Действующая образовательная программа

6B01717 Казахский язык и литература в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Устойчивое развитие, экология и безопасность жизнедеятельности

    Цель: дать знания о принципах устойчивого развития, основ целей устойчивого развития (ЦУР), ESG-принципов, декарбонизации и научить анализировать взаимосвязь экологических, социальных, экономических факторов, оценивать риски и разрабатывать устойчивые стратегии глобальных экологических и социальных вызовов и их последствий, экобезопасности водных ресурсов, воздушного бассейна, деградации земельных ресурсов, продовольственной безопасности, природных и техногенных бедствиях, связанных с антропогенной деятельностью и способах защиты от них.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инклюзивная культура в современном обществе

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков знаний основ инклюзивной культуры общества, базовых принципов инклюзивной культуры, а также знания нормативно-правовых аспектов организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В результате освоения дисциплины формируются способности студентов использовать принципы инклюзии в социальной и профессиональной сферах, способности выбирать коммуникативные стратегии в мультикультурном обществе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство и бизнес

    Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков разработки бизнес-плана, его организации и эффективного ведения на основе теоретических, научных и практических знаний. В рамках курса рассматриваются правовые, экономические, управленческие и организационные аспекты предпринимательской деятельности, а также предлагаются научно-практические подходы к решению возникающих проблем. Целью является развитие стратегического мышления студентов и совершенствование их профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности в современной предпринимательской среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в литературоведение

    Дисциплина направлена на освоение основ филологического знания, сформировавшегося как наука о словесном искусстве. Рассматриваются основные термины и понятия литературоведения, а также литературно-теоретические и эстетические категории. Освещаются процессы литературного развития, жанры, течения, художественные методы, строение стиха, традиции и новаторство. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков комплексного и системного анализа художественного текста и развитие литературно-теоретического мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Антикоррупционная культура

    Цель изучения дисциплины – раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы научных исследований

    Анализируются принципы систематической организации исследовательской работы, овладение научной методологией и методами, присущими новым парадигмам и концепциям в научных исследованиях. Направление изучения теоретической дисциплины и выполнения исследования по выбранной теме. Рассматриваются вопросы профессиональной квалификации при формулировании цели и задач научного исследования, обосновании заключения поиска, написании реферата, доклада, курсовой /дипломной работы или статьи по научному анализу.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Целью дисциплины является формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования в том числе цифровых технологий. Повышение уровня финансовой грамотности позволят обучающимся принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы и своевременно распознавать финансовые мошенничества. Дисциплина направлена на получение знаний и навыков в области управления личными финансами. В рамках дисциплины обучающиеся научаться использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получат практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, научаться анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика

    В ходе дисциплины изучаются общетеоретические основы педагогической науки и новые подходы к педагогическим теориям и технологиям. В процессе реализации теоретических основ осуществляется интеграция с практической педагогической деятельностью и инновационными методами. Будущие учителя знакомятся с принципами, закономерностями обучения и воспитания, а также с инновационными технологиями учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Введение в языкознание

    Познакомить с основными понятиями и терминами языкознания, проинформировать будущих специалистов-филологов о новых возникающих проблемах. Основные принципы и выводы языкознания должны быть сформулированы на основе языков мира и все они соединены с достижениями языкознания в последнее время. Дисциплина позволяет обучающимся-филологам получить глубокое научное понимание структуры своего родного языка (казахского языка), знания генетической близости родного языка с родственными языками, сравнить типологические сходства с неродственными языками.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правописание и произношение

    Цель дисциплины-овладение языковыми специалистами правилами правильной речи, грамотного письма, определение функции, места знаков препинания, разъяснение значения орфоэпических, орфографических норм, обучение грамотному письму, умение правильно говорить с нормами литературного языка, выразительное чтение. Владеть причинами орфографических ошибок и способами их предотвращения; различать особенности между языком письма и разговорным языком, устранять ошибки-недостатки в работе над письмом.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Народное творчество

