7M01906 Специальная педагогика: Инклюзивное образование в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих знаниями в соответствии с высокими академическими стандартами в конкурентной образовательной среде, имеющих гражданскую позицию, способных формулировать и решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять педагогическую, научно-исследовательскую и управленческую деятельность в системе специального и инклюзивного образования.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M021 Специальная педагогика
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M019 Специальная педагогика
Дисциплины
-
Методика преподавания специальных дисциплин в вузе
Цель: овладение методикой преподавания специальных дисциплин в вузе, умениями и навыками организации и контроля усвоения психолого-педагогических знаний в различных формах организации обучения с помощью соответствующих методов и средств, способностью к изучению и применению инновационного педагогического опыта. Содержание: Методика преподавания специальных дисциплин в вузе в Республике Казахстан. Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе». Научные основы конструирования специальной педагогики (специальной психологии) как учебного предмета. Методические аспекты преподавания различных отраслей специальной педагогики и психологии. Методы обучения. Основные формы учебных занятий по специальной педагогике и психологии и методика их проведения Организация СРО по психолого-педагогическим дисциплинам. Учебно-методическая документация. Виды учебных программ по специальным дисциплинам. Средства обучения специальным дисциплинам. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся. Виды контроля.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика и психология высшей школы
Педагогика и психология высшей школы как предмет включает в себя теоретические и практические аспекты подготовки и воспитания будущих специалистов. Предлагаемый курс направлен на формирование педагогической позиции магистра, как будущего преподавателя, подготовка к различным видам педагогической деятельности: реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов; разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения; выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе. В процессе обучения данному курсу магистранты овладевают основными теоретическими понятиями, знаниями психологических и педагогических закономерностей, принципов, механизмов профессиональной деятельности. В тоже время, дисциплина содержит темы по основным методам научных исследований, факторы развития личности, психологические и педагогические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и коммуникаций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Предмет "Иностранный язык (профессиональный)" направлен на развитие языковых навыков, необходимых для профессиональной деятельности в различных сферах. Курс включает изучение специфической лексики, профессиональных терминов, а также практическое применение языка в контексте профессиональной коммуникации. Студенты осваивают навыки общения в профессиональной среде, включая написание деловых писем, ведение переговоров, составление отчетов и презентаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Дисциплина "История и философия науки" знакомит с генезисом науки, показывает все этапы ее развития с древности до наших дней. Рассматриваются классическая, неклассическая, постнеклассическая этапы науки. Изучаются философские и методологические проблемы естественных, социо – гуманитарных, технических наук; основные идеи, положения позитивизма, постпозитивизма; Дисциплина направлена на формирование у магистрантов культуры научно - философского мышления, на усовершенствование методологических навыков, на развитие независимого критического и креативного мышления, что в целом формирует научную картину мира.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методология и методы научных исследований в специальной педагогике
Цель: изучение методологических основ научного исследования в области специальной педагогики. Содержание: Общие теоретические вопросы методологии психолого-педагогического исследования. Понятие методология, методы, методики исследования. Методы психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Б.Г. Ананьева). Обработка данных психолого-педагогического исследования в специальной педагогике. Интерпретация и представление результатов исследования в специальной педагогике и психологии. Компетенции: теоретико-методологическая компетентность и готовность к проведению научного исследования в специальной педагогике.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эффективные образовательные технологии в инклюзивном образовании
Цель: развитие знаний по анализу коррекционно-развивающих технологий в системе образования детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Содержание: образовательные технологии в инклюзивном образовании. Инклюзивные образовательные технологии как средство беспрепятственного обучения детей с ООП. Технологии проектирования и программирования. Технологии командного взаимодействия учителя и специалистов. Технологии организации структурной, адаптированной и доступной среды.Компетенции: развитие компетенций по эффективным образовательным технологиям в системе инклюзивного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в образовании детей с ООП
Цель: развитие знаний по психолого-педагогической диагностике и мониторингу в образовании детей с особыми образовательными потребностями. Содержание: основные принципы исследования особенностей психического развития детей и взрослых с ООП. Методы диагностического обследования детей с ООП. Психолого-педагогическое исследование детей дошкольного и школьного возраста с ООП. Особенности составления выводов и психолого-педагогические характеристики. Мониторинг в системе специального образования. Компетенции: формирование компетенций по психолого-педагогической диагностике и мониторингу в образовании детей с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психолого-педагогическая диагностика детей с ООП в условиях инклюзивного образования
