7M02201 История и социально-религиоведческие науки в КУ им. Ш. Уалиханова
-
Цель образовательной программы Подготовка магистра гуманитарных наук, удовлетворяющего потребности общества на рынке труда Республики Казахстан, владеющего системой научных знаний, теорией и практикой исторических и социально-религиоведческих наук на уровне последних теоретических и методологических достижений в этой области. Повышение научно-творческой компетентности обучающихся.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M053 История
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Теоретико-методологические проблемы источниковедения и историографии
Цель курса: Формирование знаний по основным современным методологическим концепциям в историческом исследовании. Основные принципы исторического познания, методы исторического исследования. Методологические принципы изучения источников. Формирование историографических школ их роль в истории. Эмпирическое и теоретическое знания в историческом исследовании. Современные направления в историографии. Типология историографии, основные этапы развития историографии. Теоретико-методологические подходы в изучении истории повседневности. Гендерная история и историографическая проблема.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследовательская культура и научная этика
Цель курса: Формирование базовых знаний и умений поиска необходимой научной литературы по теме исследования, их практического использования в научно-педагогической деятельности. Содержание: Понятия методологии и методики научного исследования. Принципы этики научного исследования. Научная добросовестность исследователя и проблема плагиата. Принципы и культура научного цитирования. Нормы и механизм этики исследования. Международно-признанные стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Активные методы обучения: ризома-метод, метод проектов, кейс-стади. В результате освоения дисциплины магистрант будет знать основные научные этические принципы и то как они применяются в педагогической и исследовательской деятельности; сможет применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности; сможет идентифицировать этическую дилемму и предложить аргументированное решение по ее разрешению; будет знать последствия неэтического поведения; будет уметь составлять информированное согласие для своего исследования; будет знать требования выдвигаемые научными рецензированными журналами к соблюдению этического стандарта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблемная историография
Цель курса: выявлении дискуссионных или слаборазработанных вопросов по проблемной историографии, определении путей дальнейшего исследования проблемы и на основе ценностного подхода выделить в предшествующей историографии то, что имеет значение для современного этапа развития научных знаний (фактический материал, идеи, постановку проблемы). В связи постоянными изменениями проблематики научных исследований по отечественной истории быть компетентными в анализе современного состояния и перспективы развития историографических исследований в Казахстане,знать становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии, их связь с идейно-политическими течениями, в общих проблемах развития цивилизаций, обществ в исторической мысли, на изучение определенных (актуальных) проблем, активно исследовать историю повседневности, менталитета, гендерный аспект в Казахстане, исторические и социологические проблемы в историографии различных научных школ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель курса: История и философия науки представляет собой в ведение в общую проблематику философии науки, рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Дисциплина ориентирована на анализ мировоззренческих и методологических проблем. Освоение курса «История и философия науки» в дальнейшем способствует успешному освоению конкретных научно-теоретических дисциплин, согласно профилю обучения магистрантов. Цель и задачи дисциплины состоит в том, чтобы дать знания по истории науки и ее философско-методологическим проблемам. Задачи курса: знать понимание предмета и основных концепции современной философии науки; владеть возникновение науки и основные стадии её эволюции; уметь раскрытие структуры научного знания, научные традиции и научные революции, особенности современного этапа развития науки. Быть компетентными в философских проблемах естественных и технических наук.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология управления
Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции)-способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Становление и развитие исторической науки Казахстана
