6B01430 Музыкальное образование в ППУ имени Ә.Марғұлан
-
Цель образовательной программы Подготовка педагога-музыканта, обладающего профессиональными компетенциями и лидерскими качествами, способного адаптироваться к быстроменяющимся условиям современного общества на основе общечеловеческих ценностей, готового применять педагогические инновации и навыки социального взаимодействия для самореализации, самовоспитания, саморазвития личности на основе постоянного самообразования и самосовершенствования.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B006 Подготовка учителей музыки
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
Дисциплины
-
Теория музыки
Формирование музыкальной грамотности студентов как неотъемлемой составной части их музыкальной культуры. Звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени. Октавы. Энгармонизм звуков. Буквенная система. Нотное письмо. Длительности и их обозначения. Ключи. Паузы. Знаки альтерации. Запись музыкальных звуков. Ритм и метр. Размеры. Синкопа. Темп. Приемы дирижирования. Интервалы. Обращение интервалов. Интервалы в тональностях мажора и минора. Лад и тональности. Квинтовый круг.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Введение в педагогическую профессию
Курс нацелен на формирование у студентов общего представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности и профессиональной культуре педагога. Студент изучит понятийный аппарат и будет сформировано научное представление о педагогике. Обучающийся определит место и роль педагогики в системе наук о человеке, раскроет её задачи, структуру, основные категории. Данный курс направлен на изучение развития педагогической профессии и социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. На практических занятиях студент будет решать педагогические задачи. Освоение дисциплины студентами открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, медиапедагогики, а также с педагогической практикой. По завершению курса обучающийся представляет и защищает портфолио.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория и технология сольфеджирования
Вокально-интонационные упражнения в тональности. Гаммы. Интервалы и цепочки. Гармонические последовательности. Секвенции. Вокально-интонационные упражнения вне лада. Сольфеджирование и чтение с листа. Певческие навыки, интонационная точность. Теоретический анализ музыкального произведения. Сольмизация. Воспитание чувства метроритма. Музыкальный диктант. Воспитание творческих навыков.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Данный курс направлен на ознакомление будущих учителей (педагогов) с формированием психофизиологических особенностей, функционированием и закономерностями развития детей в разные возрастные периоды. Студенты смогут наблюдать за развитием детей и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая их индивидуальные потребности. На практических занятиях обучающиеся учатся творчески и адекватно подходить к решению различных кейсов и готовятся поддерживать обучение и благополучие детей. Во время самостоятельной работы будут распознавать индивидуальные отправные точки разных обучающихся, их потенциал в обучении и потребности в конкретной поддержке; знакомятся с различными методологическими решениями для инклюзии и оказания конкретной поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сольфеджио
Музыкальный звук и его акустические свойства. Система ладовых тяготений. Лад как основа звуковысотной организации. Диатоническая, хроматическая система мажора, минора. Хроматическая гамма. Интервалы. Аккорды. Модуляция. Отклонение. Транспозиция. Гармоническое и полифоническое многоголосие. Элементы строения музыкальной речи. Развитие ладового слуха. Двух, трехголосный диктант. Основы музыкального интонирования. Вокально- хоровое сольфеджио. Гармонический слуховой анализ.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Хоровой класс 1
Воспитание у студентов вокально-хоровых умений и навыков пения в академическом хоре, развитие музыкально-творческих способностей, толерантное восприятие социальных, культурных и личностных различий в процессе изучения и исполнения хорового репертуара. Первоначальные навыки обучения в хоровом коллективе. Распевка. Разучивание своей партии a cappella. Ритм. Работа с простыми штрихами. Средства музыкальной выразительности. Интонация. Фразировка. Дикция. Сдача партий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония
Формирование первоначальных теоретических знаний и практических навыков по основам гармонии. Гармония. Созвучие. Аккорд. Трезвучия. Главные септаккорды. Виды септаккорда, их обращения и разрешение. Доминантсептаккорд. Разрешение и обращения доминант септаккорда. Проходящие звуки. Органный пункт. Тонический органный пункт. Многоголосный органный пункт. Доминантовый органный пункт. Секвенции. Диатоническая секвенция. Модуляция. Отклонение. Модулирующие и хроматические секвенции. Родство тональностей. Определение тональности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Вокальное искусство
