6B02211 Этнология и антропология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку этнологов и антропологов, занимающихся проблемами этнокультурного наследия, традиционной культурой, межэтническими отношениями, способных решать профессиональные проблемы на основе теоретических и прикладных знаний этнологии, антропологии и культурологии; со способностью к независимой экспертной и проектной деятельности, реализации национальной политики в органах власти, учреждениях культуры и общественных организациях.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель дисциплины – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы археологии
Цель дисциплины: сформировать разносторонние и системные представления о закономерностях и этапах развития человеческого общества, на базе теоретических и методических основ археологии как фундаментальной науки в изучении общества. Учебный курс формирует конкретные знания в области археологии, представления о процедуре и методике археологических исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в этнологию
Цель дисциплины сформировать представление об истории развития этнологии, о целях и задачах данной отрасли. Дисциплина дает понятие о степени ее изученности, о сегодняшних проблемах в данной сфере. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теории этногенеза и этнической истории; хозяйственно-культурная классификация народов мира; современные этнические процессы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История первобытного общества
Цель курса – сформировать у студентов представления об эволюции гоминид, о человеке как виде, о многовекторности исторического развития человеческих обществ, введение его в лабораторию исследовательского поиска. Главным содержанием программы является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Этнография народов Австралии и Океанских островов, Африки и Америки
Дисциплина имеет целью сформировать у студентов представ¬ление о многообразие культур, языков, расовых типов, генезиса и функционирования традиционных обществ Австралии и Океании, Африки и Америки. К основным задачам дисциплины относятся: ознакомление с понятийным аппаратом этнологической науки, методологией и методикой работы, этнографическими характеристиками регионов и отдельных народов, также показать эволюцию этнической ситуации в мире и причины ее изменения, дать представление о целях, источниках и методах исследований в этнологии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Методы этнологических исследований
Цель дисциплины обучить студентов методам сбора полевого этнологического материала, дать основные знания в области теории и практического овладения этнологическим инструментарием. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические проблемы этнологии. Принципы классификации народов мира. Сущность этноса и этничности в современной науке. Межэтническая коммуникация. Теоретические методы этнологического исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Этнография народов Европы и Азии
Дисциплина имеет целью сформировать у студентов представ¬ление о многообразие культур, языков, расовых типов, продемонстрировать этническую специфику Азии и Европы в историческом прошлом и современности. К основным задачам дисциплины относятся: ознакомление с понятийным аппаратом этнологической науки, методологией и методикой работы, этнографическими характеристиками регионов и отдельных народов, также показать эволюцию этнической ситуации в мире и причины ее изменения, дать представление о целях, источниках и методах исследований в этнологии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Этногенез и этническая история казахов
Цель дисциплины - научить студентов теории образования, формирования, развития казахского этноса, формирования теоретических и методологических основ этногенеза и этнической истории казахского народа, изучение общей теории формирования этносов, ознакомление студентов с научными трудами этногенеза казахского народа, формирования навыков исследования теоретических вопросов этногенеза казахского народа.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы физической антропологии
Целью изучения дисциплины является ознокомление студентов с происхождением и развитием физической организации людей и человеческих рас. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: морфология человеческого тела, генетика, антропогенез, расоведение, современные методы изучения биологии человека, связь физической антропологии и археологии, методы взаимодействия двух дисциплин.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Этнография этнических групп Казахстана
Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией и историей формирования этнических групп на территории Казахстана. Сформировать представления об особенностях материальной и духовной культур этносов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История и периоды возникновения полиэтничности Казахстана. Расселение славянского этноса на территорию Казахстана. Болгары и поляки на территории Казахстана. Тюркские народы и дунгане Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Социокультурная антропология
Цель освоения дисциплины – способствовать формированию у студентов понимания сущности человеческого, усвоении знаний о многообразии дискурсов о человеке на основе анализа научных теорий и текстов. Задачи дисциплины: - овладение студентами понятийно-категориальным аппаратом «социальной антропологии»; - изучение основных этапов и парадигм социальной антропологии, уяснение её места и роли в науках о человеке, в социальных и гуманитарных науках; - обучение будущих специалистов методологии социальноантропологического анализа и обобщение социокультурных, политических, экономических, коммуникативных миров в человеческом измерении;
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Традиционное мировоззрение казахов
Цель дисциплины: формирование у студентов понятие традиционного мировоззрения казахского народа на основе теоретических и методологических основ, изучить мировоззрение казахов в процессе его исторического развития, ознакомить с особенностями и спецификой духовного наследия казахского этноса. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Этногенез и мировоззрение казахского народа. Генезис традиции и обычаев казахского народа. Космогоническое мировоззрение казахского народа.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Миграционные процессы современного Казахстана
Дисциплина систематизирует знания о современных подходах, принципах и методах изучения миграционных процессов, об особенностях миграции в современном мире в условиях глобализации, о влиянии миграции на демографические процессы, причинах и последствиях миграции. Сформировать у студентов представления о теоретических основах и закономерностях функционирования демографической науки, выделяя ее специфику,раскрывая принципы соотношения методологии и методов познания;
