6B05206 Природно-техногенные риски в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка квалифицированных специалистов в области географической науки, способных использовать научную информацию для анализа и оценки природных и природно-техногенных явлений и процессов, определять сущность возникающих природных рисков, прогнозировать и моделировать динамику их развития на основе инновационных методов и технологий.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Введение в физическую географию с основами землеведения
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснить закономерности географической оболочки Земли для определения процессов развития и функционирования составляющих ее геосфер. Курс изучает функционирование и динамику географической оболочки, строение геосфер Земли, физико-химические процессы и явления в географической оболочке; взаимосвязи между компонентами географической оболочки; локальные и региональные процессы и явления, происходящие в геосферах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрология
Цель дисциплины – сформировать способность анализировать состав гидросферы, закономерности процессов формирования поверхностного стока для определения водного баланса Земли. Курс изучает гидрологические характеристики водного потока; методы гидрологических наблюдений; приемы и способы получения, обработки, анализа и оценки гидрологических измерений и информации; приборы измерения уровней и глубин воды, скорости течения, расходов воды, гидрологических характеристик.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общая геология
Цель дисциплины - сформировать способность формулировать научное геологическое мировоззрение для описания происхождения, строении земной коры, современных физико-геологических процессах. Дисциплина изучает физические свойства оболочек Земли, вещественный состав земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; классификацию и свойства тектонических движений; генетические типы четвертичных отложений; геологическую и технологическую деятельность человека, методику геологического картографирования
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Картография
Цель дисциплины сформировать способность по современным методам и технологиям создания, проектирования и использования тематических, специальных и кадастровых планов и карт. Дисциплина направлена на изучение: теоретических основ картографии, компьютерной технологии, способам создания и использования тематических планов и карт; общих принципов картографического производства, оценивать грамотность применения способов и графических средств.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Климатология с основами метеорологии
Цель дисциплины: сформировать способность определить состав, строение атмосферы, физические процессы для определения процесса формирования климата на Земном шаре. Курс изучает изменения климата в различных широтах; глобальные географические закономерности воздушной оболочки; географические факторы, определяющие формирование климата; пространственного распределения на Земном шаре давления, температуры, влажности, преобразование солнечной радиации в атмосфере.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы геоинформатики
Сформировать способность понимать теоретические, методические и технологические основы геоинформационных систем для получения практических навыков использования геоинформационных технологий при решении прикладных задач. Дисциплина изучает фундаментальные понятия геоинформатики и ГИС, основные этапы развития ГИС, географическое и виртуальное картографирование, понятие о геоинформационном картографировании, геоинформацию и базу данных ГИС, техническое и программное обеспечение ГИС.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Геоморфология и геодинамика
Цель дисциплины - сформировать способность обьяснить законы формирования рельефа земной поверхности и закономерности развития геодинамических процессов для определения их оценки и прогноза развития. На курсе изучаются концепции геоморфологии, методы геоморфологических исследований, физико-географические факторы рельефообразования; морфологические, генетические особенности форм рельефа и их классификация; типы эндогенных и экзогенных процессов, принципы и методику геоморфологического картографирования
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Ландшафтоведение с основами почвоведения
Цель дисциплины: сформировать способность определить роль климатических, почвенно-гидрологических и биологических факторов для выявления их взаимосвязи в природном комплексе. Курс изучает этапы эволюции ландшафтной оболочки Земли, морфологическую структуру, важнейшие факторы ланшафтогенеза, механизму функционирования ландшафта, взаимосвязь природных компонентов, динамику развития природных и антропогенных ландшафтов, методы картографировании; ландшафтно-экологическое обоснование рационального природопользования
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Опасные природные процессы
Цель дисциплины - сформировать способность применить теоретические знания о опасных и неблагоприятных процессах рельефообразования для выявления причины факторов их формирований и экологического значения. На курсе изучаются основные основные факторы, особенности и закономерности развития природных опасных процессов и явлений, принципы и методы их картографирования, исследования и мониторинга опасных процессов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Полевые геоморфологические исследования
Цель дисциплины: сформировать способность изучить организацию, типы и методы проведения полевых камеральных геоморфологических исследований для глубокого освоения основных принципов геоморфологического картографирования и морфометрического анализа рельефа. Курс изучает: разные методы общего геоморфологического анализа: структурно-геоморфологичес-кого, палеогеоморфологичес-кого и фациально-геоморфоло-гического; современная динамика рельефа для примения решения практических задач.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Геоэкология
