6B01109 Психология(IP) в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка психолога образовательного учреждения для реализации задач психологического сопровождения субъектов образовательного процесса
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B001 Педагогика и психология
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B011 Педагогика и психология
Дисциплины
-
Инклюзивная образовательная среда
Цель: понимание и возможность учитывать разнообразие учащихся в процессе обучения/преподавания, разумным образом, психологически и этически поддерживть благополучие, учитывая контекст их жизни. Студенты могут: • принимать разнообразие, выявлять препятствия на пути к участию и обучению • определять приоритеты развития, планировать мероприятия для адаптация образовательных программ, разработки дифференцированных уроков • содействовать сотрудничеству в школьном сообществе в целях создания основы инклюзивных ценностей и поддержки участия и успеваемости учащихся
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология взаимодействия
Будущие учителя знакомы с психологическими закономерностями социально-психологического взаимодействия и способны развивать стремление и умение к бесконфликтному взаимодействию, направленному на реализацию производственных задач. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: демонстрировать знания основных принципов, понятий и структуры психологии взаимодействия, эффективно применять на практике приемы формирования благоприятного психологического климата при взаимодействии; оценивать и интерпретировать различные ситуации взаимодействия; пользоваться психодиагностическими методиками, позволяющими определить индивидуальные особенности общения и взаимодействия
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная психология
Будущие учителя знакомы с основными принципами, понятиями и категориями социальной психологии, с особенностями социальных установок, социальных норм, регуляции поведения и могут применять знания на практике. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность : описывает и объясняет основные положения социальной психологии, сущность и содержание основных понятий и категорий; применяет на практике полученные знания для решения социально-педагогических и социально-психологических задач и ситуаций; анализирует социально- психологические ситуации, при решении ситуаций и задач устанавливает междисциплинарные взаимосвязи; разрабатывает индивидуальные и групповые тренинговые и коррекционные программы по предотвращению конфликтных ситуаций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Будущие учителя познакомятся с формированием психики, ее деятельностью и закономерностями развития. Будущие учителя смогут контролировать конфликт обучающихся и соответственно планировать и реализовывать учебные процессы в соответствии с возрастными особенностями и учитывать индивидуальные потребности обучающихся. Будущие учителя могут действовать творчески и ситуативно в различных ситуациях и поддерживать общее образование и благополучие учащихся.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Социальная педагогика
В ходе курса будущие учителя получают достаточный уровень теоретических знаний в области социального воспитания и обучения для своей профессиональной деятельности. Они развивают свои навыки в диагностике и поиске подходов к решению проблем в области социального образования. Они также формируют гуманистическое социальное отношение к субъектам и процессу социального образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология детско-родительских отношений
Будущие учителя знакомы с ролью и значением семьи в развитии личности ребенка на различных стадиях онтогенеза и жизненного цикла семьи и способны мотивировать к развитию устойчивых связей детско-родительских отношений. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: характеризовать детско-родительские отношения с указанием причин нарушения этих отношений; анализировать проблемы взаимоотношений родителей и детей; осуществлять психодиагностическую и коррекционную работу с семьей с целью поддержки и развития детско-родительских отношений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сопровождение и поддержка семьи
Будущие учителя знакомы с фундаментальным представлением о семье и основами психологии семьи, способны осуществлять сопровождение и оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям с позиций позитивных установок на семью и брачные отношения. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять рекомендации по сопровождению и поддержке различных психолого-педагогических моделей детско-родительских отношений; осуществлять психолого-педагогическую диагностику семей, нуждающихся в сопровождении и психолого-педагогической поддержке; использовать в практической деятельности наилучшие техники и приемы сопровождения и поддержки семьи.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Позитивное родительство
Будущие учителя знакомы с закономерностями развития детско-родительских отношений с позиций позитивного родительства; способны оказывать поддержку семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью повышения мотивации психолого-педагогической компетентности родителей в условиях позитивного родительства.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сопровождение социализации ребенка
