6B05109 Нейронаука в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов в области нейронауки, руководствующихся морально-этическими принципами в профессиональной деятельности и обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям работодателей, осуществляющих профессиональную деятельность в научной, медицинской и социально-производственной сферах, государственных и бизнес-структурах на основе современных концепций и методов нейронауки с позиций междисциплинарных нейронаучных подходов при проведении научно-исследовательских и прикладных работ по развитию безопасных и эффективных технологий искусственного интеллекта, разработке диагностических алгоритмов в изучении функций мозга в норме и патологии, способных планировать и проводить нейротренинги для организаций, определять эффективные стратегии в нейронауке.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Биоразнообразие растений и животных
Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о разнообразии растительного и животного мира, их основных свойствах и закономерностях функционирования. Будут рассмотрены следующие аспекты: систематика, номенклатура, биоразнообразие низших и высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных; практическое и теоретическое значения растений и животных в различных сферах деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение и способность демонстрировать на практике применение принципов и норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры в быту и на рабочем месте, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Анатомия и физиология человека
Цель дисциплины: сформировать интегрированные знания о нормальном типичном строении и функционировании клеток и органов тела человека, с учетом всех индивидуальных особенностей. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: анатомо-топографических взаимоотношений и регуляции функций клеток, органов и систем в норме для понимания процессов жизнедеятельности и поддержания гомеостаза.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Генетика
Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию ключевых механизмах наследственности и изменчивости живых организмов и использовать эти знания в профессиональной практике. Будут рассмотрены: основные закономерности классической генетики, механизмы наследования признаков; взаимодействия аллельных и неаллельных генов; генетика пола, сцепленное с полом наследование; кроссинговер; виды изменчивости; генетические процессы в популяции; основы генетики человека.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Биохимия
Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний состава, свойств, структуры и функций биохимических процессов живых организмов, особенностях биологического действия биополимеров, идентифицировать функциональные группы белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот регуляции метаболизма, обмена веществ и биохимических методов анализа в лабораторных условиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Когнитивная наука
Цель дисциплины - сформировать представления о современных концепциях когнитивной науки, изучающей познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, сознание, речь, память, воображение, экзекутивный контроль), их свойства и детерминанты поведения на основе применения теоретико-информационных моделей, синтезируемых в результате исследований, проводимых в сферах экспериментальной психологии, компьютерного моделирования, искусственного интеллекта, эпистемологии, лингвистики, психолингвистики, когнитивной нейронауки.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Основы нейронауки
Цель дисциплины – сформировать представление об основных принципах нейронауки как междисциплинарной области на стыке с химией, физикой, когнитивной науки, инженерии, информатики, лингвистики. Нейронаука начинается с изучения истории развития нейронауки, обзора современных методов, основы клеточной и молекулярной нейробиологии, принципы возбуждения на уровне клетки, а также нейрофизиологические закономерности проведения нервного импульса.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Пластичность и развитие мозга
Цель дисциплины – сформировать представления о современных концепциях пластичности как нейробиологической основы развития, обучения, памяти, адаптации детей и взрослых, восстановления, компенсации и коррекции поврежденных функций мозга человека. Курс включает изучение молекулярно-клеточных, нейрофизиологических механизмов пластичности, ее биологических и поведенческих детерминирующих факторов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Экспериментальный дизайн и этика
Цель дисциплины – формирование систематизированных понятий о принципах конструирования дизайна экспериментальных исследований в сфере нейронауки, отвечающих критериям научной доказательности и требованиям научной этики и этических стандартов в исследованиях с участием людей и животных.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Гормоны и поведение
Цель дисциплины - формирование системных представлений о роли гормонов в регуляции поведения человека и животных на основе изучения нейробиологических механизмов взаимодействий между гормонами, мозгом и поведением в контексте сложных нейрогормональных сетей.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Современное программирование
Цель дисциплины – формирование умений анализировать способы достижения потенциальной производительности выполнения программ благодаря знанию базовой вычислительной платформы и ее взаимодействия с программами различных высокопроизводительных процессоров (новейшие ядра Intel, иерархия памяти, многоядерный кэш, графические процессоры), использовать расширенные наборы команд с неявным кодом и встроенными функциями, программировать сложное оборудование для получения высокой загрузки.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Клинические и трансляционные исследования
Цель дисциплины – формирование навыков организаций клинических и трансляционных исследований в нейронауке для переноса новых знаний о механизмах работы мозга и его заболеваниях в разработку практических методов диагностики и лечения, а также предупреждения заболеваний мозга.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Нейроэндокринология
Цель дисциплины - формирование системных представлений о взаимодействии нервной и эндокринной систем в регуляции процессов жизнедеятельности на основе изучения нейро-гуморальной регуляции, специфических закономерностей функционирования эндокринной системы, отдельных структурных элементов. Курс включает анализ механизмов действия нейрогормонов для оценки физиологических функций и регуляторных механизмов, влияющих на физическое, психическое здоровье человека.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Основы программирования
Цель дисциплины - формирование навыков описания основных элементов языка программирования, типов данных, операторов, использования возможностей библиотечных функций, способов создания абстрактных и пользовательских типов, структур, функций, оценивания современных тенденций развития языков программирования и методов трансляции.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Нейронаука боли
Цель дисциплины - изучить сущность и природу нейробиологических систем и механизмов, лежащих в основе как острой, так и хронической боли. Курс поясняет ноцицептивные и сенсорные системы, молекулярные основы болевой рецепции, модуляцию боли, нейроанатомию периферических и центральных нейросетей боли, их патологии, а также фармакологические и нефармакологические методы лечения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Молекулярная биология
Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о молекулярных носителях наследственности, структуре и функции белков и нуклеиновых кислот, о структуре и функции основных классов органических соединений в живом организме; обосновать принципы организации гена и генома про- и эукариот; анализировать физико-химические свойства ДНК, РНК и белков; применять подходы к анализу нуклеиновых кислот.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Обработка сигналов мозга
Цель дисциплины состоит в формировании способности проводить экспериментальные исследования в области обработки нейронных сигналов, их анализа и интерпретации с помощью методов машинного обучения с применением методов и средств получения, хранения, обработки и трансляции сигналов ЭЭГ с применением современных программ MATLAB, EEGLab, SPM на индивидуальном и групповом уровнях.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Биологические основы нейрофармокологии
Цель дисциплины – сформировать представления о нейробиологических концепциях молекулярно-клеточных механизмов действия различных классов лекарственных средств на функционирование нервной системы при различных заболеваниях нервной системы,а также понимание перспектив и подходов к исследованиям по выявлению новых лекарственных мишеней для более эффективной терапии нервных болезней.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Введение в искусственный интеллект
Цель дисциплины – формирование способности разрабатывать и внедрять компоненты систем искусственного интеллекта для повышения скорости и качества обработки данных и принятия решений на основе освоения теории и практики формулирования функции, систем искусственного интеллекта, математических методов, технологий и инструментов проектирования, программных средства разработки систем искусственного интеллекта, моделирования предметной области.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Психоиммунология
Цель дисциплины - формирование представлений о взаимодействиях между поведением, нервной и иммунной системами, поведенческих и психологических детерминантах функционального состояния иммунной системы на основе изучения нейробиологических механизмов, лежащие в основе этих связей, их эволюционного значения, а также особенностей передачи сигналов между нервной и иммунной системами.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Нейронаука эмоций и мотивации
Цель дисциплины – формирование представления о современных нейронаучных теориях мотивации и эмоций. В курс включены современные исследования в области эмоционально-мотивационных основ поведения, нейрофизиологических механизмов регуляции эмоций в норме и патологии, поисков объективных нейромаркеров патологии эмоциональных состояний мозга.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Нейробиологические теории сознания
Цель освоения дисциплины – формирование понимания исторических и современных нейробиологических концепций сознания на основе подходов с позиции эволюционной теории, нейрофизиологических механизмов эмоционально-когнитивных процессов и математических моделей нейронных сетей, а также искусственного интеллекта.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 9
-
Нейротрансмиттеры мозга
Цель дисциплины – сформировать более глубокое понимание роли нейромедиаторов в молекулярно-клеточных механизмах электро-химической коммуникации между нейронами и иннервируемыми системами организма, о биохимии сигнальных молекул нервной системы, их классификации, свойствах, метаболизме в норме и патологии, природных и синтетических агонистах и антагонистах и их применении в медицине.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Техники визуализации
Цель дисциплины – формирование представлений и навыков в области современных техник визуализации, применяемых в нейронауке: функционально-структурное резонансное сканирование, позитронно-эмиссионная томография, диффузионная тензорная томография, энцефалография, магнитная энцефалография, спектральная визуализация. Лабораторные занятия направлены на освоение ЭЭГ, МРТ методов и первичного анализа индивидуальных данных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Коннективити мозга и теория сетей
Цель дисциплины – сформировать понимание математической теории графов и ее применение для измерения функциональных, анатомических и каузальных взаимодействий между отдельными структурами мозга. Курс поясняет применение математической модели к нейросетям мозга и дает навыки проводить коннективити анализ на современных компьютерных программах.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Нейропатология развития