    Рассматривается проблема общих основ и особенностей народного творчества и авторской литературы, познавательной, бытовой и исторической деятельности народной литературы, этнографического характера, классификации по жанрам. Дифференцируется поэтическая специфика произведений народного творчества в рамках художественно-эстетической, этической, исторической, этнографической деятельности. В ходе комплексного анализа и систематического освоения народной литературы обогащается природа жанра, эстетическая сущность видов народной литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в тюркологию

    Цель дисциплины – освоение объектов изучения тюркологии, истории становления и развития тюркологической науки, изучения русской, Западной тюркологии, Восточной тюркологии в тюркском мире. Задача дисциплины – формирование у студентов уверенного представления об истории казахского языка как о его становлении из племенных языков в язык народа, из него в язык нации-о его непосредственной связи с историей родственных тюркских языков.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фонетика современного казахского языка

    В ходе изучения дисциплины изучаются предмет, области, методы исследования фонетики, звуковой состав казахского языка, виды акустико-артикуляционных особенностей, состояние изучаемой звуковой системы, сочетания звуков, звуковой состав слога, виды слогов и ударений, виды закона созвучия, созвучия языка и губ, особенности закона подобия и законов склонения, рассматриваются теоретические систематические знания о характере обмена звуками, закономерностях письма и правильной речи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Адаптация программного содержания для детей с ООП

    Содержание дисциплины рассматривает пути адаптации программного содержания для детей с ОПП в условиях инклюзивного образования, а также общие закономерности, тенденции развития инклюзивного образования в Казахстане и за рубежом. Дисциплина направлена на формирование представлений студентов о научно-теоретических и методических основах организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, особенностях разработки и реализации индивидуального учебного плана для ребенка с ООП, путях адаптации учебной среды и стратегий оценивания учебных достижений детей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Терминология казахского языка

    Цель дисциплины-неуклонное, неуклонное соблюдение терминологической семантической границы научного понятия, отражение терминообразования, словообразовательных подходов в терминообразовании, исторические этапы казахской терминологии, история терминографии, принципы терминообразования, современная казахская терминология и специальная лексика, рассмотрение билингвистических, теоретических проблем терминологии, изучение теоретических основ казахской терминологии, методов терминообразования, деятельности на научной основе учить распознавать, осознавать проблемы термина.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • ИКТ в инклюзивном образовании

    Содержание дисциплины знакомит студентов с принципами использования информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании, с зарубежными и отечественными педагогическими практиками, основанными на идеологии, отвергающей любую дискриминацию детей; информирует о создании и реализации условий, обеспечивающих равенство всех людей и особых условий для детей с особыми образовательными потребностями, рассматривает пути организации инклюзивного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фольклор: жанр и образ

    На основе комплексной дифференциации природы фольклора анализируются жанровые особенности, преемственность традиций, познавательный характер, художественный мир, эстетическая сущность, дидактическая деятельность системы изображения героев. Исследованы проблемы системы персонажей в фольклорных произведениях, темы и идеи, сюжет и композиция. Изучены аспекты образного языка, использование слов в изображении персонажей с разных сторон.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская тюркология

    Тюркология – сформировалась в результате изучения языка, этнографии, истории, устной литературы, культуры тюркоязычных народов. Отдельная отрасль востоковедения. Цель дисциплины-рассмотрение истории становления, развития тюркологии, истории развития тюркских языков, классификации тюркских языков. Содержание-изучение древнетюркских письменных памятников, средневековых письменных памятников, периодов развития, становления тюркологии в целом, наряду с письменными памятниками эпохи Чагатая.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахский фольклор

    Углубление к всестороннему изучению теоретического статуса и специфики казахского фольклора, жанра и генезиса, типологии фольклора. Формирование системы знаний, методологических основ в определении гензиса и типологии фольклора, выявлении особенностей, характерных для закономерностей ее развития. Раскрыть научно проблемную и полемическую сущность терминов «фольклор», «устная литература», проанализировать специфику, значение художественных приемов в фольклоре.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фольклор и литература

    Анализируется историческая преемственность литературы и фольклора в художественном развитии, жанровый характер художественно-эстетической системы в русле традиции искусства. Рассматриваются общие черты и особенности понятий «фольклор» и «литература». Дифференцируются поэтические основы, типологические закономерности интеграции фольклора и литературы. Современные новаторские научные изыскания, концепции, парадигмы в направлении определения жанра фольклора.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Звуковая система казахского языка