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснить основные понятия, теории и законы геоэкологии для определения геоэкологических ситуации и характера протекания геоэкологических процессов. Курс изучает основные понятия, объект, задачи, методы геоэкологии; геосферные оболочки Земли и их экологические функции, антропогенные изменения геосфер; геоэкологические проблемы территорий различного хозяйственного назначения, методы оценки состояния природно-антропогенных систем.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Техногенные системы и техногенный риск
Цель дисциплины –сформировать представление о техносфере как составной части окружающей среды для выявления глобальных последствий техногенного риска. Курс изучает вопросы качества природной среды, социальных и природных объекты, негативные события техногенного происхождения, вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации и реализации технологических процессов, общие вопросы риска, управленческую деятельность по снижению техногенного риска
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологические риски
Цель дисциплины: сформировать способность применить полученные знания о методах исследования экологических рисков для принятия управленческих решений по снижению рисков. На курсе изучаются источники и параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям; техногенные системы и их воздействие с окружающей средой; характеристика риска при разных типах природопользования; мониторинг окружающей среды
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологические риски урботерриторий
Цель дисциплины: сформировать способность применить полученные теоретические знания об урбанизированных территориях как отдельных экосистем для выявления причин экологических рисков в современных городах и городских агломерациях и организации мониторинга состояния окружающей среды городов. Курс изучает формирование урбанизированных территорий; развитие городов и городских систем; характеристику и проблемы современных городов и городских агломераций.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологическая экспертиза и оценка экологических рисков
Цель дисциплины: сформировать способность формировать способность продемонстрировать основные современные проблемы и тенденций развития экспертизы и оценки экологических рисков на основе анализа принципов и методов воздействия различных типов хозяйственной деятельности на окружающую среду. Курс изучает: систему методов экологической оценки и экспертизы; методологические принципы и положения экологического обоснования хозяйственной деятельности и нормативы проведения экспертизы.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экология с основами биогеографии
Цель дисциплины: сформировать способность продемонстрировать базовые знания об основных положениях и принципах экологии и биогеографии на основе анализа закономерности географического распространения живых организмов и их сообществ для применения полученных знаний в области охраны природы и природопользования. Курс изучает: экология и биогеография; фундаментальные основы экологии; биогеография и ее место в системе наук; географический ареал биологических таксонов
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Ледниковые и селевые геосистемы
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснять понятие о ледниковых и селевых геосистемах для определения особенности их формирования на основе изучения природных условий, закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Курс изучает причины и механизмы формирования, динамику ледниковых и селевых геосистем; закономерности и механизмы льдообразования и селевых явлений; географию распространения ледниковых систем и селевых явлений, их прогнозирование.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Цифровая фотограмметрия
Цель дисциплины: сформировать способность применения аэрокосмических материалов в цифровой фотограмметрии и обработка сырых данных для создания и обновления топографических и кадастровых карт. Дисциплина изучает различные методы анализа и синтеза пространственной информации при картографическом моделировании, осуществлять оценку качества цифровой фотограмметрии, составления карт различной тематики, методы цифровой фотограмметрии при автоматизации картографического анализа.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Аэрокосмические методы исследований
Цель дисциплины - сформировать способность получать данные дистанционного зондирования с различных носителей для решения практических задач при исследовании земной поверхности. На курсе изучаются технические средства и технология получения снимков, фотограмметрические свойства снимков, способы извлечения со снимка необходимой информации, методика дешифрирования космических снимков, современные космические системы, используемые для решения практических задач
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Социально-экономические риски
Цель дисциплины: сформировать способность продемонстрировать основные концепции общества риска к региональной действительности на основе анализа изменения в различных сферах общества для оценки воздействия экологических рисков на жизненную среду и динамику общественного сознания. Курс изучает кризисные явления в экономике; обеспечение экономической безопасности в процессе антикризисного управления; роль инноваций и социальное партнерство в антикризисном управлении.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Оценка воздействия на окружающую среду
Цель дисциплины: сформировать способность использовать теоретические основы по экологической оценке воздействия различных видов хозяйственной деятельности на природно-техногенные системы для принятия управленческих решений за качеством окружающей среды и рационального природопользования; Курс изучает теоретическиеи правовые основы развития ОВОС; методы оценки воздействия на природно-техногенные системы ; нормативно-правовое обеспечение процедуры ОВОС.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