Формирование у студентов теоретических и практических знаний по истории и теории вокального искусства. Пути развития вокального искусства Казахстана. Обзор истории вокальных национальных школ (итальянская, немецкая, русская, французская). Общие основы вокальной педагогики. История развития вокальной педагогики. Творчество крупнейших представителей вокального исполнительства Казахстана. Вокальная музыка композиторов Казахстана. Основные методики вокального искусства. Художественно-исполнительские возможности голосов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы игры на синтезаторе 1
Освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности студента. Изучение панели и клавиатуры синтезатора. Гаммы: D dur, h moll, F dur, d moll в две октавы отдельно, аккорды с обращениями, арпеджио. Этюд. Изучение базовых теоретических основ музыкального искусства. Игра в режимах split, dual, normal. Пьеса малой формы. Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе. Подбор по слуху: 2 детские песни.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Вокальный ансамбль 1
Сформировать у обучающегося ансамблевые навыки коллективного творчества путем систематической и эффективной работы над музыкальным произведением. Физиологическая суть звукообразования. Ритм. Интонация. Динамика. Фразировка. Работа над двухголосием в произведениях куплетной и простой трёхчастной формы. Исполнение классического репертуара и академических обработок народных песен.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Практическое освоение гармонии
Развитие практических навыков гармонизации мелодии и подбора аккомпанемента. Гармонические функции аккордов. Основные правила гармонизации мелодии. Гармонизация мелодии трезвучиями главных ступеней. Гармонизация мелодии с помощью аккордов субдоминантовой и доминантовой сферы. Гармонические секвенции. Гармонизация с элементами подголосочной полифонии. Основные правила подбора фактуры аккомпанемента к мелодии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум владения инструментом домбыра 1
Подготовка педагогов-музыкантов, владеющих основами игры на домбре. Знакомство с музыкальным инструментом и основами игры на домбре: постановка правой и левой рук, правильная посадка, организация игрового аппарата; формирование технических навыков игры; чтение с листа музыкальных произведений; работа над средствами музыкальной выразительности. Освоение основных музыкальных штрихов и аппликатуры инструмента; игра гамм и этюдов, несложных кюев.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Академический вокал
Постановка и развитие певческих голосов студентов, формирование их певческой культуры и подготовка к вокальной работе со школьниками. Основы постановки голоса и вокальной работы. Упражнения. Выработка элементов вокальной техники. Вокализы. Изучение особенностей исполнения вокализов. Выработка основных певческих навыков. Изучение произведений с текстом. Работа над певческой артикуляцией и дикцией. Теоретические и практические основы певческого искусства. Певческое дыхание, опора звука. Формирование вокального репертуара. Пение в ансамбле. Навыки концертных выступлений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Общее фортепиано 1
Формирование у студентов базовых знаний, практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства и исполнительства. История фортепиано и его устройство. Посадка за инструментом. Постановка рук. Понятия клавиатура, регистры, понятие октава. Изучение базовых теоретических основ музыкального искусства и фортепианного исполнительства. Формирование основных навыков звукоизвлечения (non legato, legato). Гаммы, аккорды, арпеджио Темп. Метр. Размер. Аппликатура. Этюд на позиционную последовательность. Ритм. Синкопа. Динамические оттенки. Пьеса малой формы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Дисциплина направлена на совершенствование педагогической компетентности в области педагогики и дидактики. Студенты изучают основы педагогической науки, такие как концептуальные представления о человеке, ведущие к различным теориям обучения и педагогическим моделям. Основываясь на понимании теоретических концепций, будущие учителя могут сделать соответствующий педагогический выбор для различных учебных ситуаций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Искусственный интеллект в образовании
Целью дисциплины является ознакомление обучающиехя с основами искусственного интеллекта (ИИ) и возможностями его применения в образовательной сфере. В рамках курса обучающиеся изучат принципы работы нейросетей, обработку различных типов данных (текстовых, графических, видео- и аудиофайлов), а также освоят инструменты для создания интерактивного образовательного контента. В процессе обучения особое внимание уделяется разработке эффективных промптов, адаптации ИИ-решений для учебного процесса и этическим аспектам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Обучающиеся научатся применять нейросетевые технологии для автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и повышения вовлеченности обучающихся. В ходе изучения курса студенты освоят базовые концепции искусственного интеллекта и нейросетей, а также научатся работать с инструментами ИИ для создания образовательного контента. Они смогут разрабатывать и адаптировать промпты для генеративных моделей, применять технологии обработки естественного языка и мультимедийных данных в обучении. Кроме того, студенты разберутся в этических и социальных аспектах внедрения ИИ в образовательный процесс. По завершении курса студенты получат теоретические знания и практические навыки, необходимые для внедрения ИИ в педагогическую деятельность и разработки инновационных образовательных решений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Вокальный ансамбль 2
