6B02101 Традиционное музыкальное искусство в КазНАИ им. Т.Жургенова
-
Цель образовательной программы Подготовка профессиональных и конкурентоспособных кадров, обладающих социальной и гражданской ответственностью, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в области традиционного музыкального искусства и организациях образовательной деятельности направления искусства.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B101 Традиционное музыкальное искусство
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Дополнительный инструмент I
Цель курса «Дополнительный инструмент І» - расширение музыкально-исполнительских компетенций у инструменталистов на дополнительном музыкальном инструменте, включающий несложный исполнительский репертуар по основам постановки, звукоизвлечения, а также технике, что способствует увеличению творческой реализации обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Пение с инструментом
В курсе прохождения дисциплины «Пение с инструментом» инструменталисты исполняют народные песни аккомпанируя себе на своем музыкальном инструменте. В процессе исполнения песни обучающиеся понимают важность умения демонстрировать чистоту интонации, дикции, приемы дыхания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Домбыра
Одно из ведущих мест в системе музыкального образования в обучении певцов занимает музыкально-инструментальное исполнение кюя, формируя практические навыки игры на домбре. Целью учебной дисциплины является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, приобретение знаний и представлений об истории инструментального исполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Постановка голоса I
Дисциплина "Постановка голоса I" проводится в форме практических занятий. Обучение способствует профессиональному развитию певческого голоса, улучшению качественных характеристик, чистоте стиля, естественной артикуляции, дыханию без изменения специфики стиля народного пения (открытого или полузакрытого). Формирует у обучающегося устойчивый интерес к пению и развивает исполнительские вокальные навыки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность традиционное пение I
В курсе «Специальность традиционное пение І» обучающийся формирует голосовые способности (диапазон), чистоту звука (интонация), основы дыхания (диафрагма). Знакомится со стилевыми особенностями певческо-исполнительских школ Казахстана. Развивает исполнительские навыки самоаккомпанирования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сольфеджио
Сольфеджио – важнейшая составляющая часть профессионального музыкального образования. Специфика дисциплины обусловлена особенностями исполнительской природы традиционного музыканта. Данный предмет активно и постоянно развивает и воспитывает слуховые навыки, необходимые для профессионального роста будущих концертных исполнителей. Сольфеджио является практической дисциплиной, в которой достижение необходимых результатов в развитии музыкального слуха возможно лишь в опоре на систематизированное и планомерное обучение (как аудиторное, так и внеаудиторное).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Специальность инструменталисты I
В курсе «Специальность инструменталисты І» обучающийся совершенствует свои технические навыки, культуру звукоизвлечения, звуковедения, так же грамотную фразировку. Кроме того обучающийся осуществляет работу над аппликатурой, что является важным в развитии исполнительского мастерства, и связан со стилистической интерпретацией произведений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Гармония
«Гармония» представляет собой важную часть подготовки квалифицированных специалистов – исполнителей и носителей традиционного музыкального искусства. Дисциплина предусматривает профессиональное владение гармоническим языком, где важным является понимание основных закономерностей классической гармонии, как классического образца, так и постижение современной композиторской школы Казахстана, способствующей развитию практических навыков в гармонизации мелодии, в игре секвенций и модуляций, навыков гармонического анализа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Специальность инструменталисты II
В курсе прохождения дисциплины обучающийся различает стилевые особенности исполнительских школ, владеет всем арсеналом штриховой палитры, совершенствует культурой звукоизвлечения. Расширяет исполнительский репертуар произведениями зарубежных классиков и казахских композиторов, развивая полифоническое мышление и навыки понимания содержания и формы музыкального произведения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность традиционное пение II
В курсе «Специальность традиционное пение ІІ», обучающийся совершенствует традиционное певческое исполнение. Владеет манерой исполнения певческих школ, изучая исполнительские особенности региональных школ. Осваивает особенности инструментального сопровождения. Развивает исполнительское мастерство.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Технологии ИИ в исследовании и развитии фольклорной музыки
Дисциплина ориентирована на практическое применение технологий искусственного интеллекта для работы с фольклорной музыкой. Курс включает в себя практические занятия по созданию и обучению моделей для автоматического распознавания и восстановления старых записей, разработке программных решений для интерактивных и образовательных платформ, а также разработке алгоритмов для создания новых произведений, основанных на фольклорной музыкальной традиции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Постановка голоса II
