6B01784 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения в КУ им. Коркыт Ата
-
Цель образовательной программы Цель ОП - подготовка конкурентоспособных, востребованных учителей русского языка и литературы для общеобразовательных школ и организаций ТиПО с нерусским языком обучения, способных осуществлять языковую и речевую подготовку обучающихся, вести воспитательную, методическую, научно-исследовательскую работу, применять инновационные технологии, в том числе искусственный интеллект, с целью создания эффективной, адаптивной образовательной среды для успешного освоения русского языка и литературы.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Кызылординский университет имени Коркыт Ата
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в языкознание
Дисциплина знакомит студентов с понятиями и терминами языкознания, основными знаниями о языках мира, историческими этапами их развития и особенностями функционирования, объясняет различные языковые явления в лингвистике. Цель курса – освоение студентами знаний в области развития современного языкознания, знание различных типов классификаций языков мира
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум по развитию функциональной грамотности
В процессе изучения дисциплины студент рассматривает ключевое понятие «функциональная грамотность», ключевые компетенции личности, учатся грамотно пользоваться знаниями в процессе обучения, овладевает навыками создания учебных ситуаций, поисковой активности, приобретают знания, умения по учебному сотрудничеству и оценочной самостоятельности учащихся
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в литературоведение
Цель дисциплины: вооружить обучающихся теоретическими знаниями в области современного литературоведения, выработать навыки анализа литературного произведения.По завершении изучениякурса студенты должны знать особенности формы и содержания литературного произведения, уметь применять литературоведческие знания при рассмотрении художественного текста, владеть навыками описания и анализа литературного произведения различных жанров
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Целью дисциплины является подготовка обучающихся к обеспечению безопасности в процессе трудовой деятельности и повседневной жизни . Это включает в себя изучение основных принципов охраны труда, предотвращения травм и профессиональных заболеваний на рабочем месте , а также обеспечение безопасности человека в условиях различных чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. Обучающиеся приобретают знания и практические навыки для защиты жизни, здоровья и окружающей среды в условиях производственной и жизненной активности
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Введение в специальность
Цель дисциплины: формирование профессионально-педагогической направленности на будущую педагогическую деятельность, на овладение теоретическими и практическими основами будущей профессии, осознание ее высокой социальной значимости. Курс вводит обучающихся в будущую профессию учителя русского языка и литературы, определяет стратегию и тактику учебной деятельности студента на весь предстоящий период обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований
Изучается с целью формирования знаний в области научных исследований, формирования и развития навыков научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются вопросы о правилах работы с источниками информации, подходы к проектированию отдельных видов научных работ, постановки целей и задач исследования, формулировки выводов; основы научной этики.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Физиология развития школьников
Рост и развитие организма учащихся. Возрастная периодизация. Специфика функционирования систем органов на разных этапах индивидуального развития. Современные представления о взаимодействии развивающихся органов и систем. Физиологические особенности функционирования различных систем организма учащихся/
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Целью дисциплины является объяснение принципов устойчивого развития с учетом эффективного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества. В рамках курса рассматриваются основные законы экологии, истощение природных ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды, проблемы отходов и другие экологические вопросы
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Курс направлен на профилактику коррупции, понимание ее причин и последствий, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе. В курсе будет проведен анализ международного и отечественного опыта по противодействию коррупции, информации о роли представителей гражданского общества, молодежи и широкой общественности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экономика и предпринимательство
Познакомить студентов с организационно-правовыми формами предприятий различных форм собственности, с выбором определенного вида реализации тех или иных бизнес-идей. Курс раскрывает сущность экономики и предпринимательства и его формы, всесторонне рассматривает теоретические и практические аспекты этой деятельности
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонетика современного русского языка
Фонетика современного русского языка является важнейшим разделом языкознания. Задачи курса - ознакомить с основными направлениями в области фонетики, важнейшими понятиями и терминами, обучить студентов навыкам комплексного фонетического анализа, сформировать научное лингвистическое мировоззрение. По окончании курса студенты должны знать место фонетической системы в структуре языка, уметь производить фонетический анализ.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика
Дисциплина направлена на знакомство студентов с теоретическими основами обучения и воспитания, повышение уровня его педагогической компетентности. В процессе обучения рассматриваются личностные особенности человека, культура умственного труда, самообразования; формируются умения и навыки самостоятельного решения педагогических задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы права