    При изучении дисциплины необходимо дать характеристику звуковому составу казахского языка, рассмотреть особенности создания, произношения, звучания звуков, закономерности влияния звуков друг на друга, виды звуковых изменений. Анализ вопросов изучения звуковой системы казахского языка, слогов, ее видов, видов закона ударения, созвучия, орфографии, орфоэпии, графики. В ходе комплексного анализа уметь анализировать типы звуков в зависимости от присутствия голоса, места создания, способа создания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика обучения детей с ООП в условиях инклюзивного образования

    Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов осуществлять работу с детьми с особыми образовательными потребностями. В процессе изучения дисциплины бакалавры усвоят особенности применения технологий обучения различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, проектирование целей, ожидаемых результатов совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями общеобязательных стандартов, основы педагогической диагностики, специальные методы и технологии, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу с неуспевающими обучающимися, способы отбора содержания, методов, приемов организации обучения и контроля, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексикология и фразеология современного казахского языка

    Цель дисциплины – формирование у студента языкового богатства, овладение языковой культурой, овладение словосочетанием казахского языка, нормой литературного языка, культурой его разумного использования. Содержание – предоставление сведений о составе, строении, своеобразии, истории развития слов, сложных слов, значении, происхождении, устойчивых выражений, в том числе фразеологизмов, об их стилевом значении, характере, способности к употреблению, в целом о словарном составе и фразеологическом фонде.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лексикология и семасиология современного казахского языка

    Цель дисциплины – формирование у студента языкового богатства, овладение им языковой культурой. Обучение овладению культурой правильного употребления казахского языка, культурой литературного языка, выбора слова, достойного мысли в речи, письме. Содержание-представление сведений о значении, происхождении слов, сложных слов, о специфических признаках, истории развития, об их стилевом значении и характере, об их способности к употреблению, об общем, словарном составе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогическая психология

    Дисциплина направлена на теоретическую и практическую подготовку обучающихся к применению психологических знаний в сфере образования. В содержании дисциплины рассматривается психология обучения, воспитания и педагогической деятельности: особенности восприятия, памяти, внимания и мышления обучающихся, формирование учебных навыков и мотивации, развитие нравственных, эмоциональных и социальных качеств личности, а также анализ взаимодействия педагога с учащимися и методы диагностики психического развития и преодоления трудностей в поведении детей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лексикология и лексикография современного казахского языка

    Цель дисциплины-формирование у студента языкового богатства, овладение языковой культурой, обучение порядку составления словарей. Овладение словоблудием казахского языка, литературной языковой нормой, культурой правильного употребления слова в речи, письме. Содержание-предоставление сведений о значении, происхождении слов, сложных слов, устойчивых выражений, их отличительных признаках, истории развития, их стилевом значении, характере, пригодности к употреблению и проблемах лексикографии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Наследие жырау и ораторское искусство

    Наследие жырау, оставивших неизгладимый след в истории национальной литературы, анализируется с точки зрения общественно-социального, художественно-эстетического, тематико-идейного, структурно-жанрового характера. Рассматриваются общие черты, особенности природы искусства жырау и ораторского мастерства. Анализируется наследие жырау и тематико-идейное ядро, характерное для философской, гуманистической, общественно-социальной мощи, эмоциональной силы слова, направленное к управлению казахским обществом.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Поэзия жырау и историко-культурный код

    Углубляясь в поэзию жырау с многовековой историей, предполагается определить глубокий историко-культурный код духовного наследия. В художественной системе литературного наследия пологается определить преемственность темы в историко-философском, гуманистико-дидактическом аспекте и усвоить ее в новом содержании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Истоки казахской литературы

    Анализируются сбор, изучение, жанровый, тематико-идейный, художественно-эстетический характер литературно-духовного наследия времен сакских, гуннских, древних тюрков, являющихся истоками казахской литературы. Литературно-языковые памятники тюркской эпохи, артефакты периода Золотой Орды рассматриваются как источники казахской литературы. Духовно-культурное наследие, являющееся основой национальной литературы, древние тексты дифференцируются по хронологической системе, определяется преемственность с современной литературой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Литература древнего периода

