6B01702 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения в Кызылординский университет "Болашак"
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных учителей русского языка и литературы в школах с нерусским языком, владеющих базовыми филологическими знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в учебных заведениях.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Кызылординский университет "Болашак"
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в языкознание
В курсе дисциплины раскрываются основные понятия, актуальные вопросы и важнейшие тенденции языкознания; определяются предмет и объект языкознания, основные положения различных лингвистических школ. Освещаются сущность, принципы исследования в области фонетики и фонологии, лексикологии и лексикографии, грамматики, морфологии и синтаксиса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Древняя литература
Курс дает знания об основных жанрах, поэтике, жанровой принадлежности древней литературы, знакомит с древними мифами, первыми литературными течениями и направлениями, первыми эпическими, драматическими, прозаическими и публицистическими произведениями. В ходе освоения курса обучающиеся приобретают навыки анализа литературных произведений в единстве формы и содержания в связи с историко-философскими аспектами изучаемой эпохи.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в литературоведение
В курсе дисциплины раскрываются основные понятия, актуальные вопросы и важнейшие тенденции литературоведения; определяются предмет и объект литературоведения. Освещаются сущность, принципы анализа художественного текста. В рамках освоения дисциплины обучающиеся овладевают навыками сбора литературных фактов и анализа художественной литературы, основными методами анализа художественного произведения для использования в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Активные методы обучения
Дисциплина направлена на освоение обучающимися теории и практики организации учебного процесса с применением активных методов обучения, направленных на развитие навыков критического мышления, коммуникативных и исследовательских навыков, цифровой грамотности. В результате изучения дисциплины студент умеет отбирать активные методы обучения с целью получения оптимальных результатов обучения и воспитания; организовывать образовательную деятельность с использованием активных методов обучения и воспитания в соответствии с педагогическими задачами; контролировать и оценивать активизацию познавательной деятельности учащихся.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инклюзивное обучение
В курсе дисциплины изучаются основы инклюзивного образования, необходимые для понимания его современного содержания, значения и целей реализации. В ходе изучения дисциплины обучающиеся приобретают навыки организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития; навыки выбора методов дифференцированного обучения коллаборации детей с ограниченными возможностями на уроках русского языка и литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Фонетика современного руссого языка
Курс «Фонетика современного русского языка» содержит научные знания о звуковом строе современного литературного русского языка, особенностях фонетики как дисциплины лингвистического цикла в общей языковой системе. В ходе изучения дисциплины формируются навыки практического пользования языком на основе изучения закономерностей произносительных норм, принципов графического и орфографического оформления письменного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика
Дисциплина направлена на изучение теоретических основ обучения и воспитания в условиях обновленного содержания образования, повышение уровня педагогичческой компетентности студентов. Рассматриваются современные образовательные и воспитательные технологии, вопросы управления школой и школьной документацией, современные тенденции педагогики зарубежных стран.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Интегрированное преподавание русского языка и литературы I
Цель дисциплины - понимание цели и содержания обновленной учебной программы по русскому языку и литературе, формирование профессиональных навыков в контексте интегрированного преподавания русского языка и литературы. Дисциплина направлена на изучение основных категорий методики, организационных форм, методов, приемов и средств обучения русскому языку и литературе в школах с нерусским языком обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Эта дисциплина охватывает теоретические и практические основы искусственного интеллекта. Студенты познакомятся с основными технологиями ИИ, такими как машинное обучение, нейронные сети, обработка естественного языка (NLP) и компьютерное зрение. Кроме того, он изучает навыки анализа данных и разработки моделей ИИ на основе Python.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Целью изучения курса является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов экономики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины: формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности. Задачи дисциплины: обеспечить студентов теоретическими и практическими знаниями в области социально-экономического управления предпринимательством, знаниями по приоритетным направлениям предпринимательской деятельности в Казахстане, помощь в приобретении практических навыков успешного ведения предпринимательской деятельности, разработки бизнес-плана, определение и использование государственных механизмов регулирования и поддержки развития предпринимательства
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Словообразование современного русского языка
Курс дисциплины дает представление о словообразовании как языковом ярусе, знакомит с комплексными единицами русского словообразования, освещает важнейшие вопросы морфемики русского языка. Изучаются типы морфем, дается понятие о производности и признаках производного слова.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономическая теория