Совершенствование вокально-технических и художественно-исполнительских навыков пения в ансамбле, подготовка студентов к вокальной работе в общеобразовательной школе. Работа над трёхголосием в произведениях куплетной и простой трёхчастной формы. Исполнение классического репертуара и академических обработок народных песен. Исполнение в смешанных составах ансамблей музыки разных стилей. Работа над произведениями в более сложных формах. Исполнение развёрнутых ансамблевых произведений разных жанров и стилей. Исполнение произведений с более сложной гармонией, в том числе современной музыки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Практикум владения инструментом домбыра 2
Формирование музыкальной культуры личности, развитие творческих способностей в процессе обучения игре на домбре. Формирование и совершенствование навыков владения музыкальным инструментом. Работа над разными типами фактур, средствами музыкальной выразительности (ритм, динамика, штрихи, характер звука); стилистическими особенностями исполнения кюев разных жанров; подбор по слуху; подготовка к концертному выступлению. Повышение технических возможностей, увеличение репертуара. Освоение исполнительских особенностей стилей токпе/шертпе. Самоконтроль развития слуха.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Общее фортепиано 2
Совершенствование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, дающих возможность широкого использования фортепиано в профессиональной практической деятельности студента. Совершенствование уровня владения различными приемами звукоизвлечения ( staccato), фразировки при игре на фортепиано. Работа над техническими упражнениями. Эскизное прохождение и чтение с листа не сложных фортепианных произведений. Подбор по слуху. Этюд на позиционную последовательность Работа над музыкальным произведением. Анализ формы и выразительных средств. Пьесы танцевального и песенного характера. Пьесы разных жанров и стилей композиторов Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Педагогические исследования
Цель: овладеть поисковыми навыками, критически отбирать знания из различных источников, использовать результаты исследований в развитии собственного педагогического мышления и практики. Студенты знают изменения в сфере образования и перспективы их развития, признают основы педагогики и ее основную терминологию, центральные направления исследований в педагогике и понимают разницу между обыденным мышлением и научным знанием.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы игры на синтезаторе 2
Совершенствование практических умений и навыков игры на синтезаторе, формирование компетенций, необходимых для осуществления музыкально-педагогической деятельности. Тембровая окраска и характер произведения. Электронная группа VOICE, PRESET, PATCH, RIGHT. Динамические параметры звука и способы управления динамикой на синтезаторе. Выбор моделей стиля на синтезаторе. Режимы аккомпанемента SINGLE FINGER, FINGER и AL FINGER. Настройка BALANCE STYLE. Транспонирование. Пьесы композиторов Казахстана. Аранжировка детских песен школьного репертуара.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Хоровой класс 2
Совершенствование навыков коллективного музицирования, исполнительской техники через художественно-техническое и стилистическое освоение музыкального произведения, формирование навыков самостоятельного управления творческим музыкальным коллективом. Элементы вокальной техники хора. Вокально-хоровые упражнения. Анализ музыкальных форм в хоровых произведениях a cappella: гармонический, вокально-хоровой, исполнительский. Сложный и смешанный размер. Штрихи. Методы репетиционного процесса. Концертное выступление хора.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методы и технологии преподавания
Данная дисциплина направлена на повышение компетенций в области педагогики и дидактики. Студенты имеют целостное представление о методической системе обучения, могут моделировать стратегии и технологии решения конкретных педагогических проблем, планирования, руководства, обучения и оценки, умеют использовать знания, формы, методы и технологии обучения в соответствии с условиями конкретной школы и возможностями учащихся. Студенты учатся выбирать педагогические модели, подходящие для их обучения; применять методы обучения творчески и разнообразно, принимая во внимание возможности, предлагаемые технологиями; использовать подходящую среду обучения в своем преподавании; знать и применять нормы и принципы защиты авторских прав и данных.