    Рассматриваются художественные истоки, литературно-эстетическая система, тематические, жанровые особенности истории казахской литературы в древности. Анализируются вопросы изучения литературы античности отечественными и зарубежными учеными, эпохализации истории литературы. Дифференцируются исторические основы связи казахской литературы с литературой древности, художественные каналы развития традиций. Литература античности подразделяется на внутренние периоды, выявляются их особенности в художественном развитии. Отмечается, что данная литература является общим духовным наследием, литературной реликвией для народов тюркского происхождения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература ХY-XYIII веков

    Казахская литература эпохи жырау, увековеченная знаменитыми жырау Монке би, Сыпыра жырау, Кетбуга, дифференцируется в генезисном, типологическом, поэтическом плане на основе историко-хронологического подхода. Философские, общечеловеческие гуманистические идеи в наследии выдающихся жырау, живших в эпоху Казахского ханства, анализируются в аспекте с размышлениями о единстве страны, целостности земли, социальной судьбе народа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Древние литературные памятники

    Акцентируется внимание на художественном строении и жанровых особенностях древних литературных реликвий, обогащаются общие обычаи, мировоззрение, система художественного мышления тюркских народов в художественной литературе. Изучаются истоки генетического наследования в духовном наследии и ценностях. В связи с системой целостности определяется литературно-историческое значение древностей, обобщающих специфику синкретических и импровизационных закономерностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература ханского периода

    Художественный мир, эстетическая природа искусства слова в эпоху Казахского ханства анализируются на основе жанра «толгау». Уникальная творческая личность жырау, амбициозная натура «толгау» рассматриваются в историческом аспекте ханской эпохи, определяется значение национальной литературы в духовной и политической жизни народа. Тематико-идейное ядро, поэтическая система жанра «толгау» дифференцируются на основе эстетики и этики кочевников.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лексикология современного казахского языка

    Целью изучения данной дисциплины является формирование навыков анализа с точки зрения проблем лексикологии, происхождения, функциональной функции лексической единицы, наполненности словарного состава, путей развития и этимологии. Дисциплина направлена на формирование у студента языкового богатства, овладение литературной языковой нормой, культурой правильного подбора слов в речи, письме, его разумного употребления и практическим подходом к основным понятиям и высказываниям.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Общая тюркская литература

    Литературное наследие, общее для современных тюркоязычных народов, духовные закономерности превращения литературных реликвий в духовную ценность казахского народа. Рассматриваются вопросы традиции и преемственности в художественном развитии древнетюркской литературы, отражение в искусстве слова основ исторической преемственности. Значение древних литературных реликвий в познании общественной, социальной и духовной жизни, быта современных тюркоязычных народов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Язык тюркских письменных памятников

    Цель дисциплины-обучение лексическому, фонетическому и грамматическому анализу языка орхоно-Енесейских письменных памятников. Дисциплина "язык тюркских письменных памятников" является одним из обязательных предметов, основным курсом в системе лингвистических дисциплин, изучаемых по специальностям казахский язык, казахская филология. Содержание данной дисциплины-дает представление о фонетическом и морфологическом строении всех тюркских языков с казахским языком.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература XIX века

    Рассмотрены основные тенденции развития казахской литературы XIX века и определено художественное значение в описании реалий колониальной эпохи. Анализируется природа литературных течений, отраженных в казахской литературе XIX века, творчество выдающихся личностей течения «зар заман». Особенности в процессе художественного развития казахской литературы отражены на основе просветительской направленности, творчества сал-сери, искусства айтыс.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Жусупбековедение

    Представлены сведения о жизни и нравах, общественной деятельности и творческом наследии поэта-переводчика, учителя-ученого, писателя Жусупбека Аймауытулы (1889-1931), который является выдающимся деятелем среди представителей Алаш. Широко представлены писательское мастерство деятеля, его творческие способности в вопросах человеческого бытия, также его статус и вклад в решение общественно-социальных проблем как деятеля-писателя Алаш. Особое внимание уделяется его вкладу в образовательную и научную деятельность, в религию, в развитие языковых возможностей и решению вопросов культурно-духовной сферы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература І половины ХХ века

    Цель изучения дисциплины – дать анализ общего состояния казахской литературы первой половины ХХ века, дифференцируя влияние крупных историко-социальных изменений на развитие общества. Анализ тематико-идейных, художественных изысканий в словесном искусстве через творчество видных представителей, уточнение особенностей и общего единства литературных направлений. Содержание дисциплины – раскрытие сущности возникновения и процветания новых жанров в литературе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская ономастика

    Цель дисциплины – предоставить студентам сведения о становлении и развитии современной казахской ономастики как отдельной отрасли и ее направлениях. Пополнение национальной базы знаний студентов с учетом исторического места и современных изменений ономастики в казахском языке и культуре. Содержание дисциплины в каждом из перечисленных направлений, наряду с научно-теоретическими, включает вопросы прикладного характера, предназначенные для обеспечения общественных запросов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новейшие технологии и методика преподавания казахской литературы

    В соответствии с обновленным содержанием образования будет повышен уровень преподавания казахской литературы на основе передовых отечественных, зарубежных традиционных и инновационных методик обучения. Предполагается приблизить учебный процесс к сегодняшнему процессу развития науки и культуры, установить оптимальные технологии в освоении дисциплины, систематизировать эквивалентность программ и учебников по дисциплине, освоить приоритетные направления гуманизации учебно-воспитательного процесса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Концепция течений и направлений в литературе (I половина ХХ века)

    Анализировоть природу литературных течений и направлений в казахской литературе с точки зрения интеграции национальной и мировой литературы. Провести теоретический анализ мастерства поэтов и писателей в творческом освоении течений и направлений в казахской литературе. Сделать отбор типологии литературных течений и направлений с точки зрения жанра и стиля. Провести анализ проблемных полемических суждений в определении концепции литературных течений и направлений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингводидактические основы учебников казахского языка

    Цель изучения дисциплины – формирование навыков чтения-анализа, оценки учебно-методических комплексов путем овладения дидактическими, методологически-теоретическими основами учебников казахского языка, умения составлять эффективные методические комплексы, применять их на практике. Кроме того, обучающиеся проводят экспертный анализ структуры и содержания учебников казахского языка через овладение основами учебников, всесторонне разъясняют структуру и характер ценностей, общечеловеческие, национальные ценности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Словообразование современного казахского языка

    Цель – изучение и профессиональное освоение современной системы словообразовательных отношений на теоретической основе, начиная с древней истории и специфики новой производной системы слов и заканчивая признанием новых слов в результате словообразовательных подходов. Пополнение словарного состава за счет создания нового слова, источник канала обогащения проходит в тесном контакте с лексикой, фразеологией, морфонологией промежуточного уровня, сферами морфологии, акцентируя внимание на особенностях, присущих языковым явлениям, относящимся к словообразованию.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория и методика воспитательной работы

    Программа дисциплины предусматривает теоретико-методическую подготовку будущего учителя к организации и проведению воспитательной работы со школьниками. Рассматриваются теоретические и практические основы воспитательной деятельности, направленные на реализацию гуманистической парадигмы образования и воспитания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Алаш и литература

    Изучается влияние политико-социальной ситуации начала ХХ века на развитие казахской литературы, истоки возникновения, влияние развития движения Алаш на литературный процесс. На основе архивных документов и исследований по алашоведению анализируется жизнь и творчество литературных деятелей, причастных к движению Алаш. Раскрываются история, содержание, жанровый, идейный, художественно-эстетический характер алашской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История казахской письменности

    Цель дисциплины – показать сложную природу письменных знаков, объяснить их особенности между семасиографическим периодом и фонографическим периодом, наглядно изучить найденные на казахской земле петроглифы, систематизировать представления об изучении и происхождении древнетюркской рунической письменности, систематизировать изучение древнетюркской рунической письменности древнетюркской, арабской, латинской, армянской, русской письменности объяснение причин распространения между ними.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Морфология современного казахского языка