Цель дисциплины развивать у студентов способность вырабатывать собственную позицию по актуальным теоретическим проблемам экономической науки и ее практическим приложениям в области экономической политики и развития предпринимательства; формировать навыки аналитической деятельности в области прикладных аспектов экономической теории, умение проводить самостоятельные научные исследования и обобщать полученные результаты, формулировать и обосновывать аргументы в защиту собственной позиции; осуществлять профессиональное общение и коммуникации по вопросам организации и управления собственной профессиональной деятельностью
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Система права
Целью освоения дисциплины «Система права» является приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций в сфере национального законодательства. По курсу общественные отношения рассматриваются как результат государственно-правового воздействия, правовые нормы исследуются как разновидность социальных норм, государство как политическая организация общества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лексикология современного русского языка
Данный курс освещает важнейшие вопросы лексики и фразеологии, знакомит с лексической системой русского языка, основными понятиями, системой норм литературной речи, необходимой для выработки прочных навыков лингвистического анализа.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская литература XVIII века
Курс дисциплины раскрывает особенности литературного процесса эпохи Просвещения, его основополагающих направлений на основе творческого наследия ведущих его представителей. Особое внимание уделяется проблеме художественного метода, стиля и языка произведений этого периода: барокко, классицизма и сентиментализма, зародившихся в XVIII веке. В ходе изучения дисциплины студенты овладевают методикой историко-литературоведческого подхода к анализу произведений с учетом места каждого конкретного памятника в общественно-культурном и литературном развитии эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Mодуль основ методов научных исследований и антикоррупционной культуры (Методы научных исследований, основы антикоррупционной культуры)
Изучение моделей противодействия коррупции и антикоррупционного поведения у будущих специалистов. Формирование навыков выбора научной темы исследования и отбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по выбранной теме, постановки научных проблем информационных процессов
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Интегрированное преподавание русского языка и литературы II
Цель дисциплины - понимание цели и содержания обновленной учебной программы по русскому языку и литературе, формирование профессиональных навыков в контексте интегрированного преподавания русского языка и литературы. В результате изучения дисциплины и в условиях микропреподавания студенты овладеют навыками планирования урока по русскому языку и литературе с учетом требований обновленной программы, смогут использовать данные о теории и практике педагогической инноватики в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Когнитивная лингвистика
Дисциплина знакомит с основными понятиями когнитивной лингвистики, основами концептуального анализа, методикой изучения и моделирования концептов; формирует знания о семантико-когнитивном механизме языка, понимание основных направлений лингвокогнитивных исследований. В ходе изучения предмета студенты овладевают умением анализировать способы отражения национально-культурной специфики в языке, методикой когнитивного анализа речевой деятельности, аналитическими навыками, методами и приемами семантико-когнитивного описания концептов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы в школе
Дисциплина направлена на формирование знаний о содержание современных технологий дистанционного обучения русскому языку и литературе в средней школе, методике дистанционного образования, об организационных формах современных дистанционных технологий обучения, а также их использование в контроле учебных достижений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русский литературный перевод 19 века
Дисциплина знакомит студентов со своеобразием русского литературного перевода 19 века, раскрывает наиболее существенные стороны историко-литературного процесса, условия и предпосылки формирования новой русской школы перевода через переводческую деятельность А. Карамзина, В. Жуковского, А.С. Пушкина, М. Лермонтова.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература I-й половины XIX века
Курс дисциплины представляет русскую литературу 1-й половины XIX в. в контексте русской культуры; определяет своеобразие художественного мастерства наиболее известных писателей и поэтов эпохи: В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.А. Крылова и др.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сравнительная грамматика русского и казахского языков
Дисциплина рассматривает методы и подходы сопоставительного языкознания, грамматическую систему русского и казахского языков, формирует навыки выявления сходств и различий у сопоставляемых языковых явлений, раскрытия причин и закономерностей, вызывающих эти сходства и различия.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Модуль основ экологии и безопасности жизнедеятельности (Экология и устойчивое развитие, Безопасность жизнедеятельности и охрана труда)
Основные законы устойчивого развития природы и общества, законы движения энергии и обмена веществ через живые системы, законы экосистем и всей биосферы, основные принципы охраны природы и рационального использования и безопасного взаимодействия человека с окружающей средой и аварийно-опасные комплексные знания основ охраны труда с системой защиты от неблагоприятных факторов в опасных ситуациях. Обучение студентов организации жизнедеятельности и предпосылкам выживания в различных опасных ситуациях, встречающихся в жизни человека, и формирование знаний и умений, охватывающих основные аспекты охраны труда на предприятиях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Морфология современного русского языка
В курсе дисциплины «Морфология современного русого языка» рассматриваются грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов, активные процессы в морфологической системе современного русского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лингвокультурология
В ходе курса рассматривается национальная специфика языков, связанная с особенностями познания мира индивидом, национальный колорит лексики, грамматики и синтаксиса, отдельные проблемы национального коммуникативного поведения. Изучение дисциплины формирует навыки преодолевать и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения; умение моделироваать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литературное краеведение
Дисциплина направлена на изучение актуальных проблем региональной литературы, эволюции различных направлений и течений в литературе. Курс знакомит с литературным процессом Кызылординской области, творчеством региональных писателей и поэтов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературный анализ текста
В процессе изучения дисциплины обучающиеся знакомятся с особенностями анализа как необходимого этапа изучения литературного произведения; взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений школьниками; приемы выявления авторской позиции.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория и методика работы с текстом
Курс направлен на формирование знаний о тексте, его видов и методах его изучения на уроках русского языка и литературы. В ходе освоения дисциплины у студентов формируются навыки использования активных методов обучения работы с текстом на уроках русского языка и литературы в школе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Синтаксис предложения
Курс дисциплины формирует знания о синтаксическом строе простого предложения современного русского языка, а также совокупности действующих в языке структурно-семантических и функционально-коммуникативных закономерностях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская литература II-й половины XIX века
Курс дисциплины представляет русскую литературу 2-й половины XIX в. в контексте русской культуры; определяет своеобразие художественного мастерства наиболее известных писателей и поэтов эпохи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческая грамматика русского языка
Дисциплина представляет систему древнерусского языка Х-Х1 вв; историю фонетических, морфологических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейших эпох до настоящего времени. Данная дисциплина помогает осмыслить такие особенности современного русского языка, которые могут быть поняты и объяснены только при условии их исторического комментирования. «Историческая грамматика русского языка» формирует у студентов практические навыки сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умения видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История казахской литературы I
Курс знакомит обучающихся с истоками и историческими этапами развития казахской литературы, начиная с древнетюркского периода до 19 века, с различными художественными направлениями и жанрами, с творчеством ярких представителей изучаемого периода. По завершении курса студенты должны уметь анализировать и интерпретировать художественные тексты различных жанров и родов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История русской литературной критики
Дисциплина знакомит со спецификой, процессом становления и развития основных этапов русской литературной критики (с 18 века до современности), лучшими представителями литературного процесса. В ходе изучения дисциплины обучающиеся понимают историю литературной критики как пограничное культурное явление, как явление идеологическое, во взаимодейтвии с историческим процессом, эстетикой, философией.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Дисциплина рассматривает вопросы о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира; знакомит с проблематикой, методологией и методикой современных лингвистических исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Синтаксис современного русского языка
Дисциплина освещает синтаксический строй языка, раскрывает строение и значение синтаксических единиц, фундаментальные понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях и о грамматической семантике; формирует навыки синтаксического анализа языковых единиц. Курс дисциплины представлен следующими разделами: Синтаксис словосочетания, Синтаксис простого предложения, Синтаксис сложного предложения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История казахской литературы II
Курс знакомит обучающихся с историей и развитием казахской литературы 19-20 веков, с различными художественными направлениями и жанрами, с жизнью и литературной деятельностью известных казахских поэтов, писателей, драматургов изучаемого периода. По завершении курса студенты должны уметь анализировать и интерпретировать художественные тексты различных жанров и родов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура речи
Курс направлен на освоение базовых понятий дисциплины (литературный язык, норма, культура речи, функциональный стиль, «языковой паспорт» говорящего, стилистика, деловое общение, и др.); повышение уровня речевой культуры, овладение общими представлениями о системе норм русского литературного языка; формирование коммуникативной компетенции.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Эпоха Ренессанса в европейской культуре и литературе
Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о культуре и литературе эпохи Ренессанса в странах Европы, направлена на изучение своеобразия культуры и литературы этого времени. В результате изучения дисциплины студенты смогут анализировать произведения литературы и искусства с учетом исторических и идеологических характеристик.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы научно-исследовательской деятельности
Целью преподавания дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» является теоретическая и практическая подготовка в области научных исследований, проектирования, конструирования и изобретательного творчества
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Детская литература
Дисциплина «Детская литература» направлена на формирование у обучающихся целостного представления о детской литературе как историко-литературном явлении; изучение творчества выдающихся отечественных и зарубежных детских писателей и поэтов. Знакомит с основными этапами истории литературы для детей, показав закономерности и специфику её развития.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русскоязычная литература Казахстана
Осмысление творчества писателей билингвов; новейшей русскоязычной художественной прозы периода независимости. Модернизм, неореализм и постмодернизм в русскоязычной литературе Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Стилистика русского языка
Курс направлен на приобретение знаний о стилистических ресурсах языка, стилистических нормах, развитие навыков анализа текстов разных стилей и жанров, редактирования и создания оригинальных текстов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Технология критериального оценивания
Дисциплина направлена на формирование у студентов творческого подхода к организации контроля качества обучения, формирование профессиональных умений и навыков, связанных с постановкой целей, выбором содержания материала для проверки знаний учащихся, выбором методов, форм и средств оценки результатов обучения
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История зарубежной литературы
Дисциплина направлена на изучение основных закономерностей и путей развития античной литературы и зарубежной литературы 17-18 веков. В программе дисциплины представлены хронология, основные литературные направления и стили изучаемого периода, представлены жанровые связи греческой и римской литературы эпохи Просвещения, их влияние на последующее развитие литературы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература XX века
Курс дисциплины «Русская литература ХХ века» знакомит с особенностями и закономерностями развития русской литературы ХХ века, со знаковыми произведениями русской литературы изучаемого периода. Курс направлен на изучение основных этапов литературного процесса: 1. Русская литература начала ХХ в. (1900-1930-е гг); 2. Русская литература 1940 - 1950-х гг.; 3. Русская литература второй половины 1950-х-начала 1990-х гг. Произведения русской литературы ХХ века рассматриваются в историко-литературном контексте.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Дисциплина знакомит с историей зарождения и развития литературоведения как науки, основными литературоведческими школами и методами, направлениями и аспектами изучения теории литературы. Курс теории литературы анализирует своеобразие литературы как особой формы духовной деятельности людей, изучает законы ее развития, методы, жанры, структурные особенности произведений, вырабатывает навыки литературоведческого анализа и характеристики произведений литературы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Русская литература конца XX - начала XXI века
Дисциплина рассматривает идейно-философские основы различных течений русской литературы данного периода, характер философских и эстетических концепций; раскрывает сложность и своеобразие литературно-общественной жизни с середины 80-х по современный этап; показывает инновационный характер творчества на рубеже веков; демонстрирует многообразие, богатство художественных приемов и средств в произведениях современной прозы и поэзии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Знает методологические подходы к теоретическим основам истории Казахстана и философии, национальных и личных фондов, культурной открытости и экономических знаний, анализирует основные исторические события, экономические факты и процессы социально-экономического, политико-культурного развития, владеет английским языком, говорит на казахском и русском языках, умеет систематизировать теорию и мировоззрение каждого исторического периода, умеет применять полученные знания на практике воспитания, обучения и образования. Анализирует и осваивает международный опыт в вопросах борьбы с коррупцией. Владеет навыками эффективного управления финансами. Умеет правильно применять правовые нормы в конкретных жизненных ситуациях. Может создавать модели ИИ и использовать их в реальных задачах. Может использовать современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности в различных сферах.
- Способен анализировать художественные тексты разного жанра, владея теоретическими основами языка и литературы, базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов.
- Способен анализировать особенности фонетической, лексической, грамматической системы русского языка, демонстрировать навыки анализа языковых единиц, зная и понимая теорию современного русского языка.
- Умеет использовать традиционные и новейшие концепции в области литературоведения и лингвистики, владеет терминологией теоретического литературоведения и языкознания.
- Способен применять теоретические знания и практические навыки в области педагогики в своей профессиональной деятельности, используя особенности интеграции в общество и коррекционно-развивающего обучения детей, нуждающихся в специальной помощи.
- Умеет организовать работу с учетом технологии развития критического мышления, функциональной грамотности через чтение и письмо, использование активных методов обучения. Способен проводить мониторинг успеваемости обучающихся.
- Способен различать литературные жанры русской литературы, применять в обучении литературоведческий анализ художественного текста, зная основные периоды развития русской литературы и литературной критики, основные литературные течения и направления.
- Умеет применять на практике инновационные методы и технологии в условиях интегрированного преподавания русского языка и литературы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Способен проектировать учебный процесс на основе изучения опыта.
- Умеет использовать в полиязычной среде знания особенностей грамматик русского и казахского языков в их сопоставлении, объяснять сходства и различия сопоставляемых языков, умеет выражать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вступать в полемику, применять основные приемы публичной речи на двух языках, технологию дистанционного обучения.
- Способен различать литературные жанры казахской и зарубежной литературы, применять в обучении литературоведческий анализ художественного текста, зная основные периоды развития зарубежной и казахской литературы, основные литературные течения и направления.