Курс направлен на понимание основных понятий и принципов права. Данный курс предполагает формирование их правовой культуры, разъясняя основы правовых знаний и правового регулирования в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонетика и звуковая когнитивистика
Дисциплина изучает физические, физиологические и когнитивные аспекты звуков речи. Курс формирует знания об артикуляционной и акустической фонетике, интонационных моделях, методах обучения русской фонетике в многоязычной аудитории, развивая восприятие, обработку и воспроизведение правильной русской речи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся базовых знаний и практических навыков в области личных и семейных финансов, а также на развитие ответственного отношения к управлению личным бюджетом, сбережениями, кредитами и инвестициями. Изучение курса способствует выработке устойчивых финансовых привычек, необходимых для принятия рациональных финансовых решений в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русский фольклор и литература ХІІ-ХVІІІ веков
Дисциплина направлена на изучение системы жанров русского фольклора, знакомство студентов с историей и теорией литературы XII - XVIII вв., овладение теоретическими понятиями. По завершении курса студенты должны освоить художественные тексты, рекомендуемые для обязательного прочтения, знать важнейшие факты творческой биографии писателей изучаемого периода, уметь самостоятельно анализировать произведения разных жанров
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы современной лексикографии
Курс непосредственно связан с такими дисциплинами как «Введение в языкознание», «Лексикология современного русского языка». Основная задача дисциплины - формирование у студентов системного представления об основах современной лексикографии; выработка умения выбрать нужное лексикографическое издание с учетом его типа и жанра и извлекать из него необходимую информацию о слове.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мировая литература
Дисциплина изучает ключевые этапы развития мировой литературной традиции, жанры, направления, значимых авторов и произведения. Формирует умение анализировать тексты в сравнительно-сопоставительном контексте, развивает межкультурную компетентность и методическую базу преподавания литературы в школах с нерусским языком обучения
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Лексикология современного русского литературного языка
Лексикология является одним из важнейших разделов современного языкознания и играет огромную роль в подготовке специалистов филологического профиля. Цель освоения дисциплины: формирование у студентов научных представлений обосновных аспектах изучения лексики современного русского литературного языка. По завершении курса обучающиеся должны знать ключевые проблемы дисциплины, структуру лексической системы и типы словарей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Когнитивные стратегии письма орфографическая грамотность
Дисциплина изучает эффективные когнитивные стратегии развития письменного выражения и орфографической грамотности. Курс акцентирует внимание на методах обучения орфографии, предотвращении ошибок и поддержке формирования письменной речи у студентов нерусскоязычной аудитории в многоязычной образовательной среде.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инклюзивное образование
Цель изучения дисциплины: Дисциплина знакомит студентов с теоретико-методологическими и методическими основами, основными категориями, а также с особенностями организации инклюзивного образования; формирует знания об объекте, предмете, целях, задачах, принципах, этапах становления и развития инклюзивного образования, определяет социокультурную роль инклюзивного образования. Курс рассматривает деятельность современных образовательных (коррекционных) учреждений и формы организации особенного образования и педагогических систем.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Русская литература ХІХ века
Цель курса - сформировать целостное представление об истории и развитии русской литературы XIX века, дать студентам методологическую базу и практические навыки анализа художественного произведения, что важно в профессиональной подготовке учителей-словесников, Курс направлен на выработку умений анализировать художественные произведения с учетом их жанрового своеобразия, специфики художественного метода, индивидуального стиля автора.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Мировая литература в цифровую эпоху
Дисциплина изучает трансформацию мировой литературы в условиях цифровизации и новые формы литературного творчества. Курс развивает навыки использования цифровых ресурсов в преподавании литературы, способствует формированию критического мышления и медиаграмотности у обучающихся в билингвальной образовательной среде.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Современный литературный процесс
Курс изучает основные закономерности современного литературного процесса, знакомит с наиболее значительными произведениями мировой литературы. Курс занимает важное место в общеобразовательном процессе и направлен на овладение знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в общекультурном процессе, что является необходимым условием для подготовки учителей-словесников.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Академическое письмо
Курс предназначен для академической среды и направлен на формирование у студентов умений и навыков построения академического текста (эссе, доклада, дипломной работы и др.) и конкретных языковых структур для реализации необходимых речевых актов: как давать определения, описывать выводы, передавать взгляды других ученых и т.д.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения
Преподавание русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения характеризуется билингвальным подходом в формировании лингвокоммуникативной компетенции учащихся 5-11 классов. Цель дисциплины – формирование профессиональной методической компетенции. Основная задача дисциплины – формирование методических знаний и комплексных умений организаций урока с учетом возрастных особенностей учащихся, принимая во внимание детей с особенными потребностями
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Морфология и словообразование СРЯ
Курс направлен на изучение исторически сложившейся системы форм слова, правил и законов изменения слова, частей речи, на вооружение студентов теоретическими знаниями в области морфологии и словообразования СРЯ, овладение практическими навыками различных видов анализа структуры слова; совершенствование орфографической грамотности студентов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инновационные методы преподавания русского языка в школе
Цель курса – ознакомить студентов с инновационными методами преподавания русского языка в школе. Воспитание познавательной деятельности и самостоятельной работы учащихся путем использования новых технологий в обучении, способствующее повышению мотивации к изучению русского языка, развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся, а также формированию их готовности к непрерывному самообразованию.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Дизайн-мышление в инновационной деятельности (Coursera)
Цель курса – изучение дизайн-мышления как нового инструмента для использования инновационного подхода в будущей педагогической деятельности, развитие креативного мышления, творческих способностей у обучающихся, умений и навыков организации эффективной работы на рабочем месте, анализ влияния различных видов мышления для генерации инновационных идей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Морфологические стратегии и эволюция словообразования
Дисциплина направлена на изучение структуры слов, принципов их образования и исторического развития словообразовательных моделей в русском языке. Курс делает акцент на практическом применении морфологических знаний в преподавании русского языка и литературы, предоставляет инструменты для объяснения процессов словообразования и развития морфологической осведомленности в многоязычной образовательной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Педагогический дизайн цифровой образовательной среды
Курс формирует знания о сущности учителя-дизайнера в контексте дистанционного обучения, электронного обучения, теории и организационных основ электронного обучения, обеспечивает глубокое понимание их смысла, механизм применения в образовании. Цель курса - научить студентов разрабатывать учебные материалы для высокопроизводительного электронного обучения с использованием педагогических технологий проектирования, формирование профессиональной компетенции в образовательной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Казахская литература до XIX века
В данном курсе рассматривается характер развития казахской литературы ханской эпохи в контексте историко-социальной, общественно-политической ситуации. На основе художественных текстов анализируются творческие особенности жырау, поэтов, сыгравших важную роль в развитии национальной поэзии этого периода. В произведениях поэтов и жырау ХV-ХVIII веков даётся анализ серьезным государственным проблемам, вопросам этики, нравственности, чести, достоинства.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Русскоязычная литература Казахстана
Курс рассматривает русскоязычную литературу Казахстана как «составляющую» литературы Казахстана, вопросы формирования казахского русскоязычия, на сегодняшний день представляющего собой литературное течение, имеющее более чем полувековую историю. При изучении курса студенты знакомятся с биографией и творчеством русскоязычных писателей Казахстана, анализируют традиции и контекст, которого нет в российской русской литературе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Русско-казахские литературные связи
В данном курсе рассматриваются узловые проблемы русско-казахских литературных связей в их социально-историческом контексте; раскрывается характер связей между казахской и русской литературой; определяется роль художественного перевода в эстетическом взаимообогащении казахской и русской литератур. Курс позволяет понять значение русской культуры и русского языка в расширении горизонтов казахской литературы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сопоставительная грамматика русского и казахского языков
Курс направлен на развитие у обучающихся умений и навыков определять особенности грамматического строя русского и казахского языков, что касается словоизменения, словообразования и употребления частей речи. Основное внимание уделяется грамматическим особенностям, отличающим один язык от другого.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Казахская литература XIX-XX веков
Данный курс рассматривает место казахской литературы в контексте единого мирового литературного процесса. На основе художественных произведений XIX-XX веков даётся анализ творчества поэтов и писателей в контексте социокультурных процессов той эпохи. Произведения литературных деятелей «смутного времени» дали толчок к национальному возрождению казахов и возвращению независимости и возможности самостоятельно выбирать политику.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика конструктивного обучения
Дисциплина охватывает современные методы конструктивного обучения русского языка и литературы в условиях многоязычного образовательного процесса. Курс направлен на развитие коммуникативных и культурных компетенций, критического мышления и лидерских качеств, интеграцию языка и литературы, адаптацию учебных материалов, использование критериального оценивания и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также интерактивных и проектных методов обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Культурная и литературная глобализация