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Всемирная история
Основной цель курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы. – знать основные исторические события, их причины, последствия; – знать основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории. – знать периодизацию всемирной истории, современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Этномедиа и визуальная антропология
Целями освоения дисциплины являются : -получение и внедрение в социальную практику визуальной информации о малоизвестных сторонах культуры; -складывание целостного представления у студентов истории становления и развития визуальной антропологии как научного направления; -получение знания об основных теориях и методах исследования и формирование навыков работы и анализа аудиовизуальных материалов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Атрибуция археологических и этнографических коллекции
Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научной атрибуции археологических и этнографических коллекций в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки определения музейных предметов; методами научного описания и анализа различных категорий музейных предметов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Историческая демография
Цель дисциплины сформировать представления о народонаселении, о современных концепциях, теориях, терминологии в исторической демографии. При изучении дисциплины студенты будут знать основные тенденции и закономерности демографии Казахстана во взаимосвязи с мировой историей. Получат навыки анализа источников по народонаселению и применять полученные знания на практике. Дисциплина направлена на изучение народонаселения и воздействия демографии на исторические процессы в мире.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История мировой культуры
Цель дисциплины – сформировать умения сравнивать и делать выводы по основным проблемам культуры, общим закономерностям ее развития. Будут рассмотрены: история культуры различных времен и народов, религия и мифология, наиболее значительные произведения мировой литературы, музыкального и театрального искусства, важнейшие особенности художественного творчества и восприятия.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Этноархеология
Цель дисциплины сформировать понятие об особенностях, истории формирования и методах изучения в этноархеологии. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: интерпретация археологических материалов, виды человеческой деятельности, экспериментальная археология, традиции и верования древних племен, культурогенез, социогенез.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Антропология музея
Целью дисциплины является формирование у студентов знания об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Проблемы сохранности культурного и природного наследия
Целью дисциплины является освоение студентами системы знаний междисциплинарного характера об истории, теории и практике сохранения культурного и природного наследия, необходимых для профессиональной деятельности в органах управления объектами культурного и природного наследия, в научно-исследовательских учреждениях, музеях.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Антропология города
Цель дисциплины формирование у студентов представления о роли, значение города в историческом аспекте, его социально-экономического, политического значения и специфики городской культуры. Антропология города – самостоятельное направление антропологии, основными целями которой являются формирование представления о различных аспектах антропологии города в исторические периоды.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Материальная культура и декоративно-прикладное искусство казахского народа
Цель дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам знания о материальной культуре казахского народа и сформировать умение оценивать ее основные виды и художественную культуру как неотъемлемую часть материальной и духовной культуры. Дисциплина рассматривает такие вопросы, как особенности переходных, периодических и постоянных приютов, их формы, виды и особенности, а также особенности декоративно-прикладного искусства как широкого раздела изобразительного искусства.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Памятники архитектурного исскуства
Дисциплина имеет целью сформировать у студентов представ¬ление о памятниках архитектуры , их особенностях, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции, анализировать основные памятники художественной культуры.студент получает информацию о периодах, направлениях и этапах развития архитектуры, начиная со времен первобытнообщинного строя до архитектуры современного времени.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Историческое краеведение
Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Этнополитика и этноконфликтология Казахстана
Целью дисциплины является формирование представлений об особенностях этнических конфликтов, государственной политике, мировых практиках по урегулированию этноконфессиональных проблем, методах изучения межнациональных отношений и психологических основах предупреждения и разрешения этноконфликтов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Историко-культурный туризм
Целью дисциплины является формирование у студентов навыков оценки значения историко-культурного наследия Казахстана и других стран мира в развитии местного и выездного туризма. Будут рассмотрены: роль музейного и историко-культурного туризма в формировании и развитии туристических городов и маршрутов; особенности различных категорий туристов, принципы организации туристского обслуживания.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Гендерная антропология
Целью курса является ориентация на выработку у студентов навыков полевого этнографического исследования гендерной проблематики. Практическая часть занятий включает ознакомление с ключевыми работами, иллюстрирующими разные направления гендерных исследований, а также опыты в области применения полученных знаний в практике полевых исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Духовная культура и традиционная знание казахов
Систематизируется духовная культура казахов, предмет народных учений - духовное культурное наследие казахского народа, определяется устное народное творчество, письменная культура, народные учения: место и роль народной медицины, народной ветеринарии, народной астрономии в быту, анализируется формирование, развитие казахского мировоззрения, анализируется народная музыка и инструменты, их виды.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История и культура казахской диаспоры
Цель дисциплины сформировать представления об этнической истории, причинах переселения в дальнее и ближнее зарубежье, сведения численности и расселения казахской диаспоры. Знать специфику сохранения и факты трансформации традиционной культуры. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Теоретические и методологические проблемы казахской диаспоры. Этническая история казахов Узбекистана. Казахи Кыргызстана. Исследования казахов Монголии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Эпиграфика и нумизматика