Цель: психологическая диагностика детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Содержание: Педагогическая диагностика детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Организация психолого-медико-педагогического консилиума. Создание индивидуальной образовательной направленности. Разработка адаптированной образовательной программы. Реализация индивидуальной образовательной направленности. Компетенции: формирование компетенций по психолого-педагогической диагностике детей с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социально-педагогическая профилактика для лиц с ООП
Цель: развитие знаний по социально-педагогической профилактике для лиц с особыми потребностями в обучении. Содержание: сущность современных технологий социально-педагогической профилактики. Психолого-педагогическое и нормативно-правовое образование в решении проблем психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. Проектирование профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с особыми образовательными потребностями. Организация позитивного межличностного взаимодействия специалистов образовательного учреждения. Компетенции: формирование компетенций по социально-педагогической профилактике для лиц с особыми потребностями в обучении.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Обучение и воспитание детей с ООП в условиях инклюзивного образования
Цель: поддержка образования для всех, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями с упором на устранение барьеров.Понятие инклюзивное образование. Обучение детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Методы, средства, формы обучения детей в условиях инклюзивного образования. Воспитание детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Особенности организации процесса обучения и воспитания детей с ООП в условиях инклюзивного образования. Компетенции: формирование компетенций по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация научно-исследовательской работы в области инклюзивного образования
Цель: развитие теоретических и методических знаний по организации научно-исследовательской работы в сфере инклюзивного образования. Содержание: предмет, задачи и методы исследования инклюзии. Концептуально-категориальный аппарат инклюзии. Понятие логики исследования. Этапы психолого-педагогического исследования в области инклюзии: подготовка, организация, проведение. Исследования на теоретическом и эмпирическом уровне. Теоретические исследования, направленные на развитие систематических знаний в виде проблем, гипотез, концепций. Сбор и сбор данных (наблюдение, собеседование, опрос, тестирование, интервью, анализ документов и продуктов деятельности). Педагогический эксперимент, его виды, порядок проведения. Компетенции: формирование научно-исследовательских компетенций в области инклюзивного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Планирование научного исследования в области инклюзивного образования
Цель: овладение основами методологии научного познания и методологии научного исследования в области инклюзивного образования. Содержание: методика, метод, методика исследования, их взаимосвязь. Виды методических знаний. Понятийно-категориальный аппарат инклюзивного образования. Описание понятий: тема, актуальность, противоречие, проблема. Цель и задачи исследования, объект и предмет, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования. Понятие логики исследования. Этапы психолого-педагогического исследования в области инклюзивного образования: подготовка, организация, проведение. Компетенции: развитие компетенции по планированию научных исследований в области инклюзивного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительная специальная педагогика
Цель: знание теории и практики сравнительной специальной педагогики. Предмет, задачи, методология и методыисследований в сравнительной специальнойпедагогике. Общие тенденции и национальная специфика развития сравнительной специальной педагогики, анализ социально значимых проблем и процессов, связанных с образованием лиц с ООП. Исторические вехи изучения зарубежной сравнительной педагогики. Теоретические основания сравнительной специальной педагогики. Место сравнительной специальной педагогики в структуре научного знания об обучении и воспитании детей с ООП. Особенности становления системы специального образования в РК и различных странах мира. Компетенции: демонстрирует знание и понимание современной научной парадигмы в области сравнительной специальной педагогики, прогнозирует перспективы и условия ее развития
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация образования и развития детей с ООП
Цель: проектирование и реализация учебно-коррекционной работы; проектирование индивидуальных направлений развития.Содержание: образование, социальная адаптация людей и интеграция с ООП; проектирование и разработка методического обеспечения коррекционно-образовательного пространства; обеспечение взаимодействия работников сферы образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач. Компетенции: развитие компетенций детей с ООП по отдельным направлениям обучения в организациях образования и развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Менеджмент в специальном образовании
Цель:сформировать профессиональные компетенции, наиболее востребованные в менеджменте специального образования. Содержание: Сущность, содержание и особенности менеджмента в специальном образовании. Современные технологии менеджмента. Методы, средства и приемы менеджмента.Супервизия «молодого специалиста». Современные научные методы для решения исследовательских проблем в менеджменте специального образования.Компетенции: способность применять методы, организационные формы и технологические приемы управления образовательным процессом.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП
Цель: создание благоприятных условий для социализации, социального и личностного развития детей с ООП в образовательной организации. Содержание: проектирование индивидуального образовательного направления для ребенка с ООП. Методы организации взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка. Технология проектирования коррекционно - образовательного пространства в современной образовательной организации. Способы разработки и применения методического обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП с использованием информационных технологий; Методы реализации консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с ООП.Компетентность: формирование компетенций по проектированию индивидуального образовательного направления детей с особыми образовательными потребностями.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Академическое письмо направлено на улучшение эффективных коммуникативных навыков, способствуя ясности и организации в передаче идей. Оно поощряет критическое мышление и аналитические навыки, акцентируя внимание на оценке информации и изучении основных исследовательских навыков. Цель курса – улучшить общие навыки академического письма, особенно в контексте исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Управление качеством образования в условиях инклюзивного образования