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Будущие учителя владеют знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Они могут применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Целью изучения дисциплины является формирование антикоррупционной культуры, освоения этических норм. Студенты изучат основы казахстанского права, законодательные акты РК в области образования и противодействия коррупции, основы антикоррупционных норм, виды организационных основ противодействия коррупции в конкретной организации, органе, структуре, понятие и структуру антикоррупционной культуры. На практических занятиях студенты, решая ситуационные задачи, выявят коррупционные риски, предложат меры профилактики и рекомендации по исправлению норм внутренних нормативных документов, примут участие в деловых играх. Дисциплина завершится экзаменом в виде эссе
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум владения инструментом домбыра 3
Развитие практических навыков игры на домбре через исполнение традиционных песен и подбора аккомпанемента Обрядовые песни, народные песни, произведения профессиональных народных композиторов исполняются на домбре. Специфика традиционной песенной культуры. Развивать музыкальную грамотность, практические умения и навыки посредством исполнения народной музыки, традиций и песен современных композиторов. Исполнение традиционных песен под свой аккомпанемент.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инклюзивная образовательная среда
Данная дисциплина направлена на принятие разнообразие обучающихся, их поддержку, умение выявлять препятствия на пути к участию и обучению, возникающие в школах; определять приоритеты развития и планировать мероприятия для поддержки разнообразия (адаптация программного материала, разработка дифференцированных заданий; содействовать сотрудничеству в школьном сообществе в целях создания основы инклюзивных ценностей и поддержки участия и успеваемости обучающихся в устойчивых школьных системах, уметь использовать вспомогательные средства и ИКТ для поддержки всех обучающихся в инклюзивной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Хоровой класс 3
Развитие художественно-исполнительского мастерства, формирование вокально-хоровых навыков высокой сложности, воспитание чувства ансамбля и сценической культуры. Работа над расширением диапазона, нюансировкой, выразительностью исполнения. Сложные штрихи. Взаимодействие голосов в полифонической фактуре. Технические приемы работы с хоровыми произведениями с инструментальным сопровождением. Развитие дирижерско-хоровых навыков. Углубленный анализ музыкальных произведений и стилистических особенностей исполнения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Эстрадный вокал
Формирование эстрадных вокальных умений и навыков у обучающихся для осуществления музыкально-исполнительской и педагогической деятельности в учреждениях образования. История вокальных стилей. Выдающиеся эстрадные вокалисты. Правила формирования репертуара эстрадного вокалиста. Анализ современного эстрадного репертуара. Воспитание и развитие голоса эстрадного певца. Освоение основных эстрадно-вокальных приемов. Работа над произведениями различных эстрадных жанров. Подготовка к сценическому выступлению. Основные правила работы с микрофоном. Особенности работы с фонограммой. Сценическая свобода и культура эстрадного исполнения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фольклорно-этнографический ансамбль 1
Формирование у обучающихся знаний об особенностях развития казахского музыкального фольклора и первоначальных навыков игры на фольклорных инструментах. История создания и развития казахского фольклорно-этнографического ансамбля. Классификация и функции инструментов по Б. Сарыбаеву. Современные подходы в организации деятельности казахского фольклорно-этнографического ансамбля. Состав музыкальных инструментов фольклорно-этнографического ансамбля. Строение, специфика звукоизвлечения, тембровые и исполнительские особенности фольклорных инструментов. Первоначальные навыки игры на фольклорных инструментах. Освоение музыкальных средств выразительности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания музыки
Место музыкального обучения в системе образования. Цель, задачи и принципы музыкального образования. Содержание музыкального образования: сущность, специфика. Характеристика элементов содержания музыкального образования (опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству, музыкальные знания, музыкальные умения и навыки, опыт музыкально-творческой учебной деятельности школьников).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы арт-менеджмент
Формирование у студентов базовых теоретических знаний и основных практических навыковв арт-менеджмента в творческой индустрии. Понятия «арт-менеджмент» и «творческая индустрия». Объекты творческой индустрии и их классификация. Сущность, содержание и специфика современного арт-менеджмента. Управленческий и производственные аспекты творческой индустрии. Профессиональные обязанности и личностные качества арт-менеджера.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Вокальный ансамбль 3
