7M01722 Русский язык и литература в КУ им. Коркыт Ата
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы - подготовка научно-педагогических кадров в области русского языка и литературы, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими профессиональному стандарту «Преподаватель высшего и (или) послевузовского образования», способных реализовывать педагогическую и научно-исследовательскую деятельность в системе высшего образования.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Кызылординский университет имени Коркыт Ата
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M018 Подготовка педагогов русского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
Дисциплины
-
Язык в системе современных научных концепций
Целью изучения данного курса является осмысление смены научных парадигм в современной лингвистике, становления антропоцентрического направления в изучении языка, расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики), знание методологии научных исследований, формирование у магистрантов устойчивого интереса к выбранной профессии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы психолингвистики
Цель дисциплины - изучение механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, психологических и нейробиологических факторов, позволяющих человеку развивать, применять, понимать и порождать язык. Дисциплина предусматривает изучение актуальных проблем психолингвистики, взаимосвязь речи и психики, влияния речи на психику автора и адресата.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины - изучение современных представлений о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности, механизмов и принципов интеграции психолого-педагогических и специальных знаний; повышение психологической культуры магистрантов для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования, развитие личностно-профессиональных психологических идей будущих специалистов-исследователей, применение современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые направления в литературоведении
Цель дисциплины – формирование знаний об актуальных проблемах современной науки о литературе, о различных подходах к изучению художественного текста, включая традиционные методы и новые гипотезы, приемы анализа художественной литературы, развитие навыков анализа методов и методик современной науки в исследовании текста, работы с национальными и международными базами данных.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы русской литературной критики
Цель дисциплины – изучение актуальных проблем русской литературной критики, типологии художественных закономерностей, расширение представлений о признаках и особенностях словесного искусства. Данный курс служит для повышения знаний курсов «Введение в литературоведение» и «Теория литературы», полученных в школьной и вузовской программах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Целью дисциплины является развитие профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов, которая позволяет им интегрироваться в международную академическую и профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного общения и как средство изучения зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки, техники и инноваций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История и философия науки
Цель дисциплины - изучение общих закономерностей и тенденций научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и истолкованных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Изучение курса способствует формированию у магистрантов междисциплинарного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении истории и философии научного мышления, как части общечеловеческой культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Русская классика в контексте мировой литературы
Цель дисциплины - обогатить и систематизировать теоретические знания о литературном процессе, отражающем национальные особенности разных стран, изучить на новом уровне синтеза основные курсы по истории русской и зарубежной литературы, развить навыки работой с национальными и международными базами данных.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Целью изучения дисциплины является повышение общей педагогической культуры магистрантов, формирование целостного представления о педагогической деонтологии, а также развитие у магистрантов творческого отношения к профессионально-педагогической деятельности для обеспечения ее успешности в будущем.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингвоконцептология
Курс знакомит обучающихся с широким спектром лингвоконцептологических исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников лингвоконцептологии, ее современным состоянием и перспективами развития. Цель дисциплины - сформировать представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте лингвоконцептологии в истории языкознания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные вопросы лексикографии
Дисциплина знакомит магистрантов с историей формирования и развития русской лексикографии, с его современным состоянием и теоретическими основами. Она занимает важное место в системе дисциплин, ориентированных на изучение русского языка. Большое внимание уделяется привитию навыков работы со словарями, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности, современным подходам и методам описания значения
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Актуальные вопросы двуязычной лексикографии
Изучение дисциплины предполагает знакомство магистрантов с общими положениями теории и практики двуязычной лексикографии, описанием двуязычных словарей, структурой словарной статьи; помогает ориентироваться во всем многообразии существующих в настоящее время словарей. Особое внимание уделяется технологии создания словарей и принципам составления двуязычных лингвистических словарей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Динамика развития современного русского языка на рубеже XX-XXI веков
Цель дисциплины - изучение состояния и динамики развития современного русского языка на рубеже XX–XXI столетий, анализ специфики проявления активных процессов в фонетике, лексике и фразеологии, в словообразовании, морфологии, синтаксисе и пунктуации современного русского языка. Содержание дисциплины предусматривает также работу с национальными и международными базами данных по языкознанию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Литературный процесс в историко-культурном контексте