Дисциплина направлена на изучение процессов глобализации в сфере культуры и литературы, а также взаимодействий национальных литератур, транснациональных сюжетов и образов, вопросов культурной идентичности в глобализированном мире. Курс ориентирован на будущих учителей русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения и способствует развитию межкультурной компетентности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Полифония мировой литературы
Дисциплина исследует многообразие культур и мировоззрений, представленных в мировой литературе. Особое внимание уделяется полифоническому характеру художественных текстов, диалогу культур и пересечению национальных традиций в литературном процессе. Курс формирует навыки анализа текстов в контексте культурного многообразия, а также методические подходы к обучению литературе в билингвальной и поликультурной образовательной среде.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Межкультурная коммуникация
Цель курса – приобретение студентами знаний об основных этапах развития межкультурной коммуникации, значимых ученых, внесших вклад в развитие межкультурной коммуникации. Курс направлен на формирование умений осуществлять сравнительный анализ лингвокультур, определять значимость их различий в процессе коммуникации их представителей, устанавливать контакты и поддерживать взаимодействие с представителями иноязычной культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Стилистика современного русского языка
Цель курса - расширить сведения студентов о теоретических основах стилистики современного русского языка, овладение стилистическими навыками, развитие стилистического чутья. По завершении курса студенты должны уметь использовать стилистические возможности языка в различных сферах коммуникации, владеть навыками стилистического анализа текстов и создания текстов различных стилей и жанров.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Синтаксис современного русского языка
В результате изучения курса студенты получат знания о системе и уровнях синтаксической системы русского языка, об основных единицах синтаксиса. Обучающие ознакомятся с основными и новыми направлениями в теории синтаксической науки. Также изучение данного курса будет способствовать повышению культуры их речи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Активные процессы в современном русском языке
Курс направлен на изучение активных процессов в русском языке конца XX в. –нач.21 в. в области фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, стилистики. Большое внимание уделяется развитию навыков работы с современным языковым материалом, в частности, лексике художественной речи, средств массовой информации как наиболее очевидным источникам изменений в словарном составе русского языка.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Компьютерные технологии в филологии
В ходе изучения дисциплины обучающиеся получат знания о возможностях использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности филолога. По завершении курса студенты овладеют навыками использования компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, в исследовательской, научной деятельности. Курс играет большую роль в профессиональной подготовке филологов
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Филологический анализ текста
Курс направлен на овладение основными навыками анализа текста различных стилей речи, формирование умения аналитического рассмотрения текста. Данный курс имеет обобщающий характер, так как завершает цикл литературоведческих и языковедческих дисциплин в вузе. По окончании изучения дисциплины обучающиеся должны уметь производить комплексный филологический анализ текстов разной стилевой принадлежности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Текст и дискурс в системе языка
Цель курса – актуализация знаний студентов в области дифференциации понятий текста и дискурса, активно исследуемых в современной лингвистике. Умение разграничивать данные категории позволит обучающимся выгодно использовать в учебном процессе не только текст, но и дискурс как образцы речевой коммуникации для развития русской речи учащихся.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Литература и постгуманизм
Дисциплина исследует постгуманизм в литературе через образы человека, техники и природы в произведениях мировой и русской литературы. Курс направлен на переосмысление традиционных ценностей, сознания и идентичности, а также развитие навыков интерпретации современных текстов и обсуждения философских и этических вопросов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Русская литература 20в.-нач. 21 века
Курс ориентирован на ознакомление студентов с творчеством наиболее выдающихся представителей русской литературы 20века-начала 21века. По окончании курса студенты должны усвоить содержание наиболее значительных произведений русской литературы указанного периода, овладеть навыками научного литературоведческого анализа произведений различных жанров. Дисциплина занимает особое место в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История русского литературного языка
Цель дисциплины – ознакомить студентов с различными этапами формирования русского литературного языка, выработать навыки научного мышления в процессе решения спорных вопросов. Данный курс занимает одно из важнейших мест в подготовке будущих учителей-филологов. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление об эволюции русского литературного языка
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
ИИ и ЦОР в методике преподавания русского языка и литературы
Курс направлен на освоение методов, технологий применения искусственного интеллекта и цифровых образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы для повышения качества обучения, индивидуализации образовательного процесса и формирования цифровой компетентности.. В ходе изучения курса обучающиеся освоят теоретические основы использования ИИ и ЦОР в обучении, их применение в учебном процессе..