Цель дисциплины сформировать у студентов представления об исследованиях текстовых надписей, об истории монетной чеканки. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация и исследование текстовых надписей, датировка памятников, история монетного дела, методы при работе с нумизматическим материалом.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Антропология этики
Цель дисциплины формирование у студентов представления о истории этики и нравственности, роли мотивов и ценностей этических норм в антропологии. Антропология этики – самостоятельное направление антропологии, основными целями которой являются формирование представления об этических нормах и аспектах антропологии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Сакральные объекты Казахстана
Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о сакральных объектах Казахстана,их систематизации и механизме историко-культурной экспертизы по всей стране.Результаты обучения формируют навыки систематизации теоретического материала в области исторической географии,применения историко-географических методов в исследованиях.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этнопсихология
Цель: формирование целостной системы знаний о своеобразии проявлений и функционирования психики представителей различных этнических общностей, о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; компетенций в области анализа и предупреждения этнических стеретипов, психопросвещения в области совершенствования и углубления межэтнического взаимодействия, психпрофилактики межэнических конфликтов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Межнациональные и межконфессиональные отношения
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов системных знаний о теории и практике межконфессионального взаимодействия среди молодого поколения, как в нашей стране, так и за рубежом. О специфике, этапах становления и развития межконфессионального диалога,его принципах, закономерностях, моделях функционирования и роли в развитии современного общества.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этикет в культуре народов мира
Целью изучения дисциплины формирование представлений об этнокультурных особенностях народов мира; об основных традициях, обычаях, обрядах народов мира на различных этапах исторического развития; содействия возрождению и развитию национальных этнокультурных традиций с применением инновационных технологий туристской деятельности и новых форм обслуживания туристов, а также теоретическое и практическое освоение студентами основного комплекса обрядов и традиций народов мира, обеспечивающих эффективную работу в команде, толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Историческая география
Цель дисциплины: ознакомление будущих этнологов с историко-географическими исследованиями на территории Казахстана. Дисциплина направлена на изучение исторической географии как Казахстана в целом, так и его отдельных регионов в частности. При изучений дисциплины будут рассмотрены: Методы исследования и объект исторической географии. Историко-географические области древних цивилизации. Расовые различия народов мира.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этноэкономика
Дисциплина направлена на формирование у студентов представлений о теоретических, методологических и методических основах ведения национальной экономики, а также о тенденциях и закономерностях развития экономических систем различного иерархического уровня. Взаимовлияние традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также позволяет обучать уровню развития производственных сил и производственных отношений.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Антропология детства
Дисциплина имеет целью сформировать у студентов представление о теоретической и методической базе исследования этнографии детства, раскрыть особенности и значение в научном и социокультурном аспектах, включая выявление и сохранение культурно-нравственного наследия. Этнография детства – самостоятельное направление этнографии с разнообразным материалом основополагающих вопросов народной педагогики и особенности развития взглядов на Детство на современном этапе развития общества с точки зрения этнографических исследований.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- проводить полевые этнографические исследование с использованием эмпирических методов: описание, интервью, опрос, наблюдение, анкетирование, сравнительно-функциональный анализ; приобретать практические профессиональные навыки сбора этнографической информации в полевых условиях, архивах, музеях и библиотеках; наблюдение за жизнью населения (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.).
- фиксировать и обрабатывать полевые этнографические и антропологические материалы, проводить их классификацию, изучать сведения об информаторе, составлять учетную и отчетную документацию; формировать научно-исследовательских программ, сбор, использование этнографической информации, в том числе изучение особенностей повседневных (бытовых) традиций, формирующих этнический облик населения.
- составлять анкеты и опросники для проведения этнографического исследования, создавать базу данных этнографических источников, с использованием информационных технологий;
- изучить по этнографии народов мира, этнографии тюркского народа, этногенеза и этнической истории казахского народа в научно-образовательных, историко-культурных центрах, кружках, факультативах средних школах;
- осуществлять научно-образовательную, методическую деятельность в историко-культурных центрах, музейных учреждениях, проводить экскурсии, создавать экспозиции; проводить атрибуции и экспертизы музейных объектов, осуществление экспертно-аналитической деятельности в области этнографии.
- проводить аналитическую и исследовательскую работу в различных областях антропологии и этнологии;
- умение использовать соответствующую методику для решения практических и исследовательских задач, использовать и организовывать исторические и этнографические ресурсы;
- проводить мониторинг состояния миграционных, этнических и конфессиональных процессов;
- проводить культурно-просветительскую деятельность, связанную с этническим и культурным разнообразием нашей страны и человечества;
- использовать современные информационные технологии при разработке этнологических и антропологических проектов.
- способность использовать информационно-аналитическую базу изученных наук в сфере популяризации историко-культурного и этнокультурного наследия; осуществлять экспертно-аналитической деятельности (в том числе учет и хранение музейных ценностей)
- анализировать и объяснять этно и социокультурные, этнополитические, этносоциальные факторы исторического развития мирового, национальных сообществ.