Будущие учителя знакомы с фундаментальным представлением о семье и основами психологии семьи, способны осуществлять сопровождение и оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям с позиций позитивных установок на семью и брачные отношения. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять рекомендации по сопровождению и поддержке различных психолого-педагогических моделей детско-родительских отношений; осуществлять психолого-педагогическую диагностику семей, нуждающихся в сопровождении и психолого-педагогической поддержке; использовать в практической деятельности наилучшие техники и приемы сопровождения и поддержки семьи.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методы исследования в психологии
Целью преподавания дисциплины является формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: использовать знания и понимания теоретических основ научно-исследовательской работы; усвоение методологических характеристик научного исследования; критично относится к полученным данным; с помощью методов наблюдения, беседы, эксперимента, психологической диагностики, скрининга оценивать развитие ребенка; на основе проведенной оценки развития ребенка и социальной ситуации спланировать вмешательство и мониторинг данного вмешательства
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Антикоррупционная культура: понятие, структура, задачи и функции. Антикоррупционное сознание и антикоррупционная культура: содержание, роль и функции. Формирование антикоррупционной культуры в иностранных государствах. Антикоррупционная культура: механизмы и институты развития. Роль семьи в развитии антикоррупционной культуры личности. Национальные основы антикоррупционной культуры. Общественный контроль как механизм борьбы с коррупцией. Политические партии и СМИ как средство формирования антикоррупционной культуры. Антикоррупционное образование и воспитание. Антикоррупционное законодательство и юридическая ответственность за коррупционные правонарушения. Конституционные основы борьбы с коррупцией. Юридическая ответственность за коррупционное правонарушение. Формирование антикоррупционной культуры на государственной службе и в бизнес среде.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Социально-психологическая интервенция
Будущие учителя знакомы с особенностями кризисной, социально-психологической интервенции, с формами работы служб телефонов доверия, семейных психологов и кабинетов, осуществляющих социально-психологическую помощь и поддержку. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять систематизированные психолого-педагогические знания социально-психологического вмешательства и оказания поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; организовывать и осуществлять профилактическую работу по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения детей; создавать условия успешного сотрудничества психолога для психологического вмешательства в личностное пространство с целью стимулирования позитивных изменений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Организация психосоциальной службы в образовательном учреждении
Будущие учителя знакомы с ролью, функциями и методами психосоциальной деятельности в учебном заведении и на практике проектируют, организуют и осуществляют деятельность по психосоциальному обслуживанию. Будущие учителя, владеющие компетенциями: могут применять принципы организации психосоциальной работы; могут обосновать применение в организациях образования нормативных документов, регулирующих психосоциальную работу; могут взаимодействовать с детьми в организации психосоциальной работы со специалистами различных социальных служб по психическому развитию подростков.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы экономики и права
Общественное производство. Сущность, формы, структура капитала. Издержки и доходы производства в рыночной экономике. Бизнес. Финансовая система. Экономия ресурсов. Циклическое экономическое развитие. Казахстан в системе глобальных экономических отношений. Появление рынка. Роль государства в развитии бизнеса. Основные положения Конституции, действующего законодательства Республики Казахстан. Система институтов государственного управления и сфера их полномочий. Цели, методы государственного регулирования экономики. Роль государственного сектора в экономике. Финансовое право и финансы. Механизм взаимодействия материального и процессуального права
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Консультирование в образовании
Дисциплина направлена на усвоение будущими учителями базовых знаний в области теории и практики консультирования в образовании. Будущие учителя будут знать основные методологические и практические принципы работы с субъектами образования; иметь представление о функционально-ролевой структуре межличностных отношений в образовательном процессе.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности
Основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различных организационных уровней, биосферы в целом, их устойчивость. Взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования. Современное понимание концепций, стратегий и практических целей устойчивого развития в разных странах и в Республике Казахстан. Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Риски, чрезвычайные ситуации. Анализ рисков, управление рисками. Системы безопасности человека. Современные дестабилизирующие факторы. Социальные, религиозные, политические, экономические угрозы, угрозы в повседневной жизни. Система учреждений безопасности и правовое регулирование их деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Психологическое консультирование