Курс направлен на развитие голосовых возможностей, мышления, воображения, ориентацию на национальную музыкальную традицию и традиционную культуру пения. Дисциплина знакомит с вокальной профессиональной терминологией. А также формирует комплекс личностных качеств: творческую активность, артистизм, темперамент, психологическую уверенность.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Дополнительный инструмент II
Курс «Дополнительный инструмент ІІ» формирует навыки создания художественного образа во время исполнения музыкальных произведений на дополнительном инструменте; развивает практические навыки, необходимые для дальнейшего профессионального образования и активного участия в художественном творчестве.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Традиционная музыка в ИИ
Этот курс исследует взаимодействие традиционной музыки и современных технологий искусственного интеллекта (ИИ). Он направлен на изучение того, как алгоритмы компьютерного обучения, нейросети и цифровые инструменты могут расширить возможности создания, анализа, сохранения и интерпретации традиционного музыкального наследия. Курс сочетает теоретические знания с практикой, предлагая обучающимся освоить технологии, которые трансформируют подход к культурному наследию в цифровую эпоху.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика преподавания программы музыкальной школы (Народное пение)
Предмет «Методика преподавания программы музыкальной школы (Народное пение)» - один из основных предметов в системе музыкальной педагогики. Изучение данного предмета научит будущих специалистов составлять репертуар, учитывая возможности голосового аппарата в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями учащихся школ (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Традиционное инструментальное исполнительство I
Обучающийся исполняет, анализирует содержательность произведения, расширяя репертуар из разных традиционных инструментальных исполнительских школ. При прослушивании аудио и видео записей известных исполнителей обучающийся перенимает их стиль и манеру исполнения. Исполнитель формирует собственную систему творческого мышления.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Традиционное певческое исполнительство I
Обучающийся совершенствует профессиональные исполнительские и творческие навыки. Умеет различать и применять стилевые особенности певческих школ в традиционном исполнительском искусстве. Владеет приемами инструментального сопровождения, характерными для традиционного певческого искусства. На профессиональном уровне умеет исполнять песни традиционных певческих школ.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ансамбль I
Предмет «Ансамбль I» подразумевает деление на группы, формируя ансамбли: домбристов, жетыгенистов, сыбызгизистов, кобызистов, шертеристов и баянистов. Что способствует повышению исполнительского мастерства в составе ансамбля, посредством систематического формирования специфических навыков ансамблевого взаимодействия: ощущения индивидуальной субординации в контексте звучания целого; умения предчувствовать намерения партнера; создания динамического и фактурного баланса.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Пение с дополнительным инструментом
Дисциплина «Пение с дополнительным инструментом» предназначена для инструменталистов (жетіген, сырнай, т.д.). На курсе осваивается певческого искусства под аккомпанемент народных инструментов. Кроме того, исполнитель работает над сочетанием и балансом звуковедения инструмента и голоса. В процессе исполнения песен чувствует и ориентируется в звукоизвлечении инструментов, понимая ведущую роль расставляет приоритеты в нужных местах. Нарабатывает вокальные навыки владения мелодическими изгибами и оборотами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основной музыкальный инструмент
Курс "Основной музыкальный инструмент" играет важную роль для певцов-исполнителей, которые овладевают навыками работы с музыкальным материалом инструменталистов, изучая различия и особенности инструментальных разножанровых и региональных исполнительских школ. Исполнение на инструменте позволяет обучающемуся овладеть техникой игры на народных инструментах исполняя народные произведения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Вокальное мастерство І
Предмет «Вокальное мастерство І» направлена на формирование и развитие профессиональных вокальных навыков, необходимых для успешного исполнения произведений различных жанров и стилей. В рамках курса изучаются основы вокала, а именно практическое применение техник, позволяющих развивать голос, его диапазон, тембр и выразительность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Фортепиано
Курс «Фортепиано» выполняет развивающие функции, предопределенные ему изначально, и направлен преимущественно на освоение обучающимися репертуарного минимума, навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Важнейшая компетенция, которыми должны овладеть обучающиеся – это способность демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано и умение правильного художественного исполнения и подачи произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания программы музыкальной школы (Народные инструменты)
Дисциплина «Методика преподавания программы музыкальной школы (Народные инструменты)» - один из основных предметов в системе музыкальной педагогики. Изучение данного предмета научит будущих специалистов составлять программу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, музыкальными способностями, исполнительскими возможностями и физиологическими особенностями учащегося (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Музыка востока
Предмет формирует представление об искусстве и музыкальной культуре Востока как о древнейшем очаге цивилизации. В содержании курса особое место занимает история и культура традиционной музыки народов Ближнего, Среднего Востока и Восточной, Юго-Восточной Азии, что в итоге способствует обогащению слухого опыта, профессиональной и интелектуальной эрудиции обучающихся.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этнопедагогика
Практическая дисциплина, направленная на усвоение основ традиционного (устного) восприятия и воспроизведения по памяти образцов казахского фольклора и устно-профессионального творчества салов, сері, жыршы, күйші. В целях совершенствования музыкальной памяти и навыков импровизации большое значение в курсе придается устным формам работы.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Вокальное мастерство ІI
Основное содержание дисциплины «Вокальное мастерство ІІ» включает знание анатомии и физиологии голосового аппарата, работа над дыханием (диафрагмальное дыхание, поддержка), формирование правильной вокальной позиции, развитие резонаторов и артикуляции, развитие диапазона и контроль динамики, использование различных вокальных приемов (легато, стаккато, форшлаг и т.д.), работа над эмоциональной выразительностью исполнения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Традиционное инструментальное исполнительство II
В дисциплине «Традиционное инструментальное исполнительство II» обучающийся осваивает стилевые особенности и отличия традиционных исполнительских школ. Формирует знания об истории исполнения на народных инструментах, овладения традиционными практическими навыками игры на инструменте, повышение устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области традиционного музыкального искусства. Так же, обучающийся может сочетать в себе собственную творческую систему мышления и индивидуальные навыки игры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы права
Курс формирует знания о государственно-правовых явлениях. В учебную дисциплину данного курса входят закономерности возникновения, развития и становления государства и права, определение понятий об основном законе, а также основные положения базовых отраслей казахстанского права, таких как конституционные, гражданские, уголовные и административные.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Педагогика
Знание системы педагогических наук, ее принципов, задач и структур. Понимание связи педагогики с другими науками. Уметь применять педагогические знания в профессиональной деятельности. Уметь анализировать педагогическую ситуацию. Умение сочетать исполнительность и педагогику. Умение оценивать индивидуальные возможности в исполнительском воспитании. Уметь раскрывать природные возможности обучающегося.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика преподавания программы среднего музыкального образования (Народные инструменты)
«Методика преподавания программы среднего музыкального образования (Народные инструменты)» является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных народных музыкальных инструментах в среднем звене обучения. Обучающийся изучает стилевые особенности традиционных исполнительских школ и методов и приемов их исполнения. Дисциплина ведется в теоретико-лекционном формате, одной из задач которой является изучению специальных навыков сольного исполнения и ансамблевого звучания, чувства единого ритмического темпа, художественной игры и игры в ансамбле.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Актуальные проблемы современного Казахстана
Курс «Актуальные проблемы современного Казахстана» изучает безопасность и здоровый образ жизни, антикоррупционную культуру, экологию и антропогенное воздействие. Рассматривает инклюзивное образование (равный доступ к обучению) и устойчивое развитие (баланс экологии, экономики и общества). Анализирует правовые, социальные и этические аспекты этих вопросов в казахстанском контексте.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Методика преподавания программы среднего музыкального образования (Народное пение)
Целью дисциплины «Методики преподавания программы среднего музыкального образования (Народное пение)» - развитие всесторонней, гармонично развитой личности, музыкальных и исполнительских способностей посредством профессионального обучения, по направлению народное пение. Дисциплина обучает обучающегося овладению теоретическо-педагогическими знаниями в области музыкальной педагогики, кроме этого изучению исполнительских особенностей традиционных певческих школ и приемам инструментального сопровождения. Одной из сторон дисциплины является - формирование специальных навыков певческого исполнительства для обучающихся в среднем звене (мастерство, диапазон, артикуляция, интонация).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Традиционное певческое исполнительство II
Цель курса «Традиционное певческое исполнительство ІІ» совершенствование традиционного певческого исполнительского мастерства, воплощенного на сцене. Обучающийся ориентируется на формирование разностороннего репертуара, самостоятельно работая над произведениями, при этом интерпретируя их в соответствии с возможностями голоса. Распознает исполнительский стиль выдающихся представителей песенного искусства, демонстрируя особенности традиционных исполнительских школ.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История мировой музыки
Курс «История мировой музыки» входит в комплекс музыкально-исторических дисциплин. Он включает в себя все основные этапы мировой музыкальной культуры (XX в.-начала XXI века): основные музыкально-исторические направления, стили, жанры. На протяжении курса изучаются биографии и творчество композиторов разных направлений, прослушиваются и анализируются произведения. Формируется способность оценивания музыкальных явлений искусства в общемировом культурном аспекте.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Ансамбль ІІ
Этот курс направлен на подготовку универсальных музыкантов, способных уверенно выступать в различных ансамблях. Знакомство с партитурой ансамбля, анализ структуры произведений. Технические аспекты ансамблевого исполнения. Интеграция сольных партий в ансамбле. Практика импровизации в рамках ансамблевого исполнения (при необходимости). Анализ ансамблевого исполнения. Коррекция ошибок и работа над улучшением звучания. Подготовка к выступлениям на концертных площадках. Развитие сценической устойчивости и уверенности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Интеллектуальная собственность
Курс дает общее представление о праве интеллектуальной собственности, его основных принципах и понятиях. В курсе подробно рассматриваются вопросы правовой охраны объектов этой собственности в отношении авторского права и права промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименовании, товарных знаков, компьютерных программ.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Менеджмент в сфере искусства
Курс изучает основы управления в области искусства и общие принципы системы менеджмента, практические навыки управления организациями в области культуры, ознакомление с современными условиями культурной деятельности, изучение основных управленческих особенностей арт-индустрии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания специальных дисциплин I (Народное пение)
Дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин І (Народное пение)» нацелена на приобретение необходимых знаний обучающимися по певческому искусству. Ознакамливает с историческими сведениями и учебно-методической литературой, применяя методические навыки в исполнительской и педагогической деятельности обучающихся среднего музыкально-образовательного уровня. Изучает педагогические и исполнительские аспекты певческого искусства необходимых для всестороннего развития будущего специалиста, учитывая креативные идеи по педагогике, психологии музыкального образования, а также этнопедагогики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания специальных дисциплин I (Народные инструменты)
Обучающийся изучает различные принципы и методы обучения. Умеет обучать приемам құйма-құлақ. Умеет определять музыкальные способности обучающегося. Повышает природные способности и любознательность обучающегося. Умеет применять традиционно-музыкальную педагогику в дополнение к методам профессионального обучения. Сочетает слуховое обучение с профессиональным нотным обучением. Оценивает получаемые знания у обучающегося. Имеет основные условия проведения занятий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы предпринимательства
Содержание курса предусматривает изучение основ ведения предпринимательской деятельности в части определения режимов налогообложения, основ маркетинга. Дисциплина дает навыки разработки востребованных в соответствующем регионе бизнес-проектов, создания собственного стартапа с нуля, участия в научных исследованиях и конкурсах-выставках изобретений, подготовки технико-экономического обоснования проектных решений. Цель курса – приобретение практических навыков начинающего индивидуального предпринимателя.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы финансовой грамотности
В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получат практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, научатся анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений фольклора
В курсе «Анализ музыкальных произведений фольклора» рассматривается жанровая классификация фольклора; поэтика казахской народной песни, а именно основы казахского стихосложения, взаимосвязь стиха и напева. Так же, изучается этнография свадебных песен, айтыса и его разновидностей, казахского героического и социально-бытового эпоса и др. Затрагиваются вопросы этноинструментоведения как вида науки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инструментальное исполнительское мастерство I
Курс направлен на оттачивание исполнительского мастерства обучающихся на музыкальном инструменте. Дает широкое представление о содержании произведений, связанных с конкретным историческим периодом. Передает смысловое исполнение произведении в соответствии с профессиональными требованиями. Ведет сравнительно-сопоставительный анализ творчества известных исполнителей, качественно и основательно исполняя музыкальные произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная этнографическая практика
Целью курса – подготовка к самостоятельной собирательской работе обучающегося в условиях фольклорно-экспедиционной работы. Включают в себя: фольклорные экспедиции и задания по сбору, систематизации, картографирования музыкального материала. Важной частью музыкально этнографической практики является получение навыков нотации, расшифровки образцов, а также архивирование их на современных носителях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Пение с фольклорным ансамблем I
«Пение с фольклорным ансамблем І» формирует музыкально-певческую исполнительскую культуру солиста под сопровождение фольклорного ансамбля. При этом обучающийся приобретает навыки тембрового, интонационного, динамического, ритмического и гармонического баланса голоса с фольклорным ансамблем. А также понимает принципы работы над дыханием.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анализ музыкальных произведений
Курс «Анализ музыкальных произведений» входит в комплекс музыкально-исторических, музыкально-теоретических дисциплин, основан на усвоении особенностей музыкальных структур. В качестве аналитического материала используются лучшие образцы мирового музыкального искусства в различных жанрах, также в обязательном порядке анализируются произведения казахстанских композиторов. Осуществляется комплексный подход, который дает возможность глубокого понимания и осознания ценности анализируемых образцов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фольклорный ансамбль I
В процессе обучения курса Фольклорный ансамбль І (смешанный ансамбль) у обучающихся формируются слуховые, инструментально-ансамблевые и другие навыки: интонационное, ритмическое, динамическое сочетание унисонных и разных груп. Повышает слуховые качества, слыша тембровые краски инструментов в ансамбле. Обучающийся как член ансамбля приобретает опыт совмещения исполнительского мастерства в сценической практике.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахской музыки I
В предлагаемом курсе «История казахской музыки І» изучаются основные этапы исторического развития казахского музыкального искусства, творческие облики композиторов, основные художественные стили, направления и жанры. Специфика дисциплины обусловливает необходимые по мере изучения материала использование аудио и видеозаписей музыкальных произведений (от становления и развития музыкальной культуры Казахстана: профессиональное творчество композиторов, жанров, Брусиловский Е. до Жубановой Г.).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Музыкально-архивная практика
Дисциплина «Музыкально-архивная практика» – является с практической направленностью на овладение навыками архивации музыкального материала – изучение, оцифровка старых звукозаписей, систематизации, картографирования традиционной музыки. В себя вбирает освоение методов полевых исследований, участие в формировании фактологической и цифровой базы современной традиционной музыковедческой науки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Традиционная культура казахов I
В ходе изучения дисциплины обучающиеся знакомятся с исторически обусловленными закономерностями формирования и развития казахской традиционной культурой как системы, отражающей суть цивилизационной основы кочевой культуры; историю становления и развития профессионального традиционного музыкального искусства; творчество певцов и кюйши, стоявших у истоков и их произведения. Обучающийся анализирует произведения с позиции соответствующих жанров и форм; ориентируется в современных тенденциях воплощения музыкального материала.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Певческое исполнительское мастерство I
Обучающийся совершенствует исполнительское мастерство и изучает исполнительские традиции известных мастеров песенного искусства. На этом курсе осваиваются исполнительские приемы региональных традиционных певческих школ. Проводится самостоятельная работа обучающегося над разбором народных песен и песен народных композиторов по программе курса.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История инструментального исполнительского искусства
На курсе «История инструментального исполнительского искусства» обучающиеся изучают историю народных музыкальных инструментов, изучают исполнительские аспекты домбрового, кобызового, сыбызгового, жетыгенского, баянного, шертерского инструментального искусства. Анализируют исполнительское творчество выдающихся народных музыкантов. Знакомятся с трудами известных отечественных и зарубежных ученых- исследователей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Традиционная культура казахов II
Дисциплина «Традиционная культура казахов ІІ» наряду с духовно-эстетическим воспитанием, позволяет обучающимся почувствовать высокий художественный вкус и своеобразный автограф каждой эпохи в казахской музыке и расширить профессиональный кругозор будущих специалистов. Таким образом, данная дисциплина способствует формированию у обучающихся профессиональных знаний истории традиционной культуры казахов, развитие у них художественно-исторического мышления, обогащение их слухового опыта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Полифония
Овладение учебным курсом полифонии способствует дальнейшему развитию у обучающихся музыкального мышления, творческих способностей, полифонического слуха, профессиональных представлений о специфике полифонической музыки. Общее назначение дисциплины «Полифония» – способствовать формированию высококвалифицированных исполнителей, владеющих необходимыми знаниями и умениями в области полифонии и умеющих применять их в своей исполнительской и педагогической практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Методика преподавания специальных дисциплин II (Народные инструменты)
Дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин II (Народные инструменты)» является одной из базовых дисциплин, направленной на изучение развития инструментального исполнительского искусства, творчества выдающихся деятелей. Обучающиеся овладевают необходимыми профессиональными исполнительскими и преподавательскими навыками. Разбирается в основных видах занятий, составляет поурочные планы, учебные программы, оценивает способности ученика при систематических уроках.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инструментальное исполнительское мастерство II
На курсе «Инструментальное исполнительское мастерство ІІ» – обучающийся развивает традиционное исполнительство, оттачивая мастерство исполнения на народных инструментах. Свободно ориентируется в подготавке специального учебного и концертного репертуара. Различает жанровые и межрегиональные исполнительские особенности. Умеет оценивать мелодичность звучания в произведениях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской музыки II
Дисциплина «История казахской музыки ІІ» является важной составляющей образовательной программы подготовки бакалавра искусства, направлена на формирование профессиональных компетенций, которые позволят, объективно оценивая музыкально-исторический процесс развития профессионального творчества композиторов Казахстана в ХХ веке, адекватно реагировать на современные тенденции и формировании музыкальной реальности (от Байкадамова Б. до Абдинуровых).
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Певческое исполнительское мастерство II
По дисциплине «Певческое исполнительское мастерство ІІ» обучающийся осваивает песенный репертуар включенный в учебный процесс, требующие высоких исполнительских технических возможностей, широкого вокального диапазона, гибкой мелодичности в певческом исполнительстве. На практике свободно демонстрирует инструментальные проигрыши самосопровождения, сочетая при этом сценическую культуру и актерское мастерство.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы научного исследования
Изучение дисциплины «Основы научного исследования» позволит будущим специалистам, как начинающим исследователям, ознакомиться с основами научной деятельности с целью их использования в проведении выпускных квалификационных работ. Проводить поиск, анализ, обработку данных, получить обоснованные результаты с использованием информационных технологий. Умение грамотно пользоваться научной литературой, технически верно оформлять рефераты и статьи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фольклорный ансамбль II
Дисциплина «Фольклорный ансамбль ІІ» способствует приобретению навыков исполнения лучших образцов фольклорной ансамблевой музыки различных стилей и жанров; развивает исполнительско-ансамблевые навыки; расширяет музыкальный кругозор и профессионально-организационные способности. А так же формирует эстетические, духовные и творческие способности обучающихся как будущих руководителей коллективов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика исследования устной традиции
Дисциплина методика исследования устной традиции изучает устоявшиеся взгляды отечественных научных исследователей по профилю песенного и инструментального искусства. Методика исследования устной традиции включает в себя умение анализировать произведения устно-профессионального творчества.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История певческого исполнительского искусства
Курс дает широкое представление о казахской традиционной певческой школе и ее выдающихся представителях. Обучающийся умеет анализировать и воплощать исполнительские певческие манеры, обогащая и накапливая знания об певческом исполнительском мастерстве. Изучает труды связанные с историческими личностями, сформировавшими традиционное певческое исполнительское искусство.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Пение с фольклорным ансамблем II
«Пение с фольклорным ансамблем ІІ» является эффективной дисциплиной в эстетическом воспитании обучающегося. В процессе ансамблевого исполнения певец развивает художественный вкус, расширяет кругозор, развивает ансамблевую гармонию, приобретая навыки актерского мастерства. Кроме того обучающиеся имеют возможность обогатить свой репертуарный фонд.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История полифонии
Общее назначение дисциплины «История полифонии» – способствовать формированию высококвалифицированных музыкантов, владеющих знаниями по истории и теории полифонического многоголосия, полифонии как одного из сложившихся и развивающихся типов многоголосной фактуры в многообразии исторически сложившихся полифонических жанров и стилей, техник письма, полифонического формообразования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Методика преподавания специальных дисциплин (Народное пение) II
Дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин ІІ (Народное пение)» направлена на изучение учебно-методических материалов по основным методам народно-певческого обучения и педагогическим принципам воспитания певца в высшем учебном заведении; На формирование баз различных практических упражнений для развития конкретных певческих навыков и на решение определенных педагогических задач при певческом обучении для традиционных музыкантов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Педагогика и психология музыкального образования
Дисциплина посвящена проблемам психологии и педагогики музыкального образования. В ней изучаются теоретико-методологические подходы и современные концепции обучения и воспитания применительно к образовательному процессу, представлены особенности и технологии формирования культуры обучающихся-исполнителей. Овладение принципами психологического анализа профессиональной деятельности музыканта, а так же понятиями, раскрывающими психическую деятельность музицирующего.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Компьютерный набор нот
Целью дисциплины является практическое освоение принципов работы с нотными редакторами и набора музыкальных произведений на компьютере: Освоение программ Finale, Sibelius при наборе нот на компьютере. Использование цифровых методов и приемов в написании музыкальных произведений (штрихи, нюансировка, динамика, ритм и т.д.). Уметь обрабатывать и подготавливать набранные ноты (произведения) к печати.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Сценическая речь
Целью дисциплины «Сценическая речь» – развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых возможностей и овладение техникой речи в соответствии с общими нормами казахского языка. Овладение принципами и видами сценической речи, овладении искусством интонирования и дикции в практическом применении речевых навыков в пении, а так же развитие артикуляционного аппарата.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Культура речи
Цель курса «Культура речи» – способствовать формированию коммуникативной компетентности будущего специалиста (народного певца различных региональных певческих школ), повышая его общую речевую культуру, усовершенствуя владение нормами современного казахского языка, формируя навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Инструментовка
Данный предмет предназначен для различных составов народных ансамблей и оркестров народных инструментов. Изучает специфику всех народных инструментов, входящих в состав казахских народных инструментов. Инструментовка часть творческого процесса исполнителя-музыканта: понимание закономерностей формы дает возможность распределить выразительные средства оркестра в масштабах всего произведения, учитывая своеобразие музыкальной композиции