Развитие ансамблевого слуха и взаимодействия между вокалистами. Углубленное изучение многоголосия в ансамблевой практике. Работа над музыкально-стилистическими особенностями различных жанров и стилей. Исполнение произведений эстрадного жанра. Детальная работа с вокальными приемами: легато, стаккато, акценты. Развитие артикуляционной выразительности. Сценическая культура.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы экономики и навыки предпринимательства
Целью данного курса является развитие общеобразовательных компетенций для социального, культурного и гражданского развития. Данный курс дает будущим учителям (педагогам) теоретические знания для формирования навыков предпринимательской деятельности, основам экономики и финансовой грамотности. Содержание: основы экономики и финансовой грамотности, личные финансы: доходы, расходы, бюджет, банкротство физических лиц и личная финансовая безопасность, предпринимательство: понятие, его основные виды и организационные формы, анализ и оценка эффективности бизнеса. Формируемые навыки: навык публичных выступлений, навыки управления бизнесом, навыков использования современных финансовых инструментов, навыки развивать свою собственную моральную и гражданскую позицию; навыки планирования и управления личными финансами с учетом финансовых рисков и банкротства для населения. Оценивания результатов обучения будет проходить в форме командной работы, защиты проекта и тестирования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся комплекса адекватных действий по охране жизни и здоровья, развитию экологической грамотности в контексте целей устойчивого развития. Курс содержит все аспекты профессиональной деятельности по безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, включая современные экологические проблемы и пути решения, экологическую безопасность, а также защиты человека при чрезвычайных ситуациях. На практических занятиях студенты решат ситуационные задачи на экологическую тематику и на проблемы безопасности жизнедеятельности. Студенты примут участие в дебатах и дискуссиях по спорным вопросам экологии, участвуют в конкурсе идей по экологизации работы вуза, а также в деловых играх по технике безопасности. В рамках самостоятельной работы студенты работают в группах по подготовке проекта по минимизации влияния деятельности человека на окружающую среду. Итоговый контроль проводится в виде защиты проекта с приглашением специалистов-практиков, работающими в сфере экологии и природопользования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклорно-этнографический ансамбль 2
Формирование музыкально-творческих способностей обучающихся на основе практического освоения исполнительских навыков в фольклорно-этнографическом ансамбле. Обрядовые песни казахского народа и специфика их исполнения. Песни, связанные с рождением ребенка: колыбельные, тусау кесу; свадебный обрядовый фольклор: той-бастар, жар-жар, беташар, сынсу; похоронные, прощальные и др. Развитие музыкально-исполнительских навыков игры на фольклорных музыкальных инструментах: домбра, кобыз, жетиген, сыбызғы, сазсырнай, шанкобыз, ударные, шумовые.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской музыки
Изучение и систематизация знаний об истории становления, основных этапах и особенностях развития музыкально-эпической традиции и инструментальной казахской музыки древнетюркской эпохи и средневековья. История становления казахской музыки. Принципы исторической периодизации. Понятие о древнетюркской эпохе. Шаманизм – традиции и значение баксы. Музыкальная культура средневековья. Музыкальное наследие Коркыта, легенды и сказания. Музыкально-теоретическая мысль в трактатах аль-Фараби, Ибн-Сины, А.Джами, Дервиша Али. Духовная культура народа (XV-XVIII вв). Особенности музыкально-эпической традиции и сказительского искусства. Айтыс как искусство импровизации. Инструментальная музыка казахского народа (XVIII-XIX вв). Традиции токпе и шертпе кюй, художественные особенности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская музыкальная культура
Изучение в историко-хронологическом порядке явлений, творческого музыкального наследия прошлого и современности казахской музыкальной культуры, создание у студентов представления о музыкальном искусстве как о целом, исторически развивающемся явлении, неразрывно связанном с социально-историческим процессом. Музыкальная культура древнетюркской эпохи. Музыкальная культура Средневековья. Музыка эпохи ханства. Народная музыкальная традиция XIX века. Инструментальная музыка. Профессионально-музыкальная традиция XIX века. Песенное искусство. Место древневековой музыки в казахской духовности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы дирижерских навыков 1
Формирование у обучающихся базовых знаний, практических умений и навыков дирижирования. Технические средства дирижирования. Строение и функции дирижерского аппарата. Метрономирование. Тактирование. Изучение схем дирижирования. Понятие ауфтакта в дирижировании. Приемы вступления в дирижировании. Приемы окончания в дирижировании. Завершение исполнения. Определение различий построения дирижерских приемов передачи метра в простых схемах(2/4,3/4,4/4) Вступление на различные доли такта, «снятия» в «точке» и с отдачей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Анализ музыкальных произведений
Эстетические и методологические основы анализа музыкальных произведений. Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки. Музыкальная форма жанров казахской и зарубежной музыки. Принципы строения музыкальной формы. Функции частей музыкальной формы. Специфика формообразования в вокальных произведениях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Вокальный ансамбль 4
Формирование художественной интерпретации ансамблевых произведений, совершенствование ансамблевого взаимодействия. Работа над сложными многоголосными произведениями. Совершенствование вокальной техники в ансамблевых условиях. Взаимодействие с инструментальными коллективами. Анализ произведений, работа с различными стилями и жанрами. Работа над интонацией, динамическими градациями, выразительной фразировкой. Расширение репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ и интерпретация музыкального произведения
Эстетические и методологические основы анализа музыкальных произведений. Единство музыкальной формы и жанра в музыки. Музыкальная форма жанров казахской и зарубежной музыки. Простые музыкальные формы. Сложные музыкальные построения. Камерные музыкальные жанры: вариации, рондо, соната и др. Сложные музыкальные жанры: симфония, опера, балет, оратория, концерт. Выразительные средства музыки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оценивание и развитие
Данная дисциплина направлена на понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивное оценивание учебных достижении на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оценивания. Студенты учатся хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка); применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся; признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Хоровой класс 4
Совершенствование вокальной техники хора, развитие художественного мышления студентов. Работа над сложными многоголосными произведениями различных эпох и стилей. Интерпретация произведений в соответствии с авторским замыслом. Детальная работа с хоровыми партитурами: фактура, гармония, музыкальная драматургия. Исполнение произведений Казахстанских композиторов a cappella и с инструментальным сопровождением. Совершенствование ансамблевых качеств. Развитие сценического мастерства. Участие в концертной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Данная дисциплина направлена на формирование навыков индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия учащихся и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований. Студенты учатся понимать требования компетентности, предпринимательства и устойчивого развития в своей педагогической и предметной области при планировании и проведении обучения; планировать и прогнозировать и другие условия, которые влияют на обучение; применять принципы индивидуального обучения и руководства на практике, учитывать потребности своих учеников, поддерживать развитие их личности и самооценки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Хоровое дирижирование 1
Развитие музыкально-творческих способностей и профессиональных компетенций обучающихся по самостоятельному прочтению, интерпретации и разучиванию хоровых произведений. Специфика и задачи курса хоровое дирижирование. Изучение пятидольных размеров 5\4,5\8, дирижируемых на «пять». Выработка умения подчинить жест содержанию музыки, фразировке, интонации, темпу, тесситуре при исполнении хорового произведения. Отработка тактирования на «раз» с группировкой в двухдольную и трехдольную схемы в произведениях с подвижными темпами. Самостоятельный анализ хорового произведения. Изучение программы хорового практикума.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теория и методика организации внешкольной досуговой деятельности
Формирование у студентов образовательных, профессиональных и культурных ценностей, умений организовывать внеурочную деятельность в общеобразовательной школе. Теоретические и методологические основы культурно-досуговой деятельности. Общая характеристика технологий культурно - досуговой деятельности. Досуговая деятельность: музыкальный досуг. Роль музыки в культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе. Формы и содержание музыкально-досуговой деятельности. Интернет-технологии в музыкальном оформление культурно-досуговых программ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Хоровое дирижирование 2
Совершенствование навыков хорового дирижирования для готовности обучающегося к самостоятельной работе с хоровым коллективом. Изучение произведений крупной формы (частей из кантат, ораторий, сцен из опер). Работа над полифоническими произведениями. Приемы передачи сложных размеров (12/4, 12/8 на 4). Переменные размеры. Работа над хоровой партитурой. Методика работы с хором. Особенности разучивания произведений с хором. Развитие приобретенных дирижерских умений в ходе работы над хоровыми произведениями разных стилей и жанров.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Исследования, развитие и инновации
Данная дисциплина направлена на формирование мышления, ориентированного на исследования и развитие, способности разрабатывать, обновлять и применять инновационные подходы и технологии обучения в контексте происходящих изменений в обществе и образовательной среде. Студенты учатся развивать собственные навыки преподавания с помощью подходов, основанных на исследованиях, применять критическое мышление при сборе и использовании данных для разработки ПО, участвовать в научных исследованиях и/или развивать сотрудничество между университетами и заинтересованными сторонами, документировать собственную исследовательскую деятельность и представлять результаты, используя различные формы коммуникации.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Вокальный ансамбль 5
Подготовка к самостоятельной художественной деятельности, развитие профессиональных исполнительских навыков. Работа над ансамблевой выразительностью, сценической пластикой, артистизмом. Исполнение сложных, зарубежных произведений. Тонкая работа с нюансировкой, стилистикой, фразировкой. Участие в конкурсах, фестивалях, концертных программах. Подбор репертуара.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы дирижерских навыков 2
Развитие комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, дающих возможность широкого использования хорового дирижирования в профессиональной деятельности обучающегося. Фермата. Виды фермат (снимаемая и неснимаемая) Характер звуковедения. Дирижерские приемы передачи штрихов legato и non legato Динамика (постоянная, переменная). Акценты. Синкопы Ритм. Сочетание различных ритмических рисунков в правой и левой руке Темпы allegro, andante в дирижировании. Дробленое встпуление План работы над хоровым произведением.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Хоровой класс 5
Формирование профессиональной компетенции хоровика, развитие навыков художественного осмысления хорового произведения. Работа с произведениями крупных музыкальных форм. Понимание вокально-хоровой стилистики различных эпох и направлений. Интерпретация произведений с учетом традиций исполнительства. Индивидуальная работа с голосами хора, балансировка звучания. Работа над хоровым строем. Работа с динамическими и тембровыми особенностями хора. Исполнение произведений на трех языках. Итоговая сдача репертуара. Концертное выступление.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика обучения игре на домбре
Дисциплина «Методика обучения игре на домбре» является составной частью профессиональной подготовки студентов и развивает способность к аналитическому мышлению, к обобщению исполнительского опыта (как своего, так и чужого), к освоению педагогического репертуара; воспитывает умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых учебных пособиях. Объектом изучения является методика преподавания домбры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум школьного репертуара
Профессиональная подготовка будущего учителя музыки, обладающего разносторонней музыкально-исполнительской и музыкально-теоретической подготовкой для эффективной работы по музыкальному воспитанию школьников. Методика работы над песенным репертуаром. Методика работы над произведениями по слушанию музыки. Изучение произведений школьного репертуара 1 класса. Изучение произведений школьного репертуара 2 класса. Изучение произведений школьного репертуара 3 класса. Изучение произведений школьного репертуара 4 класса. Изучение произведений школьного репертуара 5 класса. Изучение произведений школьного репертуара 6 класса.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклорно-этнографический ансамбль 3
Развитие навыков коллективного музыкального исполнительства у обучающихся в репетиционном процессе и концертной деятельности фольклорно-этнографического ансамбля. Формы работы с фольклорно-этнографическим ансамблем. Основные принципы включенности участников фольклорно-этнографического ансамбля в творческую деятельность коллектива. Основные этапы формирования фольклорно-этнографического ансамбля: знакомство с характером репетиционной и концертной работы, развитие навыков подбора на слух казахских народных песен на домбре, освоение принципов и методов работы с фольклорным материалом. Методика работы с фольклорно-этнографическим ансамблем.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки
Формирование у студентов представления об основных этапах исторического развития зарубежной музыкальной культуры, важнейших художественных направлениях, стилях, эволюции жанров и творчестве композиторов с целью дальнейшего применения конкретных знаний в будущей профессиональной деятельности. Немецкая музыкальная классика первой половины XVIII века. Г. Гендель, И. С. Бах Музыка периода французской буржуазной революции XVIII века. Русская музыка до XVIII века. Русская музыкальная культура XVIII века. Русская музыкальная культура в первой половине XIX века. Русские композиторы – современники Глинки. А.С. Даргомыжский. Русская музыкальная культура в 60-70-х годах XIX в. М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Русская музыкальная культура в 80-90-х годах XIX века.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Исполнительское мастерство учителя музыки