Курс направлен на ознакомление клиентов с принципами, формами и содержанием психологического консультирования по применению психологических средств, психотехнических методов, оказывающих эффективную психологическую помощь. Будущие учителя, владеющие компетенциями: правильно оценивают психологическое состояние и психологическое состояние консультанта; могут ориентироваться на эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы клиента; могут определять психологические особенности людей, находящихся в проблемной ситуации; в целях обеспечения благоприятных условий для развития ребенка в образовательном и воспитательном процессе может использовать возрастные особенности при оказании консультативной помощи участникам образовательного процесса.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Психологическая адаптация и реабилитация
Будущие учителя знакомы с основными направлениями реабилитационной и адаптационной работы и техниками; с важными жизненными навыками развития через наблюдение, моделирование, образование и практику; освоение методов реабилитационной работы с людьми с особыми потребностями и психическими заболеваниями.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Групповое консультирование
Цель дисциплины знакомство с принципами, формами и содержанием группового консультирования, теоретическая карта психотерапевтической реальности, в рамках которой возможно одновременное осмысление собственного опыта консультирования и понимание психологических механизмов всех известных психотерапевтических методов; основы психотехнического мышления, мировоззрения и профессиональной этики психолога-консультанта.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Навыки предпринимательства
Виды предпринимательства. Бизнес. Финансовая система. Тайм-менеджмент и управление проектами Управление стрессом Навык ведения переговоров Навык публичных выступлений Навыки управления бизнесом. Командная работа и лидерские качества. Навыки обслуживания клиентов. Финансовые навыки. Аналитические навыки и навыки решения проблем. Навыки критического мышления. Стратегическое мышление и навыки планирования. Технические навыки. Управление временем и организационные навыки. Навыки брендинга, маркетинга и создания сетей. Навыки управления бизнесом.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Коллаборация в психологии
Будущие учителя изучают основы сотрудничества в психологии, его виды, функции и механизмы. Они формируют навыки эффективного взаимодействия в процессе общения, разрешения конфликтов и достижения целей с помощью коммуникативных средств.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Исследовательские подходы. Индуктивные и дедуктивные методы. Качественные, количественные, смешанные методы исследования. Первичное и вторичное исследование. Action research. Дизайн исследования - описательный, корреляционный, экспериментальный, квазиэкспериментальный, перекрестный, лонгитюдный, case study, этнографический, эксплоративный, объяснительный. Переменные и гипотезы. Надежность и валидность исследования. Воспроизводимость и повторяемость. Случайная и систематическая ошибка. Триангуляция. Выборка. Критерии включения и исключения при формировании выборки. Методы выборки. Сбор данных - опросы, интервью, эксперименты, обсервационные исследования, систематический обзор. Проверка данных. Транскрибирование интервью. Анализ данных - статистический анализ, контент-анализ, дискурс-анализ, тематический анализ, текстовый анализ. Исследовательская этика. Коллегиальное рецензирование
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Психология развития
Целью данного курса является повышение следующих областей педагогических компетенций • область компетенции в области педагогики и дидактики • область компетенции в оценке • область компетенций в восстановительно-развивающем процессе • область компетенций в организации развивающей и реабилитирующей среды Для того чтобы оставаться на современном уровне и иметь возможность постоянно развивать себя и свою работу, будущие учителя приобретают новые знания, основанные на исследованиях, и проводят исследования в различных сетях, касающиеся развития профессиональной среды, инновационных подходов в сфере своей профессиональной деятельности, а также о развитии и руководстве своими подопечными.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Психология в образовании, концепции взаимодействия и коммуникации
Дисциплина направлена на освоение современных психологических теорий и моделей, функционировании личности и ее индивидуальных свойствах, которые формируют компетенции будущих учителей педагогических специальностей, позволяющие учитывать индивидуализацию обучения и многообразие студентов в образовательном процессе. Дисциплина фокусируется на важности улучшения благополучия учащихся путем создания и поддержания психологически безопасной учебной среды. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и общению в образовательном процессе.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Медиа- и киберпсихология
В ходе данного курса у будущих учителей формируется целостное представление о киберпсихологии как новой научно-практической отрасли знаний, её актуальных задачах и перспективах развития в современных условиях прогрессирующей цифровизации общества, а также о специфике организации и осуществления профессиональной деятельности психолога в интернет-среде.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Технология реализации нормативно-правовой документации в образовательных учреждениях
Будущие учителя знакомы с технологией реализации нормативно-правовой документации в образовательных учреждениях и способны применять знания данной технологиии в практической деятельности. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: различать виды нормативно-правовой документации в образовательных учреждениях; анализировать источники и нормативно-правовой документации в образовательных учреждениях; оценивать актуальные тенденции, новейшие изменения нормативно-правовой базы в области защиты детей
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Международные стандарты защиты прав детей
Будущие учителя знакомы с системой и структурой органов международной защиты прав детей, способны оценить эффективность способов международной защиты прав детей. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: использовать на практике знание основных способов и форм международной защиты прав детей; анализировать источники международного стандарта защиты прав детей, уставные документы международных организаций, международные универсальные, региональные и двусторонние соглашения по вопросам защиты детей; постоянно отслеживать актуальные тенденции, новейшие изменения нормативно-правовой базы в области защиты детей
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Методы и технологии преподавания
Будущие учителя обладают всесторонним пониманием стратегий и методологий преподавания и могут применять их при планировании, преподавании и оценке инновационными способами, соответствующими конкретным педагогическим ситуациям, условиям конкретной школы и возможностям обучающихся. Будущие учителя способны создавать подходящие инклюзивные, физические и онлайн-среды обучения на разных этапах образовательного процесса. Будущие учителя понимают и могут применять правила авторского права и защиты данных при планировании своих учебных материалов. Будущие учителя обладают необходимыми знаниями в области дидактики, технологий обучения и методов мотивации обучающихся, будучи в состоянии оказать необходимую педагогическую помощь студентам.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Когнитивная и нейропсихология
Будущие учителя знакомы с основными когнитивными и нейропсихологическими синдромами нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических факторах, с методами когнитивной и нейропсихологии; формулируют принципы построения нейропсихологического диагностического исследования.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 4
-
Дифференциальная психология
Целью освоения курса является изучение и систематизация знаний об индивидуальных различиях, источниках их формирования, структуре и способах проявления. Практическая цель – повысить психологическую культуру будущих учителей, ознакомить их с различными группами индивидуальных различий и методами их диагностики. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: использовать знания основных тенденций и закономерностей развития и функционирования различных психических процессов, свойств и состояний личности в норме и при психических отклонениях; принципы и особенности методов психологической диагностики и изменении, различных свойств, состоянии в норме и при психических отклонениях.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Теория личности
Цель: научить строить план карьеры с учетом профессиональной самореализации. Содержание: понятие «карьера», типология, виды, стратегии карьерного роста; основы проектирования профессионального и личностного развития; технология трудоустройства; виды и структура резюме и собеседования, этика взаимоотношений в трудовом коллективе, правила поведения Формируемые компетенции: владеет навыками применения знаний в планировании карьеры и успешного трудоустройства
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Планирование преподавания и индивидуализация обучения
Будущие учителя знакомы с образовательной программой в своей области преподавания, а также с руководящими педагогическими принципами и сквозными темами развития определенного уровня образования, такими как предпринимательство и устойчивое развитие. Будущие учителя обладают навыками индивидуализации преподавания, с учетом разнообразия обучающихся и принципами инклюзии в процессе обучения, и использовании технологий преподавания, на основе педагогических и самостоятельных исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 4
-
Социальная психология личности
Цель курса - знакомство будущих учителей специализации с мировым опытом социально-психологического подхода к личности, формирование у будущих учителей представления об основных направлениях и методах практической работы в сфере социального развития личности. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: знать о характере и содержании процесса социализации, а также механизмах формирования социального поведения личности; освоить основные теоретические модели социального развития личности, а также специфических для них понимания механизмов социализации; способность анализировать конкретные ситуации социального развития личности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Оценка рисков психосоциального развития
Будущие учителя имеют представления о современных рисках благополучия ребенка: аутодеструктивное поведение, деструктивное поведение; используют знание и понимание классических и современных психотерапевтических направлений и программ, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: наблюдать, изучать и проводить детализированное и систематическое исследование рисков и факторов психосоциального развития, их возникновения в обществе; описывать компоненты благополучия ребенка; провести оценку степени выраженности рисков психосоциального развития
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Развитие личности ребенка
Цель дисциплины формирование компетенций будущих учителей в области современных теорий личности детей в психологии и педагогике. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: использовать знания общих закономерностей, движущих сил и механизмы развития психики; возрастные особенности развития личности ребенка; извлекать знания основных теории личности ребенка в психологии, концепций и подходов в современной психологии личности ребенка в практической деятельности; подбирать адекватные возрастным возможностям ребенка средства, способы обучения и воспитания.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Общая психология
Будущие учителя знакомы с сущностью и содержанием психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, с психическими свойствами и состояниями; способны подбирать и использовать методы общей психологии и в изучении мира психических явлений человека, использовать методы изучения и развития психических процессов, свойств и состояний. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять знания и понимание закономерностей развития психических познавательных процессов; интерпретировать психическое состояние ребенка и использовать простые приемы психической саморегуляции; анализировать психические явления, присущие человеку
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Оценка особенностей развития учащихся
Курс направлен на освоение студентами закономерностей и механизмов развития учащихся, показателей качественного перехода от одной возрастной группы к другой,изменениях, происходящих в структуре личности,мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении детей. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять знания об особенностях развития детей для оценки психо-физического состояния; провести оценку особенностей развития учащихся проводить оценочные процедуры с последующим их описанием и интерпретацией своевременно выявлять и корректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии учашихся, что будет способствовать сохранению их психического и физического здоровья.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Социальная, поведенческая и эмоциональная оценка
Будущие учителя знакомы с основами социальной педагогики и социальной психологии, с современными поведенческими теориями и теориями эмоционального развития, могут применять знания в преподавании для поддержки развития ребенка. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: провести оценку социального, поведенческого и эмоционального благополучия и степень выраженности рисков психосоциального развития; учитывать потребности субъектов обучения и поддерживать развитие их личности и самооценку; оценивать деятельность субъектов образовательного процесса с профессионально-этических позиций.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Специальная психология и педагогика
Будущие учителя знакомы с методолого-теоретическими основами специальной педагогики и специальной психологии, владеют терминологией и категориальным аппаратом данных наук, способны проводить оценку развития ребенка на основе знаний по спецпедагогике и спецпсихологии. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: осуществлять объективную оценку достижения образовательных результатов обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья; составлять совместно с другими специалистами психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; определять требования к оснащению учебного кабинета с целью формирования безопасной и комфортной предметно-развивающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Оценка благополучия ребенка
Будущие учителя знакомы с современными рисками благополучия ребенка: аут деструктивное поведение, деструктивное поведение; способны дать оценку благополучия ребенка. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: поддерживать эмоциональное и психологическое благополучие ребенка; критически оценивать ценности, установки, этические принципы и методы работы для обеспечения благополучия ребенка; описывать подходы к пониманию благополучия и компоненты благополучия ребенка
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Оценка нормотипичного и особенного развития
Будущие учителя знакомы с особенностями развития нормотипичных и особенных детей и способны разрабатывать проекты документов по результатам психолого-педагогической оценки нормотипичных и особенных детей, а также владеют технологией подготовки заключения по результатам психолого-педагогической оценки. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: применять знания о критериях нормотипичного и особого разваития ребенка, оценивать нормотипичное и особенное развитие ребенка, проводить оценочные процедуры с последующим их описанием и интерпретацией; составлять программы инклюзии для детей с учетом нормотипичности и особенности, проводить мониторинг эффективности внедрения программ
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Оценка развития ребенка
Будущие учителя знакомы с особенностями развития ребенка в области физиологии, возрастной психологии, педагогической психологии, что в свою очередь способствует пониманию особенностей социально-коммуникативного развития, познавательного и речевого развития. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: описывать базовые понятия и термины психологии развития ребенка, основные области практических приложений психолого-педагогических знаний по развитию личности; анализирует основные закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития ребенка в процессах обучения и воспитания.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Практикум по детской и подростковой психотерапии
Курс направлен формирование у будущих учителей целостной системы знаний об особенностях, закономерностях, основополагающих принципах и специфических проблемах психотерапии детей и подростков, ознакомление с этическими нормами и правилами в работе детского психотерапевта. Будущие учителя способны различать основные формы, направления и методы детской и подростковой психотерапии (индивидуальная, групповая, терапия средой, игровая психотерапия и т.д.).
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Конфликтология в образовании
Курс направлен на обеспечение будущего психолога комплексом теоретических знаний и практических технологий и методов по анализу и управлению конфликтами в образовании. Будущие учителя знакомы с особенностями профессионального разрешения конфликтов и мер их профилактики; способны разрабатывать комплекс практических умений в сфере профилактики и разрешения конфликтов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Исследования, развитие и инновации
Будущие учителя проектируют небольшой исследовательский проект, чтобы ознакомиться с научно-обоснованным развитием своей работы в качестве учителей. Они определяют тему/вопросы своего исследования, проводят обзор литературы и разрабатывают методику сбора и анализа данных, включая этические аспекты исследования. По окончании курса будущие учителя способны развивать и обновлять свою педагогическую деятельность на основе этично проведенных исследований и разработок, а также выполнять или участвовать в исследовательских проектах. Они также способны представлять результаты своих исследований и разработок, используя различные профессиональные способы и каналы
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая оценка ребенка
Будущие учителя осознают и обладают способностью осуществлять психолого-педагогическую оценку состояния развития ребенка, предоставляя квалифицированную помощь и поддержку. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: дать подробную характеристику относительного уровня развития ребенка; оценить состояние психолого-педагогического взаимодействия ребенка с окружающей средой; предоставлять различную поддержку ребенку, разрабатывая стратегии, способствующие его развитию, разрабатывать программы поддержки и благополучия ребенка в социуме.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Управление стрессом
Будущие учителя знакомы с понятием «стресс» с современной научной точки зрения, со структурой, типологией и видами стрессовых реакций, причинами возникновения и механизмы проявления; способны применять на практике основные стратегии и тактику, методы конструктивного управления стрессами.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Стратегии разрешения конфликтов
Будущие учителя знакомы с закономерностями и механизмами развития межличностных отношений в группе, причинами возникновения, динамики и стратегий разрешения социальных конфликтов; способны применять на практике конструктивные техники разрешения конфликтов. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: выявлять наличие конфликта, установить его причины и предложить пути его разрешения; анализировать влияние различных факторов на выбор стратегии поведения в конфликте; применять правила бесконфликтного поведения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Оценивание и развитие
Цель: понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивную оценку в этической манере на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оцениванию Студенты, могут: • хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка) • применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся • признавать и применять системы развития навыков самооценивания и взаимного оценивания учащихся
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 4
-
Профилактика отклоняющегося поведения
Будущие учителя знакомы с типологией отклоняющегося поведения, влиянием факторов риска на социализацию молодого поколения, с основными направлениями профилактики отклоняющегося поведения и способны проводить психолого-педагогическую диагностику отклоняющегося поведения обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Профориентационные технологии
Будущие учителя знакомы с профессиографией и психологической классификацией профессий, способны оказывать помощь обучающимся в выборе будущей профессии и в выборе обучающих курсов, ориентированных на профессию. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: составлять профессиограмму для различных видов профессиональной деятельности; определять способы формирования психологической готовности обучающихся к профессиональной деятельности; проводить консультации, собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения, выявлять профессиональные интересы обучающихся и консультировать их родителей (законных представителей) по выбору будущей профессии; разрабатывать профориентационные программы и мероприятия для обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Психологические исследования
Будущие учителя знакомы с общими представлениями о методологии науки и критериями научного знания, с планированием и проведением теоретического и эмпирического исследования в психологии, способны проводить психологические исследования. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: определять проблему исследования; составлять план исследования: предоставлять теоретическое обоснование исследования; обоснованно выбирать методы исследования; планировать и реализовывать исследования; давать подробное описание полученных результатов исследования и делать выводы; представлять и защищать результаты исследования
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Содействие благополучию и профилактика рисков
Будущие учителя знакомы с основными формами кризисного поведения в современном обществе и спецификой их проявления в молодежной среде, способны использовать основные положения концепций и теоретических подходов развития благополучия детей и профилактики рисков. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: анализировать, оценивать и сравнивать информацию о благополучном состоянии ребенка, применять методы профилактики нарушений психологического развития; оказывать помощь для поддержания здоровья во всех его проявлениях: на уровне физического организма, устойчивого душевного равновесия, здорового образа жизни
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этика и профессиональные стандарты психолога в образовании
Будущие учителя знакомы с особенностями нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности педагога-психолога и подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: обосновывать использование этических принципов и профессиональных стандартов психолога, осуществлять свою деятельность в соответствии с профессиональным стандартом и в соответствии с этическими, моральными и нравственными нормами и правилами поведения; демонстрировать приемы и техники педагогического общения в образовательном процессе; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности: оценивать деятельность психолога с профессионально-этических позиций.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Мониторинг и экспертиза познавательной деятельности ребенка
Будущие учителя знакомы с особенностями проведения мониторинга и экспертизы познавательной деятельности ребенка и могут применять современные методы отслеживания и экспертной оценки учащихся. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: осуществлять на практике виды деятельности психолога: мониторинг и экспертизу, разработать и реализовать программу мониторинга и экспертизы познавательной деятельности ребенка, провести мониторинговые действия и экспертные мероприятия по познавательной деятельности ребенка, описать результаты мониторинга и экспертизы познавательной деятельности ребенка
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Проектирование образовательной среды
Будущие учителя имеют представление о теоретических и практических аспектах педагогического проектирования, о современных образовательных технологиях и программах развития образовательных учреждений в контексте системного подхода в образовании. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: анализировать психологические аспекты и педагогические возможности образовательной среды; давать оценку параметрам проектирования образовательной среды; оценивать уровень психологической безопасности образовательной среды; приводить наилучшие примеры образовательной среды; учитывать культурное, гендерное, этническое, региональное, индивидуальное разнообразие при проектировании образовательной среды; разрабатывать рекомендации для проектирования образовательной среды; систематизировать раннее полученные знания и применять их в будущей практической деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Профессия как выбор жизненного пути
Целью преподавания дисциплины является формирование у будущих учителейпонимания профессии, как выбора жизненного пути, а также психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: определять общие и специфические закономерности и индивидуальные особенности профессионального самоопределения человека на различных возрастных ступенях; планировать и организовывать мероприятия в рамках профориентационного направления деятельности педагога-психолога и социального педагога, составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности как выбора жизненного пути.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Экспертная деятельность психолога
Будущие учителя знакомы с методолого-теоретическими основами экспертной деятельности психолога и способны использовать знания методов и подходов экспертизы к организации и содержания деятельности при выявлении рисков образовательной среды. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: описывать подходы к экспертизе образовательной деятельности, цели и функции экспертизы, анализировать и предвидеть результаты экспертизы с учетом рисков образовательной среды; выявлять риски образовательной среды с помощью психологических методов; подбирать параметры экспертизы образовательной среды (модальность, широта, интенсивность образовательной среды и др.)