Цель курса: Формирование знаний по основным этапам формирования исторической науки в Казахстане. Особенности генезиса исторической науки. Создание Историко-археологического сектора Казахского научно-исследовательского института национальной культуры. «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» его историческое значение. Современные направления казахстанской исторической науки, новые исторические концепции. Создание исторических исследовательских центров: Номадизм. Алашоведение и их роль в накоплении и систематизации исторических исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогика высшей школы
Цель курса – формирование основ педагогической культуры преподавателя высшей школы, его научно-педагогических и практико-ориентированных компетенций для осуществления инновационной, профессионально-педагогической деятельности в системе образования. Задачи - на основе теоретических знаний подготовить будущего преподавателя к творческому решению профессиональных задач; сформировать навыки педагогического анализа, выбора методов планирования и организации учебно-воспитательного процесса; сформировать культуру педагогического общения. Методы: активные методы обучения, проектная работа, кейс-стади.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Современные теоретико-методологические подходы к актуальным проблемам Отечественной истории
Цель курса: Демонстрировать знание и понимание знания по теоретико-методологическим проблемам Отечественной истории. Феномен номадизма в истории Казахстана. Актуальность роли и место тюркской цивилизации в отечественной истории , особенности этнополитической истории казахского народа, исследование огромного влияния тюрков на мировую историю средневековье и современно (возрождение тюркского мира в ХХІ веке), провести сравнительный анализ преемственности обычаев, традиции, культуру и тенгрианство у современных тюркских народов. Оценить роль выдающихся тюркских государственных деятелей (основателя идеи Мәңгілік ел Тоныкока) и деятелей тюркской культуры. Определить исторические основы эволюционного развития казахской государственности. Теоретико-методологические подходы в изучении истории Казахстана в колониальной системе Российской империи. Теоретико-методологические проблемы в изучении кризиса социалистической системы. Государственное строительство Республики Казахстан и проблема историографии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые подходы к фундаментальным проблемам Всемирной истории
Цель курса: На основе новых теоретико-методологической подхода изучая всемирную историю, осуществлять научно-исследовательскую деятельность по вопросам возникновения и развития феодального строя в Европе и Азии. Демонстрировать глубокие знания по современным теориям политогенеза у кочевников-скотоводов;теории циви лизаций, теории модернизации,мир-системный анализ (И.Валлерстайн), макросоциологические теории последней трети XX – начала XXI в. Показать современные состоянии и тенденциях развития научного познания в области методов и инструментария исторического исследования по марксизму и неоэволюционизму, факторы истор ического процесса: природный и демографический факторы. Анализировать эволюцию и трансформацию методов истори ческого исследования школы «Анналов», историю повсе дневностей,микроисторию и гендерную историю. Сравнивать научные подходы и основные тенденции в области отечественной и всемирной истории и интерпретировать сущность новых подходов к изучению фундаментальных проблем социально-экономического, политического, конституционно-правового развития зарубежных стран.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Проблемные вопросы новейшей истории Европы и Америки
Цель курса: Дисциплина изучает актуальные вопросы и дискуссионные проблемы по важнейшим процессам и закономерностям развития современных обществ Западной, Центральной и Восточной Европы и Америки в ХХ и ХХІ вв. Периодизация новейшей истории Запада. Источники изучения и историография курса. Первая мировая война: предпосылки, причины, последствия. Вторая мировая война: предпосылки, причины и последствия. Формирования двухполюсного мира в послевоенный период: расстановка сил между современными мпериями СССР и США. В результате обучения вырабатываются компетенции: - анализ главных тенденций исторического развития стран Запада во второй половине XX-XXI, - формирование представлений об этапах и особенностях развития Западного общества, - изучение основных социально-политических и экономических теорий ,оказавших влияние на развитие стран Европы и Америки в изучаемую эпоху, - рассмотрение современных историографических концепций актуальных проблем зарубежной истории ХХ-ХХІ вв. и формирование у магистрантов критического подхода к осмыслению различных версий и оценок исторических событий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Современная археография