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Дисциплина «Специальная педагогическая подготовка» формирует теоретические и практические знания по основам методики преподавания дисциплин, педагогическую практику, педагогику и психологию музыкального образования. Так же, формирует у обучающихся навыки владения современными технологиями и методиками музыкально-педагогического образования в исполнительском искусстве.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Репертуар песен I
Предмет «Репертуар песен І» дает широкое представление об традиционном певческом искусстве в целом, снабжая обучающегося различными аудио, видео и нотными материалами. Обучающийся непосредственно при прохождении дисциплины вбирает изученные и пройденные на курсе народные песни и песни народных композиторов тем самым обогащая свой исполнительский репертуар.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Концертное инструментальное исполнительство I
Курс «Концертное инструментальное исполнительство I» направлен на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки инструменталистов в области традиционного музыкального искусства. Целью дисциплины является овладение профессиональными методами, компетенциями и навыками для реализации исполнительского концертного репертуара, рассмотрение сольного концертного исполнительства как вида художественной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Репертуар кюев I
Целью дисциплины «Репертуар кюев І» является умение различать жанровые, межрегиональные особенности кюев. Способствует формированию концертного репертуара в зависимости от индивидуального исполнительского уровня обучающегося; осознанию важности индивидуального художественного вкуса и творческого поиска будущего профессионала. Пополняет исполнительский репертуарный фонд.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Нотировка кюев и песен
Курс обучает нотировке традиционных и классических песен, произведений и кюев. Основными задачами являются умение печатать ноты со словесными текстами песен на музыкальных программах таких как: Makemusic Finale 2014, Avid Sibelius, Overture. Обучение набору нот дает широкое базовое знание в современных музыкальных цифровых технологиях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Концертное певческое исполнительство I
Курс «Концертное певческое исполнительство I» направлен на формирование и развития у обучающегося концертного певческого мастерства. Обучающийся способен анализировать освоенный репертуар в певческом искусстве в соответствии со стилевыми особенностями и демонстрировать свое исполнительское мастерство на сцене. Обучающийся формирует концертный репертуар в соответствии с профессиональными требованиями. Рассматривается теоретическая и практическая реализация основных принципов сценической культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Актерское мастерство
Владеть общими основами теории актерского мастерства: логически и последовательно действовать на сцене для достижения поставленной цели. Этюды по рисунку. Овладение азбукой сценического искусства, названной «элементами сценического действия» К.С. Станиславского: Внимание. Память. Акцент-ритм. Воображение. Фантазия. Предлагаемые определенные условия. Факты.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология музыкального творчества
В курсе «Психология музыкального творчества» – рассматривается формирование и оснащение педагогов-музыкантов специальными профессионально-ориентированными психологическими знаниями, открывающими психологическую сущность музыки: психологию музыкальных способностей, психологию музыкального слуха, психологию восприятия музыки и т.д. Изучаются особенности целостного музыкального опыта, подчиненная эмоциональной суете, которую часто испытывает исполнитель в творчестве.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Оркестровый класс I
Курс «Оркестровый класс І» – направлен на развитие творческого потенциала обучащихся в процессе совместной инструментально-исполнительской работы. В задачи курса входит следующее: формирование и совершенствование инструментально-исполнительской коллективной игры, познавательный интерес к творческому музицированию в процессе коллективной оркестровой подготовки; развитие музыкальных способностей и творческой активности; воспитание художественного вкуса и расширение музыкального кругозора у обучающихся.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Вокальный ансамбль I
Главная особенность дисциплины «Вокальный ансамбль І» для традиционных певцов – это разножанровое вокально-ансамблевое исполнение разнохарактерных казахских песен, от фольклорных до авторских образцов. Концертная программа предназначена для вокальных ансамблей, состоящих из дуэтов, трио, квартетов и т.д. У обучающегося развивается способность слышать голоса всех партий, сохраняя ансамбль и баланс динамики.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инструментоведение
Изучение инструментов казахского народного оркестра, их специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), технических возможностей и выразительных особенностей; ознакомление с историей создание инструментов. Знание особенностей различных составов оркестра, и его групп; изучение языка оркестра, оркестровой фактуры, тембровой драматургии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Тренинг актерского мастерства
Курс «Тренинг актерского мастерства» позволяет практически освоить и постичь природу актёрской работы, осмыслить основополагающие законы и элементы актерской профессии. Постижение азов профессии, посредством основных элементов актерской «грамматики» системы К. С. Станиславского.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ кюев легенд
Дисциплина «Анализ кюев легенд» способствует развитию исполнительских способностей обучающегося посредством анализа музыкального текста кюев ведущих локальных кюевых традиций и школ: по композиционно-регистровому строению, ладо-гармонической структуре, метроритмических и ритмо-штриховых закономерностей, мелодико-интонационных аспектов кюя.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Репертуар кюев II
Знание музыкальной структуры, стилевых, художественных особенностей региональных школ инструментальной традиционной музыки имеет первостепенное значение для кюйши-исполнителя. Умение преподносить легенды кюев необходимо для сценического исполнителя с позиций историографии и этнографии. Основной целью курса является содействие в создании репертуарной базы у инструменталистов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Концертное инструментальное исполнительство II