ГИС в оценке природно-техногенных рисков
Цель дисциплины: сформировать способность аргументировать основные принципы работы программного обеспечения ГИС программ для изучения природно-техногенных систем. На курсе изучаются теоретические основы структуры ГИС, их компоненты, основные принципы функционирова-ния и возможности современных ГИС-технологий; способы получения, хранения, редактирования геоданных, средства и инструменты геообработки, способы анализа данных и представления результатов для практического применения
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Зеленая экономика
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснить понятие «зеленой» экономики для определения экономических и эколого- правовых основ создания и функционирования «зеленой» экономики на основе анализа ее содержании в аспекте развития отраслей экономики. Курс изучает: понятие и сущность зеленой» экономики в международном праве; международно-правовые основы формирования «зеленой» экономики; идею «зеленой» экономика в контексте устойчивого развития.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Устойчивое развитие
Цель дисциплины: сформировать способность интерпретировать методологические основы устойчивого развития на основе анализа планомерного изменения традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей для сохранения устойчивости биосферы и развитию социума. Курс изучает концепцию устойчивого развития и ее исторические аспекты; систему основных понятий устойчивого развития; основные научные принципы устойчивого развития
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Дешифрирование космических снимков
Цель дисциплины - сформировать способность понимать базовые основы обработки материалов ДЗЗ для получения практических навыков работы на специализированном программном обеспечении по дешифрированию аэрокосмических снимков. Дисциплина изучает теоретические основы компьютерной обработки и дешифрирования космических снимков, современные технологии и методы обработки и интерпретации аэрокосмоснимков, программное обеспечение для дешифрирования аэрокосмоснимков, методы автоматизирования дешифрирования.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Общество и окружающая среда
Цель дисциплины – сформулировать способность обьяснить понятие, характеризующее природные условия территории для определения ее экологического состояния. Курс изучает природные условия территории, состояние её локальных и глобальных экосистем, включая технические системы и их взаимодействие с человеком, устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов, природоохранные нормативы и нормативы допустимого воздействия на нее
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Сейсмология
Цель дисциплины: сформировать способность обобщать полученные знания по внутреннему строению Земли и закономерности распределения сейсмических волн для определения сейсмопасных территорий. На курсе изучаются схемы районирования сейсмичности; сейсмология и внутреннее строение Земли; сейсмические волны, собственные колебания Земли; общие закономерности распределения землетрясений; оценка интенсивности землетрясений и определение координат и времени очага.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Мониторинг природно-техногенных систем
Цель дисциплины: сформировать способность решать организационные вопросы по контролю и прогнозу состояния природной среды и техногенных процессов с использованием современных методов для выявления негативных факторов оказывающие влияние на безопасность населения и территорию. Курс изучает общее понятие о мониторинге опасных природных и техногенных процессов; мониторинг опасных природных явлений; развитие опасных явлений и ЧС; мониторинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Региональные экологические проблемы и риски
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснить региональные экологические проблемы на основе анализа глобальных экологических проблем современности для определения причины и возможные пути их преодоления в экологических проблемах РК. Кур изучает: теоретические основы регионоведения, методы исследования объектов; социально значимые проблемы и явления; особенности формирования пространственной структуры Казахстана и сопредельных международных регионов, социально-значимые региональные проблемы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы прогнозирования и моделирования природно-техногенных систем
Цель дисциплины: сформулировать способность обосновать полученные знания для оценки, моделирования и прогноза природно-техногенных геосистем. На курсе изучаются принципы формирования и функционирования природных и техногенных систем; методы моделирования и прогноза рисков; разработка практических рекомендаций по охране природы от проявлений природно-техногенных процессов и рисков и обеспечению устойчивого развития и принятия прироохранных мер
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Современный экзоморфогенез
Цель дисциплины: сформировать способность продемонстрировать основные понятия о современных принципах развития экзогеннных и эндогенных процессов на основе анализа пространственного их распределения для определения различных типов рельефа. Курс изучает: основные факторы, особенности и закономерности развития современных процессов, методы исследования, мониторинга и картографирование процессов; современные ГИС-программы для создания карт современных экзогенных процессов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Экологическое картографирование геосистем