Цель дисциплины - изучение методологических, теоретических проблем литературного процесса, истории русской словесности как процесса развития и смены религиозно-риторического, светско-риторического, эстетического типов литературы и художественно-литературного сознания. Содержание курса направлено на раскрытие эволюции русской литературы в историко-культурном контексте, а также на развитие навыков работы с национальными и международными базами данных по литературоведению.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Вопросы языка и литературы в современных исследованиях
Цель дисциплины - изучение инноваций, современных теорий, направлений и течений, актуальных вопросов в современном языкознании и литературоведении. Дисциплина представляет новаторскую систему ценностей в области филологии, позволяет магистрантам успешно ориентироваться в научно-исследовательской информации о развитии мировой филологической науки, овладеть работой с национальными и международными базами данных по языкознанию и литературоведению.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Использование искусственного интеллекта в педагогических технологиях
Дисциплина направлена на изучение применения технологий искусственного интеллекта в сфере образования. В рамках курса рассматриваются методы интеграции ИИ в педагогические процессы, развитие инновационных образовательных технологий с использованием ИИ, а также анализируются возможности ИИ для персонализации обучения, создания интеллектуальных образовательных платформ и систем поддержки принятия решений
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социальная лингвистика
Цель дисциплины - дать знания о научном аппарате социолингвистики, предметах исследования, рассматриваемых проблемах, собственных категориях и методах исследования. Магистранты знают, объясняют и анализируют понятия социолингвистики, основные исследовательские проблемы: язык и общество, формы существования языка (литературный язык, разговорный язык, диалект и др.), общественная деятельность языка, сферы функционирования языка, факторы, влияющие на развитие языка, языковая ситуация, язык и политика и др. Узнает о становлении и развитии казахстанской социолингвистики, узнает о современных проблемах. Формирует свои представления об этой области науки, может аргументированно отстаивать ее.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Компьютерная лексикография
Цель дисциплины - изучение основных положений компьютерной лингвистики, формирование знаний о принципах построения и структуре электронных словарей. Содержание дисциплины включает в себя характеристику способов электронной обработки языковых данных, основных видов электронных лексикографических баз данных и учит умению использовать электронные базы для научных и прикладных целей при изучении и преподавании русского языка и литературы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Применение искусственного интеллекта в образовательных процессах
Дисциплина охватывает теоретические и практические аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта в сферу образования. В рамках курса студенты изучают возможности и методы применения ИИ для оптимизации образовательных процессов, включая адаптивные системы обучения, анализ больших данных для оценки успеваемости, создание интеллектуальных учебных материалов и платформ, а также использование ИИ для персонализации образовательных траекторий
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Интеграция искусственного интеллекта в методику обучения
Дисциплина направлена на изучение способов применения современных технологий искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации и улучшения образовательного процесса. В рамках курса рассматриваются различные методики внедрения ИИ в образовательные стратегии и практики, а также анализируются его влияние на эффективность обучения и развитие обучающихся
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Антропоцентрическое направление в языкознании
Курс направлен на изучение динамично развивающейся в современном языкознании антропоцентрической парадигмы, основных направлений антропоцентрических исследований в лингвистике (когнитивная, коммуникативная лингвистика, лингвокультурология, языковая картина мира).
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Теоретические и прикладные аспекты современной лингвистики
Цель дисциплины - изучение тесной взаимосвязи теоретического и прикладного аспектов науки о языке. Содержание курса включает основные вопросы теоретической лингвистики, пути решения конкретных проблем прикладной лингвистики, новые аспекты исследования,проведение диагностики исследовательских навыков студентов-бакалавров, формирование научно-практических знаний в области современной лингвистики, умения работать с национальными и международными базами данных по языкознанию.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литературные связи в условиях глобализации
Цель дисциплины - изучение основных этапов истории и закономерностей развития русской, отечественной и зарубежной литературы с учетом опыта развития других культур, стран и регионов, а также исследование художественных текстов на основе теоретико-литературного и историко-литературного анализа; проведение сопоставительного анализа литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Литературная компаративистика
Курс носит междисциплинарный характер и предполагает сравнительное изучение широкого общественно-исторического, культурологического контекста литератур, обусловливает параллельное освоение знаний по фольклору, истории отечественной и зарубежных литератур, теории литературы, литературной критики, теории и практики художественного перевода, по философии, культурологии, эстетики, социологии, международным отношениям.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Этнокультурный подход в преподавании русской литературы
Цель дисциплины – изучение этнокультурного подхода в преподавании русской литературы. В процессе изучения дисциплины рассматриваются этнокультурная направленность образования, цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения, ориентированные на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русский язык в условиях межкультурной коммуникации
Цель дисциплины – развитие и совершенствование навыков межкультурной коммуникации, формирование поведенческих стереотипов в современном информационном пространстве. Курс освещает культурно-антропологические основы и социально-психологические аспекты межкультурной коммуникации, вопросы базовых категорий культуры, особенности практики межкультурной коммуникации и освоения чужой культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Интегративный подход к изучению лингвистических явлений
Цель дисциплины – изучение интегративного подхода к исследованию лингвистических явлений. Лингвистика тесно связана с психологией, социологией, этнологией, прагматикой, теорией познания и т.д., что способствовало появлению целого ряда новых теорий и подходов к изучению языка, которые будут рассмотрены в процессе освоения магистрантами данного курса.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература: актуальные задачи и методы исследования