Курс формирует навыки концертно-сценического исполнительства. Обучающийся путем изучения и исполнения разножанровых произведений за четыре года обучения, обогащает свой собственный концертный репертуарный багаж, развивая исполнительское мастерство и воплощая на высоко-художественном уровне исполняемые концертные произведения. Владеет навыками различных традиционных исполнительских школ и известных их исполнителей.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Искусство жырау
Предмет «Искусство жырау» всецело разработан и внедрен в качестве теоретического лекционного предмета для всестороннего развития традиционного певца. В предмете изучается историческая и этнографическая литература, сведения касающиеся деятельности жыршы-жырау. Прослеживая исполнительскую деятельность жыршы-жырау можно рассмотреть их как носителей традиционной культуры от архаических времен до современности, учитывать стилистические особенности их произведений и при необходимости пополнять свой собственный концертный репертуар.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Управление проектами арт-индустрии
Дисциплина – «Управление проектами арт-индустрии» реализуется с целью дать обучающимся разносторонние и всеобъемлющие знания в области управления арт-проектами, достаточные для самостоятельного последующего освоения данной предметной области и применения в процессе практической деятельности традиционного музыканта. Обучающиеся осваивают современные технологии проектирования в арт-индустрии и концептуальные основы управления творческими проектами.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Подготовка творческого проекта
Дисциплина направлена на расширение кругозора, знаний и умений у обучающихся. Творческий проект – вид самостоятельной выполненной работы обучающихся под непосредственным руководством преподавателя. Завершением творческого проекта является публичная защита. Реализация творческого проекта требует: определение целей и задач проекта, совершенствование навыков коммуникативной и информационной работы, повышение способности работать с различными источниками информации.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Репертуар песен II
Дисциплина «Репертуар песен ІІ» является продолжением «Репертуар песен І» и направлен на совершенствование у певцов навыков работы с песенным учебным и концертным репертуаром. Обучающийся изучает образцы песенного фонда из различных сборников и антологий. Исследует различие региональных певческих школ и их стилистических особенностей.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Концертное певческое исполнительство II
На курсе «Концертное певческое исполнительство II» обучающийся проявляет себя в различных условиях сценических действий. Целью дисциплины является практическая реализация накопленного профессионального опыта за годы обучения певческого и концертного музицирования исполнительского мастерства. А так же высокохудожественная интерпретациия концертного сольного и ансамблевого исполнения, демонстрируя профессиональные навыки в творческих проектах и концертных программах в области традиционного музыкального искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Вокальный ансамбль II
Дисциплина «Вокальный ансамбль II» позволяет освоить работу в профессиональном вокальном ансамбле, что требует от исполнителя быстрой ориентацией в нотном тексте, хорошо разработанными и развитыми навыками чтения с листа, пониманием с чувством стиля и художественных особенностей музыкальных произведений различных стилей и эпох, а так же техникой их исполнения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Оркестровый класс II
Овладение коллективным исполнительским искусством и мастерством в составе оркестра. У обучающегося в процессе оркестрового исполнительства формируется освоение произведений различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями. Воспитание культуры оркестрового музицирования, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности, овладение духовными и культурными ценностями народов мира.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Владеет техникой исполнения произведений различных стилей и жанров, чтением нотного текста с листа. Обладает профессиональным исполнительским мастерством и умеет применять его в концертной практике.
- Умеет самостоятельно работать над музыкальным произведением и создавать высокохудожественные интерпретации в концертном исполнении произведений разных стилей, жанров, демонстрируя особенности традиционных исполнительских школ.
- Формирует теоретические знания по традиционному исполнительскому искусству для расширения репертуарного фонда.
- Совершенствует исполнительское мастерство публичного выступления, демонстрируя опыт творческого музицирования в ансамблях и оркестрах.
- Использует теоретические и музыкально-исторические знания в исполнительской практике.
- Применяет педагогические навыки в учебной практике.
- Работает с многофункциональными нотными редакторами, обогащая цифровую базу традиционного музыкального искусства.
- Владеет основами актерского мастерства и культурой сценической речи для развития артистизма.
- Внедряет достижения науки и практики в учебный процесс.
- Понимает логику построения формы музыкальных произведений и основных принципов инструментоведения.
- Планирует творческие проекты и концертные программы в области традиционного музыкального искусства.
- Владеет комплексом знаний в области различных методик и форм обучения, передавая практические навыки и основы исполнительского мастерства обучающимся начального и среднего музыкально-образовательного уровня в соответствии с исполнительским профилем.
- Владеет методикой преподавания специальных дисциплин, применяя методические навыки в исполнительской и педагогической деятельности, учитывая креативные идеи и знания по педагогике и психологии музыкального образования.
- Демонстрирует знания и понимание событий и процессов современности на основе историко-философских знаний, культурологического и общественно-политического мировоззрения, психолого-правовых аспектов профессиональной самореализации в условиях глобализации и межкультурного взаимодействия.