    Цель дисциплины – формирование представлений об объекте исследования, основных понятиях и закономерностях морфологии, приобретение практических навыков морфологического анализа языковых единиц. Содержание дисциплины позволяет развивать лингвистическое мышление обучающегося через усвоение систематических знаний о слове и его формах, составе слова, видах морфем, принципах словообразования и личностных изменениях, грамматических особенностях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литература ІІ половины ХХ века

    В целях дисциплины будут проанализированы основные тенденции развития казахской литературы во второй половине ХХ века. Выявляются последствия давления тоталитарной системы в художественном процессе, анализируются ее влияние в творческих поисках с приоритетными направлениями развития общества. В литературе периода творческое наследие писателей классиков казахского словесного искусства изучается с точки зрения тематико-идейной, жанровой, художественно-эстетической природы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История казахского литературного языка

    Литературный язык и норма. Становление Казахского национального письменного литературного языка. Цель дисциплины-дать студентам знания об основных понятиях лингвистического казахского литературного языка, особенно о функциональных стилях и стилистических возможностях языковых ярусов, научить различать, к какому стилю относится любой текст. Языковой анализ материалов на страницах делопроизводства, научных трудов и печати, умение писать материалы для каждого стиля.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Абаеведение

    Дифференцируются пути рождения, становления и развития абаеведения. В содержании дисциплины рассматриваются приоритетные направления изучения наследия, творчества поэта,различные научные проблемные вопросы современного абаеведения. Труд выдающихся ученых в области абаеведения изучается на фоне различных тенденций развития общества.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Казахская литературная критика

    Будут изучены пути зарождения, становления и развития казахской литературной критики. Рассматривается природа литературной критики в дифференциации художественно-эстетической системы словесного искусства, творчества писателей. изучается, что критика приобрела идеологический характер в определенный исторический период. В истории казахской литературоведческой науки выделяются заслуги выдающихся критиков.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания казахского языка

    Цель дисциплины – обеспечение формирования у обучающихся навыков применения инновационных педагогических технологий, а также эффективных методов обучения казахскому языку. Содержание дисциплины направлено на формирование и усвоение знаний о структуре, содержании, целях и задачах обновленной образовательной программы, активные методы обучения казахскому языку, принципы, которыми должен руководствоваться учитель при планировании успешного урока.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Синтаксис текста

    Грамматическое строение, система языка наглядно отражены в разделе синтаксис. Потому что синтаксис в языковом законодательстве проверяет, как отдельные слова сочетаются друг с другом, так и отдельные предложения. Цель дисциплины-обучение синтаксической системе языка, обучение учету целей анализа текста, потребностей в процессе анализа текста, овладение особенностями формирования текстов различного уровня, закономерностями и отношениями связывания содержащихся в них предложений. Оценивают явления в составе и семантике предложений в тексте.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория литературы

    Углубляются филологические навыки литературно-теоретического анализа художественной системы словесного искусства. Увеличиваются художественные познания в изучении современных тенденций и приоритетных направлений развития национальной и мировой литературы, активизируются поиски дифференциации психологии художественного творчества. Рассматриваются жанры, литературное течение, художественный метод, теоретические аспекты новаторских методов исследования в литературоведении.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература периода независимости

    Определяется своеобразный характер развития казахской литературы в период независимости. Изучается жанровый характер, поэтическая природа, присущая новаторским поискам. Раскрывается тема государственности в литературе, идея свободы. В содержании дисциплины анализируется специфика модернистской и постмодернистской литературы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная казахская литература

    Дисциплина направлена на изучение художественного развития современной казахской литературы, ее основных направлений и тенденций. Одним из важных аспектов является определение уникального места и особенностей казахской литературы в контексте мирового художественного процесса. На основе современной поэтической системы казахской литературы анализируется типологическое пространство словесного искусства. В ходе исследования современных тенденций литературного развития осваиваются новые теоретические труды, рассматривается их роль в литературоведении.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историческая грамматика казахского языка

    Цель дисциплины-предоставить студентам информацию об истории казахского языка, его месте в системе тюркских языков. Формирование представлений о происхождении, формировании, эволюции фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса казахского языка, всестороннее совершенствование знаний. Предмет исторической грамматики казахского языка изучается в тесной связи со сравнительной грамматикой тюркских языков. Историческая грамматика казахского языка исследует становление и развитие всех отраслей языка, направления изменения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современный литературный процесс