Курс направлен на расширение филологического образования магистрантов, актуализацию и активизацию их теоретико-методологических знаний, знаний методологии научных исследований, проведение диагностики исследовательских навыков обучающихся, формирование у них устойчивого интереса к выбранной профессии. Задачи - изучение методологии и стратегии современного литературоведения, выработка навыков практического использования полученных знаний в научно-исследовательской и прикладной сферах деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Взаимодействие литературы и искусства как проблема сравнительного литературоведения
Цель дисциплины - комплексное изучение художественного творчества в системе гуманитарных наук в разнообразных аспектах творчества на междисциплинарных стыках с привлечением достижений литературы, искусства, философии, истории, эстетики, социологии, психологии, анализ взаимодействия литературы с такими видами искусства как музыка, театр, живопись, кино, многосторонних связей писателей с различными видами искусства для воссоздания более полной картины их творчества
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инновационные технологии преподавания русской литературы
Целью дисциплины является ознакомление магистрантов с сущностью технологического подхода в литературном образовании, основными параметрами и классификацией современных методов и технологий обучения, моделями описания и анализа предметных технологий, включение в инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения литературе, разработку учебно-методических материалов по литературоведческим дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инновационные технологии на уроках русского языка
Дисциплина ориентирована на развитие способностей к самостоятельной исследовательской деятельности, профессиональному и личностному самообразованию в сфере методики преподавания русского языка; на формирование умений строить урок русского языка в аспекте определённой технологии; сочетать традиционные и инновационные средства, формы и методы обучения русскому языку
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Интегративная лингвистика и ее прикладные аспекты
Цель дисциплины - изучение достижений внешней и внутренней лингвистик, общего, сопоставительного, частного (русского) языкознания, изучение словообразования, морфологии и синтаксиса русского и казахского языков в единстве их системного устройства и реального функционирования, проведение диагностики исследовательских навыков студентов-бакалавров, работы с национальными и международными базами данных по языкознанию.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная лингводидактика
Цель дисциплины – изучение современных образовательных технологий преподавания русского языка. Содержание курса формирует способность к использованию современных и инновационных (в том числе цифровые) технологий обучения русскому языку, проведению учебных занятий по языку (кроме лекций) в вузе с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания, методов, приемов, средств организации эффективной образовательной среды.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Язык и коммуникация
Цель дисциплины - изучение теоретических и прикладных аспектов межкультурной коммуникации, лингвистики и культурной антропологии. Курс способствует формированию навыков через язык выявлять, познавать национальную психологию, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества, неповторимость и нерасторжимость связи каждого человека с прошлым, настоящим и будущим своей родины.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Активные методы преподавания русского языка
Цель дисциплины - изучение активных методов преподавания русского языка, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения языковым материалом. Содержание дисциплины знакомит с активными методами обучения русскому языку, обучает использованию их на учебных занятиях по языку (кроме лекций) в вузе, с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория языка и проблемы современного языкознания
Цель дисциплины - дать представление о современном состоянии методологических проблем языкознания, сформировать у магистрантов понятие о концептуальной специфике различных течений в языкознании и логике развития научных направлений, систематизировать базовый терминологический аппарат современной лингвистики, а также знания о методологии научных исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Знает основные направления истории и философии науки, педагогической деонтологии, демонстрирует механизмы и принципы интеграции психолого-педагогических и специальных знаний, владеет стратегиями и тактиками коммуникации в академической и профессиональной среде; умеет самостоятельно приобретать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения посредством современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения.
- Применяет знания по современным направлениям развития языкознания, демонстрирует понимание места языка в системе современных научных концепций, соотношения языка и коммуникации, владеет работой с национальными и международными базами данных по языкознанию, проводит учебные занятия по языку (кроме лекций) в вузе, используя активные методы преподавания, с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
- Демонстрирует знания по современным направлениям развития литературоведения, владеет навыками самостоятельного исследования основных закономерностей литературы в синхронии и диахронии, работой с национальными и международными базами данных по литературоведению, проводит учебные занятия по литературе (кроме лекций) в вузе, используя активные методы преподавания, с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания.
- Применяет современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения русскому языку и литературе, разрабатывает учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций, предлагает нестандартные решения педагогических задач на основе знания методических приемов, концепций, технологий преподавания языковых и литературоведческих дисциплин в вузе с применением искусственного интеллекта
- Демонстрирует знание методологии научных исследований, проводит диагностику исследовательских навыков обучающихся бакалариата, способен к самостоятельному приобретению и обобщению теоретических и практических знаний по специальности, их критическому анализу, умеет определять проблемные вопросы в области языкознания и литературоведения, требующие научного осмысления и исследования, формирует у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии.