7M01502 Биология в ШУ
-
Цель образовательной программы Подготовка педагогов-биологов, обладающих углубленными теоретическими и практическими знаниями в области современных направлений биологических наук и методики преподавания биологии; владеющих навыками организаторской работы и управленческой деятельности, способных применять полученные компетенции в научно-практической и педагогической сферах.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Шымкентский университет
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M014 Подготовка педагогов биологии (казахский, русский, английский языки)
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M015 Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам
Дисциплины
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: развитие и отработка основных коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного ведения профессиональной деятельности; интегрирование в международную профессиональную среду; использование профессионального иностранного языка как средство межкультурного, научного и профессионального общения Дисциплина направлена на изучение терминологии для коммуникации в профессиональной сфере, а также грамматических конструкций и лексических правил при переводе текста. При изучении дисциплины рассматриваются грамматический материал, специальная лексика, терминологический материал; чтение, говорение, аудирование и письмо в профессиональной сфере.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы и технологии обучения педагогике высшей школы
Современные методы обучения, применяемые в вузах, способствуют развитию критического мышления обучающегося, самостоятельному поиску и овладению практическими навыками. Методы обучения способствуют развитию исследовательских способностей и совершенствованию творческого мышления. Эффективность инновационных технологий обучения характеризует влияние методов и технологий, внедренных в учебный процесс, на качество образования, на навыки обучающихся
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Планирование и организация научных исследований
Цель дисциплин: владение навыками организации и планирования научных исследований; владение методикой научного поиска; организация теоретического и экспериментального научного исследования; владение навыками оформления результатов научного исследования; демонстрировать методы теоретических и экспериментальных исследований; обработка результатов эксперимента. При изучении дисциплины рассматриваются: основные этапы развития науки; сущность и организация научных исследований, их виды; основы планирования научных исследований; организация и планирование научных исследований в вузе; критерии обоснования темы научного исследования; виды источников информации; структура научно-исследовательской работы; содержание научного поиска; организация теоретического и экспериментального научного исследования; методы оформления результатов научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогика и психология высшей школы
Владеет методологическими и теоретико-концептуальными основами педагогики и психологии Высшей школы. Применяет педагогические и психологические закономерности Высшей школы. Осуществляет педагогическую и психологическую деятельность в сфере высшего образования. Осваивает пути диагностики качества обучения в Высшей школе. Формирует профессиональную компетентность и педагогическое мастерство преподавателя вуза
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История и философия науки
Цель дисциплины: знание основных особенностей науки как особого вида знания, деятельности и социального института; знание основных исторических этапов развития науки и разновидности научного метода; умение ориентироваться в основных мировоззренческих и методологических проблемах, возникающих на современном этапе развития науки; владение терминологическим аппаратом философии науки; владение методами и приемами логического анализа Дисциплина направлена на изучение теоретических основ; анализ работы c первоисточниками, классическими трудами зарубежных и отечественных методологов науки; содействие самостоятельному и критическому мышлению, формирование таких качеств, как широта мышления; изучение исторических этапов науки, истории становления науки об обществе, культуре, человеке.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методологические проблемы современного биологического образования
Цель дисциплины: владение системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения биологических дисциплин, с методическими закономерностями подготовки материалов для лекционных и практических занятий; способами определения дидактических задач и путей их решения; подготовка к успешному осуществлению самостоятельной профессиональной педагогической деятельности в высшей школе. При изучении дисциплины рассматриваются: современные проблемы образования, новые методы исследования, образовательные стандарты и программы в области биологии; особенности и основы проектирования педагогической деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика преподавания биологии в послевузовском обучении
Цель дисциплины: владение методикой преподавания биологии в вузе; знаниями об особенностях содержания биологического образования; умение демонстрировать инновации с использованием методов и технологий обучения в вузе; владение знаниями последовательности изучения биологических дисциплин в высших учебных заведениях; способностью четко определять место биологических наук в системе естественных наук; владение различными методиками, применяемыми при изучении биологических дисциплин в вузе При изучении дисциплины рассматриваются: особенности содержания биологического образования в вузе; формы обучения в вузе; методы и технологии обучения в вузе; многообразие педагогических технологий, применяемых в биологическом образовании; методики, применяемые при изучении биологических дисциплин в вузе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инновационные методы исследований и коммерциализация
Цель дисциплины: развивать умение магистрантов самостоятельно и грамотно осуществлять коммерциализацию научно-исследовательской работы при реализации профессиональных задач, развитие методологической (исследовательской) компетентности. При изучении дисциплины рассматриваются: вопросы об инновационных методах исследования и предпосылки коммерциализации, а также способы их реализации в контексте образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Прикладные методы исследования в биологии