Воспитать широко образованных музыкантов-педагогов, владеющих основными навыками игры на музыкальном инструменте, способных раскрыть художественное содержание музыкальных произведений, с помощью соответствующих средств музыкальной выразительности; имеющих необходимые навыки самостоятельной работы над педагогическим и концертным репертуаром, готовых к практической, исполнительской и педагогической деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Мировая музыкальная культура
Подготовка специалистов, обладающих навыками исторического мышления, понимающих закономерности развития мировой музыкальной культуры, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса. Музыкальная культура древних цивилизаций. Музыкальная культура эпохи Средневековья. Музыкальная культура эпохи Возрождения. Музыкальное искусство раннего, высокого барокко. Музыкальное искусство раннего классицизма. Венская классическая школа. Музыкальная культура романтизма. Музыкальная культура рубежа XIX – XX вв.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Современные музыкальные технологии
Углубленного понимания архитектоники произведения, выбора различных средств и приемов переложения фактурного материала, способствующие достижению исполнительской и художественной выразительности, что является необходимым условием успешной работы учителя музыки в системе общего и дополнительного образования. Работа с файлами и редактирование: создание, загрузка, сохранение, копирование, вырезание, вставка, отмена операций. Управление записью/воспроизведением. Режим записи. Менеджер треков – окно TRACK. Окно ЕVENT LIST. Окна STAFF и LYRICK. Главное меню программ. МIDI – эффекты. Окно AUDIO. Особенности компьютерной аранжировки. Создание партии баса. Аккомпанемент. Соло, педаль, подголоски. Сведение материала. Ударные инструменты.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Цифровые технологии в музыкальном образовании
Формирование знаний, умений и навыков компьютерной аранжировки, освоения основных принципов и методов переложения с одного инструмента (состава инструментов) на другой. Цели и основные задачи курса компьютерной аранжировки. Организация занятий на основе единства теории и практики. Перечень команд: MIDI Divices, Instruments, Audio, Project, Globel. Настройка параметров синхронизации Подключение MIDI – устройств. MIDI–порты. Установка режима работы метронома. Назначение панелей инструментов: Stadart, Transport, Position, Select, Loop, Record, Solo, Tempo, Markets, Sinc, Views.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Владеть навыками планирования, организации и осуществления целостного музыкально-педагогического процесса на основе применения инновационных, ИКТ и интерактивных педагогических технологий обучения в учреждениях дошкольного, среднего и дополнительного образования.
- Владеть навыками организации и управления деятельностью вокально-хоровых, музыкально-этнографических, оркестровых коллективов обучающихся.
- Применять понимание исторических закономерностей и современных тенденций развития казахского и мирового музыкального искусства при интерпретации и исполнении музыкальных произведений различных эпох, жанров, стилей.
- Применять системный подход в построении учебно-воспитательного процесса на основе психолого-педагогических исследований, инновационных образовательных технологий для формирования у обучающихся жизненно необходимых навыков социальной адаптации, коллективного взаимодействия и личностного развития.
- Применять дирижерские, вокально-хоровые, инструментальные исполнительские навыки для общего и музыкального развития личности, обучающегося в учебно-воспитательном, досуговом процессах.
- Владеть гуманитарными знаниями и навыками полиязычия для эффективной педагогической и социокультурной коммуникации, понимания исторических процессов в отечественной и мировой культуре, позиционирования национальных ценностей Казахстана в мультикультурном обществе.
- Использовать дистанционные, музыкально-компьютерные и ИКТ технологии для решения учебно-воспитательных, научно-исследовательских, музыкально-творческих задач в образовательном процессе.
- Владеть методикой разучивания вокальных, хоровых, инструментальных произведений различных стилей, жанров для развития музыкальной культуры у обучающихся дошкольного, среднего и дополнительного образования.
- Применять знание принципов академической честности, практические навыки в области менеджмента, социально-политических, общественно-правовых наук для формирования гражданской ответственности, правовой культуры, разработки бизнес-проектов, организации и управления корпоративной деятельностью.
- Применять музыкально-теоретические знания и практические навыки сольфеджирования, гармонизации и подбора аккомпанемента в музыкально-исполнительской сольной и коллективной деятельности.
- Применять историко-музыковедческие знания о стилистике, форме, гармонических и жанровых особенностях музыкальных произведений и практические навыки анализа средств музыкальной выразительности для интерпретации и определения исполнительской концепции музыкального произведения.