    Дисциплина направлена на изучение особенностей развития современного литературного процесса. В ходе обучения анализируются жанровое разнообразие и новые направления художественно-эстетических поисков. Посредством исследования проявления национальной идеи и темы независимости в литературе раскрывается их духовное и общественное значение. Изучаются модернистские и постмодернистские течения в казахской прозе и поэзии, выявляются их художественные методы. Оценивается их роль в литературном процессе и влияние на казахскую литературу, развиваются творческое понимание и аналитические навыки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Стилистика казахского языка

    Цель изучения дисциплины-дать знания об основных понятиях лингвистической стилистики, стилистических возможностях функциональных стилей и языковых ярусов, научить различать, к какому стилю относится любой текст. Способы предотвращения фонетических или грамматических ошибок в тексте, выполнение устных и письменных работ, поддержание чистоты, ясности, точности языка, использование каждого слова и предложения на месте, доведение до богатых возможностей родного языка, привитие навыков владения языковыми нормами.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Синтаксис казахского языка

    Грамматическое строение, система языка в дисциплине наглядно отражена в его синтаксическом разделе по грамматике. Потому что синтаксис в языковом законодательстве проверяет, как отдельные слова сочетаются друг с другом, так и отдельные предложения. Основная цель дисциплины-доскональное обучение природе, системе языковых личностей, таких как словосочетания, предложения, текст, их взаимосвязи, функции, которую люди выполняют в речи, традиционному синтаксическому анализу.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые технологии в обучении языковым навыкам

    Важное место в обучении казахскому языку занимает развитие казахского мышления и беглости речи изучающих язык. Цель предмета – освоение методов обучения языковым навыкам с эффективным использованием современных технологий, формирование навыков применения инновационных инструментов в процессе обучения. Обучение использованию интерактивных программ, искусственного интеллекта, онлайн-платформ и мультимедийных ресурсов для развития языковых навыков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Использовать современные коммуникационные технологии для устного и письменного общения на казахском, русском и иностранных языках в условиях профессиональной, культурной и межличностной коммуникации.
  • Анализировать функциональные возможности информационно-коммуникационных технологий и эффективно применять их в дидактических целях в процессе обучения.
  • Использовать финансовые знания и технологические инструменты, способствующие профессиональному становлению личности, чтобы определить и спроектировать индивидуальную траекторию развития обучающегося.
  • Познавать национальные и общечеловеческие ценности в контексте поликультурного образовательного пространства, объяснять их связь с когнитивным и культурным содержанием и взаимодействовать в академической и социальной коммуникации.
  • Применять инновационные методы и технологии для формирования ценностей сохранения и укрепления здоровья, экологической и социальной ответственности, инклюзии и академической добросовестности.
  • Анализировать лингвистическую систему казахского языка на глубоком теоретическом уровне, синтезировать и применять специальные профессиональные знания для решения дидактических и коммуникативных задач.
  • Уметь исследовать и анализировать историко-когнитивные особенности развития казахского языка, накапливать эффективный профессиональный опыт и оценивать с последующим представлением его в научно-практической среде.
  • Уметь анализировать современные педагогические подходы и цифровые инновации, включая технологии искусственного интеллекта, и эффективно интегрировать их в образовательный процесс, проектируя и разрабатывая методику преподавания с целью повышения качества обучения казахскому языку и литературе.
  • Использовать полученные литературно-теоретические знания в учебно-воспитательном процессе, анализируя жанровые, идейные и стилистические процессы развития казахской литературы.
  • Анализировать особенности этапов и направлений литературного развития, теоретически и методически обосновывать и оценивать идейное содержание и художественную систему произведений.
  • Оценивать когнитивные, психологические и социальные особенности обучающихся, адаптировать педагогические подходы и выстраивать учебно-воспитательный процесс в различных образовательных контекстах.
  • На основе методологии филологических исследований уметь анализировать актуальные проблемы современного литературоведения и интегрировать их в систему образования.
Top