Цель дисциплины – изучение нейробиологических основ патологии развития сенсорной и моторной систем, нарушения интеллекта и психических функций в детском возрасте. Курс раскрывает нейрофизиологические механизмы отклонения в умственном развитии детей, в том числе и при аутизме, синдроме Дауна и других заболеваний.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Нейрокибернетика
Цель дисциплины – формирование понимания методологических основ кибернетики как науки об общих принципах управления в живых и неживых системах. Курс предполагает освоение технологических методов взаимодействия мозга и компьютера для разработки практических моделей и приборов, устанавливающих данное взаимодействие для решения задач повышения эффективности функционирования физиологических систем организма и автоматизации процессов управления.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
ИТ моделирование сложных систем
Цель дисциплины состоит в формировании способности применять современные многомерные статистические модели и современные программные системы при решении задач анализа различных процессов мозга с позиции теории хаоса и сложных адаптивных систем, на основе использования методов марковской цепи в бейсиковской структуре, нелинейных фрактальных подходов, регрессионной модели, регрессионных сплайнов, обобщенных аддитивных моделей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Социальная и культурная нейронаука
Цель дисциплины – формирование систематизированных понятий о концепциях опосредствования мозгом человека социального поведения индивида и культурных процессов в обществе на основе изучения нейробиологических коррелятов социокультурных особенностей индивидов разных сообществ в контексте взаимодействия индивида с социокультурной средой, характеризующейся совокупностью норм морали и нравственности, идеалов, ценностных ориентиров, установок, стереотипов и предрассудков.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Биологические основы патологии мозга
Цель дисциплины – изучение функциональных изменений мозга при структурных патологиях, таких как опухоль мозга, последствия черепно-мозговых травм и пороки пренатального и постнатального развития мозга. Курс раскрывает основные механизмы отклонения от нормального функционирования, их систематизацию и научные исследования в области патологии мозга.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Основы нейролингвистики
Цель дисциплины – сформировать системные представления об основных положениях и задачах современной нейролингвистики, интегрирующей методы и парадигмы лингвистики и нейронауки, на основе изучения мозгового обеспечения речемыслительной деятельности, нейрофизиологических аспектов усвоения родного и иностранного языка, анализа данных клинических исследований в области нарушения речи, чтения и письма, речевых нарушений, сопровождающих психические заболевания.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Биофизика
Цель дисциплины- формирование представления о важнейших физических процессах, протекающих в живых организмах, основных принципах и теоретических положений биофизики и навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию биологических явлений и закономерностей, рассматриваются взаимосвязь физического и биологического аспектов функционирования живых систем, физические основы жизнедеятельности, включая химическое строение, свойства природных соединений и их комплексов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Нейронаука обучения и памяти
Цель дисциплины – сформировать представления о нейробиологических и психологических механизмах обеспечения обучения и памяти, базирующихся на интеграции концепций экспериментальной психологии, различных отраслей биологии и компьютерных наук, а также о факторах, детерминирующих способность к обучению и запоминанию, нейробиологических и психологических основах повышения эффективности обучения и запоминания и профилактики их возрастного упадка.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
Результаты обучения
- Демонстрировать понимание философско-методологических подходов к изучению связи мозга и сознания на основе обобщения данных, получаемых на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном и поведенческом уровнях в контексте закона единства структуры и функции для эффектного выполнения исследований в сфере нейронауки
- Осуществлять анализ и аргументированную интерпретацию данных командных исследований в нейронауке с применением математических и информационных программ и технологий с соблюдением критериев научности
- Разрабатывать дизайн экспериментальных исследований, направленных на решение задач в нейронауке, на основе интеграции психологических, нейрофизиологических и математических принципов
- Применять современные экспериментальные методики и методы нейровизуализации в изучении нейробиологических процессов на основе интеграции междисциплинарных подходов нейронауки
- Применять разработки в области нейрокибернетики и человеко-компьютерного взаимодействия в соответствии с запросами здравоохранения, государственной безопасности, маркетинга и бизнеса
- Владеть позитивными коммуникативными навыками, основанными на принципах патриотизма, гражданственности и толерантности для успешной работы в команде в процессе решения прикладных аспектов нейронауки
- Владеть принципами самообучения с использованием современных информационных и образовательных технологий в целях расширения интегративных знаний и многоплановости их применения
- Применять современные нейротехнологические разработки, направленные на оптимизацию учебно-трудового процесса с учетом возрастных особенностей функционального состояния мозга
- Осуществлять сбор первичных данных для проведения проектных научно-прикладных исследований в нейронауке в соответствии с этическими нормами и принципами научности
- Проводить нейротренинги с учетом их рисков и доходности в различных организациях на основе определения современных достижений нейронауки
- Научно аргументировать и защищать собственные взгляды, позиции и мнения в отношении проблем в сфере теоретической и прикладной нейронауки на системном уровне
- Владеть основами статистического анализа и программирования, математического моделирования с использованием современных компьютерных технологий для реализации исследовательских задач в нейронауке