7M01723 Подготовка педагогов казахского языка и литературы в ТарГУ им. Дулати
-
Цель образовательной программы Подготовка специалиста, обеспечивающего динамичное культурное и социально-экономическое, научно-техническое развитие общества и способного к самостоятельному мышлению, обладающего высокими духовно-нравственными качествами, глубокой научной и педагогической подготовкой, в полной мере сформировавшимся базовым пониманием фундаментальных и прикладных направлений языкознания и литературы, владеющего научно-исследовательскими и практическими методами анализа современных филологических процессов и явлений.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Таразский университет имени М.Х.Дулати
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M017 Подготовка педагогов казахского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
Литература Алаш
Рождение и становление Алашской литературы. Отражение в литературе общественных изменений казахской степи в начале ХХ века. Алашская литература, направления развития литературы. Национальная пресса и литература. Влияние первичных организаций культуры на литературное развитие. Казахская литература начала ХХ века и критика в литературе. Эстетическое значение Алашской литературы. Духовно-идеологическая борьба деятелей алаш и цензура в литературе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения и управления образовательным процессом в высшей школе, развитие способностей к планированию и реализации преподавательской деятельности с учетом современных требований образования. Будут изучаться: нормативно-правовые основы деятельности вуза и преподавателя, трансформация высшего образования в условиях цифровизации и глобализации, образовательный процесс в высшей школе, коммуникация, взаимодействие и управление в образовательной среде, психолого-педагогическая диагностика и сопровождение, оценка результатов и педагогическая рефлексия. В результате освоения дисциплины магистранты приобретут навыки планирования, проведения учебных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, использования цифровых и активных методов обучения, осуществление диагностики и сопровождение образовательной деятельности, владение навыками педагогического планирования, методами профессионального общения и психолого-педагогической поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Антропоцентрическая парадигма в языковой науке
Цель дисциплины-изучение взаимосвязи языка и человеческого бытия. В рамках дисциплины осваивает когнитивные, прагматические, культурные аспекты языка, а также теоретические основы антропоцентрических направлений (когнитивная лингвистика, лингвокультурология, этнолингвистика, прагмалингвистика). На основе материалов казахского языка анализируются категории языкового сознания, Национального концепта, образа мира, речевых актов и оценок. Дисциплина формирует навыки проведения самостоятельного исследования на основе антропоцентрической методологии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Метаязык и метасловарь лингвистики
Понятие и структура метаязыка в лингвистике. Объект исследования, предмет метаязыка. Использование метаязыка как средства общения. Лингвистический статус метаязыка, его место в языковой и функциональной системе. Понятие метаязыка и терминологические определения. Недостатки в терминологических словарях, ошибки в определении терминов в словарях. Отражение метаязыка лингвистики в лексикографических источниках. Основные аспекты развития казахской терминологии. Классификация и виды терминологических словарей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика и технология преподавания профильных дисциплин
Цель дисциплины – научить будущих специалистов владеть теоретико-методологическими основами и практическими навыками психологии управления, уметь решать психологические, профессиональные и межличностные проблемы коллектива с помощью эффективных методов воспитания и развития. Результаты обучения: владение знаниями о фундаментальных понятиях, процессах и формах психологических теорий управленческой деятельности; дифференциаия своих индивидуальных психологических особенностей и определение направлений развития; применение на практике современных методов управления персоналом, профессиональное взаимодействие и эффективное проведение организационно-воспитательной работы; разработка практических рекомендаций по профессиональному росту и карьере; принятие стратегических решений, анализ проблемных ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Искусственный интеллект в литературоведении: анализ и преподавание казахской литературы
Основная цель дисциплины-ознакомление магистрантов с научно-методическими основами эффективного применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе анализа и обучения казахской литературе. В рамках дисциплины охватываются такие направления, как методы количественного изучения литературных текстов, в частности, автоматический анализ стилевых, содержательных, тематических и структурных особенностей художественных произведений через ИИ, выявление интертекстуальных связей между текстами, описание авторского стиля, определение эмоционального тона и семантического поля. Кроме того, будут продемонстрированы способы сочетания технологий ИИ с интерактивными и адаптивными методами обучения казахской литературе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Поэтика казахского ораторского искусства
Понятие об истории ораторского искусства. Выводы ученых мира о риторике, поэтике. Система научных выводов о творческой личности оратора. Характер и талант казахских ораторов. Содержательно-формальная целостность ораторских слов. Ораторский талант и стиль. Художественная природа ораторского искусства. Художественный стиль в ораторских сравнениях. Средства ораторского искусства и художественное выражение ораторского искусства. Тропы и фигуры в ораторском искусстве.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины – системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Результаты изучения дисциплины: применение навыков устной коммуникации на иностранном языке; чтения иностранной литературы по соответствующей специальности и статей общественно-политической направленности с последующей обработкой и интерпретацией извлеченной информации; письменного изложения научной информации на иностранном языке в общепринятых основных формах; перевода текстов с иностранного языка на язык обучения и с языка обучения на иностранный язык на материале аутентичных текстов общенаучной и профессиональной направленности; аудирования на материале профессионально-ориентированного содержания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История и философия науки
Цель дисциплины – формирование общей научной, философско-методологической, мировоззренческой и дисциплинарно-теоретической базы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей. Результаты изучения дисциплины: магистрант сможет выбирать и применять методы научного исследования; формулировать и решать основные задачи научно-исследовательской деятельности; развивать навыки логического, системного и критического мышления; использовать теоретические знания для обоснования и аргументации собственной позиции по научным проблемам. Владение знаниями о современных концепциях истории и философии науки; навыками анализировать современные проблемы истории и философии науки; концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Поэтическая система казахской поэзии
Признание поэтической системы казахской поэзии как науки. Теоретические основы особенностей казахской поэзии. Направления развития современной казахской поэзии. Поэтическая история казахской поэзии. Система художественной поэтики. Сложные сочетания мыслей и образов в поэтическом и лингвистическом употреблении. Стилистические особенности казахской поэзии. Поэтика жырауской поэзии, основа художественная поэзии. Концепции национальной идентичности в современной казахской поэзии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Поэзия жырау и ораторское искусство
Общая концепция жырауской поэзии и ораторского искусства. Сбор и изучение поэзии жырауов и ораторского мастерства. Система научных выводов о творческой личности оратора и жырау. Личность жырау и оратора, сложившаяся на основе ораторского искусства. Содержательно-формальная целостность поэзии ораторских слов и поэзий. Характер таланта, творческого становления и стиля оратора и жырау.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингвистика текста
Лингвистика текста. Направления изучения текста. Текстоведение: различия и сходства. Основы истоков и направления исследований лингвистики текста, методы и приемы. Текстообразование. Типы и категории текста.Средства связывания текста. Концептуальное пространство семантики текста, направления проведения анализа. Текст и дискурс. Методы и аспекты анализа текста, функции изобразительных средств. Структура текста.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Научно-исследовательские методы казахской лингвистики
Цель дисциплины-всестороннее знакомство с историческими становлениями, развитием и современными методическими направлениями исследовательских подходов в казахской лингвистике. В рамках дисциплины рассматриваются единицы лингвистического анализа, их применение в работе с данными, построение исследовательских вопросов, построение гипотез, методы сбора данных и их интерпретации. Кроме того, проводит работу с современными методами исследования, такими как лингвистический корпус, анкетирование, интервьюирование, экспериментирование, анализ текста, статистическая обработка. Проводит аналитические и эмпирические исследования на основе фактических языковых фактов казахского языка, разрабатывает научный проект, осваивает требования культуры написания статей и научной этики.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Аспекты и новые направления лингвистики
Основные аспекты лингвистики. Новые направления в современном языкознании. Изучение новых лингвистических направлений. Основные исследовательские проблемы когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвистики текста, этнолингвистики, социолингвистики, прагмалингвистики, антропоцентрической лингвистики, нейролингвистики, коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теоретические основы эпохи истории литературы
Значение хронологии истории литературы в литературоведении. Принципы хронологии истории литературы. Принципы периодизации истории литературы. Позиция Б. Кенжебаева в периодизации истории литературы. Проблемы эпохи истории казахской литературы 1960,1970,1980-х годов. Введение в научный оборот поэзии жырауов. Духовное обновление и национальные ценности. Принципы хронологии риторики в отечественной литературной критике конца ХХ века.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Поэтика устной авторской литературы
Понятие об авторе произведений в литературном процессе. Традиции литературы и фольклора в устной авторской поэзии. Предикативные стихи в авторской поэзии. Прогнозирующие стихи поэтов отражающие суть психологии в художественной литературе. Летописные песни и биографические стихи в творчестве автора. Казахские ораторы - представители устной литературы. Литературная критика и художественные особенности национальной поэзии начала XIX века. Айтыс и его виды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика преподавания языка в Высшей школе
Структура курса обучения языку. Квалификационные особенности специальности «казахский язык и литература». Формы преподавания языкового предмета в Высшей школе. Методика организации СРС по казахскому языку и методике обучения. Пути организации НИР в обучении казахскому языку. Основополагающие документы в обучении казахскому языку. Методика специальных дисциплин казахского языка. Новая методика преподавания языка в Высшей школе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теория и практика переводоведения
Наука перевода и история ее становления. Основные отрасли теории перевода и ее соотношение с другими филологическими дисциплинами. Перевод-средство языковой и межкультурной коммуникации. Перевод как средство межъязыковой коммуникации. Основные виды перевода. Перевод-технологическое действие. Альтернативные проблемы перевода. Переводоведение: лингвистические и лингвокультурные проблемы. Основные способы перевода лексических единиц. Терминологическая система сферы переводоведения. Способы перевода текста оригинала.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практика письменного перевода
Сущность и значение косвенной формы в письменном процессе перевода. Анализ письменной версии перевода. Проблема функциональной грамотности перевода. Основные принципы и принципы перевода. Лексические проблемы перевода. Явные проблемы при переводе фразеологизмов, составных и двойных слов. Роль перевода в языковом общении.Практические особенности письменного перевода. Методологический характер процесса перевода.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания литературы в Высшей школе
История становления, развития методики преподавания литературы. Содержание дисциплины методика преподавания литературы как научной дисциплины, этапы литературного образования. Методологические и научные основы методики преподавания казахской литературы. Новые технологии, используемые в преподавании литературы. Требования к проведению занятий в Высшей школе. Лекции, семинарские занятия. Методика преподавания эпических произведений. Сведения, связанные с объемными произведениями.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингвокультурология и когнитивное языкознание
Вопросы взаимосвязи языка и национальной культуры.Культурные особенности нации. Языковая картина мира. Формулировка культуры как языковой категории. Отражение категории культуры в мировоззренческих и мировоззренческих позициях казахской нации. Параллелизм между структурой языка и структурой культурного мышления народа. Языковая картина казахского мира. Сила языка и ментальность. Факторы, которые делают культуру народа единым целым.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Историческая грамматика казахского языка
Цель дисциплины-изучение путей исторического развития грамматического строя казахского языка. В ходе дисциплины формирование и эволюция фонетических, морфологических, синтаксических систем языка рассматриваются на основе древнетюркских письменных памятников. Кроме того, анализируются возникновение, изменение и влияние грамматических категорий на современную языковую систему. Дисциплина позволяет овладеть навыками анализа грамматических явлений с помощью сравнительно-исторических методов с глубоким пониманием истории казахского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Научно-теоретические основы анализа художественного произведения
Вопросы взаимосвязи языка и национальной культуры.Культурные особенности нации. Языковая картина мира. Формулировка культуры как языковой категории. Отражение категории культуры в мировоззренческих и мировоззренческих позициях казахской нации. Параллелизм между структурой языка и структурой культурного мышления народа. Языковая картина казахского мира. Сила языка и ментальность. Факторы, которые делают культуру народа единым целым.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теоретические основы периодизации истории языка
Проблема эпохи истории языка. Преемственность между шумерской письменностью и древнетюркской. Алтайская эпоха. Эпоха гуннов в развитии истории казахского языка. Древнетюркский период в развитии истории казахского языка. Среднетюркская эпоха. Новая тюркская эпоха. Новейшая тюркская эпоха. Взгляды на состав рунического древнетюркского алфавита. Новые направления в развитии современного языка.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Научно-теоретические основы обучения национальной ментальности в художественной литературе
Вопросы взаимосвязи языка и национальной культуры.Культурные особенности нации. Языковая картина мира. Формулировка культуры как языковой категории. Отражение категории культуры в мировоззренческих и мировоззренческих позициях казахской нации. Параллелизм между структурой языка и структурой культурного мышления народа. Языковая картина казахского мира. Сила языка и ментальность. Факторы, которые делают культуру народа единым целым.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аспекты лингвоэкологии в культуре речи
Соотношение языковой культуры с другими областями языкознания. Проблемы культуры речи. Нормы, стилевые системы литературного языка, функции литературного языка. Экология культуры слова. Сущность лингвоэкологических аспектов. Языковая политика, языковое сознание, значимость языковой среды. Нарушение стилистических отношений в речевой функции. Этика речи. Орфоэпические, пунктуационные, лексико-грамматические, синтаксические нормы в структурной системе языка и отклонения от них. Факторы сохранения чистоты языка.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психологизм в художественном произведении
Признание психологизма как науки, сформировавшейся в казахской литературоведческой науке. Способы практического применения проблемы психологизма в художественном творчестве. Жизненная реальности в художественной литературе и их связь в психологизме. Научные мнения и выводы о психологии в художественной литературе. Способы психологического анализа художественного произведения. Способы анализа изображений. Роль диалога в раскрытии образа в монологе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Находит организационно-управленческие решения, анализируя особенности направлений современных теорий и концепций в менеджменте и проблемы истории и философии науки
- Владеет иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научно-исследовательскую деятельность с использованием современных методов исследования.
- Знать основные теории и концепции педагогики и психологии высшей школы; современные подходы, методы и технологии преподавания профильных дисциплин в вузе; разрабатывает учебно-методические материалы; мотивирует студентов к обучению и формированию профессиональных компетенций; использует цифровые инструменты и платформы в образовательной деятельности.
- Определяет актуальные проблемы современной литературы и ее истории на современном этапе и рационально использует их в своей профессиональной деятельности, анализирует национальную идею деятелей Алаша с целью формирования национальной идеи будущего поколения.
- Анализирует художественные произведения путем знакомства с особенностями авторской устной литературы, ее преемственности с письменной литературой, системой художественной поэтики и понятием психологизма в художественном произведении.
- Эффективно применяя технологии искусственного интеллекта в процессе анализа и обучения казахской литературы, интерпретирует литературные тексты в цифровом и гуманитарном контексте, работает с платформами ИИ, разрабатывает конкретные литературные проекты и эффективно использует полученные данные в процессе обучения.
- Планирует различные виды занятий с применением педагогических методов, осуществляет подготовку высококвалифицированных педагогических кадров новой формации на основе тесной интеграции науки, образования и инноваций. Кроме того, изучает научно-исследовательские методы казахской лингвистики и проводит анализ методологических принципов и методов обучения литературе и лингвистическим исследованиям в соответствии с научно-теоретическими основами национальной ментальности.
- Сравнивает лингвистические словари, разрабатывает метаязыковые корпуса и анализирует терминологические расхождения. Владеет основами антропоцентрической парадигмы и применяет навыки проведения исследований.
- Проводит научные исследования в фундаментальных исследованиях современной лингвистической науки, применяет полученные знания в своей исследовательской работе и методике обучения, использует эмпирические методы исследования процесса мировой филологии и анализа лингвистических аспектов текста.
- Проводит всесторонний глубокий анализ работ отечественных и зарубежных ученых о становлении и развитии истории казахского языка и литературы, особенностей поэзии жырауов и ораторского искусства. Также проводит научные исследования в области исторической грамматики казахского языка.
- Анализирует качество переводимого текста, путем овладения теории и практики переводоведения, проводит научные исследования в области переводоведения, учитывая особенности перевода и интерпретации художественного текста.