Цель дисциплины: сформировать способность продемонстрировать целостное представление об экологическом картографировании на основе ГИС – технологий для исследования и пространственного отображения экологических проблем и ситуаций. Курс изучает теоретические и методические основы экологического картографирования; тематические группы экологических карт; комплексное экологическое картографирование; атласное экологическое картографирование; геоинформационные системы и экологическое картографирование.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Медико-географические исследования окружающей среды
Цель дисциплины: сформировать способность анализировать представле-ния о медицинской географии как о науке для применения метода медико-географических исследований для определения степени улучшения состояния здоровья человека. Курс изучает природные факторы формирования социальных рисков здоровья населения, источники и социальные контексты болезни, взаимодействие генетических факторов с факторами внешней среды, принципы и методы медико-географических исследований.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Геоинформационное картографирование природно-техногенных систем
Цель дисциплины: сформировать способность обьяснить современные тенденции развития геоинформационного картографирования для разработки цифровых и электронных карт экологических рисков. Курс изучает теоретические, методологические подходы проектирования, составления и редактирования карт экологических рисков; принципы и методы автоматизированного картографирования, цифровые базы данных; применение цифровых и электронных карт при решении экологических задач.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Опустынивание и деградация геосистем
Цель дисциплины – сформулировать способность выявить причины процесса опустынивания и деградации геосистем для определения их экологической роли в природе и жизни человека. Дисциплина изучает компоненты современной геосистемы, факторы, влияющих на возникновение деградации геосистем и развития процесса опустынивания , техногенные катастрофы, проблемы охраны окружающей среды и напряженности, меры по предотвращению загрязнения геосистем.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Антропогенные экосистемы
Цель дисциплины - сформировать способность анализировать систематизированные знания практической и теоретической направленности в области изучения структуры и функционирования природно-антропогенных ландшафтов для определения роли человека в эволюции экосистем. Курс изучает природные факторы пространственной дифференциации антропо-генных экосистем; типы и классификацию антропогенных ландшаф-тов; функционирование, динамику и устойчивость антропогенных экосистем; экологические аспекты организации антропогенных ландшафтов;
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Четвертичная геология
Цель дисциплины: сформировать способность продемонстрировать знания о четвертичном периоде, стратиграфии четвертичных отложений, морфолитогенезе этого периода на основе анализа определяющих его факторов. Курс изучает общую характеристику четвертичного периода; стратиграфию четвертичного периода; элювиальные отложения; коллювиальные отложения; склоновые отложения; методы определения возраста четвертичных отложений; полезные ископаемые, приуроченные к четвертичным отложениям
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать и обобщать научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений, используя современные методы и подходы к проведению научных исследований и разработок. на основе базовых знаний естественно-научных дисциплин.
- Интерпретировать международные стандарты, законодательные и нормативные акты по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.
- Проводить мониторинг состояния окружающей среды, организуя и осуществляя систематические наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, осадков, поверхностных вод, почвы, донных отложений, радиационного фона, гидробиологических наблюдений согласно плану наблюдений.
- Организовать выполнение конкретного вида инженерно-экологических изысканий по контролю технологических режимов природоохранных объектов на основе знаний геоэкологической изученности региона.
- Планировать комплекс полевых инженерно-геоэкологических работ, определяя задачи, решаемые различными инженерно-геоэкологическими методами.
- Проводить комплекс инженерно-экологический изысканий, составляя план-графики выполнения полевых работ, обеспечивая связи с подчиненными, выполняющими инженерно-экологические исследования и вести полевой журнал по маршрутам, используя методы обработки результатов полевых наблюдений и исследований.
- Руководить производством полевых и камеральных работ в ходе инженерно-экологических изысканий и обеспечивать меры безопасности исполнителями, используя программное обеспечение, применяемое для обработки наблюдений и исследований.
- Готовить геологические отчеты, анализируя, обобщая и оценивая геоэкологическую изученность района работ с использованием современного специализированного программного обеспечения и нормативных правовых актов в области недропользования.
- Анализировать и систематизировать инженерно-геологические и современные процессы, используя теоретические основы естественных наук о природных условиях территории.
- Оценивать участок района исследования на вероятность возникновения опасных техногенных геологических процессов на основе междисциплинарных методов и анализа состояния природной среды, используя биогеографию района.
- Проводить геоэкологическую оценку потенциала на месторождении в пределах района исследования, используя основы геоинформатики и научные методы геологии, геоморфологии, анализируя фактическое состояние экологической безопасности в районе выполнения работ.
- Проявлять лидерские качества, внимательность, этичность и ответственность, самоорганизацию, умение работать в команде на основе гуманистических установок и национальных ценностей, используя правовые основы и финансовую грамотность по модернизации общественного национального сознания.