образования.
Top