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
История языка и история письменности
Дисциплина направлена на изучение основных этапов формирования и развития русского языка, при этом особое внимание уделяется изменениям, происходящим на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях языковой системы. По завершении курса студенты владеют необходимой теоретической терминологией, навыками самостоятельного анализа исторического текста
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Данный курс освещает основные проблемы современного литературоведения. В результате изучения курса студент способен свободно ориентироваться в проблемных вопросах теории литературы и владеть терминологическим аппаратом дисциплины, знать основные направления, концепции, этапы развития литературоведческой науки, владеть навыками анализа различных художественных методов, жанров, литературных направлений и стилей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Рассматриваются языки мира, их научное описание, изучаются научные направления, школы, теории, концепции, представляющие историю языкознания и образующие научную парадигму современного языкознания. Сущность соответствующих лингвистических концепций направлений, определение их места в истории русского и общего языкознания; проблемы, возникшие на стыке языкознания и других наук, а также связанные с малоизученными сторонами языка.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Нейронные сети и литературный процесс
Дисциплина исследует влияние нейросетевых технологий на литературный процесс, включая автоматическую генерацию художественных текстов, их анализ и интерпретацию с помощью искусственного интеллекта. Курс направлен на развитие цифровых компетенций, обучение использованию нейросетей в преподавании и стимулирование интереса студентов к литературе в условиях цифровой трансформации и технологий искусственного интеллекта.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Владеет основами экономических, финансовых и экологических знаний, навыками научно-исследовательской работы и предпринимательской деятельности, знает способы применения концепции устойчивого развития в обществе и личной жизни, действующее законодательство в области охраны труда, противодействия коррупции, осознает морально-нравственную и правовую ответственность за коррупционные правонарушения, использует базовые знания в области права. Грамотно использует знания о физиологии развития школьников, руководствуется принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
- Знает особенности грамматики, фразеологии русского и казахского языков в их сопоставлении, аргументирует, объясняет сходства и различия сопоставляемых языков; знает периодизацию казахской литературы, историю русско-казахских литературных связей, основные литературно-художественные направления. Знает базовые положения теории межкультурной коммуникации (МКК), применяет знания в области МКК при решении профессиональных задач
- Владеет навыками речевого общения в его разных видах (слушание, говорение, чтение и письмо; находит и извлекает информацию из различных текстов, оценивает содержание прочитанного с позиций норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному; имеет представление о литературе как целостном историко-литературном явлении; анализирует литературные произведения разных жанров и владеет базовыми литературоведческими и лингвистическими понятиями.
- Знает и понимает теорию и историю современного русского языка, русской и мировой литературы, русского устного народного творчества, анализирует особенности фонетической, лексической, грамматической системы русского языка, его стилистических возможностей, владеет приемами различных видов языкового и литературоведческого анализа. Знает основные литературные течения, анализирует особенности творчества русских и мировых писателей.
- Способен осуществлять управление целостным педагогическим процессом школы, класса на основе владения функциями менеджмента; знает и способен применять основные дидактические принципы и результаты современных научных достижений в области педагогики. Применяет конструктивные методы обучения в учебном процессе.
- Знает историю и теорию методики преподавания русского языка и литературы; содержание современного школьного курса русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения; владеет методикой интегрированного обучения русскому языку и литературе, современными технологиями преподавания; использует методы разновозрастного и разноуровневого обучения русскому языку в малокомплектной школе.
- Использует инклюзивный подход в обучении и воспитании, инновационные методы обучения в преподавании русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения, в том числе конструктивные и цифровые технологии. Знает основные виды ЦОР, способы применения нейронных сетей, искусственного интеллекта в образовании, грамотно их дифференцирует, адекватно применяет в зависимости от условий обучения. Способен применять методику дизайн-мышления для решения педагогических задач с учетом личностных потребностей обучающихся, оценки трудностей и перспектив при внедрении новых форм обучения.
- Владеет основами академического письма, понимает и интерпретирует основные принципы работы с научным текстом, применяет их при написании научного текста; самостоятельно формулирует цели, задачи, гипотезу исследования, определяет его актуальность, структуру, обобщает и систематизирует научную информацию, корректно применяет методы научного исследования.
- Знает о лингвистических традициях и новациях, об этапах развития языкознания и литературоведения, основные лингвистические парадигмы, современные тенденции развития языкознания и мировой литературы, имеет представление о современном состоянии науки о языке; проводит различные виды анализа художественных произведений (филологический, лингвистический и др.).