Цель дисциплины: умение проводить эмпирические исследования, развитие умений и навыков в области методических основ исследования в биологии. При изучении дисциплины рассматриваются: формирование умений и навыков работы с научной литературой; составления плана исследования; построения гипотезы; анализа проблемных вопросов при разработке и проведении эксперимента, включая экспериментальные методы проектирования исследования; опросы, открытые интервью и наблюдения; определение и обоснование основных видов научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Диалоговое обучение в биологии
Цель дисциплины: знание и использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии; умение устанавливать когнитивные (познавательные) и ценностно-ориентационные учебные цели, форму, методы контроля уровня их достижения; умение формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; владение способностью ориентироваться в современных проблемах биологии; умение использовать фундаментальные биологические понятия в профессиональной деятельности. При изучении дисциплины рассматриваются: диалоговые формы коммуникаций; технология проблемно-диалогического обучения на уроках биологии; научный, ценностный, эстетический и практический компоненты биологического образования; стратегические, тематические и конкретные цели обучения в биологии; современные технологии преподавания биологии; организации работы в области дополнительного образования по биологии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цифровой контент в биологическом образовании
Цель дисциплины: формирование способности решать задачи биодеятельности на основе цифрового контента с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использованием электронных ресурсов в образовательном процессе. При изучении дисциплины рассматриваются: применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе, выполнение проектирования, полевые и лабораторные исследования с использованием современной аппаратуры, вычислительных комплексов для сбора, хранения, обработке и анализа информации, ДОТ-технологии обучения, поиск информации в глобальных сетях, компьютерная обработка результатов исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Избранные главы теоретической биологии
Цель дисциплины: владение знаниями законов теоретической биологии; умение пользоваться теоретическими основами и моделями теоретической биологии; владение практическими знаниями о современных проблемах теоретической биологии; применение законов Г.Н.Чернова и Уоддингтона в профессиональной сфере. При изучении дисциплины рассматриваются: законы теоретической биологии (Г.Н. Чернов); система органического мира; переформированная эволюция; основные биологические концепции; аксиомы теоретической биологии; теория информации, закон информационной обусловленности биологических явлений, или закон Уоддингтона; методологические основания теоретической биологии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Использование искусственного интеллекта в обучении биологии
Цель дисциплины: эффективное применение искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе с упором на подготовку будущих педагогов-биологов. При изучении дисциплины рассматриваются: различные аспекты интеграции ИИ в образование, включая персонализацию обучения, адаптивное оценивание и развитие AI-поддерживаемых образовательных платформ в обучении биологии; выявление основных преимуществ и вызовов, связанных с внедрением ИИ в учебный процесс
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Использование нейронных сетей в обучении биологии
Цель дисциплины: изучение алгоритмов по реализации и применению нейронных сетей для изучения данных в биологии. При изучении дисциплины рассматриваются: программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма; изучение процессов, протекающих в мозге и попытка смоделировать эти процессы; алгоритмы обучения и методы оптимизации, методы глубокого обучения для получения глубоких представлений из поверхностных особенностей
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Молекулярная иммунология
Цель дисциплины: владение знаниями о структуре и функциях иммунной системы человека, видах иммунитета, регуляции иммунного ответа; умение вести аналитическую работу о механизмах развития и регуляции иммунного ответа; овладение знаниями о химических, биохимических и молекулярно-биологических основах реакций иммунитета; владение навыками, позволяющими использовать знания об иммунитете в научной и практической жизни При изучении дисциплины рассматриваются: антигены; антигенраспознающие рецепторы; функции иммунной системы человека; клеточные рецепторы для антител; механизмы развития и регуляции иммунного ответа; цитокины; химические, биохимические и молекулярно-биологические основы реакций иммунитета.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современные проблемы физиологии
Цель дисциплины: владение знаниями о закономерностях функционирования живых организмов и их отдельных систем, органов, тканей и клеток; умение использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма;умение применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях; владение навыками анализа функционального состояния живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток; владение современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры. При изучении дисциплины рассматриваются: современные этапы развития физиологии; физиология сердечно-сосудистой системы; современный этап развития нутрициологии; физиология обмена веществ; физиология и патофизиология обмена белков; физиология и патофизиология обмена жиров; методы исследования обмена веществ.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инновационные технологии в методике преподавания биологии
Цель дисциплины: знание классификации современных технологий обучения и методики их применения в обучении биологии; умение разрабатывать перспективный и тематический план изучения биологии в соответствии с требованиями инновационных технологий обучения; владение адаптацией инновационных технологий в преподавании биологии; способность применять инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической деятельности. При изучении дисциплины рассматриваются: современные инновационные технологии в сфере педагогической деятельности; классификация современных технологий обучения; технология продуктивного обучения; технология концентрированного обучения; технология модульного обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Современные инновационные тенденции преподавания биологических дисциплин в школе и в ВУЗе