Цель: развитие знаний по менеджменту и управлению качеством образования в системе инклюзивного образования. Содержание: фундаментальная основа механизма управления качеством образования. Психолого-педагогический, медицинский и Социальный мониторинг. Контроль качества. Мотивация. Организация. Планирование, проектирование. Анализ. Исследование качества.Компетенции: развитие компетенций по управлению качеством образования и менеджменту в системе инклюзивного образования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Реабилитация и социальная адаптация детей с ООП в инклюзивном образовании
Цель: анализ научно-теоретических основ проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ООП в инклюзивном образовании. Содержание: состояние и возможности социально-педагогической реабилитации детей с ООП в инклюзивном образовании в Республике Казахстан. Социально-педагогические условия эффективной реабилитации детей с ООП в инклюзивном образовании. Эффективность реализации структурно-содержательной модели социально-педагогической реабилитации детей с ООП в инклюзивном образовании.Компетенции: формирование компетенций, основанных на социализации детей с ООП в системе инклюзивного образования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Количественный и качественный анализ результатов исследования в специальной педагогике
Цель: знание математических основ качественного и количественного анализа результатов исследования. Содержание: Методы количественного и качественного анализа данных исследования; базовые статистические критерии. Количественные методы: методы статистической обработки (описательная статистика, сравнение выборок и рядов показателей, анализ временных рядов, расчетная оценка надежности методик), корреляционный анализ, факторный анализ, моделирование, тестирование, анкетирование. Интерпретация результатов исследования. Компетенции: способность к количественному и качественному анализу результатов эмпирического исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методы математической статистики в специальной педагогике и психологии
Цель: знание современного математического инструментария для решения профессиональных задач. Содержание: Основные понятия математической обработки данных в психолого-педагогическом исследовании в специальной педагогике и психологии. Генеральная совокупность и выборка. Шкалы измерения. Статистические гипотезы. Статистические критерии. Методы статистической обработки данных научного исследования. Классификация задач и методов их решения. Числовые характеристики распределения. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Компетенции: способность к анализу и представлению эмпирических данных посредством аналитических и графических методов математической статистики.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Владеть навыками теоретического и методологического анализа, умеет применять на практике методы прогнозирования и планирования, а также синтезировать профессиональные и междисциплинарные знания для решения образовательных, исследовательских и практических задач; обладать способностью критически оценивать стратегические внешние и внутренние факторы, влияющие на современное состояние высшего образования, и генерировать новые идеи;
- Учитывая мировые тенденции и стратегии развития среднего и высшего образования, способствует расширению границ знаний в области науки и образования посредством национальных и международных публикаций с собственными научными исследованиями, участвует в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов;
- Проводить диагностику исследовательских навыков, использовать стратегии развития и поддержки научно-исследовательской/научно-творческой деятельности и издательской активности обучающихся; анализировать информацию из различных источников, правильно формулирует соответствующие выводы на государственном, русском и иностранном языках и применяет навыки академического письма;
- Проектировать и внедрять процесс своего научного исследования; проявлять себя как педагог-менеджер гуманной направленности, методист, эксперт; владеть навыками управления бизнес-процессов в сфере образования;
- Демонстрировать знание и понимание современной научной парадигмы в области образования лиц с особыми образовательными потребностями, прогнозирует перспективы и условия его развития;
- Решать профессиональные задачи в интенсивно развивающейся образовательной системе применительно к различным категориям обучающихся, учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- Проектировать и реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, применять эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся;
- Организовывать образовательный процесс для обучающихся с особыми образовательными потребностями и взаимодействие участников образовательных отношений в различных институциональных условиях;
- Проектировать и реализовывать адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе специальных методик и современных образовательных технологий, использует методы диагностики и оценки образовательных результатов обучающихся;
- Проектировать и проводить научное исследование в области специальной педагогики с использованием современных методов исследования; планировать, реализовывать педагогический процесс на основе системы знаний в области педагогической теории и методологии современной педагогики высшей школы и соответствующих им технологий и методов обучения и воспитания;
- Осуществлять взаимодействие с образовательными организациями, организациями здравоохранения и социальной защиты, зарубежными партнерами при решении актуальных задач образования, профессионализации и социальной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями;
- Планировать профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.