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Прикладные исследования в области личностного профессионального роста
Будущие учителя системно подходят к анализу и отбору образовательных концепций, теорий и идей и способны проводить прикладные исследования в области личностного Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: анализировать и критически оценивать современное развитие и изменение в теории и практике образования, предлагаемых инноваций, систем, проектов, программ и др.; демонстрировать методы рефлексии и профессионального развития, выстраивание на этой основе собственной педагогической деятельности, проектирование дальнейшего личного образовательного роста. профессионального роста.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Современный мониторинг психолога
Будущие учителя способны использовать знания и понимание специфики проведения современного мониторинга в различных образовательных учреждениях. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: ориентироваться в современных подходах организации современного мониторинга, проектировать и разрабатывать программу современного мониторинга деятельности различных образовательных учреждений, проводить мониторинг и экспертизу образовательных учреждений
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Профилизация обучения
Целью курса является формирование у будущих учителей представлений о профилизации школьников, ее организационно - методических и психологопедагогических аспектах в контексте ключевых проблем планирования и организации перехода школы к профильному обучению Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: определить взаимосвязь профилизации обучения с профессиональным самоопределением школьников, сущность профильного обучения в системе технологического образования с учетом специфики содержания образовательной области «технология»; применять на практике методы выявления интересов и склонностей школьников с целью профилизации обучения анализировать и оценивать зависимость содержания программ профильного обучения от его видов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Профилактика кризисного поведения
Будущие учителя знакомы с признаками и особенностями кризисного поведения обучающихся и способны оказывать профилактическую и консультационную, коррекционную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Будущие учителя, демонстрирующие компетентность, могут: определять основные формы кризисного поведения в современном обществе и специфику их проявления в молодежной среде; анализировать, оценивать и сравнивать информацию о состоянии и динамике кризисных проявлений в молодежной среде, проводить тренинговую работу с целью профилактики кризисного поведения и преодоления кризисных ситуаций у обучающихся и развитию уверенности в себе.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Изучение курса направлено на совершенствование компетенций в области педагогики и дидактики, овладение основами педагогической науки, ключевыми теориями, закономерностями, принципами обучения, образовательными концепциями, новыми подходами в преподавании и обучении, современными технологиями обучения и оценивания для эффективного осуществления педагогической деятельности в системе среднего образования. У обучающихся сформируются навыки целеполагания, проектирования, анализа современного урока
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 3
-
Педагогические исследования
Данный курс дает будущим учителям теоретическую основу для педагогических исследований. Будущие учителя обладают навыками поиска и критического отбора теоретических знаний из различных надежных источников, использования результатов исследований в развитии своего педагогического мышления и практики и проявляют готовность содействовать обучению и образованию, основанным на исследованиях, а также их собственному непрерывному развитию и профессиональному росту. Будущие учителя, которые демонстрируют компетентность, могут: осознавать природу педагогики и ее основную терминологию; определить центральные области исследований в педагогике и понимать разницу между повседневным мышлением и научными знаниями; следить за изменениями в сфере образования и рассмотреть, как они влияют на вашу собственную работу в качестве учителя.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Разрабатывает и реализует систему поддержки обучающихся как личностей в инклюзивной среде
- Применяет актуальные методы преподавания и оценивания, с использованием диалога и коммуникации
- Реализует педагогические исследования как рефлексирующую практику
- Фасилитирует обучение детей
- Интерпретирует знания и понимание в индивидуальных и возрастных различиях детей
- Применяет на практике знания когнитивного и нейропсихологического развитии детей
- Соблюдает обоснованно этические стандарты психолога в образовании
- Ориентируется и применяет социальные знания организации детских групп и участия личности ребенка в них
- Оценивает психолого-педагогическое развитие ребенка и его семьи, риски психосоциального развития
- Осуществляет мониторинг и экспертизу развития ребенка и детской группы
- Проводит оценку нормотипичного и особенного ребенка
- Реализует программы сопровождения, консультирования, абилитации, реабилитации, профилактики детей и семей