Цель дисциплины: повышение уровня профессиональной подготовки магистрантов в области инновационной деятельности в образовании. При изучении дисциплины рассматриваются: вопросы об инновационных тенденциях преподавания биологических дисциплин в ВУЗе и школе; о методах педагогического моделирования инновационного процесса; об оптимальных стратегиях обучения; об образовательном процессе с использованием инновационных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Биотехнология и нанотехнология
Цель дисциплины: научный подход применения в биотехнологии, инженерии, медицине и фармации путем освоения технологий манипулирования отдельными биомолекулами, выявление особенностей разработки интерфейсных поверхностей между биомолекулами и наночастицами. При изучении дисциплины рассматриваются: репликации биомолекул с использованием экспериментальных методов исследования, обоснованность теорий и данных о принципах функционирования био-нанотехнологий, сочетание теоретических закономерностей биологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Научные аспекты рационального использования биоресурсов
Цель дисциплины: знание основных проблем эффективного использования биологических ресурсов Казахстана. При изучении дисциплины рассматриваются: состав и разнообразие биоресурсов; ресурсная оценка для разработки мероприятия по рациональному использования биологических ресурсов; основные законодательства Республики Казахстан для обоснования мероприятий по охране и рациональному использованию биоресурсов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современные методы и проблемы биотехнологии
Цель дисциплины: владение знаниями о современных методах и достижениях в области фундаментальной и прикладной биотехнологической науки, обеспечить формирование у магистрантов представлений о современных проблемах в области биотехнологии. При изучении дисциплины рассматриваются: вопросы современной биотехнологии; новейших технологиях получения и использования генетически модифицированных организмов и продуктов, базирующихся на достижениях молекулярной биологии и биотехнологии; современных аналитических методах, применяемых в биотехнологии и основах биоинженерии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика применения междисциплинарных связей в обучении биологии
Цель дисциплины: повышение уровня профессиональной подготовки магистрантов в области инновационной деятельности в образовании. При изучении дисциплины рассматриваются: вопросы об инновационных тенденциях преподавания биологических дисциплин в ВУЗе и школе; о методах педагогического моделирования инновационного процесса; об оптимальных стратегиях обучения; об образовательном процессе с использованием инновационных технологий. Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о системе методических знаний, способов деятельности и творческого опыта, обеспечивающих эффективное осуществление процесса обучения биологии, использование и учет ее междисциплинарных связей с другими науками; интегрирование междисцилинарных знаний в обучении биологии; оценивание и интерпретация новейших достижений междисциплинарных аспектов биологии При изучении дисциплины рассматриваются: методика реализации междисциплинарных связей в обучении биологии; значение использования междисциплинарных связей для преподавателя биологии; методические аспекты разработки и реализации междисциплинарных проектов по биологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Окружающая среда и сохранение биологического разнообразия
Цель дисциплины: применение полученных знаний на практике для проведения самостоятельных исследований в области сохранения биологического разнообразия и рационального природопользования; владение знаниями о разнообразии растительного и животного мира Казахстана; знание принципов проведения мониторинговых исследований по изучению устойчивости экосистем; владение навыками анализа разнообразия и состояния растительного и животного мира. При изучении дисциплины рассматриваются: современное состояние биоразнообразия и окружающей природной среды; принципы проведения мониторинговых исследований по изучению устойчивости экосистем и сохранению биоразнообразия; общие тенденции изменения и угроза биоразнообразия; проведение мониторинга по изучению устойчивости экосистем и сохранению биоразнообразия; изучение Национальной стратегии сбалансированного использования биоразнообразия; укрепление теоретических основ законодательного права.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Применять знание об историко-философских и духовных процессов в современном обществе; подходы и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской работы
- Владеть литературой, деловой письменной и устной речью в условиях полиязычья, навыками публичной речи; анализировать логику рассуждений и высказываний
- Владеть теориями, активными методами и инновационными технологиями обучения. Развивать мотивацию обучающихся с помощью методов обучения в Высшей школе. Осуществлять педагогическое планирование в сфере высшего образования
- Владеть теоретическими основами педагогики и психологии Высшей школы. Определять современные тенденции высшего образования. Осуществлять педагогическое и психологическое общение, педагогическое мастерство в Высшей школе
- Умеет работать с обучающимися; использует различные методы обучения для формирования знаний, учений и навыков в области биологии; планирует учебно-воспитательный процесс
- Проектировать и осуществлять комплексные исследования в области биологии, естествознания и методики преподавания на основе целостного системного научного мировоззрения
- Владеть современными методиками планирования, организации и проведения научных исследований; уметь применять навыки проведения современных экспериментальных исследований в области биологии, позволяющие получить новые научные факты, значимые для биологии; методами внедрения результатов исследований в практическую педагогическую деятельность; механизмами коммерциализации результатов исследований
- Применять на практике современные технологии поиска информации для решения информационно-поисковых задач в учебном процессе и электронном обучении биологии; владеть современными методами обучения биологии, основанные на использовании компьютерной техники и искусственного интеллекта
- Обобщать и применять результаты современных исследований биологии и достижения науки при обучении дисциплин биологии и естествознания в организациях образования
- Использовать современные методы исследования биологических процессов на молекулярно-биологическом уровне, а также о рациональном использовании биоресурсов для сохранения биоразнообразия окружающей среды