Тенденции развития археографии в современный период. Теоретические и методические основы современной археографии. Структура археографической публикации. Подготовка научной публикации исторических источников. Систематизация материала в публикациях. Работа с текстом как основа процесса научной публикации. Отбор материала для печати. Выбор источника текста. Научно-справочный аппарат публикации и его значение. Развитие электронной археографии и использование электронных архивов. Публикация электронных копий архивных документов в цифровом пространстве.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы древней и средневековой истории Казахстана
Методологические основы исследования источников и историографии по истории древнего и средневекового Казахстана. Формирование кочевой цивилизации на территории древнего Казахстана. Место и роль тюркской цивилизации в мировом историческом процессе. Теоретико-концептуальные проблемы истории Улуг Улуса. Вопросы этногенеза и этнической антропологии казахов в современной исторической науке. Генезис и эволюция казахской государственности. Цивилизационная парадигма в изучении культуры кочевников древнего и средневекового Казахстана. Основные представления о роли Золотой Орды (Улуса Джучи) в мировой истории и культуре, историко-идеологическая и культурная преемственность между средневековыми кочевыми империями и государствами (Тюркские каганаты, Золотая Орда и Казахское ханство)
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историография истории Казахстана
Цель курса: Изучение истории развития Казахстанской исторической науки в разные периоды; определение критериев ее развития; выделение концептуальных решений по разным проблемам. Переосмысление концептуальных решений историков в свете сегодняшних требований исторической науки и дать принципиальную и объективную оценку трудам ученых.Формирование знаний об эволюции исторических знаний и идей по актуальным вопросам истории Казахстана в трудах ученых - С.Ж.Асфендиярова, Г.Ф.Дахшлейгера, Е.Б.Бекмаханова, Н.Г.Аполловой. Дискуссия о кочевом феодализме и ее отражения в исследованиях Б.С.Сулейменова, В.Я.Басина, П.Г.Галузо, Э.А.Масанова, В.Ф.Шахматова,Н.Е.Бекмахановой, Д.Т.Дулатовой, С.Зиманова. Н.Э. Масанов и его труд «Кочевая цивилизация казахов». Современные методологические концепции в изучении истории Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы новой истории Казахстана
Цель курса: Рассмотрение актуальных проблем история Казахстана в контексте Всемирной истории, Евразии и стран Центральной Азии в новое время. Проблемы периодизаций вхождения и условий казахского ханства в состав Российской империи. Осмысления процесса колониальной экспансий XVIІI-XIX вв. в Средней Азии в свете дискурса национальной истории. Общенациональное движения – «Алаш»-как бренд национальной истории и новые подходы к изучению политического движения казахов, их месте и роли в контексте региональной и мировой истории, как определяющего компонента национальной идентичности первой четверти ХХ века.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Фундаментальные проблемы этнологии
Цель курса: Формирование и углубление знаний по фундаментальным проблемам современной этнологии. Место этнолого-этнографических исследований в системе гуманитарного знания. Основные этнологические школы и научные направления: эволюционизм,диффузионизм,социологическая школа,функционализм, американская школа исторической этнологии,этнопсихологическая школа структурализм ,культурный релятивизм, неоэволюционизм. Этносы и политонимы на примере современных этнополитических процессов. Ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по вопросам и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин такие как:теория этноса и культурогенеза казахов в трудах О. Исмагулова и В. Зайберта. Антропогенез, этногенез. Парадигма этнокультурной идентичности в условиях глобализации. Инкультурация, примордиализм. Использовать методы в ходе исследовательской практики: инструментализм и другие прикладные методы. Методы полевых исследований в современной этнологии. Этногенетические связи казахов с соседними народами. Специфика использования в этнологическом исследовании методов других гуманитарно-естественных наук. Научить производить поиск, накопление и обработку научной информации, а также проводить, обрабатывать и оформлять результаты экспериментальных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историография новой исторической науки
Цель курса: Формировнаие и углубление знаний о Западной и мировой историографии. Конец истории – Фукусима. «Постижение истории» А. Тойнби. Школы «Анналов» и её места в истории исторической науки. «Глобальная история» Ф.Броделя. Теория осьевого времени – Ясперса, проблемы альтернативной истории.Теория синергетики. Социальная история и историческая антропология. «Новая локальная история» и микроистория. Междисциплинарные науки в свете новой интерпритации узловых проблем мировой истории.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проблемные вопросы новейшей истории Казахстана
Цель курса: получить углубленные, объективные знания по историографии и источниковедению новейшей истории Казахстана. Изучить на основе современных исследовании вопросы государственной и общественной деятельности членов Алаш-орды. Седентаризация, голод и советизация в национальном историческом дискурсе. Казахстанцы- участники Великой Отечественной войны. Этнокультурные, демографические и экологические последствия освоения целины. Социально-экономическая и политическая модернизация независимого Казахстана. Внешнеполитические инициативы Казахстана и международные связи.в современных условиях история Казахстана — не только академическая наука, она является основой формирования мировоззренческих позиций казахстанцев. Актуальность в истории периода независимости Казахстан и сложности в её освещении. В результате изучения дисциплины магистранту важно четко следовать законам и закономерностям исторической науки этапа суверенитета и независимости Республики Казахстан, которая включает в себя следующие ключевые аспекты: точка отсчета и возможные варианты развития в постсоветское время, национальное возрождение. Реальное наполнение независимости. Общая история всех этносов Казахстана, пережитая ими всеми вместе как их единое наследие, достояние и социальная память. И, наконец, Казахстан в контексте глобальной истории.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Роль личности хана Абылая и его политика в контексте национальной безопасности
Цель курса: Через призму сложного политического положения казахской государственности в новое время изучить политическую деятельность хана Абылая в контексте национальной безопасности. Охарактеризовать политический портрет и качества хана Абылая казахском обществе: определенное образование, жизненный опыт и мудрость, как успешного полководца, военного лидера. Исследовать актуальные проблемы Аблаеведения в отечественной историографии:устные и письменные (архивные, эпистолярные) источники изучения личности и деятельности хана Абылая. Исследование личности Абылая в дореволюционной, советской и в современной отечественной историографии. Изучение политической деятельности хана Абылая в социокультурном и геополитическом контексте истории Казахстана XVIII века.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Цель курса: Формирование знаний по теориям междисциплинарных наук. Сформировать представление представления о междисциплинарных методах и теориях в изучения актуальных проблем истории. Формирование целостного представления об эволюции исторической науки в новое и новейшее время. Применение общенаучных парадигм и междисциплинарных методов исследовательской работе. Универсальные методы и подходы в историческом познаний. Количественные и статистические, культурологические, антропологические социологические подходы к объектам исторического исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблема понимания и интерпретации религиозных текстов
Герменевтика и понимание религиозных текстов. Особенности религиозных текстов, их стиля и содержания. Значения и функции слова в священных текстах. Проблемы понимания, перевода и интерпретации содержания религиозных книг. Содержание и функции мифологем в структуре текстов Ветхого и Нового Заветов, Корана. Нравственно-этические принципы священных книг. Методы и результаты критики религиозных текстов с позиции атеизма.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые религиозные движения
Понятие «новые религиозные движения». Признаки и типология новых религиозных движений. Причины возникновения новых религиозных движений. Социальная база новых религиозных движений и культов. Новые религиозные движения христианской направленности. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны). Свидетели Иеговы. Великое Белое братство. Сайентология. Движения Муна. Кришнаиты. Новые религиозные движения ориентальной направленности. Неоиндуизм. Необуддизм. Другие религиозные движения. Неоязычество.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы деструктивных и тоталитарных течений
Разнообразие религиозных форм. Современные нетрадиционные религии. Разнообразие нетрадиционных религии, их классификация. Деструктивные религиозные объединения, их понятия и признаки. Понятие религиозного экстремизма. Традиционные и нетрадиционные религии в мире и в Республике Казахстан. Проблема контроля над деятельностью нетрадиционных объединений в условиях формирования гражданского общества в Казахстане. Религиозная безопасность личности, общества и государства.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Светское государство и религия
Принципы светского государства. Невмешательство государства в поле деятельности религии с условием, если она не противоречит законодательству. Религиозные организации и служители религиозных культов. Понимание сущности светского государства и его взаимоотношений с религией. Проблемы религиозного просвещения и воспитания в светском государстве и поликультурном обществе. Нормативно-правовая база проповеднической деятельности, религиозного образования и воспитания в современной Республике Казахстан.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ислам и политика в современном мире
Развитие исламской концепции государства в рамках исламской правовой доктрины. Исламская концепция прав человека. Исламский фактор в политических системах современных мусульманских государств. Ислам и политические идеологии в истории и современности. Ислам и демократия. Исламские политические партии в современном мире. Ислам и проблемы безопасности. Причины радикализации исламских движений. Исламский фактор в современных вооруженных конфликтах. Ислам и мусульмане в немусульманском мире.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социологические теории
Социологическая традиция и проблемы современной социологической теории. Мировоззренческие основы социальной теории в ХХ веке. Специальные социологические теории. Социология управления и ее предметное поле. Социология безопасности и её ключевые проблемы. Социология молодежи. Основные проблемы конфликтологии. Этносоциология. Структурный функционализм. Психоаналитическое направление в социологии. Франкфуртская школа. Социально-экономические предпосылки зарождения гендерной социологии. Повседневная реальность как социологическая проблема.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные религиозные процессы
Богословский и научный подходы к изучению религии. Социология религии. Религия как общественный институт. Появление новых религиозных движений. Взаимоотношения традиционных религий и новых движений. Религиозная ситуация в современном мире: тенденции развития и проблемы. Проблемы исламского фактора в современном мире. Особенности современной религиозности. Конфессиональная ситуация в Казахстане. Феномен религиозности в современном Казахстане.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Знать, понимать и анализировать научную картину мира, основные концепции философии науки, структуру и уровни научного знания; исторических, социальных, общественных, культурных, этнических и религиозных явлений; демонстрировать навыки критического мышления
- Владеть теоретическими знаниями в области педагогики и методики высшей школы по критическому мышлению, ораторскому мастерству, осуществлять исследование последних открытий в исторических, социально-религиоведческих науках, исследовать, разрабатывать, реализовывать проекты, ведущих к получению новых знаний и решений в архивной сфере, применять в педагогической практике коммуникативные, профессионально-педагогические компетенции.
- Знать и понимать психологию познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, критически сопоставлять различные технологии обучения, уметь анализировать мировые и национальные научные концепции исторической и социально-религиоведческих наук, получать научные результаты, направленные на решение проблем развития казахстанского общества
- Применять результаты научной работы в своей профессиональной деятельности, системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования в профессиональной деятельности.
- Знать теоретико-методологические проблемы источниковедения и историографии, методологию исторического исследования. Критически анализировать дискуссионные вопросы во всемирной и отечественной историографии
- Реализовать исследовательские позиции в междисциплинарной связи, формировать навыки высокой интеллектуальной честности в исследовательской деятельности, подготовки научной публикации исторических источников
- Применять результаты научных исследований в виде публикации научных статей, соблюдать научные этические принципы, владеть методикой самостоятельного решения научно-исследовательских задач в современной мировой и отечественной исторической науке, работать с национальными и международными базами данных
- Анализировать и объяснять исторические, социологические, этнические аспекты, религиозную ситуацию в современном мире, религиозную безопасность общества и государства, проблемы религиозного просвещения и воспитания в светском государстве и поликультурном обществе
Похожие ОП
7M02201 История (1.5)
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
7M02201 История
Международный Таразский инновационный институт имени Шерхана Муртазы (ТИГУ)
7M02201 История
Международный университет Астана (AIU)
7M02201 История
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
7M02201 История
Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)
7M02201 История
Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (СКУ им. Козыбаева)
7M02201 История
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
7M02201 История
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)